Научная статья на тему 'НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологический суверенитет / экономический рост / устойчивое развитие / механизмы государственной поддержки / стратегический менеджмент. / technological sovereignty / economic growth / sustainable development / mechanisms of state support / strategic management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвина К.Я.

Целью данной статьи является анализ новой технологической политики государства, изложенной в концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года, и ее влияния на социально-экономическое процессы. Реализация технологического приоритета в виде достижения технологического суверенитета требует проведения новой технологической политики в стране, самостоятельной по отношению к научно-технической и промышленной политике. В рамках исследования также рассматриваются и анализируются угрозы, которые могут повлиять на достижение целевых показателей технологического развития. Выделяются механизмы реализации целей технологического развития, наиболее значимые для достижения целей социально-экономического развития государства. По результатам исследования автором разработана матрица соответствия целей технологического развития, механизмов их реализации и получаемых эффектов. Для достижения цели исследования использовались общенаучные методы исследования, такие как анализ, индукция, дедукция, синтез, а также данные статистической отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGICAL POLICY AS A TOOL OF STRATEGIC PUBLIC ADMINISTRATION

The purpose of this article is to analyze the new technological policy of the state, set out in the concept of technological development of the Russian Federation until 2030, and its impact on socio-economic processes. The realization of technological priority in the form of achieving technological sovereignty requires the implementation of a new technological policy in the country, independent in relation to scientific, technical and industrial policy. The study also examines and analyzes threats that may affect the achievement of technological development targets. The mechanisms of implementation of the goals of technological development, the most important for achieving the goals of socio-economic development of the state, are highlighted. Based on the results of the research, the author has developed a matrix of compliance with the goals of technological development, the mechanisms of their implementation and the effects obtained. To achieve the research goal, general scientific research methods such as analysis, induction, deduction, synthesis, as well as statistical reporting data were used.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

DOI: 10.54861/27131211_2024_2_5

Специальность ВАК: 5.2.6

УДК 338.2

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Литвина К.Я., кандидат экономических наук, доцент кафедры

отраслевой экономики и финансов, Российский государственный

педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Целью данной статьи является анализ новой

технологической политики государства, изложенной в концепции

технологического развития Российской Федерации до 2030 года, и ее влияния

на социально-экономическое процессы. Реализация технологического

приоритета в виде достижения технологического суверенитета требует

проведения новой технологической политики в стране, самостоятельной по

отношению к научно-технической и промышленной политике. В рамках

исследования также рассматриваются и анализируются угрозы, которые могут

повлиять на достижение целевых показателей технологического развития.

Выделяются механизмы реализации целей технологического развития,

наиболее значимые для достижения целей социально-экономического

развития государства. По результатам исследования автором разработана

матрица соответствия целей технологического развития, механизмов их

реализации и получаемых эффектов. Для достижения цели исследования

использовались общенаучные методы исследования, такие как анализ,

индукция, дедукция, синтез, а также данные статистической отчетности.

5

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

Ключевые слова: технологический суверенитет, экономический рост,

устойчивое развитие, механизмы государственной поддержки, стратегический

менеджмент.

NEW TECHNOLOGICAL POLICY AS A TOOL OF STRATEGIC PUBLIC

ADMINISTRATION

Litvina K.Ya., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the

Department of Industrial Economics and Finance, A.I. Herzen Russian State

Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

Abstract. The purpose of this article is to analyze the new technological policy of the state, set out in the concept of technological development of the Russian

Federation until 2030, and its impact on socio-economic processes. The realization

of technological priority in the form of achieving technological sovereignty requires

the implementation of a new technological policy in the country, independent in relation to scientific, technical and industrial policy. The study also examines and

analyzes threats that may affect the achievement of technological development

targets. The mechanisms of implementation of the goals of technological

development, the most important for achieving the goals of socio-economic

development of the state, are highlighted. Based on the results of the research, the

author has developed a matrix of compliance with the goals of technological

development, the mechanisms of their implementation and the effects obtained. To

achieve the research goal, general scientific research methods such as analysis, induction, deduction, synthesis, as well as statistical reporting data were used.

Keywords: technological sovereignty, economic growth, sustainable

development, mechanisms of state support, strategic management.

JEL classification: G38, O32, H11.

6

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

Для цитирования: Литвина К.Я. Новая технологическая политика как

инструмент стратегического государственного управления // Прогрессивная

экономика. 2024. № 2. С. 5–21.

Введение

При изучении социально-экономической политики государства и

направлений ее развития различных стратегических документах (стратегии,

концепции, программы) широко освещаются и описываются проблемы

научно-технологического и инновационного развития, в отличие от других

направлений, составляющих социально-экономическое развитие. При

наличии

значительного

количества

документов

стратегической

направленности в российской экономике по научно-технологическому и

инновационному развитию, фактические показатели развития этих

направлений остаются неудовлетворительными, а целевые показатели в

большинстве случаев не достигаются.

В качестве основной причины складывающейся тенденции выделяется

отсутствие системного подхода в этой области: начиная от планирования и

установки целевых показателей, заканчивая анализом тех причин, которые

привели к отставанию российской экономики в области научно-

технологического и инновационного развития [5]. Приоритет новой

технологической политики государства, которая реализуется в настоящее

время в рамках третьего этапа технологического развития отечественной

экономики, установлен как достижение технологического суверенитета, что

является продолжением общей политики обеспечения российского

суверенитета

во всех отраслях: продовольственная, медицинская

информационная и пр.

Под суверенитетом в области развития технологий следует понимать,

как наличие самих технологически емких отечественных разработок, так и

возможность их разработки с использованием разработок «дружественных»

стран. Именно отсутствие технологического суверенитета так серьезно

7

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

повлияло на российскую экономику в период санкционного давления,

особенно остро ощутимого в период с февраля 2022 года. Реализация

технологического приоритета в виде достижения технологического

суверенитета требует проведения новой технологической политики в стране,

самостоятельной по отношению к научно-технической и промышленной

политике.

Правительством Российской Федерации проведен анализ тех вызовов, с

которыми столкнулась российская экономика, по результатам чего была

выявлена необходимость системного изменения подходов к научно-

технологическому развитию станы, что нашло отражение в утвержденной

концепции технологического развития Российской Федерации на период до

2030 года [8]. Концепция является основой для разработки (корректировки) и

реализации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственных

программ

(подпрограмм)

Российской

Федерации, региональных программ (подпрограмм) субъектов Российской

Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а

также плановых и программно-целевых документов государственных

корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с

государственным участием.

Целью

настоящего

исследования

является

анализ

новой

технологической политики государства, изложенной в концепции

технологического развития Российской Федерации до 2030 года, и ее влияния

на социально-экономическое развитие государства.

Обзор литературы

Развитие российской экономики широко освещено в трудах

отечественных исследователей, таких как З.Г. Антонова, Л.В. Комаревцева,

В.И. Лившиц, С.И. Кретов, Е.Б. Ленчук, В.А. Перькова и др., однако, в

большинстве случаев помимо общенаучных выводов исследования содержали

всесторонний анализ развития инноваций в российской экономике:

применение механизмов государственно-частного партнерства для разработки

инноваций [1; 12], интеграция научных школ с возможностями поиска

8

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

инноваций [9; 10], тренды управления инновациями и их правовое

регулирование [14]. Можно отметить также многообразие научных статей, посвященных

всестороннему

анализу

стратегических

документов

отечественными экономистами [3; 4; 6], например:

стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на

период до 2015 года», утвержденная в 2006 году;

стратегия инновационного развития Российской Федерации на

период до 2020 года, утвержденная в 2011 году;

концепция технологического развития до 2030 года и

инновационные перспективы научно-технологического развития Российской

Федерации, утвержденная в 2016 году.

Однако в научном дискурсе крайне мало исследований, в которых

анализируются итоги реализации стратегических документов в области

научно-технологического и инновационного развития, возникающие

сложности при их реализации, а также причины, способствующие таким

результатам.

Особое

внимание

исследователи

уделяют

анализу

инновационной политики государства на федеральном и региональном

уровнях, анализируя формирование институтов экономики инноваций [15; 17]

и усиление конкурентной среды в области инноваций [2; 11; 16].

Таким образом, на основании анализа научных источников можно

прийти к выводу, что проблематика обеспечения технологического

суверенитета Российской Федерации изучалась фрагментарно, в первую

очередь, основываясь на развитии инноваций, что не позволяло системно

проанализировать

риски,

которые

препятствовали

достижению

запланированных результатов.

Материалы и методы

Для достижения цели исследования использованы общенаучные методы

исследования, такие как анализ, индукция, дедукция, синтез. Материалами

исследования выступают данные статистической отчетности, а также

нормативные документы стратегического планирования.

9

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

Результаты и обсуждение

Новая технологическая политика государства до 2030 года включает в

себя анализ следующих угроз, которые могут повлиять на достижение

целевых показателей экономического развития.

1. Структурная деформация экономики и рост социальной

напряженности по причине сложности адаптации национальной экономики к

глобальным системным изменениям. Согласно данным Всемирной

организация интеллектуальной собственности (ВОИС) по результатам 2022

года Россия входит в десятку стран по патентной активности, уступая лидерам

– Китаю, США, Корее. При этом, страны-лидеры отмечают уверенный рост

патентных заявок как среди резидентов, так и нерезидентов стран, в то время

как в России сокращается число патентов среди резидентов страны (снижение

на 11,5% в 2022 году по сравнению с 2021 годом) [13].

В 2020 году самым популярным направлением в патентных заявках по

всему миру были информационные технологии (10,2% от общего количества

мировых заявок), далее – электрооборудование (6,5%), измерительная техника

(5,7%), цифровая связь (5,1%) и медицинские технологии (5%). Данные

ключевые направления разработок занимают первые 5 мест в мировом

рейтинге с 2012 года, при этом их порядок периодически меняется. В

совокупности эти 5 ключевых областей занимают 32,6% общего объема

опубликованных заявок по всему миру в 2020 году, что на 5% выше их доли в

мировом объеме в 2010 году. Помимо описанных ключевых направлений, в

десятку ведущих патентных разработок также входит станкостроение.

Каждая из ведущих отраслей фиксирует рост числа подаваемых

патентных заявок с 2010 года по 2020 год. Например, в области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информационных

технологий

(+9,6%),

станкостроение

(+9,1%),

электрические машины и аппараты (+5,8%). Лишь в фармацевтической сфере

произошло снижение количества поданных заявок на 13,9%, пик развития

данной отрасли фиксировался в 2016 году.

10

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

Если рассматривать специализацию различных стран, то следует

отметить, что с 2018 по 2020 год США (12,2% всех опубликованных заявок);

Китай (10%), Корея (8,4%), Великобритания (8,3%) наибольшую активность

проявляли в области информационных технологий; Япония (9,9%) – в области

электрооборудования; Франция (11,5%), Германия (11,4%), Турция (8,4%) – в

области транспорта; Индия (18,5%), Мексика (11,4%), Швейцария (9,7) – в

области фармацевтики; Нидерланды (12,8%) и Российская Федерация (8,9%) –

в области медицинских технологий; Бразилия (7,8%) – в области

специализированных машин; Южная Африка (9,5%) – в области гражданского

строительства [13]. С учетом тенденций, которые зафиксированы в мире, можно констатировать, что России следует усилить разработки в области

информационных технологий, фармацевтики, связи, производственных

технологий, машин и оборудования.

2. Низкие темпы инновационно ориентированного экономического

роста в связи с низкой мотивацией разработчиков технологических решений к

созданию производств. Различия в патентной активности между странами

отражают различия в размере и структуре их экономик. Снижение патентной

активности резидентов свидетельствует о недостаточной проработке и

условиях для осуществления этой деятельности, которая зависит от таких

показателей, как численность населения, расходы на исследования и

разработки и валовой внутренний продукт (ВВП).

При относительно стабильной численности населения России,

относительно достаточном уровне трудоспособного населения страны, что

влияет на пополнение доходной базы бюджета страны, региона и

муниципалитета, которые составляют основу экономики нашей страны,

стоимость исследований и разработок остается достаточно высокой, что не

позволяет компаниям реализовывать их идеи, даже при наличии высокой

мотивации. Любое исследование или разработка для компании,

представляющее собой новый проект, должно сопровождаться технико-

экономическим обоснованием, в котором анализируются в том числе риски

11

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

компании от реализации этого проекта и эффекты, которые могут быть

получены. Безусловно, разработка и внедрение инноваций в компании

повысит ее конкурентоспособность на рынке и позволит освоить новые рынки,

которые до внедрения инноваций были недоступны. Еще одной причиной, по

нашему мнению, влияющей на инновационную активность компаний,

является неготовность и (или) отсутствие квалифицированных кадров,

способных помочь компании принять участие в инновационном проекте, в его

реализации.

Таким образом, для повышения мотивации компаний по внедрению

инноваций должны создаваться как финансовые инструменты, например,

специализированные кредитные программы на льготных условиях, так и

инфраструктура, например, особые экономические зоны, инновационные

инкубаторы и прочее, что позволит создать в совокупности инновационную

среду для компаний и повысить количество и качество разработок в наиболее

востребованных отраслях, что, в свою очередь, ускорит рост экономики

страны и качество жизни граждан.

3. Отток талантов и высококвалифицированных кадров за рубеж в связи

с низким уровнем оплаты труда соискателей, устареванием научной

инфраструктуры, дефицитом источников и объемов финансирования

исследований. Согласно итогам федерального статистического наблюдения в

сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и

науки за январь-сентябрь 2023 года, сформированным Федеральной службой

государственной статистики, средняя заработная плата научных сотрудников

(включены научные сотрудники в организациях науки, образования,

здравоохранения,

социального

обслуживания)

в

организациях

государственной и муниципальной форм собственности по субъектам

Российской Федерации (без учета статистической информации по Донецкой

Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и

Херсонской областям) за январь-сентябрь 2023 года составила [7]:

на федеральном уровне – 123 466 рублей;

12

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

на региональном уровне – 116 463 рубля;

на муниципальном уровне – 60 010 рублей.

При этом, среднемесячная начисленная заработная плата наемных

работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и

физических лиц за январь-сентябрь 2023 года, рассчитанная в соответствии с

Методикой расчета квартальной оценки среднемесячной начисленной

заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных

предпринимателей и физических лиц (оценка среднемесячного дохода от

трудовой деятельности), утвержденной приказом Росстата от 9 ноября 2016 г.

№ 713, составила 54 604 рубля [7].

Отношение средней заработной платы в организациях государственной

и муниципальной форм собственности к среднемесячной начисленной

заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных

предпринимателей и физических лиц, составляет:

на федеральном уровне – превышение в 2,26 раз;

на региональном уровне – превышение в 2,13 раз;

на муниципальном уровне – превышение в 1,1 раз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проанализировав данные о заработной плате научных

работников в государственном и коммерческом секторах, можно сделать

вывод, что текущий уровень оплаты труда научных работников в частных

компаниях в разы ниже, чем в государственном секторе, что приводит к оттоку

высококвалифицированных специалистов как в другие направления

деятельности, так и в другие страны.

4. Нарушение функционирования производственных систем и

логистических цепочек в связи с санкционными ограничениями в области

технологий. Разрыв логистических цепочек поставок импортного

оборудования, техники, комплектующих, материалов, программного

обеспечения для производственных систем России, которые в существенной

доле зависят от зарубежных стран, приведет к значительным экономическим

13

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

убыткам как, например, пострадали страны во время пандемии коронавируса

(рис. 1).

Рис. 1. Влияние разрывов цепочек поставок на благосостояние экономик

Источник: составлено автором по данным [18]

Для предотвращения технологической деградации производственных

систем России необходимо развивать отечественную инфраструктуру,

производственные процессы, процессы производства продукции, в том числе

в области информационной безопасности. Таким образом, при проработке

технологической политики на государственном уровне достаточно открыто и

реалистично проанализированы причины, которые привели к отставанию

российской экономики в области научно-технологического и инновационного

развития, чего не делалось раньше так глубоко и что и являлось основной

причиной ненадлежащего планирования в этом направлении.

Согласно новой технологической политики государства установлено

три цели, а именно:

Цель 1. Обеспечение национального контроля над воспроизводством

критических и сквозных технологий (далее – Национальный контроль над

технологиями).

Цель 2. Переход к инновационно ориентированному экономическому

росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и

социальной сферы (далее – Инновационный экономический рост).

14

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

Цель 3. Технологическое обеспечение устойчивого функционирования

и развития производственных систем (далее – Технологическое развитие

производственных систем).

Автором

по

результатам

анализа

механизмов

реализации

технологического развития, наиболее влияющих на социально-экономическое

развитие, предложена их группировка в зависимости от действия, на который

направлен механизм. Автором разработана матрица соответствия целей

технологического развития, механизмов достижения этих целей и ожидаемых

эффектов от реализации механизмов (таблица 1).

Таблица 1

Матрица соответствия целей технологического развития, механизмов их

реализации и получаемых эффектов

Цель

Механизмы

Эффект

технологического

развития

1. Подгруппа «Государственный заказ»

Создание всех видов

государственного заказа на

Национальный

исследования и разработки (за

контроль над

исключением базовых

технологиями

исследований).

Расширение рынков для

Приобретение (аренда)

бизнеса, повышение

отечественных передовых

мотивации разработчиков

Инновационный

изобретений и товаров с учетом

технологических решений,

экономический

условий соблюдения

активизация патентной и

рост

национального режима у продавцов публикационной активности

из союзных и дружественных стран. в наиболее востребованных

Использование инструментов

отраслях

Технологическое

государственного стимулирования

развитие

и поддержки, в том числе

производственных

инвестиционных контрактов и

систем

договоров.

2. Подгруппа «Долгосрочные инструменты финансирования»

Пролонгация сроков денежного

Повышение доступности

обеспечения исследований и

финансовых ресурсов,

снижение нормативов и требований увеличение

Национальный

для участия в финансировании при

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производительности труда,

контроль над

государственном содействии в

рост экономики и

технологиями

развитии технологически опасных и

повышение уровня жизни

емких исследованиях и

населения.

разработках.

15

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

Создание программ и инструментов

для долгосрочного финансирования

Инновационный

исследований и разработок со

экономический

сроком более трех лет на льготных

рост

условиях.

Создание условий для привлечения

долгового финансирования в

Технологическое

проекты по модернизации

развитие

предприятий с использованием

производственных

самых современных передовых

систем

технологий.

Содействие со стороны государства

Технологическое

в привлечении для реализации

развитие

мега-проекта долгосрочных

производственных

заемных средств на льготных

систем

условиях

3. Подгруппа «Инфраструктурное обеспечение»

Создание экспериментальных зон

(территорий) для отработки новых

организационно-правовых форм,

регуляторных и финансовых

механизмов с целью разработки и

Национальный

внедрения принципиально новых

контроль над

технологий. В данном контексте

технологиями

может быть применен уже хорошо

зарекомендовавший себя механизм

Увеличение емкости

создания особых экономических

внутреннего рынка

зон.

высокотехнологичной

Создание инфраструктуры

продукции. Повышение

полигонов, пилотных площадок для эффективности

Инновационный

апробирования новых

национальной

экономический

технологических решений в

инновационной системы.

рост

реальных условиях

Локализация производств в

Разработка «гибридных» проектов,

высокотехнологичных

Национальный

включающих полный цикл

отраслях.

контроль над

разработки технологий

технологиями

Технологическое

Внедрение промышленной ипотеки

развитие

для создания новых производств и

производственных

локализации продукции

систем

Формирование инфраструктуры -

индустриальных парков, опытных

полигонов, центров трансфера

технологий и инжиниринговых

услуг.

4. Подгруппа «Кадровое обеспечение»

Постоянное обеспечение

Насыщение рынка

разработки и осуществления

технологий

Национальный

образовательных программ

высококвалифицированными контроль над

с практико-ориентированным

отечественными

технологиями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подходом.

специалистами.

16

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

Реализация целевой аспирантуры и Привлечение к масштабным

программ стажировок молодых

задачам технологического

Национальный

ученых в высоко технологических

развития профессиональных контроль над

компаниях – лидерах научных

инженерно-технических

технологиями

разработок.

кадров.

Организация работы по кадровому

обеспечению создания,

производства и использования

Технологическое

продукции в области научных

развитие

исследований, в области

производственных

технических специальностей

систем

(инженеры и конструкторы) и в

области рабочих специальностей.

Технологическое

Организация обучения и развитие

развитие

компетенций технических

производственных

специалистов

систем

5. Подгруппа «Презумпция добросовестности»

Временное прекращение или

Повышение защищенности

свертывание проектов при

технологических

Национальный

возникновении научных и

предпринимателей. Такая

контроль над

технологических угроз без штрафов возможность является

технологиями

или иных взысканий по отношению прорывной для российской

к создателям.

экономики. Текущие условия

грантовых программ

поддержки разработки

Применение принципа

новейших технологий

благонадежности должностных лиц предполагают обязательно

в случае неудачи инновационного

успешное завершение

Инновационный

проекта и не достижения

проекта, что не

экономический

всегда

запланированных результатов, в

рост

возможно ввиду

том числе с использованием

объективных причин,

бюджетных средств.

особенно при разработке

ноу-хау.

Источник: составлено автором по данным [8]

Матрица соответствия целей технологического развития, механизмов их

реализации и получаемых эффектов, представленная в таблице 1, наглядно

показывает перекрестное влияние механизмов достижения целей

технологического развития на результаты всех целей, что может

свидетельствовать о достаточно высокой вероятности реализации намеченных

планов и достижения установленных показателей. Подгруппы механизмов

реализации целей технологического развития, выделенные автором,

свидетельствуют об их многоплановом и глубоком влиянии на социально-

17

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

экономическое развитие государства в целом и конкретных регионов в

частности.

Заключение

Технологическая политика государства играет ключевую роль

в управлении государством и обеспечении его устойчивого развития.

Технологическая политика представляет собой систему мероприятий,

направленных на стимулирование и поддержку инноваций, а также

интенсификацию технологического прогресса в различных отраслях

экономики. Во-первых, технологическая политика способствует созданию

благоприятной среды для развития науки, образования и инноваций, позволяя

привлекать

и

удерживать

квалифицированные

кадры,

развивать

исследовательские и образовательные учреждения, а также создавать условия

для коммерциализации научных разработок. Во-вторых, технологическая

политика

стимулирует

развитие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокотехнологичных

отраслей

промышленности, что приводит к увеличению производительности, созданию

новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет. В-

третьих, технологическая политика позволяет государству конкурировать на

мировом рынке и обеспечивать собственную экономическую безопасность.

Благодаря внедрению новых технологий и инноваций, государство может

снижать затраты на производство и повышать качество продукции, что дает

ему конкурентные преимущества перед другими странами.

Однако, на основании проеденного исследования можно прийти к

выводу, что технологическая политика не ограничивается поддержкой науки

и промышленности. Важным аспектом ее реализации является обеспечение

информационной безопасности, защита прав интеллектуальной собственности

и предотвращение «утечки мозгов». Таким образом, государственная

технологическая политика является ключевым инструментом управления,

обеспечения

экономического

роста

и

поддержки

национальной

конкурентоспособности.

18

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

Литература

1.

Антонова З.Г., Комаревцева Л.В., Лившиц В.И. Проблемы

экономического роста в России в современных условиях // Вестник Томского

государственного университета. Экономика. 2012. № 1 (17). С. 5–16.

2.

Батракова

Л.Г. Региональное развитие в догоняющей

инновационной экономике России // Социально-политические исследования.

2021. № 3 (12). С. 37–55.

3.

Доклад о реализации государственной научно-технической

политики в Российской Федерации и важнейших научных достижениях,

полученных российскими учеными в 2020 году. М.: Информационно-

аналитический центр «Наука», 2021. 15 c.

4.

Закарян М.Р. Экономическая инновация и инновационное

развитие экономики // Экономика: теория и практика. 2022. № 4 (68). С. 36–

42.

5.

Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Концепция технологического

развития до 2030 года и инновационные перспективы для экономики России //

Актуальные вопросы экономической политики, 2023. № 4. С. 111–131.

6.

Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Стратегия инновационного развития:

истоки и логическое продолжение // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ,

Практика. 2021. № 3. С. 7–24

7.

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты

труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-

сентябрь 2023 года // Федеральная служба государственной статистики. URL:

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/itog-monitor_03-2023.htm.

8.

Концепция технологического развития на период до 2030 года,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20

мая 2023 года № 1315-р // СПС Консультант Плюс. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/.

9.

Кретов С.И. Анализ системных условий и ограничений перевода

экономики России на инновационный путь развития // Путеводитель

предпринимателя. 2011. № 9. С. 94–108.

10.

Ленчук Е.Б. Научно-технологическое развитие как стратегический

национальный приоритет России // Экономическое возрождение России. 2022.

№ 1 (71). С. 58–65.

11.

Малкандуев Ю.А., Шадова З.Х., Токмакова Р.А., Гаджиева Д. З.

Основные положения Стратегии инновационного развития РФ на период до

2020 года // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10–2 (87). С. 178–182.

19

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

12.

Марьясис

Д.

Возможности

трансформации

системы

государственной поддержки развития инноваций. Опыт Израиля //

Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 5. С. 80–103.

13.

Мировые показатели интеллектуальной собственности 2022 //

ВОИС. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-941-2022-en-

world-intellectual-property-indicators-2022.pdf.

14.

Перькова В.А. Совершенствование правового обеспечения

национальной инновационной системы Российской Федерации // Журнал

Российского права. 2016. № 6 (234). С. 74–81.

15.

Понкин И. Стратегия инновационного развития Российской

Федерации: критический взгляд // Ректор вуза. 2015. № 10. С. 52–59.

16.

Субцельная Т.А., Слепак Б.Э. Значение инноваций для

формирования конкурентоспособности национальных экономик // Инновации

и инвестиции. 2020. № 12. С. 10–14.

17.

Штапова И.С., Гойгов Р.Т. Анализ хода реализации Стратегии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационного развития Российской Федерации // Конкурентоспособность в

глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 4 (63). С. 116–120.

18.

Eppinger P., Felbermayr G.J., Krebs O., Kukharskyy B. Decoupling

Global Value Chains. Munich, Germany: CESifo Working Paper Series. 2021. 49 p.

References

1.

Antonova Z.G., Komarevceva L.V., Livshic V.I. Problemy

ekonomicheskogo rosta v Rossii v sovremennyh usloviyah // Vestnik Tomskogo

gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 2012. № 1 (17). S. 5–16.

2.

Batrakova

L.G.

Regional'noe

razvitie

v

dogonyayushchej

innovacionnoj ekonomike Rossii // Social'no-politicheskie issledovaniya. 2021. №

3 (12). S. 37–55.

3.

Doklad o realizacii gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politiki v

Rossijskoj Federacii i vazhnejshih nauchnyh dostizheniyah, poluchennyh

rossijskimi uchenymi v 2020 godu. M.: Informacionno-analiticheskij centr

«Nauka», 2021. 15 c.

4.

Zakaryan M.R. Ekonomicheskaya innovaciya i innovacionnoe razvitie

ekonomiki // Ekonomika: teoriya i praktika. 2022. № 4 (68). S. 36–42.

5.

Ivanov O.B., Buhval'd E.M. Koncepciya tekhnologicheskogo razvitiya

do 2030 goda i innovacionnye perspektivy dlya ekonomiki Rossii // Aktual'nye

voprosy ekonomicheskoj politiki, 2023. № 4. S. 111–131.

20

Прогрессивная экономика № 2 / 2024

6.

Ivanov O.B., Buhval'd E.M. Strategiya innovacionnogo razvitiya: istoki

i logicheskoe prodolzhenie // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika.

2021. № 3. S. 7–24

7.

Itogi federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya v sfere oplaty truda

otdel'nyh kategorij rabotnikov social'noj sfery i nauki za yanvar'-sentyabr' 2023 goda

//

Federal'naya

sluzhba

gosudarstvennoj

statistiki.

URL:

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/itog-monitor_03-2023.htm.

8.

Koncepciya tekhnologicheskogo razvitiya na period do 2030 goda,

utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 maya 2023

goda

1315-r

//

SPS

Konsul'tant

Plyus.

URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/.

9.

Kretov S.I. Analiz sistemnyh uslovij i ogranichenij perevoda ekonomiki

Rossii na innovacionnyj put' razvitiya // Putevoditel' predprinimatelya. 2011. № 9.

S. 94–108.

10.

Lenchuk E.B. Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie kak strategicheskij

nacional'nyj prioritet Rossii // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2022. № 1

(71). S. 58–65.

11.

Malkanduev YU.A., SHadova Z.H., Tokmakova R.A., Gadzhieva D. Z.

Osnovnye polozheniya Strategii innovacionnogo razvitiya RF na period do 2020

goda // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 10–2 (87). S. 178–182.

12.

Mar'yasis D. Vozmozhnosti transformacii sistemy gosudarstvennoj

podderzhki razvitiya innovacij. Opyt Izrailya // Ekonomicheskaya politika. 2017. T.

12. № 5. S. 80–103.

13.

Mirovye pokazateli intellektual'noj sobstvennosti 2022 // VOIS. URL:

https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-941-2022-en-world-intellectual-

property-indicators-2022.pdf.

14.

Per'kova

V.A.

Sovershenstvovanie

pravovogo

obespecheniya

nacional'noj innovacionnoj sistemy Rossijskoj Federacii // ZHurnal Rossijskogo

prava. 2016. № 6 (234). S. 74–81.

15.

Ponkin I. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii:

kriticheskij vzglyad // Rektor vuza. 2015. № 10. S. 52–59.

16.

Subcel'naya T.A., Slepak B.E. Znachenie innovacij dlya formirovaniya

konkurentosposobnosti nacional'nyh ekonomik // Innovacii i investicii. 2020. № 12.

S. 10–14.

17.

SHtapova I.S., Gojgov R.T. Analiz hoda realizacii Strategii

innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii // Konkurentosposobnost' v

global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2018. № 4 (63). S. 116–120.

18.

Eppinger P., Felbermayr G.J., Krebs O., Kukharskyy B. Decoupling

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Global Value Chains. Munich, Germany: CESifo Working Paper Series. 2021. 49 p.

21

Document Outline

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.