Научная статья на тему 'Технологический подход к образовательному процессу'

Технологический подход к образовательному процессу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаева Гульсина Исраиловна

В статье рассматривается технология образовательного процесса его признаки и классификация технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологический подход к образовательному процессу»

Список литературы

1. ВасильковаЮ.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: 1999. 330 с.

2. Глазунова Ж.И., Давыдова Т.Н. Занятие для детей младшего школьного возраста со сказкотерапией «По дороге с облаками» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2014-2015 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

3. ЕрмолаеваМ.В. Психология развития М.-Воронеж: МОДЕК, 2003. 376 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. М.: 2000. 624 с.

5. Мазуренко М. А. Методическая разработка по теме «Проблемный ребенок в классе» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

6. Маслова А.Ю. Цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь прожить - не поле перейти» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

7. Мухина В.С. Детская психология М.: Просвещение,1985. 272 с.

8. Сакулина Н.И. Летний лагерь как средство воздействия на поведение «трудных» подростков // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

9. Шабардина Л.П. Методика «Космическое животное» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008-2009 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ

ПРОЦЕССУ Атаева Г.И.

Атаева Гульсина Исраиловна — преподаватель, кафедра информационных технологий, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается технология образовательного процесса его признаки и классификация технологий обучения.

Ключевые слова: технология, инновация, образование, признаки технологии обучения, образовательный процесс.

Современная педагогика стала называться инновационной, потому что в современном образовании используются инновации в педагогических технологиях. Слово «инновация» (от лат.т-в и new- новое) в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация - это содержание и организация нового, а нововведение - процесс освоения нового.

«Технология» как научный термин берет свое начало от греческого «tehne» (искусство, мастерство умение) и «logos» (наука). Слово технология сегодня используется во многих сферах деятельности человека. Технологией мы понимаем и технические и программные средства, призванные обеспечивать производство чего-либо. По выражению Э. де Боно, технология - это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знания. Если говорить о педагогических технологиях, то в этом смысле мы говорим о подготовке высоко квалифицированных кадров, для работы в определённой сфере деятельности. [2, 1 c.]

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями.[1, 10 c.]

Педагогические технологии обладают следующими признаками:

• Разработка педагогической технологии в соответствии с замыслом авторского коллектива. При разработке технологии используются определённые методологические и дидактические материалы, определяющие позицию авторов;

• Педагогическая технология состоит из цепочки определённых действий и связей, которые обеспечивают достижение поставленных целей в результате выполнения определённых задач;

• технология обучения предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося с учетом возможностей индивидуализации и дифференциации обучения, и использования технических, в том числе компьютерных средств обучения;

• любая обучающая технология разрабатывается таким образом, чтобы получить максимальный результат при минимальной затрате средств;

• педагогические технологии разрабатываются для массового использования, т.е. для использования любым учителем и учащимися в достижении намеченных результатов;

• педагогические технологии предусматривают взаимную реакцию на поставленные вопросы учитель-ученик и наоборот, т.е. интерактивное общение;

Классификация технологий обучения: По объекту воздействия:

• обучение школьников;

• обучение студентов;

• повышение квалификации и переподготовка специалистов. По предметной среде:

• для технических дисциплин;

• для естественных дисциплин;

• для гуманитарных дисциплин;

• для специальных, художественных дисциплин и др. По применяемым средствам:

• информационные;

• видеотехнические;

• проблемно-деятельностные;

• рефлексивные и др.

По организации учебного материала:

• индивидуальные;

• коллективные;

• смешанные.

По методической задаче:

• технология одного предмета;

• технология одного средства;

• технология одного метода.

Таким образом, процесс разработки технологии обучения включает в себя объект воздействия, предметную среду, применяемые средства, организацию учебного материала и методическую задачу, которая определяет применяемый метод в технологии обучения.

Список литературы

1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 ^

2. Атаева.Г.И., Турдиева Г.С. Общие проблемы мировой науки // Наука образование и культура. № 3 (27), 2018. С. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.