Научная статья на тему 'Технологический подход и принцип создания медицинских информационных систем'

Технологический подход и принцип создания медицинских информационных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
448
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — В А. Атрощенко, С А. Безнос, С Г. Цыбусов, О С. Безнос

В докладе рассматриваются технологические методы, применяемые при создании МИС Анализируются позитивные и негативные черты подходов при выборе серверной и клиентской части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологический подход и принцип создания медицинских информационных систем»

Единое информационное пространство системы управления здравоохранением

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

В.А.АТРОЩЕНКО, С.А.БЕЗНОС, С.Г.ЦЫБУСОВ, О.С.БЕЗНОС,

МУЗ Психиатрическая больница, г.Краснодар

www.idmz.ru 2006, №4

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ПРИНЦИП СОЗДАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В докладе

рассматриваются

технологические

методы,

применяемые

при создании

МИС

Анализируются позитивные и негативные черты подходов при выборе серверной и клиентской части.

Большой выбор технологических подходов и информационных технологий, существующих в данное время, дает широкий простор при создании и использовании медицинских информационных систем (МИС). В зависимости от объема информационных потребностей ЛПУ медицинские информационные системы можно разбить на следующие группы:

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Данному уровню соответствует локальная вычислительная сеть (ЛВС), состоящая из 4-10 АРМ. Она решает такие узкоспециализированные задачи, как расчеты с фондом обязательного медицинского страхования (ОМС), заполнение больничных листов, создание регистра приписанного населения, прививочная работа, медицинская статистика, правовые системы (Консультант плюс, Гарант), работа бухгалтерии (Парус, 1С) и экономистов, делопроизводство. При этом программное обеспечение (ПО) для бухгалтерии и экономической службы не имеет медицинской специфики, уже создано и успешно эксплуатируется. Немаловажным является тот факт, что у руководителей медицинских учреждений «компьютеризация ЛПУ» обычно ассоциируется только с этими службами, что обусловлено недостаточной подготовкой руководителей в области информационных компьютерных технологий.

Как правило, работа не организованна в единой ЛВС: бухгалтеры и экономисты работают сами по себе, сдача счетов в фонд ОМС сама по себе, а остальные кто как может. Что касаемо медицинской части, то программные продукты мало связаны друг с другом, а иногда вообще не связаны. Первичное заполнение данных затруднено, часто дублируется ввод.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

К этому классу относятся учреждения, которые смогли проложить ЛВС, используют в сети «СЕРВЕР» для выполнения выделенных задач. Здесь уже есть сотрудники, отвечающие за работу вычислительной техники (администрирование, мелкий ремонт, обслуживание АРМ). Количество АРМ - 20-30 или около этого. Налажена первичная регистрация больных, ежедневная статистика (списки поступивших, состоящих, выбывших и т.д.), ведение боль© В.А.Атрощенко., С.А.Безнос, 2006 г.

© С.Г.Цыбусов, О.С.Безнос, 2006 г.

Единое информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

ничных листов, но клиническая часть отсутствует (у врачебного персонала и диагностических служб АРМов нет или единичные). При этом приоритет все равно отдан финансово-экономической службе: работа бухгалтерии, делопроизводство, сдача счетов в фонд ОМС. Располагается учреждение в одном или в близко расположенных зданиях, связь между которыми осуществляется на уровне ЛВС.

КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА

Данная система принципиально отличается от предыдущих потому, что объединяет несколько зданий, территориально удаленных друг от друга, связь с которыми осуществляется через Интернет с использованием современных сетевых информационных технологий. Это позволяет объединить лечебно диагностический процесс в единое целое: стационар, амбулаторное звено, оказание экстренной помощи. Как правило, к тому, что было сказано для среднего уровня, добавляются все остальные недостающие звенья для ведения полноценной медицинской документации в электронном виде: рабочие места для врачебного персонала, функциональной и лабораторной диагностики, врачебных мероприятий (операции) и т.д.

В зависимости от того, какие задачи решает ЛПУ и соответственно к какому из уровней оно относится, отличаются и технологические подходы к созданию МИС. При создании МИС необходим выбор серверной и клиентской части.

СЕТЕВАЯ

ОПЕРАЦИОННАЯ СРЕДА (УПРАВЛЕНИЕ СЕРВЕРОМ)

приоритет обусловлен прежде всего высокой распространенностью в России, простотой в освоении и использовании, наличием квалифицированных кадров, большого количества обучающих центров. Но, в то же время, легкая управляемость может сочетаться с относительно слабой стабильностью и отказоустойчивостью. Отрицательной характеристикой операционных систем Windows являются высокая стоимость лицензионной продукции и достаточно высокая аппаратная ресурсоемкость. Для МИС начального и среднего уровней данные операционные системы являются наиболее приемлемыми.

2. Различные версии ОС NetWare фирмы

Novell. Популярность сетевых ОС NetWare достигается за счет высокой производительности по сравнению с операционными системами Windows, а также надежностью и хорошей системой защиты данных. В 90-е годы она была наиболее распространенной серверной ОС, и потому имеется достаточное количество специалистов, умеющих с ней работать (но среди молодых кадров с этой ОС мало, кто знаком). Необходимо также иметь в виду, что установка и администрирование достаточно трудоемки [1].

3. Операционные системы на основе UNIX (LINUX). Данные системы имеют наилучшие характеристики: высокую стабильность, безопасность, доступность, надежность, хорошую поддержку многопроцессорных платформ. Но для их настройки и администрирования требуются высококвалифицированные специалисты. Поэтому для МИС корпоративного уровня данные ОС являются наиболее приемлемыми и в полном объеме реализуют свои возможности.

Наиболее распространенными сетевыми операционными средами (ОС), используемыми в ИС, являются:

1. Операционные системы MS Windows (2000, ХР, 2003). Эти операционные системы на рынке базовых операционных систем в настоящее время занимают лидирующие позиции. Данный

ВЫБОР СУБД

Сложные информационные системы должны обеспечивать совместное использование данных многими пользователями. Централизованные базы данных с сетевым доступом предполагают следующие архитектуры: файл-сервер и клиентсервер.

Единое информационное пространство системы управления здравоохранением

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

www.idmz.ru 2006, №4

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Архитектура файл-сервер. На данный момент максимально распространена в МИС именно эта модель. Ее смысл заключается в том, что в сети создается выделенный ресурс, где располагаются базы данных, с которыми работают все остальные пользователи. Чаще всего данная архитектура используется для работы бухгалтерии, экономической службы, расчетов с фондом ОМС.

К достоинствам относится то, что она легко настраивается и требует минимальных интеллектуальных вложений. В то же время ей свойственны следующие недостатки: для работы с выделенным ресурсом необходим высокий уровень доступа (вплоть до администраторских прав), что опасно так как велика вероятность повреждения базы данных из-за неверных действий клиента и несанкционированного доступа к информации. Немаловажным фактом является то, что при большой интенсивности доступа к одним и тем же данным производительность ИС значительно снижается, это серьезно ограничивает количество пользователей (10-15 АРМ).

Архитектура клиент-сервер. Является предпочтительной, так как совмещает в себе преимущества модели сетевых вычислений, высокие характеристики производительности и облегчение администрирования.

К современным СУБД, поддерживающим архитектуру сетевых вычислений «клиент-сервер», относятся базы данных, построенные по следующим принципам:

Серверная часть:

1. Реляционные. Как правило, все варианты SQL: mySQL, msSQL, InterBase, Oracle и др.

2. Объектно-ориентированные (документооборот): Lotus Domino.

Клиентская часть, то есть интерфейс пользователя разрабатывается с помощью таких инструментариев, как Delphi, C++, VB, ASP, FoxPro, Clipper, Lotus Notes, и т.д.

Клиентская часть работает по принципу «толстого» или «тонкого» клиента. Для «толстого» клиента специфично, что большая часть приложения

выполняется у клиента, но при этом требуется установка, то есть инсталляция на компьютер пользователя клиентской части приложения, или другие варианты. Для «тонкого» клиента характерно выполнение поставленных задач на сервере, при этом не требуется установка (инсталляция) приложения, вся работа осуществляется из Internet-браузера (internet explorer, mozilla, opera и др.) [2]. У каждого варианта свои преимущества и недостатки. Так, например, использование «толстого» клиента позволяет снизить загрузку сервера баз данных и при этом происходит значительное снижение загрузки сети. Но при этом увеличиваются аппаратные требования и повышается стоимость ПО. Использование же «тонкого» клиента требует наличия высокопроизводительного сервера и грамотно построенной ЛВС, что при ограниченном количестве пользователей является приемлемым для МИС среднего уровня. Стоимость ПО уменьшается, так как снижается стоимость лицензии на рабочие места.

Создание МИС предполагает этапность внедрения в ЛПУ. На первом этапе запускаются «жизненно необходимые» службы, такие, как приемное отделение, медицинская статистика, расчеты с фондом ОМС, то есть ведение статистической и экономической отчетности. На следующем этапе подключаются клинические службы (ведение клинико-диагностического раздела истории болезни). Далее начинается аналитическая и научно-исследовательская работа.

В процессе внедрения трудозатраты распределяются следующим образом: на первом этапе разработка ПО - 20-30%, остальные 70-80% - это работа по внедрению разработанного ПО (обучение персонала работе с ПЭВМ). На последующих этапах нагрузка смещается в сторону разработки и сопровождения ПО.

В большинстве случаев разработчики МИС отдают предпочтение одной из платформ - либо объектно-ориентированной, либо реляционной. Известно, что каждая из них сильна именно в той области, в которой другая слаба. Так, электрон-

Единое информационное пространство системы управления здравоохранением

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

ные документы, созданные в среде Notes, могут очень точно копировать привычные бумажные бланки, что позволяет создавать простые, унифицированные и удобные в работе приложения. В то же время ряд задач статистики, создание отчетов и некоторые другие более эффективно реализуются при помощи реляционных систем управления базами данных. Исходя из преимуществ и недостатков объектно-ориентированной и реляционной платформ, а также специфики медицинской информационной системы, логично использовать синтез двух этих технологий. Процесс сбора и обработки информации в МИС необходимо разделить:

1. Процесс сбора информации предпочтительно отдать документно-ориентированной среде, так как электронные документы наиболее точно повторяют привычные для медицинского персонала бумажные аналоги, что не требует радикального переучивания или изменения структуры документооборота (врач, медсестра заполняют те же привычные для них документы только в электронном виде). Это снижает на начальном этапе резко негативные отношения к компьютерной технике как к таковой.

2. Процесс обработки информации лучше осуществим на реляционной основе. Реляционная модель ориентирована на организацию данных в виде двумерных массивов и потому позволяет широко использовать эту структуру при создании отчетов, легко получать статистические данные, делать необходимые выборки и т.д.

Таким образом, две категории управления данными (реляционная и документно-ориентированная) по отдельности не в состоянии решить все ста-

вящиеся перед МИС задачи. Поэтому, возникла необходимость соединить две технологии, то есть реляционное и объектное управление базами данных.

На базе МУЗ Психиатрическая больница с 2002 года внедрен в действие сетевой компьютерный комплекс «Стационар» и «Диспансер», что позволило впервые в Краснодарском крае объединить два лечебных учреждения в пределах одной ЛВС без использования съемных носителей. Связь между учреждениями осуществляется через Интернет с применением SSL по SSH, что позволяет работать стационарному и амбулаторному звену в режиме реального времени.

На уровне Стационара ведется электронная история болезни в полном объеме, начиная от приемного отделения, работы врачебного персонала в клинических отделениях, лабораторной диагностики, инструментальной диагностики, рентгенслужбы и до выписки из стационара с последующим диспансерным наблюдением на уровне Диспансера (амбулаторное звено).

В диспансере проводится диспансерный учет больных с психиатрической патологией, формируются формы статистической отчетности.

При этом первичный ввод «Текущее ведение пациентов» разработано на Lotus Notes, а статистическая обработка осуществляется после экспорта в Excel.

Таким образом, успешно осуществленный объектно-реляционный подход - это наиболее перспективное решение, учитывающее специфику предметной области и вместе с тем интегрирующее в себе все преимущества первых двух решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://infonet.cherepovets.ru/citforum/cfin/prcorpsys/index.shtml

2. http://www.rarus.ru/services/networks/netware.asp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.