Научная статья на тему 'Технологический детерминизм и технологический тип детерминации'

Технологический детерминизм и технологический тип детерминации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5012
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ДЕТЕРМИНИЗМ / ТЕХНИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / DETERMINATION / DETERMINISM / TECHNIQUE / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баринова С. Г.

Изучение технологического типа детерминации актуально в рамках научного познания. Технологический детерминизм является философским обоснованием необходимости изобретения законов технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL DETERMINISM AND TECHNOLOGICAL TYPE OF DETERMINATION

The research of the technological type of determination is urgent within the limits of scientific knowledge. Technological determinism is philosophical substantiation of necessity for the technology law invention

Текст научной работы на тему «Технологический детерминизм и технологический тип детерминации»

УДК 123.2 С.Г. Баринова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ДЕТЕРМИНАЦИИ

Изучение технологического типа детерминации актуально в рамках научного познания. Технологический детерминизм является философским обоснованием необходимости изобретения законов технологии.

Ключевые слова: детерминация, детерминизм, техника, технология.

S.G. Barinova

TECHNOLOGICAL DETERMINISM AND TECHNOLOGICAL TYPE OF DETERMINATION

The research of the technological type of determination is urgent within the limits of scientific knowledge. Technological determinism is philosophical substantiation of necessity for the technology law invention.

Key words: determination, determinism, technique, technology.

В настоящее время особое теоретическое и мировоззренческое значение представляет собой концепция технологического детерминизма, в контексте которого особенно отчетливо проступает актуальность определенного философского метода. Характерная черта технологического детерминизма, технологической детерминации - это необходимость удвоения мира, когда сначала разрабатывается некоторый проект, а затем разрабатывается и реализуется соответствующая проекту технология осуществления проекта.

Технологический детерминизм - это теория достижения заранее поставленной цели, это теория, определяющая возможности осуществления произвола, свободы воли субъекта. Но необходимо отметить, что при технологической детерминации все предусмотреть невозможно, поэтому в процессе детерминации нередко происходят возникающие на базе диалектики причины и следствия непредвиденные последствия, подобно тому, как при приеме лекарственных средств у человека наступают побочные явления.

Введению понятия «технологический детерминизм» предшествовала долгая история изучения техники и технологии не одним поколением философов. Так, начиная с «Новой Атлантиды» Фрэнсиса Бэкона, техника появляется в качестве существенной составляющей всех утопических проектов. Техника мыслится как нечто, свойства чего изменяются, а сущность остается той же самой. Индустриальная техника нового времени, которая по оценке исследователей ХХ века является первоначально техникой внедрения машин, отличается тем, что ремесленнические способности и умения отдельных людей, определявшие цеховую систему, шаг за шагом становятся излишними. Явления технологии и техники в наиболее существенной мере стали предметом научного познания лишь в ХХ веке.

Технологический детерминизм предполагает наличие техники и технологии. Но технику и технологию отождествлять нельзя, их надо рассматривать как различные явления, выясняя их соотношения в двух аспектах. Во-первых, в плане объемов понятий. Во-вторых, в плане широты сферы практического применения. Технология имеет более широкое распространение, чем техника, так как существует и технология операций ручного труда, и технология откорма скота, и технология производства и биотехнология. Технологический детерминизм - это современная западная социально-философская концепция, согласно которой технические средства производства (машины, механизмы, компьютеры, работы и т.д.), а также научно обоснованные технологические знания представляют собой решающий фактор, однозначно определяющий все стороны общественной жизни, характер и направление социального развития. Выделяется два крайних течения технологического детерминизма, это технологический эвдемонизм (согласно которому, прогресс в технике и технологии автоматически устраняет социальные противоречия, классовую борьбу, неравномерное распределение богатства, культуры) и технологический алармизм (видящий лишь негативные последствия этого

прогресса, то есть усиление социально-экономических противоречий, рост насилия над личностью, дегуманизацию общественной жизни и др.). Во всех своих проявлениях технологический детерминизм - это естественная реакция на своевременную научно-техническую революцию. Техника и технология приводят к одинаковым последствиям во всех социально-экономических системах на различных стадиях их исторического развития, в той мере, в какой технология связана с пренебрежением действия объективных законов. С развитием общества и развитием цивилизации становятся все более многообразными политические, экономические, идеологические отношения и другие, что делает необходимым конструирование законов технологии, законов промышленного производства. В.М. Розин пишет: «Технологический детерминизм, или концепция «автономной технологии» сегодня, достаточно популярна. И, думаю, вот почему: по сути, она основывается на естественно-научном подходе, обещающем выявление законов технологического функционирования или эволюции. В свою очередь, возможность выявить законы технологии, как думают сторонники этой точки зрения, служит условием эффективного (опять же понимаемого в инженерной идеологии) воздействия на саму технологию».1 В широком смысле «технологический детерминизм» понимается в буржуазной социологии как метод, принцип объяснения общественных процессов и явлений, согласно которому изменения в технологии были и, вероятнее всего, будут первостепенной основой изменения институтов, практических действий и идей. Принцип «технологического детерминизма» лег в основу ряда разнообразных теорий общественного развития. Так, технический фетишизм - основа концепции О. Шпенглера, поставившего в зависимость от технического развития все общественные отношения.

По мере дальнейшего развития «технологический детерминизм» теряет значение философско-социологической объяснительной теории и сливается с социальными и социально-политическими концепциями, в центре которых стоят вопросы соотношения научно-технического и социального прогресса. Широкое распространение концепции «технологического детерминизма» получают с 50-х годов ХХ века, в связи с бурным развитием НТР и других факторов, поставивших проблему обоснования путей дальнейшего развития человечества. Необходимость ее разрешения вызвала появление индустриалистских, а затем постинду-стриалистских концепций. Их авторы (Ростоу У., Арон Р., Бжезинский З., Белл Д. и др.), руководствуясь методологией метафизики, создали многочисленные технологические модели социального развития для настоящего и будущего.

В современной специальной литературе представлено многообразие определений техники и технологии. Это свидетельствует не только о множестве сторон объекта и разнообразии исследовательских задач и подходов, но и о метафизической форме его исследования. Современный философ и экономист Дж. К. Гэл-брэйт пишет: «Технология - это систематизированное применение научного (организационного) знания для решения практических задач».2 Однако научное знание должно быть результатом адекватного технологии проекта науки. И Гэлбрэйт исследует научное знание о технологии, имея в виду занимающее господствующее положение западное метафизическое мировоззрение. Технология есть функционирующая техника, или технология есть техническое функционирование. Обзор и критический анализ концепции технологии осуществлен советским исследователем В.Н. Шевченко: «На наш взгляд, технологию в широком смысле слова вполне правомерно понимать как целенаправленное системное применение любых видов организованного научного знания для достижения самых разнообразных практических целей. И тогда с полным основанием можно говорить не только о технологии производства, но и о технологии деятельности учреждения, технологии управления отдельными сторонами общественной жизни или всего общества в целом».3 Как видим, В.Н. Шевченко также не придает значения, о каком научном знании идет речь, и руководствуется представлением о практических целях, не принимая во внимание бытие природы.

В данном вопросе близкую позицию занимает болгарский исследователь Н. Стефанов: «Технология это «тактика» реализации тех или иных практических целей деятельности посредством научных и других видов знания. При этом само применение знаний становится особой формой разделения труда, требующей специальной подготовки рабочей силы. Если общественные науки действительно хотят быть средством не только объяснения, но и изменения мира, они должны развиваться и как технологические знания».4 Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что технологии создаются для достижения разнообразных практических целей людей и имеют целенаправленный характер. При этом в технологиях как средстве достиже-

1 Розин В. М. Философия техники. - М.: NOTA BENE, 2001. - С. 14-15.

2 Гэлбрэйт Дж. К. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969. - С. 180.

3 Шевченко В. Н. Социально-философский анализ развития общества. - М.: Знание, 1984. - С. 123.

4 Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. - М.: Прогресс, 1976. - С. 203.

ния цели используются научные знания: социальная, политическая, информационная технология или технология производства изначально теоретически разрабатываются для достижения заданных целей.

Определения техники тоже разнообразны. Например, античное «техне» - это не техника в нашем понимании, а все, что сделано руками, то есть и военная техника, и модели, и игрушки, и изделия ремесленников. В древней культуре техника совпадала с магией, а магия понималась как влияние человека на души сакральных существ, от которых зависел человек. В целом техника - средство для достижения целей. Например, Б.И. Кудрин пишет: «Таким образом, техника образует каркас, структуру техноценозов, а технология обеспечивает процессы (и заключается в них) функционирования и отдельных машин, агрегатов, и техноценоза в целом. Технология - материализующая душа техники. Основа ее - единичный документированный технологический процесс, акт движения».5 Следовательно, техника выступает как артефакт, то есть искусственное образование. Она специально создается человеком, использующим определенные знания, опыт, идеи и замыслы. В то же время техника всегда выступает как средство, орудие, которое удовлетворяет или разрешает какую-либо потребность человека. К технике относятся как простые механизмы и орудия, так и сложная техническая среда. В терминах технологического детерминизма техника неотделима от технологии (в ее широком понимании). В.М. Розин пишет: «Технология в ее широком понимании - это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией и различными социокультурными факторами и процессами. С развитием технологии в широком понимании происходит кардинальное изменение способов создания техники. Главным становится не установление связи между природными процессами и техническими элементами (как в инженерной деятельности), не разработка и расчет основных процессов и конструкций технического изделия (машины, механизма, сооружения), а разнообразные комбинации уже сложившихся идеальных объектов техники, сложившихся видов исследовательской, инженерной и проектной деятельности, технологических и изобретательских процессов, операций и принципов».6 Очевидно, понимание технологии априори предполагает возможность вторжения в «жизнь» природы уже на уровне конструирования идеальных объектов без учета последствий такого вторжения. Техника и технология создаются людьми, как правило, на базе такого понимания мира, согласно которому в качестве исходного пункта принимается его ценностное для человека содержание, отводящее на второй план знание о всеобщей связи явлений. Однако техника может создаваться и для вне-технологических целей для того, чтобы человек мог быть способным встраиваться в «жизнь» природы, строить свою жизнедеятельность с учетом ее законов.

Техника развивается одновременно с развитием производства материальных благ, она является неотъемлемым элементом производства. В значениях технологического детерминизма в процессе технического творчества люди создают нечто новое, то, чего ранее не было в природе, то есть создают вторую природу. С помощью техники люди изменяют природу, переустраивают ее, согласно своим проектам, в том числе и эгоистическим, и с помощью технологий оперируют совокупностью ее причинно-следственных взаимозависимостей. Техника развивается, что ведет к изменениям в природе, а эти изменения, в свою очередь, побуждают общество к осуществлению изменений в технической политике. От природных условий в наибольшей степени зависят технические закономерности развития материалов техники и технической энергетики. Это связано с тем, что они базируются на непосредственной переработке природных материалов и использовании сил природы. В то же время создание атомной энергетики уменьшило зависимость развития энергетики от имеющихся природных ресурсов. Вместе с тем, преследуя в технике свои цели, человек подчинен природе, а с другой стороны создает в технике нечто отличное от природы. Техника служит выражением превосходства человека над природой и, пользуясь кажущимся превосходством, человек «покоряет» природу и пренебрегает ее законами в погоне за достижением своих эгоистических целей.

Появление и развитие техники и технических объектов, а также технологическое движение детерминированы природными и социальными закономерностями. Техника одновременно представляет собой культуру и природу. Даже древнегреческое понятие техники характеризуется двусторонним отношением техники прежде всего к теоретическому знанию и затем к процессам природы. Техника была бы немыслима как без теории, так и без природного субстрата. В артефактах техника является реорганизованной сознанием природой, следовательно, чем-то большим, чем просто природа. Однако при своем возникновении и применении техника является человеческой практикой. Важно учитывать и то обстоятельство, что определенные производственные отношения людей соответствуют определенному уровню развития производственной техники. На основе технического прогресса растет производительность труда людей, а также создаются ма-

5 Кудрин Б. И. Технетика: новая парадигма философии техники. - Томск: Препринт, 1998. - С. 24.

6 Розин В. М. Философия техники. - М.: NoTa BEnE, 2001. - С. 187-188.

териальные условия для повышения образования и культурного уровня всех членов общества. Технический прогресс отражает, насколько техника «оторвалась» от природных условий, возвысилась над ними. При этом потребности современного человека в значительной мере обусловливают научно-технический прогресс. Технологический детерминизм раскрывает технику и технологию как развивающиеся на основе собственных внутренних закономерностей, учитывая, что данный вид детерминизма определяется законами самой технологии. Фактически эти законы изобретаются самими людьми в соответствии с методологией метафизики.

Технологический детерминизм имеет характерные черты: это обоснование необходимости удвоения мира, отвлечения от всеобщей связи явлений, пренебрежение объективно действующими законами, необходимость изобретения законов технологии на основе идеалов детерминизма Лапласа, раскрывающих соотношение причины и следствия в контексте реализации метафизического метода познания мира. Познавая мир на базе метафизического метода, принимается, что вещи и явления выступают как неизменные и независимые друг от друга, и отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Согласно метафизическому методу, отвлечение от всеобщей связи явлений равнозначно отрицанию закономерностей существования мира, универсального взаимодействия всех предметов и явлений. И, следовательно, отношение причины и следствия выступает как предмет произвольных интерпретаций. Познавая мир в рамках технологического детерминизма, все вещи и явления предстают перед нами как неизменные и независимые друг от друга. При следовании космической модели мира принимается, что мир познаваем. При следовании же универсалистской модели мира принимается, что мир непознаваем. В первом случае детерминизм - это закон природы, диалектика причины и следствия. Во втором случае это будут различные варианты технологического детерминизма. Согласно технологическому детерминизму, законы природы не действуют, а технология не подчинена общим законам. В данном случае технология рассматривается с точки зрения придуманных законов. Если технология выступает причиной, то ее следствия не всегда заранее известны и ожидаемы, поэтому возникают неожиданные последствия, побочные эффекты. Даже изобретая автомобиль, что уже представляет собой технологию и технологический процесс, люди одновременно изобретают и законы, по которым будет действовать этот автомобиль. То есть, изобретение и действие автомобиля технологически детерминируются. При этом законы, по которым будет действовать этот автомобиль, не подчиняются общим законам природы, так как законы действия автомобиля созданы людьми искусственно.

На основе метафизического метода возможна разработка технологий. Данный метод получил широкое применение во времена Д. Юма и П. С. Лапласа. Юму присущ метафизический стиль рассуждений. Он исходит из агностической точки зрения, согласно которой доказывается необходимость изобретения теоретических схем и их приписывания природе и обществу, а также изобретения технологических процессов в целях достижения заранее поставленных целей. И именно агностицизм является основанием для технологий, потому что согласно агностицизму теории приписываются миру (что еще не означает решительный отказ от познаваемости мира). Представитель агностицизма не знает, как действуют объективные законы, и не желает знать, а если они и существуют, то учитываются им настолько, насколько они полезны для достижения цели. Технологический детерминизм является направлением, охватывающим теории, которые абсолютизируют роль научно-технического фактора в развитии общества. В числе этих теорий:

1) теория индустриального общества (автор Арон Р.);

2) теория стадий роста (автор Ростоу У.);

3) теория нового индустриального общества (автор Гелбрейт Дж.К.);

4) теория постиндустриального общества (автор Белл Д.);

5) теория сверхиндустриального общества (автор Тоффлер А.);

6) теория технотронного общества (автор Бжезинский З.).

Французский представитель западной философии и социологии Раймон Арон в начальный период своей деятельности в своих философско-исторических взглядах примыкал к воззрениям таких представителей немецкой социологии конца Х!Х - начала ХХ веков, как В. Виндельбанд и Г. Риккерт. В более поздних работах, которые касаются теории «индустриального общества», Арон заимствует различные идеи американской эмпирической социологии, впитавшей в себя характерные черты неопозитивизма, прагматизма, социального психологизма. Центральным пунктом теории «индустриального общества» как определенной системы иллюзорного отражения социальной действительности является концепция «технологического детерминизма». Так, ведущей стороной теории Арона является развитие науки и техники. Арон отрицает закономерный характер истории и определяющую роль способа производства материальной жизни в общественном развитии. По его мнению, техника воздействует на общество, но она в свою очередь также испытывает определенное влияние со стороны последнего. Отношения между технической и социальными сторонами

рассматриваются Ароном не как одностороннее воздействие техники на общество, а как их взаимодействие. Арон использует идею «технологического детерминизма» и признает возрастающее влияние техники на все стороны общественного развития, но в то же время, опираясь на «многофакторный» подход к социальным явлениям, он отрицает материальную основу общественного взаимодействия, которое есть не что иное, как производство материальной жизни.

Теория стадий роста Уолта Ростоу. Ростоу исходит из того, что человечество проходит в своем развитии пять стадий: традиционное общество, переходное общество, в котором создаются предварительные условия для сдвига, период сдвига, зрелое общество и период высокого массового потребления. Первая «стадия экономического роста» - это традиционное общество, оно представляет собой общество аграрное с преимущественным развитием сельского хозяйства и иерархической социальной структурой. Традиционное общество Ростоу отождествляет с феодальной общественно-экономической формацией. Но для того, чтобы общество развивалось, необходимы многосторонние преобразования, в результате которых оно должно превратиться в общество с преимущественным развитием промышленности, коммуникаций, торговли и средств обслуживания, что и происходит на второй «стадии роста». А когда созданы предварительные условия для сдвига, общество вступает в третью стадию - период сдвига, которая определяется как промышленная революция. Четвертая «стадия роста» - стадия зрелости, когда общество превосходит отрасли промышленности, сделавшие возможным осуществление сдвига, овладевает и применяет достижения современной техники в широкой области экономической жизни. Каждое общество, достигшее зрелости, начинает переход к пятой «стадии роста» - периоду высокого массового потребления, то есть внимание переключается с проблем производства на проблемы потребления и достижения благосостояния. В основе «теории стадий» - полное отрицание такой важной стороны способа производства, как производственные отношения.

В своей теории нового индустриального общества Дж. К. Гелбрэйт недооценивает роль и характер общественных отношений и в то же время выдвигает на первый план количественные показатели экономического развития, что отражает абсолютизацию материальной, вещественной стороны способа производства и является следствием приверженности автора к «технологическому детерминизму».

В теории постиндустриального общества Д. Белл рассматривает общество как систему трех основных, относительно самостоятельных факторов социальной структуры (включает экономику, технологию, систему занятости). Относительно новым в этой теории, выступает сочетание традиционных техницистско-сциентистских идей с абсолютизацией роли политики в общественной жизни, признание приоритета политики перед экономикой и вывод о невозможности обоснования и укрепления современного общества с помощью его модернистской культуры. Однако постиндустриалистская теория Белла внутренне противоречива и расплывчата: с одной стороны, он обосновывает необходимость усиления государственно-

монополистического регулирования экономикой, социальной жизнью вообще, с другой стороны, утверждает, что перед лицом «кризиса культуры» технико-экономические меры бессильны.

Теория сверхиндустриального общества А. Тоффлера. Он основу существования острых социальнополитических, экономических проблем в капиталистическом обществе видит в «крушении индустриализма на планете», в «супериндустриальной революции». И разрешение противоречий капитализма Тоффлер видит в реформах научно-технической деятельности, а само снятие противоречий объявляет непосредственной социальной функцией технико-организационных принципов.

Теория технотронного общества американского политолога З. Бжезинского. Как и другие сторонники техницизма, он пишет о «трансформации» общества, о переходе на новую ступень развития. Автор утверждает, что наиболее развитые страны, прежде всего США, в настоящее время входят в век, в котором технология и особенно электроника становятся детерминантами социального изменения, преобразовывая социальную структуру, ценности и общий взгляд на общество. По схеме общественного развития, предложенной Бжезинским, электроника представляет собой детерминирующий фактор исторического изменения, обусловливает переход власти к тем, кто управляет научно-технической информацией - к элите специалистов. Стоит отметить, что технотронная теория З. Бжезинского подчинена идее осуществления «глобальной трансформации», созданию «глобального сообщества» стран под эгидой США, которые и будут формулировать «новое глобальное мышление», держать под своим контролем «транснациональное сознание».

В целом представители данного направления буржуазной социологии абсолютизируют процессы развития науки и техники, их социально-экономические последствия, особенно такие, как: изменение социальной структуры населения, структуры валового национального продукта, рост расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, повышение квалификации трудящихся. Все эти теории строятся на основе технологий, и главной причиной социальных изменений считают технику и технологию. Тем не менее, технико-технологический фактор не определяет прямо и однозначно социально-исторический

процесс, но все же играет важную роль в материальной структуре общества. Также стоит отметить, что технико-технологический фактор может привести к различным последствиям в различных общественноэкономических системах на конкретно-исторических стадиях их бытия. Технология как объективный процесс

- это, прежде всего, природный процесс, превращенный в промышленный. Допустим, что технология выстроена в соответствии с гуманистическими целями и объективно организована в соответствии с целями развития личности. Но в любом случае и техника, и технология преобразуют природу, подчиняют ее себе, какими бы гуманными они не были. Техника и технология потому и служат целям человека, что объективные законы, которые их определяют, приобретают предметный характер и выступают внутренними законами самой деятельности.

Таким образом, технологический детерминизм имеет отношение и к технике, и к технологии, является теорией, которая раскрывает причину и следствие в контексте метафизического метода философского познания мира и ценностного исследовательского подхода. Технологический детерминизм выступает как наиболее характерное философское обоснование господствующего в настоящее время на Западе метафизического мировоззрения. Согласно данному мировоззрению мир раскрывается как Универсум, в котором для человека различимы потребительские свойства мира и способы удовлетворения потребностей человека. Человек стремится к знанию, которое позволяло бы ему быть независимым от объективно-действующих законов природы и общества и от необходимости их познания. В соответствии с данным мировоззрением любая произвольно сформулированная теория репрезентует ту или иную сторону мира. Исследователь же доказывает, что теория эта является ценностью, позволяющей извлечь из нее нечто полезное. Поэтому технологический детерминизм - это учение, но это репрезентация. Технологический детерминизм существенен в контексте скептицизма и агностицизма. Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм приведен в скептицизме Д. Юма, который полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. В то же время Д. Юм не познает мир, а приписывает миру свою теорию так же, как это делает П. С. Лаплас. То есть, все метафизические версии детерминизма являются репрезентациями. Эти версии базируются на основе того, что исследователь не желает познавать мир, а просто приписывает свою теорию миру, то есть репрезентует какую-либо сторону мира, а не отражает ее (так Юм сочиняет теорию, но не отказывается от познания мира, а репрезентует его). Поэтому, анализируя различные версии детерминизма, можно сделать вывод, что «технологический детерминизм» предстает в более широком значении, чем он предстает в изначальном определении и выступает как характеристика разнообразных версий детерминизма технологического образца. И каждый из этих вариантов детерминизма является репрезентацией.

В определенном смысле технология - это феномен культуры, так как вне человеческого бытия она невозможна и обладает направленностью на человека. Вместе с тем по своему характеру, способу реального функционирования и развития, технология может быть гуманной или антигуманной, но в своей основе она предполагает достижение эгоистически существенных результатов. Потому что цель любых технологий -детерминация определенного события. А технологический тип детерминации требует определенных условий, которые определяются общественными отношениями, типом общества, на какой конкретноисторической стадии развития оно находится и т.д. Общественные отношения в данном случае опосредствуют отношение «человек - технология». На какой стадии развития находится то или иное общество, его тип, все это оказывает влияние на данный тип детерминации. Технологический тип причинной обусловленности следствий предполагает наличие технологических операций, которые следуют одна за другой согласно проекту технологии, разработанному человеком. Следствия, порождаемые ими, порой невозможно спрогнозировать, а потому они бывают неожиданными и непредсказуемыми. На разных этапах развития того или иного общества в различной степени развиты и техника, и технология. Например, в эпоху европейского Средневековья люди за каждое свое изобретение расплачивались тем, что их подозревали в союзе с сатаной. Напротив, в христианской Европе труд обретает высокую ценность. Однако и здесь технические инновации наталкиваются на разного рода возражения. Определенному уровню развития производственной техники соответствуют определенные производственные отношения людей, определенный общественный способ производства, на основе которого развивается соответствующий ему общественный строй. Все это представляет собой определенные условия. Например, в развитии производительных сил наиболее быстрые изменения наступают именно в технике, а вслед за техникой может измениться и весь общественный способ производства. При этом изменение техники требует соответствующего изменения важнейшей производительной силы общества - работников производства. Изменение производственных отношений являет-

ся, в свою очередь, причиной изменения надстройки, то есть политических, правовых и других надстроечных учреждений и общественных отношений. Можно предположить, что эгоистические потребности человека предполагают постановку таких целей, то есть эгоистические потребности служат ориентиром, первопричиной изобретения технологий, техники, что дает человеку ощущение своего превосходства над природой. В то же время, достигнув результатов, иногда возникают непредвиденные, неожиданные последствия, которые становятся проблемой для всего человечества. Например, атомная электростанция действует по своим законам (это законы технологии, примышленные законы, и они обоснованы), хотя и служит целям человека, но все равно возникают последствия, с которыми человечество вынуждено считаться.

Преследуя в технике свои цели, человек, с одной стороны, подчинен природе, а с другой стороны, создает в технике нечто отличное от природы. Так в природе технология не существует в таком виде, который она имеет в производстве. В процессе производства человек заставляет одни предметы природы действовать на другие с целью получения необходимого результата. А природа является условием развития ряда специфических собственно технических закономерностей. Имея в виду технологический тип детерминации, важно учесть и большое влияние именно человека, так как техника, технология не существуют сами по себе. Свободная воля человека является своего рода первопричиной, от которой исходит вектор технологии, потребительски существенный безотносительно к тому, как это скажется на жизни природы и общества. Человек создает технику и технологии, исходя из своих потребностей. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- технологический детерминизм - это одна из типичных теорий, раскрывающих причину и следствие в контексте метафизического метода философского познания мира и ценностного исследовательского подхода;

- технологический детерминизм выступает как наиболее характерное философское обоснование господствующего в настоящее время проекта науки, в частности, направленного на познание причин и следствий;

- характерной чертой технологического детерминизма является обоснование необходимости удвоения мира, отвлечения от всеобщей связи явлений, пренебрежение объективно действующими законами;

- характерной чертой технологического детерминизма является то, что он является философским обоснованием необходимости изобретения законов технологии для целей покорения природы и общества, достижения эгоистически существенных результатов;

- при всем многообразии концепций детерминизма, кроме диалектической концепции, суть этих концепций технологическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.