Научная статья на тему 'Технологический блок в подготовке тьюторов для работы с детьми младшего школьного возраста'

Технологический блок в подготовке тьюторов для работы с детьми младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / TUTOR / PRIMARY SCHOOL / ACTIVITY / TECHNOLOGY / PARTNER RELATIONSHIP / PROJECT / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашева О. В.

В статье представлены тьюторские технологии и их применение в организации обучения студентов-тьюторов на примере одного из занятий в рамках образовательной программы по подготовке тьюторов для работы с учащимися начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL PART IN THE PREPARATION OF TUTORS FOR THEIR WORK WITH THE PUPILS OF PRIMARY SCHOOL

The paper concerns tutor technologies and their application in the organization of students-tutors study on the example of one of these lessons in the context of educational program of tutors preparation for their work with primary school pupils.

Текст научной работы на тему «Технологический блок в подготовке тьюторов для работы с детьми младшего школьного возраста»

В заключение отметим, что научно-исследовательская культура ученого, его нравственно-этические взгляды, мировоззренческие ориентиры становятся живым примером для подрастающих поколений. Благодаря оставленному богатому наследию Н.Ф. Катанова, мы прикасаемся к своей истории и осознаем вклад личности ученого, символизирующей не только специфическую этническую культуру, но и демонст-

рирующей гармоничное сочетание общечеловеческих нравственно-этических норм: преданность науке, своим идеалам, народу, готовность к самопожертвованию ради научной истины, толерантность, устремленность в будущее, вера в победу человеческого разума, его гуманного начала и бесконечный труд на всеобщее благо.

Библиографический список

1. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2003.

2. Покровский, И. Памяти профессора Николая Федоровича Катанова. Некролог / И. Покровский // Известия ОАИЭ. Том XXXII. - Казань, 1923. - вып.2.

3. Преловский, А.В. Фольклор Саянских тюрков XIX века. Из собрания Н.Ф. Катанова. В 2-х тт. / сост., переводы, стихотв. перелож., лит. об-

раб., заключит. статья и коммент. А.В. Преловского. - М.: Новый ключ, 2003. - Т. 2.

4. Катанов, Н.Ф. Алтын шчж. Золотая книга. Извлечения из книги «Образцы народной литературы тюркских племен» //Составление и лит. обраб. Г. Казачиновой, В. Татаровой. - Абакан, 1996.

5. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 969. «Н.Ф. Катанов -ординарный профессор сравнительного языкознания Казанского университета». Опись 1. Д.8: Дневник путешествия по Минусинскому округу Енисейской губернии с 21.09.1889 г. по 12.01.1890 г.

6. НА РТ. Ф. 969. Н.Ф. Катанов - ординарный профессор сравнительного языкознания Казанского университета. Опись 1. Д.10. Путешествие по Сибири, Дзунгарии и Восточному Туркестану: Дневник путешествия, совершенного по поручению Имп. Русского Географического общества в 1890 г.

7. Ф.977. Казанский университет. Опись Историко-филологический факультет (ИФФ). Д.2026.

8. Ф. 9044 «Письма Н.Ф. Катанова А.В. Васильеву» Отдела рукописей и редких книг Казанского государственного университета: Письмо от

22.05.1907г.

9. Султанбаева, К.И. Педагогическая система Николая Федоровича Катанова. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006.

Статья поступила в редакцию 13.10.09

УДК 37.08

О.В. Абашева, аспирант УдГУ, г. Ижевск, Email: olsaabasheva@list.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК В ПОДГОТОВКЕ ТЬЮТОРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены тьюторские технологии и их применение в организации обучения студентов-тьюторов на примере одного из занятий в рамках образовательной программы по подготовке тьюторов для работы с учащимися начальной школы.

Ключевые слова: тьютор, начальная школа, деятельность, технология, партнерские отношения, проект, субъектность.

В ситуации, когда назрела необходимость введения в систему образования нового субъекта -тьютора, остро встал вопрос подготовки такого специалиста. Необходимы программы обучения тьюторов. Но понятие «тьютор» достаточно широкое и гибкое. Для начала представляется необходимым контекстуализировать тьютора в школьном пространстве, раскрыть ситуацию, в которой обнаружился запрос на нового специалиста, с целью выявления его поля деятельности и соответствующего инструментария, т.е. того, что в дальнейшем определит содержание программы обучения тьюторов.

В данной работе тьютор контекстуализируется в пространстве образовательной программы «Школа культуры общения», где впервые о его введении было заявлено в 1998 г. Необходимость введения нового субъекта - тьютора - была обусловлена такими целями программы, как преодоление дефицита общения в образовательной среде начальной школы и становление активной позиции учащегося в образовательной деятельности. Первоначально установкой к работе тьютора было формирование и поддержание партнерских отношений с учащимися в различных видах деятельности: «Школа культуры общения» - это школа как среда, где все виды деятельности, в которые учащийся вовлечен и осуществляет совместно с другими (учащиеся, учителя, родители, взрослые и дети), происходят на фоне общения» [1, с. 24].

В результате выработалось понимание тьютора как специалиста, сопровождающего в форме партнерства деятельность ребенка (группы детей), инициированную его личными (общими для группы) интересами и потребностями. Неслучайно в роли тьюторов выступили студенты, т.е. люди, пришедшие извне, те, которые могут обеспечить расширение поля общения и, следовательно, образовательной среды школы и установить неавторитарное, партнерское общение с детьми через совместно организованную деятельность. В со-

циокультурном плане тьютор выступает как представитель внепедагогических практик, он вносит их в педагогический процесс [1, с. 29].

Одновременно с накоплением опыта тьюторской деятельности происходило уточнение содержания тьюторской деятельности, разработка и отбор технологий.

Тьютор работает в открытом образовательном пространстве, он не задает рамки учащемуся, а сопровождает его движение в этом пространстве. Он вступает в партнерские отношения с учащимся. Партнерство же предполагает наличие общего дела и заинтересованность обеих сторон в продуктивной деятельности. Таким образом, деятельностные технологии в работе тьютора выходят на первый план.

Необходимо заметить, что решаемые тьютором в «Школе культуры общения» проблемы становления активной позиции учащегося и партнерства в образовательной среде и поиск соответствующих технологий занимают важное место сейчас и в европейском образовании, откуда, собственно, и пришел термин «тьютор», и, которые во многом определило сложившуюся систему образования, в частности, Великобритании [2, с. 15].

В западном образовании, начиная с первых британских университетов, тьюторство предстает как естественно сформировавшаяся система, в центре которой изначально был выбор студентом направления своего образовательного маршрута. Тьютор был тем, кто помогал осуществить этот выбор, выполнял роль посредника [3]. Роль тьютора претерпевала, однако, некоторые изменения. Изначально тьютор в британских университетах выполнял скорее наставнические функции, но со временем произошел переход к сотрудничеству, партнерству. Если раньше целью тьютора было обеспечить успешность студента (что, несомненно, было возможно за счет решения не только задач обучения, но и воспитания), то к

концу XX века тьютор ставит перед собой цель научить студента мыслить. И здесь становится важным не столько содержание, сколько формы и технологии работы, и, более того, партнерские формы общения. Основной технологией тьютора становится, так называемый, сократический метод, рождение истины в диалоге со студентом: «Тьютор разговаривает лишь вопросами; это обучение вопросами, и неважно при этом, насколько глубокими и точными будут ответы студента. Цель каждой встречи -сделать так, чтобы студент научил себя сам, понимая, как выбраться из паутины вопросов такого типа: «Если ты думаешь что, тогда что ты можешь сказать об ...?» Идеальный тьютор может устоять перед соблазном продиктовать студенту то, что ему нужно записать и выучить. Он уверен в том, что молодой, энергичный и умный студент будет учить себя сам тому, что ему необходимо знать, -пока ему задают правильные вопросы» [4, с. 18]

Французская школа также обращается к технологиям педагогического сопровождения учащегося: «Настоящее образование на любом уровне включает в себя одновременно волнующий момент встречи с неизвестным и сопровождение, которое «страхует» эту встречу» так как «изучение чего-либо это постоянное вступление учащегося в трудную ситуацию риска, в связи с которой мы и должны предоставить сопровождение» [5, с.16]. Сопровождение необходимо для того, чтобы ребенок мог видеть эту ситуацию и делать самостоятельный осознанный выбор. Сопровождение нацелено на формирование автономии, субъектности учащегося.

В условиях современной российской школы практика тьюторского сопровождения осуществляется в таких направлениях, как развитие познавательного интереса учащихся, формирование готовности ребенка к самообразованию, формирование образовательной инициативы учащегося, помощь в самоопределении старшеклассника. В качестве технологий тьюторами используются: проектная деятельность, работа с портфолио, работа с картами интереса, образовательная картография, технология образовательных путешествий, информационные технологии, и др.

Что касается инструментария тьютора в работе с детьми в рамках образовательной программы «Школа культуры общения», то здесь мы выделяем два вида технологий:

- технологии определения предмета деятельности,

- технологии деятельности по поводу предмета.

В качестве макро-технологии выступает проектная деятельность, внутри которой возникает пространство для реализации уже имеющихся знаний и инициация многих полей общения [1, с. 36].

Очевидно, что необходимо целенаправленное обучение будущих тьюторов. Основываясь на опыте, полученном в результате работы тьюторов (1999 - 2009 гг.) в образовательной программе «Школа культуры общения», исследовательская группа приступила к разработке программы обучения начинающих тьюторов для работы с детьми младшего школьного возраста [6]. Содержание программы разделено на три блока:

- мастерские по тьюторским технологиям,

- речевые мастерские,

- психологические тренинги.

В данной работе мы предлагаем остановить внимание на технологизации тьюторского процесса и рассмотреть одно из занятий с начинающими тьюторами, нацеленное на раскрытие технологий организации процесса тьюторских часов. В роли начинающих тьюторов выступили студенты филологического факультета и института искусств и дизайна УдГУ, которые уже имели опыт работы с детьми младшего школьного возраста, но, обнаружив дефицит знаний и навыков в плане методики, проявили желание ознакомиться глубже со спецификой тьюторской работы в начальной школе.

Структура блока «Тьюторские технологии» отражает этапы проектной деятельности, в форме которой будет проводиться обучение. Такого рода деятельность была организована в форме проекта и разбита на два этапа: определение предмета деятельности (определение поля общего интереса в об-

ласти тьюторства) и, непосредственно, деятельность по поводу предмета (поиск методов и разработка технологии).

Первое занятие с начинающими тьюторами было спланировано и проведено с использованием тьюторских же технологий, т. е. как полноценное тьюторское занятие, где в роли тьюторируемых выступили сами начинающие студенты-тьюторы. Занятие было ориентировано на становление активной позиции участников и имело форму совместного поиска, где тьютор выступал лишь модератором деятельности по поиску методов, приемов, технологий в работе тьютора.

На этапе определения предмета деятельности, который рассчитан на выявление общего поля интересов участников, было установлено, что дальнейшая деятельность будет строиться вокруг технологий тьюторства. В практике проектной деятельности определение предмета деятельности предполагает использование исследовательских технологий, таких как: анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение, беседа и т.д. Но в виду сложившейся ситуации, когда студенты-тьюторы уже достаточно четко представляли для чего они пришли на занятие и какой, собственно, предмет их интересует, на этом этапе было лишь еще раз сфокусировано внимание участников на предмете деятельности.

Второй этап был нацелен на проектную работу. В качестве отправной точки студентам-тьюторам было предложено организовать мозговой штурм на тему «Тьюторство как партнерство в образовательной среде». На доске фиксировались все высказывания участников (определения, ассоциации): сотрудничество, дружба, взаимопонимание, обмен, взаимодействие, помощь, доверие, интерес, досуг, уважение, обучение, эмпатия, взаимонаправленность... Затем был проведен совместный анализ полученной информации. Внутри набора высказываний были выявлены три смысловые группы:

- сотрудничество (взаимодействие, обмен, обучение . ),

- личностные качества, умения тьютора (доверие, эмпатия, . ),

- отношение к другому (эмпатия, интерес, взаимопонимание, . ).

То есть, мы обнаружили три аспекта, в которых можно рассматривать тьюторство, три его составляющие.

Далее работа была продолжена в форме микрогрупп. В каждой из групп был выбран тот, кто будет фиксировать все высказывания и тот, кто по истечении времени обсуждения представит результат работы микрогруппы. Внутри каждой из трех микрогрупп обсуждался один из аспектов тьюторства:

- Что значит сотрудничество? (Высказывания: личность, цели, мотивация, условия, ...)

- О каких умениях идет речь? (Высказывания: слушать и слышать, чувствовать, анализ, сглаживать отношения, коммуникабельность, умение фантазировать, искренность, открытость, гибкость ума, сообразительность, ...).

- О каких отношениях идет речь? (Высказывания: взаимопонимание, внимание к другому, равенство, умение прислушиваться, непосредственность в общении, дружелюбие, ...).

Следующий шаг был сделан в направлении того, как максимально учесть выявленные три аспекта при организации тьюторского занятия. Был проведен круглый стол «Как осуществляется взаимодействие «тьютор-учащийся», нацеленное на развитие умений и отношений, становление сотрудничества», где участники делились своими идеями, мнениями, замечаниями, предложениями по заданной теме. В итоге обсуждения был сделан следующий вывод: необходимо наличие общего дела, в которое были бы вовлечены и тьютор и обучающиеся. Иными словами, следует организовать совместную деятельность, в которой были бы заинтересованы ученики и сам тьютор, и в ходе которой происходило бы становление сотрудничества, развитие отношений и личностных качеств ее активных участников.

Итак, в результате круглого стола обозначилось новое дискуссионное поле: дело-деятельность-виды деятельности. Во-первых, при инициировании деятельности, необходимо исходить из ее актуальности для обеих сторон ее участников, тьютора и обучающихся, их мотивированности к участию в

этой деятельности. Во-вторых, немаловажным является определение структуры деятельности: цель, предмет, способы, результат. Возникает вопрос: какие виды деятельности имеют место быть в рамках тьюторских занятий? Поиск ответа на этот вопрос был облечен в форму мозгового штурма. Были предложены следующие варианты: игровая, речевая, рефлексивная, умственная, физическая, трудовая, исследовательская, поисковая, творческая, наблюдательная, учебная, общение.

Некоторые из предложенных вариантов в дальнейшем были проработаны участниками в парах:

- игровая (игра ролевая, игра деловая, игра интеллектуальная, игра сценическая);

- исследовательская (исследование, опрос, эксперимент, опыт,);

- поисковая (изучение литературы, интернет-источников, работа с информацией);

- творческая (рисование, пение, лепка, конструирование, артистическая игра);

- учебная (решение задач, написание сочинений, изложений, выполнение упражнений, тестов);

- трудовая (физический труд, умственный труд);

- общение (вербальное, невербальное, обсуждение, беседа).

Следует отметить, что на данном этапе, как и на данном занятии в целом, основной задачей было не найти педагогически верное определение тому или иному виду деятельности, а инициировать размышление, обсуждение, дефицит знаний, и, следовательно, поиск, т.е. активность каждого из участников.

Ключевой вопрос, вытекающий из всего рассуждения, состоит в том, каким образом выстроить технологию организации той или иной деятельности, или интеграцию нескольких видов деятельности. Принимая во внимание то, что студенты-тьюторы нацелены на работу с детьми младшего школьного возраста, следует заметить, что интеграция различных видов деятельности в ходе тьюторских часов приобретает здесь особую значимость. Это обусловлено психологическими особенностями данного возраста, требующими постоянной смены различных видов деятельности. То есть необходима некая над-технология, которая объединила бы в себе такие технологии как, например, исследование, ролевая игра, дискуссия и др. И, конечно, использование этой над-технологии должно иметь на выходе итоговый продукт (который можно увидеть, услышать, потрогать, ощутить), что немаловажно для младшего школьника. Были рассмотрены различные идеи, в том числе, игра, как вид деятельности, уступивший свое место для ведущей на данном этапе учебной деятельности, но все же занимающий немаловажный развивающий ресурс в жизни ребенка. Вопрос о введении игры, как одной из тьюторских технологий, был оставлен на последующее самостоятельное рассмотрение. И было решено, что на следующем занятии речь пойдет о разработке именно технологии игры.

В качестве иллюстрации одной из над-технологий тьютором было предложено обратиться к методу проектов как к методу, позволяющему осуществить интеграцию различных видов деятельности.

На примере уже реализованных в рамках образовательной программы «Школа культуры общения» детских проектов (проект по созданию собственных игр и журнала с описанием игр «Наши игры», проект по озеленению классной комнаты «Зеленый дворик», создание атласа комнатных растений «Наш зеленый дворик») студентам-тьюторам была представлена технология проектной деятельности [7, с. 79].

Проектная деятельность предполагает наличие субъективно значимой для ученика проблемы, ее исследование, поиск путей решения и практическое воплощение полученных результатов в том или ином продукте деятельности.

Проектная деятельность младших школьников в рамках тьюторских часов в образовательной программе «Школа культуры общения» включает в себя следующие этапы:

1. Мотивационно-подготовительный этап. Заключается в заполнении детьми анкет, вопросников, проведение бесед

(методики опроса), создание ассоциативных полей. В ходе этих подготовительных действий тьютору важно вызвать коммуникативную заинтересованность детей и выявить их области интересов.

2. Предпроектный этап. Представляет собой проведение фокус-групп, работу в микрогруппах, дискуссии, где происходит выдвижение гипотез, обсуждение возникших идей, предположений, вопросов по выявленной ранее области интереса. Дети совместно с тьютором определяют проблему, анализируют ее, определяют пути ее решения, обсуждают методы и возможные источники информации, планируя тем самым проектное поле.

3. Реализация проекта. Выполнение проекта (работа с информацией, синтез и анализ, проведение исследований, оформление проекта). Проект может быть оформлен в одну из заявленных ранее игр (ролевая игра, интеллектуальная игра, дебаты), направленных на решение коммуникативных задач, или может представлять собой другой вид совместной деятельности (оформление стенгазеты, создание альбома класса, журнал со статьями детей).

4. Представление результатов проектирования (коллективный анализ, оценка результатов проекта, рефлексия) в виде дискуссии, беседы, интервью, отзывов, ролевой игры.

Технология проектной деятельности на схеме может быть отражена следующим образом:

Технологии определения предмета деятельности

предмет

деятельности-

подготовитсльныи

этап

2.

этап

Технологии деятельности по повод}'предмета

спосооы

деятельности"

4. представление ремтатов

результат

деятельности

Далее были рассмотрены этапы работы над одним из проектов (создание журнала «Наши игры») и используемые тьютором технологии на каждом из этапов.

В конце занятия участникам было предложено проанализировать занятие, восстановив в памяти все этапы, которые ими были пройдены в ходе работы, так как занятие изначально строилось в форме проектной деятельности согласно выше обозначенным этапам и с использованием соответствующих технологий. С целью выявить суть проектной деятельности, независимо от того, кем она выполняется, взрослыми или детьми, участникам была представлена сравнительная таблица (см. Таблица 1), где соотнесены этапы и технологии детского проекта «Наши игры» и проекта «Тьюторские технологии», в разработку которого были вовлечены на данном занятии студенты-тьюторы.

Таблица 1

Этапы работы над детским проектом «Наши игры» и тьюторским проектом «Тьюторские технологии»

Этап проекта Детский проект «Наши игры» Проект «Тьюторские технологии»

Определение предмета деятельности и проектного поля Предпроектный этап Анкетирование «Что в моей жизни есть хорошего?» «Что я умею?» «Что я могу еще уметь?» Предмет деятельности -игры, игрушки, развлечения Предмет деятельности -технологии тьюторского сопровождения в начальной школе

Организация деятельности по поводу предмета Реализация проекта Беседа «Как мы играем?» Мозговой штурм «Игра -что это?» Определение смысловых полей: - игроки - правила - выигрыш, результат Мозговой штурм «Тьюторство как партнерство в образовательной среде» Определение смысловых полей: - умения - отношение - общение

Работа в микрогруппах над смысловыми полями Работа в микрогруппах над смысловыми полями

Индивидуальная работа «Моя любимая игра» Круглый стол «Как осуществляется взаимодействие тьютор-учащийся, нацеленное на развитие умений и отношений, становление активной позиции»

Дискуссия «Кто придумывает игры?» Мозговой штурм «Дело. Деятельность. Виды деятельности»

Работа в парах, индивидуальная работа «Новая игра» Работа в парах «Виды деятельности»

Презентация игр Обобщение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение «Включение различных видов деятельности в тьютор-скую практику».

Разработка журнала «Наши игры» с описанием придуманных игр: - оформление игр - разделение игр на группы (разделы журнала) - встреча с дизайнером - встреча с фотографом Разработка технологии

Представление результата Презентация журнала Представление, реализация на практике.

Таким образом, в ходе данного занятия использовались различные тьюторские технологии (мозговой штурм, беседа, работа в микрогруппах) и в качестве над-технологии -проектная деятельность. Проектная работа студентов-тьюторов к концу занятия получила достаточно сформированную идею (включение различных видов деятельности в технологию игры), которая требует развития, и в дальнейшем имеет следующие шаги: непосредственно разработка этой технологии

и, затем, ее реализация на практике, т.е. внедрение в процесс тьюторских занятий с детьми.

Кроме технологий организации деятельности, для тьютора необходимо владение речевыми (фокус-група и работа в микрогруппах, мозговой штурм, круглый стол, сюжетное моделирование, дебаты, портфолио, работа с текстом, ролевые игры) и информационными технологиями (представление проекта в форме презентации Power Point, создание видеосюжетов, создание тематических страниц на школьном сайте, ведение блогов, создание совместного документа Google, информационное сопровождение проекта), что включено в программу обучения тьюторов в форме отдельных образовательных блоков.

В качестве заключения следует отметить, что технологическая сторона остается лишь одной из граней в деле подготовки тьютора. Особую значимость несут речевые мастерские и психологические тренинги, которые помогают студенту-тьютору занять позицию субъекта, готового к установлению партнерских отношений, и к целенаправленному применению описанных нами технологий.

Библиографический список

1. Ворожцова, И.Б. Школа культуры общения / И.Б. Ворожцова, В.Ю. Черезова, Н.А. Щенина. -Ижевск: Изд. дом “Удмуртский университет”, Изд. дом «ERGO», 2006.

2. Абашева, О.В. Педагогическое содержание и технологическое оснащение тьютоской работы в исторической ретроспективе // Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности в университете. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, ERGO, 2008.

3. Проскуровская, И.Д. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства. - www.thetutor.ru.

4. Ryan, Alan. A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: “Thanks, you taught me how to think”. -OxCHEPS, 2001.

5. Meirieu Philippe. Lettre a un jeune professeur. - ESP, 2005.

6. Ворожцова, И.Б., Абашева О.В., Ворожцова Т.Б., Тарасова О.В., Шикалова Т.Н. Методологические основы разработки образовательных модулей программы подготовки тьюторов для сопровождения образовательной деятельности младших школьников (в печати).

7. Ворожцова И.Б. Образовательная программа «Школа культуры общения» / И.Б. Ворожцова. В.Ю. Черезова, Н.А. Щенина, Л.М. Старкова // сб. тезисов учителей и специалистов ижевской гимназии / отв. ред. В. А. Харитонова. - Ижевск, 2002. - № 56.

Статья поступила в редакцию 17.10.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.