УДК 378. 02:37 . 016 (13.00 . 02)
Н. А. Кобзева
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
Представлены технологические аспекты в методике обучения, которые учитываются при обучении иностранному языку в Томском политехническом университете. В статье дан анализ понятий «педагогические технологии», «технологии обучения», «технологии в обучении», «образовательные технологии» на основе публикаций зарубежных и российских исследователей. Кроме того, автором особо подчеркивается значение идеи Я. А. Коменского о технологизации процесса обучения.
Ключевые слова: педагогические технологии, технологии обучения, технологии в обучении, образовательные технологии.
В Томском политехническом университете в процессе подготовки специалистов особое внимание уделяется поиску современных технологий и методов обучения, проведению научных исследований по методике обучения иностранным языкам и внедрению их результатов в образовательную среду университета; развиваются языковые центры, техническое оснащение, мультимедийные ресурсы, компьютерные обучающие программы -все, что способствует эффективности освоения английского языка субъектами образовательного процесса. Следует отметить, что обновление технологии вузовского обучения предполагает переориентацию всей дидактической системы с преимущественно информативного на содержательно-процессуальное обучение, позволяющее развить познавательные, творческие, профессиональные способности выпускников вузов [1].
Данные обстоятельства определяют актуальность и цель рассмотрения технологического аспекта в методике обучения иностранному языку.
Действительно, понятие «технология» является одним из часто используемых терминов в науке об образовании, в методике обучения иностранным языкам в том числе. Например, широко известны следующие определения термина «технология» в работах В. П. Беспалько (1989), С. С. Кашлева (2000), М. В. Кларина (1984), В. М. Монахова (2006), М. А. Чошанова (2010): педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса; педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей; педагогические технологии есть совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития; педагогическая технология понимается как набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный
планируемый результат; технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы.
Зарубежные подходы к определению педагогических технологий представлены как определениями, которые связаны с использованием в педагогическом процессе различного оборудования, так и определениями, основанными на комплексном использовании технических и человеческих ресурсов. Например, J. Gess-Newsome, M. Blocher, J. Clark, J. Menasco & E. Willis считают, что смысл педагогической технологии заключается в применении в образовании изобретений, изделий промышленности и процессов, являющихся частью современной технологии [2]. Исследователи
H. Ellington, F. Percival and P. Race указывают, что термин «технология в образовании» включает любые средства представления информации как, например, телевидение, различные средства проекции изображений и т. д. Другими словами, по их мнению, технология в образовании - это аудиовизуальные средства [3]. D. Finn отметил, что только наивные люди могут полагать, что технология -это просто комплекс аппаратуры и учебных материалов. По мнению автора, технологии - это и способ организации, и образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, системах типа отношений «человек-машина» [4]. D. Mitchell, проанализировав множество источников, связанных с изучаемой дефиницией (точным определением, толкованием какого-либо понятия), считает, что педагогическая технология - это область исследования и практики в рамках системы образования, имеющая отношения и связи со всеми аспектами организации педагогических систем и распределением ресурсов для достижения результатов [5]. R. Luppicini предлагает определять технологии обучения как целенаправленное использование инструментов, методов, теорий из различных областей знаний, чтобы человеческие и механические средства эффективно применялись в целях улучшения всех аспектов обучения [6].
На основе анализа публикаций зарубежных и российских исследователей можно сделать вывод,
— бб —
что технологический аспект применительно к методике обучения означает наличие целей, направленных на достижение предполагаемого результата обучения; плана организации процесса обучения, соответствующего поставленным целям; средств и условий, гарантирующих достижение намеченных целей; диагностических средств анализа и достигнутых результатов в процессе обучения; результатов деятельности.
В современной педагогике и методике обучения иностранным языкам используются следующие термины, включающие понятие технология: педагогические технологии, технологии обучения, технологии в обучении, образовательные технологии.
Следует особо подчеркнуть, что мысль о техно-логизации процесса обучения высказывал почти 400 лет назад Я. А. Коменский. Он призывал сделать обучение «техническим»: таким, чтобы все, чему учат, вело к результату. Я. А. Коменский подчеркивал, что весь ход урока должен способствовать легкому, приятному усвоению материала, возбуждая внимание и мышление учащихся [7]. Таким образом, педагогом была сформирована важнейшая идея технологий обучения - гарантированность результата. Кроме того, Я. А. Коменский призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т. е. «технологическим»), стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Ученый писал, что для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели [7]. Механизм обучения, то есть учебный процесс, который должен привести к результатам, Я. А. Коменский назвал «дидактической машиной». Со времен великого дидакта было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались.
Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. За рубежом интерес к образовательным технологиям возник в середине XX в., когда появились первые программы
обучения с помощью технических средств (аудиовизуальное обучение). Термин образовательная технология, появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом. Несмотря на то, что термин «образовательная технология» в научной методической литературе еще не устоялся и не существует его однозначного определения, образовательная технология трактуется как система функционирования всех компонентов образовательного процесса, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания, методов [8].
Термин педагогические технологии получил распространение в российской научной литературе в 60-е гг. XX в. с развитием программированного обучения и первоначально трактовался как обучение с использованием технических средств. В наши дни произошла дифференциация двух составляющих этого термина: технология обучения (technology of teaching) как совокупность приемов работы учителя, обеспечивающая достижение поставленной цели обучения и составляющая основу его научной организации труда, и технология в обучении (technology in teaching), т. е. использование технических средств в обучении. Многие исследователи, как, например, Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Талызина, В. А. Сластенин, рассматривают педагогические технологии с позиции научной организации труда.
Подтверждением вышесказанному являются и документы ЮНЕСКО (UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), в которых технология обучения рассматривается как системный метод создания, определения и применения процесса преподавания и усвоения знаний при условии учета технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (перевод Н. А. Кобзевой) [9].
Таким образом, анализ и обобщение литературных источников позволяют прийти к выводу: в связи с тем, что практика обучения иностранному языку требует постоянного повышения качества педагогического процесса, а в методике как науке и практике существует множество подходов и рекомендаций, наиболее важным из них можно считать технологизацию педагогического процесса.
Список литературы
1. Матухин Д . Л . Использование активных методов в обучении устному иноязычному общению // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (Tomsk
State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 4 (119) . С . 104-108.
2 . Gess-Newsome J . , Blocher M . , Clark J . , Menasco J . , Willis E . Technology infused professional development: A framework for development and
analysis. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education [Online serial] . 2003 . 3(3) . URL: http://www. citejournal ,org/vol3/iss3/gen-eral/article2 cfm
3 . Ellington H . , Percival F., Race PA Handbook of Educational Technology (3rd edition), Kogen Page: London, 1993.
4 . Finn J . D . Professionalizing the audio-visual field . In D . P. Ely & T. Plomp (Eds . ) . Classic writings on instructional technology. Vol . 1 (P 231-241) .
Englewood, CO: Libraries Unlimited, Inc. , 1969 .
5 . Mitchell D . The future of educational technology is past // Canadian Journal of Educational Communication . 1989 . Vol . 18 (l) . P 3-27 .
6 . Luppicini R . A Systems Definition of Educational Technology in Society // Educational Technology & Society. 2005. Vol . 8 (3) . P 103-109 .
7 . Коменский Я . А. Великая дидактика . М .: Просвещение, 1983. С . 160-170 .
8 . Хайруллин Г . Т . Педагогический журнал Казахстана «Коллеги» . URL: http://www. mai . ru/events/sfiro/articles . php
9 . World Education Forum (2000) Dakar Framework for Action - Education for All: meeting our collective commitments World Education Forum .
(Dakar, Senegal, UNESCO); UNESCO-INEE (2005) Inter-Agency Peace Education Programme: skills for constructive living, (Paris, UNESCO); UNESCO Institute for Statistics (2006) Teachers and educational quality: monitoring; global needs for 2015, (Montreal, UNESCO Institute for Statistics)
Кобзева Н. А., старший преподаватель, аспирант.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.12.2012.
N. A. Kobzeva
TECHNOLOGICAL ASPECTS IN TEACHING METHODOLOGY
This article discusses the technological aspects of teaching methods that take into account when English Foreign Language teaching at Tomsk Polytechnic University. The paper presents an analysis of educational technology concepts, pedagogical technologies, technology of teaching, technology in teaching, educational technology, based on publications of Russian and foreign researchers. In addition, the author emphasizes the importance of the ideas by J. A. Comenius on the learning process technologizing.
Key words: pedagogical technologies, technology of teaching, technology in teaching, educational technology.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]