УДК 656.2-027.45
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
Швецов А.В., аспирант кафедры «ТПиЛ» ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск, тел.: +7 (924)404-31-10, e-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы организации транспортной безопасности на станциях Московского метрополитена. Изучены реализуемые мероприятия по защите станций метрополитена от несанкционированного вмешательства и воздействий с использованием транспортных средств, выявлено, что станции метрополитена не имеют средств защиты соответствующих существующему уровню террористической угрозы. Предложено новое решение по защите станций Московского метрополитена от проникновения нарушителя с использованием транспортных средств. Предложенное решение учитывает специфику работы Московского метрополитена.
Ключевые слова: транспортное средство, станции метрополитена, транспортная безопасность.
TECHNOLOGICAL SOLUTIONS TRANSPORT SECURITY OF THE MOSCOW
METRO
Shvetsov A., the post-graduate student, TP&L chair, FSEIHPE «Far Eastern State Transport University», Khabarovsk, tel.: +7 (924)404-31-10, e-mail: [email protected]
The questions of the organization of transport security at the stations of the Moscow Metro. Studied implemented measures to protect underground stations from unauthorized interference with the use and impacts of vehicles revealed that the subway stations do not have the means ofprotection appropriate to the state of the terrorist threat. A new solution for the protection of Moscow metro stations from the penetration of the offender using vehicles. The proposed decision takes into account the specifics of the Moscow metro.
Keywords: vehicle, subway stations, transport safety.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение транспортной безопасности возложена на субъекты транспортной инфраструктуры - в их число входит и Московский метрополитен [1].
Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет функции компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности в части метрополитенов и железнодорожного транспорта [2].
При выполнении мероприятий в сфере транспортной безопасности Московский метрополитен руководствуется действующим законодательством по транспортной безопасности и соответствующими нормативными правовыми актами [3].
В требованиях по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена (Утверждены Приказом Минтранса России от 29 апреля 2011 г. N 130) в п. 7.1. прописано, что субъект транспортной инфраструктуры метрополитена на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) 1 и 2 категорий дополнительно к требованиям пункта 6 обязан воспрепятствовать проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ нарушителей, в том числе оснащенных специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин [4].
Состав инженерно-технических средств защиты станций метрополитена от проникновения нарушителя с использованием транспортных средств нормативно-правовыми документами Минтранса не регламентирован в отличие от инженерно-технических средств защиты, которыми оснащаются зоны досмотра на станциях метрополитена, состав данных средств определен в утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1285-р от 30 июля 2010 г. комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте [5]. Выбор состава и оснащение данными средствами проводится на усмотрение службы безопасности метрополитена.
Существующий подход к созданию системы защиты от проникновения на объекты метрополитена нарушителя с использованием транспортных средств, не в полной мере отвечает существующему уровню террористической угрозы. К примеру, защита станций метро от проникновения с использованием транспортных средств на Московском метрополитене, заключается в установке возле станций метро противопарковочных столбиков и заграждений в виде бетонных полусфер.
Анализ характеристик противопарковочных столбиков и бетонных полусфер показывает, что данные заграждения лишь частично могут выполнить задачу защиты от проникновения нарушителей с использованием транспортных средств. Данные заграждения не
способны остановить часть легковых автомобилей, автомобили класса «внедорожник», а также грузовые автомобили.
Между тем как показывает анализ мировой практики совершения террористических актов, использование транспортного средства начиненного взрывчаткой («автомобиля-бомбы») как инструмента совершения теракта, все чаще применяется террористическими организациями. В 1983 году данный метод впервые был применен в столице Ливии, г. Бейрут при взрыве посольства США.
Для решения задачи по защите станций Московского метрополитена необходима разработка и внедрение в систему транспортной безопасности метрополитена новой технологии защиты от проникновения с применением транспортных средств.
В качестве средства защиты с учетом специфики метрополитена определено устройство соответствующее следующим требования к функциональности и массогабаритным характеристикам:
- предотвращение таранного прорыва в зону безопасности ОТИ;
- полная независимость устройства от внешних систем в т.ч. электроснабжения, гидравлических линий, пневматических линий и т.д., для обеспечения возможности опускания/подъема устройства в случае чрезвычайной ситуации (ЧС) при отказе внешних систем;
- возможность проезда на объект машин экстренных служб (скорой помощи, Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), полиции и т.д.) участвующих в ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации и эвакуации пострадавших;
- возможность проезда на объект транспорта в рамках жизнедеятельности объекта (подвоз оборудования, стройматериалов и т.д.) осуществляемого под контролем сотрудников безопасности;
- блокирование незаконной парковки в зоне безопасности;
- отсутствие помех движению пешеходов;
- травмобезопасность для пешеходов;
- отсутствие помех движению транспорта по дорогам общего пользования;
- малогабаритность;
- мобильность, т.е. схема монтажа должна предоставлять возможность быстрого демонтажа блокиратора крановой установкой в случае необходимости.
С учетом вышеперечисленных требований, автором разработано противотаранное заградительное устройство (ПТЗУ) (рис. 1). ПТЗУ осуществляет блокирование транспортных средств выдвижным стальным заградительным столбом. Заградительный столб ПТЗУ может опускаться за счет ввинчивания в стальное основание.
ПТЗУ состоит из следующих элементов:
- корпус 1, смонтированный в бетонном фундаменте 2 в дорожном полотне 3;
7
- блокирующий элемент, состоящий из цилиндрического основания 4, в центральной части которого выполнено отверстие с резьбой 5;
- заградительного столба 6, имеющего в верхней части монтажное отверстие 7, а в нижней части винтовой элемент с резьбой 8;
- резиновое уплотнительное кольцо 9;
- монтажного инструмента (на рисунке не показан).
Заградительный столб вместе с цилиндрическим основанием,
при установке монтажного инструмента в монтажное отверстие в столбе, могут свободно извлекаться из бетонного постамента при помощи крановой установки.
После завершения монтажа блокиратора при помощи монтажного инструмента осуществляется регулировка высоты выхода столба.
Требования к функциональности в части возможности проезда технологического транспорта и транспорта экстренных служб реализованы в ПТЗУ за счет применения технологии механического опускания заградительного столба за счет вкручивания в основание. Вкручивание осуществляется путем вставки монтажного инструмента в монтажное отверстие на корпусе столба и вращения столба по часовой стрелке. Столб имеет в своей нижней части винтовой элемент с резьбой, который входит в отверстие в корпусе основания, отверстие имеет резьбу, по которой винтовой элемент вкручивается в основание, опуская столб. При обратном вращении «выкручивании» происходит подъем столба.
Требования к функциональности в части травмобезопасности пешеходов реализовано в ПТЗУ за счет формы заградительного столба закругленного в верхней части и не имеющего острых углов и выступающих частей.
Требования в части полной независимости устройства от внешних систем в т.ч. электроснабжения, гидравлических линий, пневматических линий и т.д., реализовано в ПТЗУ за счет применения в устройстве механического привода.
Данное технологическое решение может быть использовано для защиты станций метрополитена от проникновения нарушителя с использованием автотранспортных средств.
В результате проведенного натурного эксперимента определено, что устройство обеспечивает защиту от таранного прорыва с применением автотранспорта массой до 20 тонн на скорости до 40 километров в час.
Натурный эксперимент был проведен путем таранного удара по ПТЗУ груженым автомобилем «КамАЗ», общей массой 20 тонн, движущегося по поверхности дорожного покрытия со скоростью 40 км/ч.
Принципиальное отличие разработанного противотаранного заградительного устройства от существующих моделей дорожных блокираторов:
- мобильность, заградительный столб со стальным основанием свободно вставлены в корпус и могут свободно выниматься при помощи крановой установки, данный функционал необходим для быстрого перемонтажа устройства, необходимость временного
демонтажа при осуществлении, к примеру, строительных работ в месте установки ПТЗУ;
- повышенная надежность, выраженная в независимости от электрических и гидравлических приводов. Так в ПТЗУ заградительный столб опускается и поднимается механически за счет физической силы человека при помощи монтажного инструмента, данный функционал необходим учитывая специфику метрополитена, а именно высокую опасность возникновения ЧС и необходимость эвакуации пострадавших, проезда машин МЧС и других экстренных служб для ликвидации последствий ЧС. Механическое опускание столба позволит гарантированно опустить столб и обеспечить эвакуационные мероприятия в случае ЧС независимо от того будет или нет отключено электроснабжение;
- устройство может применяться не только для блокирования транспортных средств, но и для ограничения движения пешеходов, за счет применения стальной цепи пропускаемой через монтажные отверстия в столбах, данный функционал необходим для регулирования пассажиропотока во время проведения ремонтных работ или массовых мероприятий вблизи станций метро.
- травмобезопасность для пешеходов за счет применения специальной формы заградительного столба закругленного в верхней части и не имеющего острых углов и выступающих частей.
Важным фактором эффективного применения ПТЗУ является правильный выбор месторасположения устройства.
С помощью эвристических методов выбирается наиболее рациональный вариант размещения ПТЗУ. На выбор месторасположения ПТЗУ оказывает влияние окружение - насколько плотно застроена окружающая территория, и какое расстояние от входа в станцию метро до проезжей части. ПТЗУ для обеспечения максимальной защиты от взрыва ВУ должны располагаться на максимально удаленном расстоянии от входа в станцию. Оптимальным является установка ПТЗУ на границе пешеходной и проезжей части по краю пешеходного тротуара, на максимальном удалении от входа в метро, что в случае взрыва максимально сократит воздействие взрывной волны на здание станции метрополитена (рис. 2). Расположение ПТЗУ на границе пешеходной и проезжей части по краю пешеходного тротуара так же позволит не создавать помех движению пешеходов по пешеходным путям и автотранспорту по дорогам общего пользования.
Проезжая часть
Граница пешеходной зоны и проезжей части
Пешеходная зона
Станция метро
Рисунок 2. Предлагаемая схема расположения ПТЗУ. L1 - минимальный уровень защиты L2 - максимальный уровень защиты
В результате проведенного исследования выявлено, что для защиты станций метрополитена от несанкционированного воздействия и вмешательств, реализуемых с применением транспортных средств, необходима разработка новой технологии блокирования транспортных средств с учетом специфики метрополитена. По результатам исследования автором выполнена разработка противотаранного заградительного устройства препятствующего проникновению путем свободного проезда на территорию ОТИ, а также путем таранного прорыва ограждений территории ОТИ. Разработанное устройство позволит создать надежный барьер защиты станций метрополитена
ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №5 2015 | 175
от возможных террористических атак с применением «Автомобиля-бомбы». ПТЗУ позволит осуществлять контролируемый пропуск технологического транспорта и транспорта экстренных служб, подъезжающих к станции метрополитена в рамках жизнедеятельности ОТИ либо при ликвидации ЧС.
Литература:
1. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
2. Чепец В. Ю. Железнодорожный транспорт и метрополитен / В. Ю. Чепец // Федеральный справочник. - URL : http://federalbook. ru/files/BEZOPASNOST/soderghanie/NB%20I/VIII/Chepec.pdf (дата
обращения 21.08.2015).
3. Пегов Д. Главная цель метрополитена - безопасная перевозка пассажиров / Д. Пегов // Транспортная безопасность и технологии. - URL : http://www.securitymedia.ru/publication_one_70.html (дата обращения 15.05.2015).
4. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена (Утверждены Приказом Минтранса России от 29 апреля 2011 г. N 130).
5. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р).