УДК 656.2-027.45
МЕТОД РАСЧЕТА СНИЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА В МЕТРОПОЛИТЕНЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Швецов А.В., аспирант, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Балалаев А.С., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Каликина Т.Н., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Швецова С.В., младший научный сотрудник НПО «Независимая лаборатория технологий транспортной безопасности»
В Московском метрополитене за период 1977 - 2010 годы совершено девять террористических актов. Для предотвращения террористических актов в последние годы проводится оснащение метрополитенов новыми средствами защиты. Но в настоящее время отсутствуют методы позволяющие провести расчет снижения вероятности совершения теракта на объектах метрополитена, достигаемого за счет применения новых средств защиты. Для решения данной задачи в настоящем исследовании разработан метод, позволяющий провести данный расчет.
Используя предложенный метод, группа специалистов-экспертов может определить условную вероятность совершения террористического акта против конкретного объекта метрополитена, затем с использованием формул (А.1) и (А.2) оценить влияние от внедрения новых средств обеспечения транспортной безопасности на вероятность совершения теракта на данном объекте метрополитена.
Ключевые слова: метрополитен, транспортная безопасность, технические средства.
METHOD OF CALCULATION TO REDUCE THE LIKELIHOOD OF TERRORIST ACT IN APPLYING IN THE UNDERGROUND OF NEW MEANS OF TRANSPORT
SECURITY
Shvetsov A., the post-graduate student, FSEI HE «Far Eastern State Transport University» Balalaev A., Doctor of Economics, Professor, FSEI HE «Far Eastern State Transport University» Kalikina T., Ph.D., assistant professor, FSEI HE «Far Eastern State Transport University» Shvetsova S., junior researcher, FSEI HE «Far Eastern State Transport University»
In the Moscow metro during the period 1977 - 2010 years made nine terrorist acts. In order to prevent terrorist attacks in recent years, being equipped with new subways protection. But there are currently no methods allowing to calculate the reduction of the probability of a terrorist attack on the subway facilities, achieved through the use of new security features. To solve this problem in this study developed a method to carry out this calculation.
Using the proposed method, a group ofprofessional experts can determine the conditional probability of committing a terrorist act against a particular underground object, then using formula (A.1) and (A.2) to assess the impact of the introduction of new means of transport security on the probability of a terrorist attack on this underground facility.
Keywords: underground, transport security, technical means.
Введение
Вопрос обеспечения безопасности и защиты транспортных комплексов, производств и транспортных средств от несанкционированного вмешатель-ства и воздействий встал особенно остро в последние два десятилетия. Предпо-сылками к этому явились рост террористической угрозы в стране и мире, а также участившиеся факты несанкционированного вмешательства и воздействий на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства [1,2,3,4,5].
Несанкционированное вмешательство и воздействия - совершение несанкционированных действий, в том числе акта незаконного вмешательства, которые направлены на нарушение правильности функционирования транспортного комплекса [6].
Акт незаконного вмешательства (АНВ) - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий [7].
Наибольшую угрозу среди актов незаконного вмешательства представляют АНВ террористического характера. Совершение террористического акта как правило влечет за собой остановку работы транспортного комплекса, человеческие жертвы, значительные финансовые затраты на ликвидацию последствий, урон имиджу российского транспорта.
Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека,
причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях [7].
Среди объектов транспорта наибольшее количество террористических актов за период 1996-2010 г. произошло на Московском
метрополитене [8,9,10,11].
Для защиты от террористических актов на объектах метрополитена в последние годы проводится активная работа по созданию в метрополитенах систем обеспечения транспортной безопасности [12,13,14,15].
Транспортная безопасность (ТБ) - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [7].
Постановка задачи
Исходя из задач обеспечения транспортной безопасности, основным показателем эффективности новых технических средств предназначенных для обеспечения транспортной безопасности, является влияние данных средств на вероятность совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспорта.
Основной составляющей акта незаконного вмешательства является террористический акт.
Проведенный анализ существующих методов показал, что в настоящее время отсутствуют методы позволяющие рассчитать снижение вероятности террористического акта в метрополитене при применении новых технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Решение задачи
Разработанный метод расчета снижения вероятности террористического акта в метрополитене при применении новых технических средств обеспечения транспортной безопасности, позволяет численно оценить эффект от внедрения новых технических средств обеспечения транспортной безопасности, как снижение вероятности совершения террористического акта на объекте метрополитена.
Для расчета вероятности совершения террористического акта в отношении конкретного объекта метрополитена целесообразно
Таблица 1 - Значение частных показателей защищенности объекта
Условия обеспечения транспортной безопасности Объект метрополитена Значение частных показателей защищенности объекта
Ротказа Рпрон Рсб
При внедрении новых технических средств обеспечения транспортной безопасности Станция метрополитена 0,6 0,3 0,9
Без внедрения новых технических средств обеспечения транспортной безопасности Станция метрополитена 0,4 0,7 0,1
использование вероятностного подхода. Но на настоящем уровне развития научных знаний определить значение вероятности совершения террористического акта против конкретного объекта метрополитена не представляется возможным.
Рассчитать вероятность совершения террористического акта против конкретного объекта метрополитена, возможно, определив с применением метода экспертных оценок, условную вероятность совершения террористического акта против конкретного объекта метрополитена, а также вероятность пресечения данного теракта силами службы безопасности метрополитена с применением технических средств обеспечения транспортной безопасности.
В общем плане вероятность совершения террористического акта против конкретного объекта метрополитена можно представить как:
Р = Рs*(1-Рпресечен) (А.1)
где Р - вероятность совершения террористического акта против конкретного объекта метрополитена;
где Рs - условная вероятность проведения теракта на данном объекте метрополитена определенная методом экспертных оценок;
Рпресечен - вероятность пресечения теракта силами службы безопасности метрополитена с применением технических средств обеспечения транспортной безопасности.
В свою очередь Рпресечен определится зависимостью.
Рпресечен = 1-[(1-Ротказа)*(1-Рпрон)*(1-Рсб)] (А.2)
где Рпрон - вероятность проноса (провоза) инструментов совершения теракта;
Рсб - вероятность того, что служба безопасности метрополитена с применением технических средств обеспечения транспортной безопасности пресечет пронос (провоз) инструмента совершения теракта;
Ротказа - вероятность отказа потенциального террориста от проведения теракта.
Физический смысл формулы (А.2) - количественная оценка влияния технических средств обеспечения транспортной безопасности на вероятность пресечения теракта силами службы безопасности метрополитена на рассматриваемом объекте метрополитена.
С применением формул (А.1) и (А.2) можно оценить влияние технических средств обеспечения транспортной безопасности на вероятность совершения террористического акта на конкретном объекте метрополитена.
Значения частных показателей Рпрон Рсб Ротказа - определяемые методом экспертных оценок отражаются в таблице 1.
Используя предложенный метод, группа экспертов в области транспортной безопасности метрополитена может определить условную вероятность совершения террористического акта против конкретного объекта метрополитена, затем с использованием формул (А.1) и (А.2) оценить влияние от внедрения рассматриваемых новых технических средств обеспечения транспортной безопасности на вероятность совершения теракта на конкретном объекте метрополитена.
Заключение
В исследовании установлено, что в настоящее время отсутствуют методы позволяющие провести расчет снижения вероятности террористического акта в метрополитене при применении новых технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Для решения данной задачи в настоящем исследовании разработан метод расчета снижения вероятности террористического акта в метрополитене при применении новых технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Применение предложенного метода позволит численно оцени-
вать эффект от применения новых технических средств обеспечения транспортной безопасности, на вероятность совершения террористического акта на конкретном объекте метрополитена.
Литература:
1. Швецов А.В. Технологические решения обеспечения транспортной безопасности Московского метрополитена // «Транспортное дело России» -2015. - №5. ISSN 2072-8689.
2. Швецов А.В. Метод защиты метрополитена от актов незаконного вмешательства // «Транспортное дело России» -2016. - №1. ISSN 2072-8689.
3. Швецов А.В. Противотаранное заградительное устройство // «Транспорт Российской Федерации» -2016. - №2. ISSN 1994-831 Х.
4. Швецов А.В. Аспекты транспортной безопасности метрополитена // «Транспорт Урала» -2016. - №2. ISSN 1815-9400 Х.
5. Швецов А.В. Аспекты обеспечения транспортной безопасности метрополитена // «Мир Транспорта» -2016. - №2. ISSN 1992-3252
6. Швецов А.В. Проблемы и решения в обеспечении защиты станций метрополитена от террористических актов. Технические науки - от теории к практике: Материалы LVI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2016. 110 - 122 с. ISSN 2308-5991
7. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Официальный сайт Федерального агентства железнодорожного транспорта. - URL: http://www.roszeldor.ru/media/ documents/fz_16.rtf
8. Швецов А.В. Проблемы и решения в обеспечении транспортной безопасности на метрополитене // «Транспортное дело России» -2015. - №6. ISSN 2072-8689.
9. Швецов А.В. Аспекты транспортной безопасности на Московском метрополитене // «Транспортное дело России» -2015. - №4. ISSN 2072-8689.
10. Швецов А.В. Транспортная безопасность метрополитена // «Известия ПГУПС», 2015. - №4. ISSN 2072-8689.
11. Швецов А.В., Швецова С.В. Защита от террористических актов в метрополитене. Моделирование природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения: синтез достижений технических и социальных наук: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции. - Архангельск, 2016. 111 - 117 с. ISBN 978-5-98450-439-3
12. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена // Официальный сайт Российской газеты. - URL: http://www.rg.ru/2011/06/03/bezopasnost-site-dok.html
13. Соколов М. Ю. Доклад на заседании Правительства РФ / М. Ю. Соколов // Стенограмма заседания Правительства РФ. - URL : http://government.ru/news/10255
14. Швецов А.В. Организация транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Повышение эффективности транспортной системы региона: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Хабаровск, 2015. 263 - 268 с.
15. Швецов А.В., Швецова С.В. Регулирование в сфере транспортной безопасности. Повышение эффективности транспортной системы региона: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Хабаровск, 2015. 268 - 273 с.