Научная статья на тему 'Технологические приемы выполнения задания «Птицы» в технике ростовской финифти'

Технологические приемы выполнения задания «Птицы» в технике ростовской финифти Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ростовская финифть / обжиг / скань / эмалевая пластина / муфельная печь / огнеупорные надглазурные краски / декоративно–прикладное искусство / художественная роспись по эмали / Rostov enamel (finift) / firing / filigree / enamel plate / muffle furnace / refractory overglaze paints / decorative applied art / artistic painting on enamel

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скрипунова Н.Е.

В статье раскрыта технологическая последовательность выполнения художественной росписи по эмали в технике ростовской финифти: подготовка красок и пластины для росписи, перевод рисунка, особенности послойного нанесения живописи, специфика обжига эмалевых пластин, техника обжига тугоплавких и легкоплавких красок. Также рассматриваются виды красок и особенности обжига легкоплавких и тугоплавких красок. Описывается необходимые материалы, инструменты и оборудование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological methods of the task "Birds" in the technique of Rostov enamel

The article reveals the technological sequence of performing artistic painting on enamel in the technique of Rostov finift: preparation of paints and plates for painting, transfering of the drawing, features of layer-by-layer painting application, specifics of firing enamel plates, firing technique of refractory and low-melting paints.

Текст научной работы на тему «Технологические приемы выполнения задания «Птицы» в технике ростовской финифти»

Скрипуноеа Н.Е., преподаватель (художественная роспись по эмали), член Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи - филиал ФГБОУ ВО Высшая школа народных искусств (академия), 141052, Московская область, с. Федоскино, ул. Лукутинская, e-mail: fhpu@mail.ru

Skripunova N.E., teacher (art painting on enamel), member of the Creative Union of artists of the decorative applied art, Fedoskino Institute of lacquer miniature painting - branch of the Higher school of folk arts (academy), 141052, Moscow region, village Fedoskino, Lukutinskaya street, e-mail: fhpu@mail.ru

Технологические приемы выполнения задания «Птицы» в технике ростовской финифти Technological methods of the task "Birds" in the technique of Rostov enamel

Аннотация. В статье раскрыта технологическая последовательность выполнения художественной росписи по эмали в технике ростовской финифти: подготовка красок и пластины для росписи, перевод рисунка, особенности послойного нанесения живописи, специфика обжига эмалевых пластин, техника обжига тугоплавких и легкоплавких красок. Также рассматриваются виды красок и особенности обжига легкоплавких и тугоплавких красок. Описывается необходимые материалы, инструменты и оборудование.

Ключевые слова: ростовская финифть, обжиг, скань, эмалевая пластина, муфельная печь, огнеупорные надглазурные краски, декоративно-прикладное искусство, художественная роспись по эмали.

Abstract. The article reveals the technological sequence of performing artistic painting on enamel in the technique of Rostov finift: preparation of paints and plates for painting, transfering of the drawing, features of layer-by-layer painting application, specifics of firing enamel plates, firing technique of refractory and low-melting paints.

Keywords: Rostov enamel (finift), firing, filigree, enamel plate, muffle furnace, refractory overglaze paints, decorative applied art, artistic painting on enamel.

Ростовская финифть - изысканный вид миниатюрной живописи и один из древнейших художественных промыслов России. Художественная роспись выполняется на эмалевых пластинах, изделия подвергаются обжигу в муфельных печах при высокой температуре нагревания.

В Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи ведется подготовка по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», вид - художественная роспись по эмали. Одной из ключевых дисциплин профессионального цикла является «Технология художественной росписи по эмали», составляющая основу подготовки художников в области традиционного прикладного искусства. Ее цель - изучение и освоение

техники, технологии и приемов, работы с огнеупорными красками на эмалевых пластинах в технике ростовской финифти.

Роспись осуществляется огнеупорными надглазурными красками, имеющими определенные свойства. Надглазурные (огнеупорные) краски продаются в виде порошка (рис. 1) Прежде чем приступить к работе с ними художнику по эмали требуется предварительно их подготовить. Для этого нужное количество порошковой краски художник высыпает на палитру, в качестве которой чаще всего используют стекло, затем, постепенно добавляя масло, размешивает кругообразными движениями оба ингредиента шпателем. Очень важно тщательно перетирать краску, чтобы не осталось комочков. Приготовление производится до получения нужной консистенции: смесь не должна получиться слишком густой или с излишками масла. Готовую краску оставляют на сутки, за это время масло частично испаряется, краска загустевает и приобретает необходимые свойства для выполнения росписи по эмали (рис. 1).

Рис. 1. Огнеупорные надглазурные краски

Рассмотрим технологические приемы выполнения художественной росписи по эмали в традициях ростовской финифти на примере выполнения задания «Птицы» по образцу готовых изделий на чистых заготовках эмалевых пластинок.

Прежде чем приступить к росписи пластины, важно проверить ее на возможный брак, для этого пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800°С. Если на заготовке не обнаружилось брака, то приступают к переводу контурного рисунка на плашку (эмалевую пластину). Для этого на образец изделия наносится калька, заранее пропитанная маслом (излишки масла удаляются), контурный рисунок с образца переводится на кальку. Затем калька снимается и контурный рисунок обводится с обратной стороны кальки.

Следующий этап: перевод контурного рисунка с кальки на чистую эмалевую пластинку и выполнение первого слоя - нанесение основных цветов. Первый слой росписи по эмали предполагает нанесение легких тонов краски, поэтому краска берется в небольшом количестве и накладывается очень тонким слоем (рис. 2). Цвет должен быть чистым, контуры четкими. Во время

нанесения красок и для равномерности и прозрачности наносимого слоя краски используется лессировочная техника.

Нанесение огнеупорных красок на поверхность эмалевой пластины предполагает соблюдение следующих требований: краска наносится быстро, точными движениями; не допускается многократное покрытие краской одного и того же фрагмента работы, т.к. последующие мазки портят работу; линии проводятся одним штрихом, без отрыва от эмалевой пластины; при работе с огнеупорными надглазурными красками движения кисти по эмалевой поверхности должны быть направлены к себе [6].

Существует два вида огнеупорных красок: легкоплавкие и тугоплавкие. Легкоплавкие краски обжигаются в пределах температуры 700-750° С, тугоплавкие 750-790°С. Чтобы не допустить выгорания и потерю цвета при обжиге, необходимо использовать сначала тугоплавкие, а затем -легкоплавкие краски [1]. Смешивать их между собой не следует, поскольку ту]

После нанесения красочного слоя производится обжиг. Для обжига эмали используется электрическая муфельная печь (рис. 3). Современные печи оборудованы электронным управлением и термопарой, что позволяет устанавливать желаемую температуру плавления.

Чтобы эмалевую пластину с живописью правильно обжечь, необходимо выкурить масло в муфельной печи. Цель выкуривания заключается в удалении большей части масла. Пластину кладут на металлическую подложку и аккуратно помещают в муфельную печь с помощью изолированных щипцов (рис. 3).

Рис. 2. Н.Е. Скрипунова. «Птицы». Выполнение первого слоя - нанесение основных цветов

Рис. 3. Муфельная печь и инструменты для обжига

Нельзя нагревать пластину при сильном огне, т.к. может произойти оползание краски. Пластина не должна полностью погружаться в печь, для этого ее надо вытаскивать и помещать в печь заново до тех пор, пока масло не выгорит. Сразу после выкуривания масла пластину помещают в печь на определенное время. В идеальных условиях обжиг производится не боле 3 минут. Чем меньше период обжига, тем ярче краски [1]. Показателем того, что изделие можно вынуть из муфельной печи является блеск эмалевой пластины (рис. 4).

Рис. 4. Н.Е. Скрипунова. «Птицы».

Обжиг после первого и второго слоя эмалевой пластины

Правильно проведенный обжиг придает яркость краскам и немного усиливает цвета, иногда может происходить изменение тона и цвета. Недожог ведет к недостаточной прочности, краски остаются матовые. Пережог опасен выгоранием огнеупорных красок и изменением цвета: бирюзовые становятся серыми, пурпур и розовые краски приобретут синеватый оттенок. Слишком быстрое повышение температуры плавления в муфельной печи приведет к вспучиванию и отслаиванию красок. После первого обжига пластину вынимают из печи, остужают и продолжают письмо (рис. 4). Возле печи или напротив находится стол для выгрузки эмалевых пластин, покрытый теплоизоляционным материалом, также на стол кладется каменная плита толщиной более сантиметра [6]. Именно на нее будут выкладываться эмалевые

121

пластины после обжига в муфельной печи. Каменная плита позволяет равномерно и постепенно охладить эмалевую пластину, не допуская появление сколов и трещин на изделии.

После того как эмалевая пластинка остыла, можно приступать к выполнению второго слоя росписи. На втором этапе работы производится добор по тону, уточняются цветовые отношения, детальная проработка всех элементов, поэтому краску наносят более толстым слоем. После завершения второго слоя удаляется мусор и производится обжиг эмалевой пластины.

Если никаких дефектов эмали не обнаружено - начинается выполнение третьей прописки. Третий слой - окончательная роспись пластины, финальная проработка: выставление бликов, акцентов, максимальная проработка деталей, обобщение пластины по краям одним общим цветом.

После прописки последнего слоя, пластину еще раз обжигают (рис. 5). Если обжиг произведен правильно, художник получает яркую красочную картинку и естественный блеск эмали.

Рис. 5. Н.Е. Скрииуиова. «Птицы». Окончательная роспись эмалевой пластины

Художественная роспись по эмали длительное время сохраняет прозрачность и чистоту цвета, блеск изделия; Она не подвергается разрушительному воздействию света, влажности, ей не страшны перепады температуры [5].

Для выполнения художественной росписи по эмали в технике ростовской финифти нужно обладать художественными способностями и навыками, хорошим воображением, терпением, а также аккуратностью. Художник должен знать технику художественной росписи, понимать законы основных цветосочетаний, знать последовательность наложения огнеупорных

надглазурных красок в зависимости от температуры плавления, технологию изготовления эмали и правила обжига эмалевых пластин в муфельной печи.

Эмальерное искусство - одна из самых сложных форм традиционного прикладного искусства. Если мы утратим традиции ростовской финифти, то потеряем огромный пласт национальной культурного наследия, сохранение и развитие которого - важнейшая задача Федоскинского филиала Высшей школы народных искусств.

Литература

1. Технология эмали и эмалирования металлов: Учебник для технологических и специализированных вузов / Под ред. В. В. Варгина. -Издание 2-е, дополненное и переработанное. - Москва: Стройиздат, 1965. -316 с.

2. Гилодо А. А. Русская эмаль: Вторая половина 19 - 20 в. / A.A. Гилодо. - Москва: Береста, 1996. - 193 с.

3. Ланцетти А.Г. Изготовление художественного стекла: Учебник для художественных вузов и художественно-промышленных училищ. / А.Г. Ланцетти, МЛ. Нестеренко. - Москва: Высшая школа, 1972. - 278 с.

4. Мухин В.В. Искусство русской финифти / В.В. Мухин. - Санкт-Петербург: Грифон, 1996. - 208 с.

5. Пупарев A.A. Художественная эмаль / A.A. Пупарев; Науч,-исследовательский институт художественной промышленности. Управление промысловой кооперации при Совете министров РСФСР. - Москва: КОИЗ, 1948. - 84 с.

6. Флеров A.B., Демина М.Т., Елизаров А.Н., Шеманов Ю.А. Техника художественной эмали, чеканки и ковки / A.B. Флеров, М.Т. Демина и др. - Москва: Высшая школа, 1986. - 190 с.

References

1. Tekhnologiya emali i emalirovaniya metallov: Uchebnik dlya tekhnologicheskih i specializirovannyh vuzov / Pod red. V. V. Vargina. - Izdanie 2-e, dopolnennoe i pererabotannoe. - Moskva: Strojizdat, 1965. - 316 s.

2. Gilodo A. A. Russkaya emal': Vtoraya polovina 19 - 20 v. / A.A. Gilodo. - Moskva: Beresta, 1996. - 193 s.

3. Lancetti A.G. Izgotovlenie hudozhestvennogo stekla: Uchebnik dlya hudozhestvennyh vuzov i hudozhestvenno-promyshlennyh uchilishch. / A.G. Lancetti, M.L. Nesterenko. - Moskva: Vysshaya shkola, 1972. - 278 s.

4. Muhin V.V. Iskusstvo russkoj finifti / V.V. Muhin. - Sankt-Peterburg: Grifón, 1996.-208 s.

5. Puparev A.A. Hudozhestvennaya emal' / A.A. Puparev; Nauch.-issledovatel'skij institut hudozhestvennoj promyshlennosti. Upravlenie promyslovoj kooperacii pri Sovete ministrov RSFSR. - Moskva: KOIZ, 1948. - 84 s.

6. Flerov A.V., DéminaM.T., Elizarov A.N., SHemanov YU.A. Tekhnika hudozhestvennoj emali, chekanki i kovki / A.V. Flerov, M.T. Démina i dr. -Moskva: Vysshaya shkola, 1986. - 190 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.