ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ
УДК 339.138 ББК 65.290
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ СЕРВИСА
В.А Бабурин, М.Е. Яненко
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Последние десятилетия характеризуются тем, что новые продукты и технологии становятся источником серьезных изменений жизни общества, кардинальных перемен на рынке услуг. Компании, которые не учитывают влияние научно-технического прогресса, как правило, не могут выдержать жестких условий конкурентной борьбы, а их место на рынке занимают инновационные компании. Курс на модернизацию и инновационное развитие российской экономики, проводимый руководством страны, конкретизирован в материалах Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте России, Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Соответствующими документами утверждены Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, Перечень критических технологий Российской Федерации, Перечень технологических платформ, принят ряд федеральных целевых программ, направленных на поддержку модернизационного развития экономики.
Одной из ключевых форм интеграции интересов науки, бизнеса, общества, государства по созданию прорывных направлений развития в последние годы становится формирование технологических платформ (ТП). Технологические платформы приняты в Евросоюзе, США и других странах. При их реализации у бизнеса появляется реальная возможность непосредственно участвовать не только в формировании тематики государственных программ научно-исследовательских работ (НИОКР), но и в их выполнении и коммерциализации результатов.
Несомненно, что технологические платформы должны оказать существенное влияние на активизацию научных исследований, экономику России в целом и модернизацию сферы сервиса в частности. Вместе с тем процессы коммерциализации результатов НИОКР, их применение в быстро растущих отраслях и, прежде всего, в сфере сервиса, пока крайне слабо изучены и описаны в научных работах. Очень мало публикаций, посвященных анализу влияния ТП на рыночную среду и организацию маркетинговой деятельности в сфере сервиса.
Цель данной работы - выявить проблемы и оценить перспективы коммерциализации технологических платформ в интересах инновационного развития и модернизации сферы сервиса.
Термин «технологические платформы» предложен Еврокомиссией для обозначения тематических направлений, определяющих научно-технические приоритеты 7-й Рамочной программы Евросоюза. Для развития этих направлений предполагается финансирование ряда научно-исследовательских работ, их практическая реализация промышленностью, а также предприятиями малого и среднего бизнеса. Европейская концепция технологических платформ включает [7]:
- выбор стратегических научных направлений;
- анализ рыночного потенциала технологий;
- учет точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей;
- активное вовлечение всех стран Европейского союза;
- мобилизацию общественных и частных источников финансирования. Инициатором формирования ТП, как правило, является крупный европейский бизнес, отраслевые объединения промышленности и т.п. Особенностью ТП Евросоюза является их формирование на основе анализа спроса потенциальных потребителей, рынка передовых технологий, потребностей производства, а также ориентация на коммерческое использование результатов исследований [2].
В России под технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития [4].
ТП - это новый, не применявшийся ранее в России инструмент инновационного технологического развития. Участниками платформы могут быть десятки и даже сотни предприятий и организаций. Они совместно работают над проектами, готовят публикации, выставки, конференции, продвигая полученные результаты НИОКР на рынок. При этом ТП не является иерархической структурой, а представляет собой коммуникационный инструмент горизонтального типа. Участников платформы, как правило, нельзя строго разделить на поставщиков и потребителей продуктов, работ, услуг.
Для того чтобы ТП выполняла функции коммуникации и коммерциализации результатов, она должна быть ориентирована на рыночную конкурентную среду. Необходима тщательно разработанная маркетинговая стратегия ТП, включающая не только исследования рынка, создание прорывных технологий, но и продуманную рекламную кампанию, направленную на повыше-
ние спроса на инновации и повышающую престижность научной и инженерной деятельности.
В условиях глобализации прорывные технологии, создаваемые в рамках ТП, должны успешно конкурировать с технологиями и продуктами ведущих мировых производителей. Для успешной коммерциализации результатом НИОКР должен быть не многостраничный отчет, а законченный продукт, востребованный как российским, так и мировым рынком. Бизнес-планы создания таких продуктов строятся на основе кропотливых маркетинговых исследований и ориентированы на реализацию стратегии технологического лидерства и инновационного развития.
По каждой ТП необходимо формировать конкурентную маркетинговую стратегию. Она должна включать разработку рыночной концепции ТП (включая оценку рыночного потенциала и отраслевых потребностей в результатах ТП), стратегического видения, миссии, а также маркетинговый стратегический план, охватывающей не только этапы НИОКР, но этапы жизненного цикла отдельных прорывных технологий, продуктов и услуг.
Для успешной коммерциализации ТП, как коммуникационная платформа, должна формироваться на принципах маркетинга взаимодействия. Реализующие эти принципы системы управления взаимоотношениями с клиентами (СЯМ-системы) предполагают четкое понимание того, кто является продавцом, а кто покупателем результатов НИОКР, какие выгоды получат стороны в результате сделки. Применение СЯМ-систем для структур горизонтального типа, не имеющих отношений «поставщик-потребитель», не всегда обосновано, поэтому нам представляется, что развитие ТП потребует переосмысления некоторых теоретических положений маркетинга взаимодействия, а также подходов к формированию инновационных маркетинговых стратегий как одного из основных инструментов продвижения результатов НИОКР на рынок.
К настоящему моменту Правительством РФ утвержден перечень, включающий 28 ТП, объединенных в двенадцать групп [3]. Сведения о большинстве ТП можно найти на сайте соответствующей ТП или на сайте организации - координатора ТП. Как правило, на нем представлены данные о технологических направлениях платформы, краткое описание решаемых задач и намечаемых результатов реализации технологической платформы, краткое описание рынков и секторов экономики, на которые предлагается воздействие технологий, развиваемых в рамках технологической платформы. Там же приводятся сведения об организациях - участниках ТП, порядке вступления, деятельности участников ТП и др. Это позволяет провести экспресс-анализ процесса формирования ТП и сделать предварительную оценку перспектив коммерциализации ТП в сфере сервиса.
При проведении экспресс-анализа авторы прежде всего исходили из того, что потенциально каждая ТП может стать не только источником инновационного развития отдельных технологических направлений, но вызвать цепочки инновационных изменений в бизнес-среде компаний. Эти изменения
могут затронуть как отдельную отрасль, в которой реализуется ТП, так и несколько различных отраслей экономики. Результаты НИОКР, проводимых в рамках ТП, могут вызывать как незначительные изменения на существующих рынках, так и приводить к формированию новых рынков инновационных продуктов и услуг.
Таблица 1
Технологические платформы, создающие цепочки инноваций в нескольких отраслях _и имеющие потенциал коммерциализации в сфере сервиса_
Наименование ТП / сайт, источник информации о ТП Краткая характеристика ТП Рынки, направления развития сферы сервиса, перспективы коммерциализации
Национальная программная платформа / http://tp-npp.ru Создание мощной индустрии разработки программного обеспечения, завоевание статуса мирового центра инноваций в области программного обеспечения Расширение использования ИТ в экономике, госуправлении; развитие ИТ-сервисов и электронных услуг; повышение конкурентоспособности ИТ-продуктов и услуг
Медицина будущего/ http://www.iacenter.r u Создание медицины будущего, распространение передовых технологий в медицине и фармацевтике Рынки высокотехнологических секторов медицины и фармации, коммерциализация технологий в практической медицине будущего
Биоиндустрия и биоресурсы - Био-Тех2030 / http: //www .fp7-bio.ru Развитие технологий по направлениям: лесной сектор, аг-робиотехнологии, промышленная биотехнология, биоэнергетика и пищевые биотехнологии Создание новых рынков на базе промышленной биотехнологии. Биологический синтез позволяет создавать огромное разнообразие новых продуктов с заданными свойствами
Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника / http:/ /www.cislaser.com Развитие лазерно-оптической отрасли России, обеспечение технологической независимости страны в части обеспечения лазерно-оптической техникой критически важных отраслей Массовое освоение фотоники, лазерно-оптических технологий в здравоохранении, сельском хозяйстве, системах связи, на транспорте, в экологическом мониторинге и других критически важных отраслях
Авиационная мобильность и авиационные технологии / http: //www .tsagi .ru Повышение мобильности населения в России, увеличение объема грузоперевозок и иных авиационных работ Рост грузооборота, обеспечение услугами авиационного профиля, создание для населения возможности свободного перемещения
Технологии меха-троники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение /http://tp25.ru Создание научно-производственной кооперации в целях развития направлений: встраиваемые системы управления; радиочастотная идентификация; технологии мехатро-ники и роботостроение Создание коммерческих технологий, новых продуктов (услуг) по направлениям: навигация, роботостроение, ме-хатроника; ЯРЮ технологии; микропроцессорная электроника; связь и телекоммуникации; датчики, системы технического зрения, человеко-машинные интерфейсы и др.
Развитие российских светодиодных технологий / http:// www.rusnano.com/ Создание на современном уровне отрасли по производству светодиодной продукции и ряда смежных отраслей Развитие спроса на светодиодные технологии и формирование цивилизованного рынка
Национальная информационная спутниковая система Создание космических систем, космических аппаратов и приборов, оказание космических услуг. Рынки связи, навигации и мониторинга; обеспечение доступа потребителей к космическим услугам, создание коммерческих спутниковых технологий
Во-вторых, в условиях формирования в России постиндустриального общества, ускоренного развитие сферы сервиса особое внимание уделялось влиянию ТП на рынки услуг, перспективам создания новых рыночных возможностей для развития сервисных компаний.
Третьей составляющей экспресс-анализа стала оценка перспектив коммерциализации ТП в сфере сервиса на основе разработки инновационных маркетинговых стратегий.
Задача экспресс-анализа состояла в том, чтобы выделить ТП, представляющие наибольший интерес для предприятий сферы сервиса и сформулировать рекомендации по их коммерциализации на основе инновационных маркетинговых стратегий. В результате экспресс-анализа имеющихся сведений установлено, что ТП можно разделить на три группы.
К первой группе относятся ТП, которые способны создавать цепочки инноваций в нескольких отраслях, имеют наибольший потенциал коммерциализации и способны оказать существенное воздействие на модернизацию сферы сервиса. Это ТП «Национальная программная платформа», «Медицина будущего», «Национальная информационная спутниковая система», «Биоиндустрия и биоресурсы - БиоТех2030», «Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника», «Развитие российских светодиодных технологий», «Авиационная мобильность и авиационные технологии», «Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение». Краткие сведения о ТП первой группы приведены в табл. 1.
Так, например, ТП «Национальная программная платформа» уже сегодня оказывает существенное влияние на модернизацию сектора государственных услуг за счет перехода к электронным государственным услугам и реализации принципа «одного окна». А развитие свободного программного обеспечения не только создает новые возможности коммерциализации для ИТ-компаний, занимающихся разработкой программных продуктов, но и формирует новые рынки ИТ-услуг [1]. При этом развитие информационных и коммуникационных технологий, реализация госпрограммы «Информационное общество» становится одним из ключевых явлений, существенно изменяющих внешнюю и внутреннюю среду компаний, работающих в различных отраслях экономики [5].
Создаваемые в рамках ТП «Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение» Я^ГО технологии уже сегодня находят применение в торговле, производстве продуктов питания, при оказании транспортно-логистических услуг [6]. Технологии, разрабатываемые участниками ТП «Национальная информационная спутниковая система» коммерциализуются в результате появления инновационных сервисов мониторинга подвижных объектов в интересах самых разных отраслей (от ЖКХ до предупреждения чрезвычайных ситуаций).
Приведенные примеры и сведения, представленные в табл. 1, позволяют сделать вывод, что проблемы коммерциализации ТП первой группы свя-
заны, прежде всего, с межотраслевым характером цепочек инноваций, когда результаты НИОКР в одной отрасли могут привести к появлению инновационных сервисных компаний в нескольких других отраслях. Поэтому предприятиям сферы сервиса при разработке инновационных маркетинговых стратегий следует вести мониторинг перечисленных ТП, своевременно выявляя технологические разработки, которые могут стать источником конкурентных преимуществ. Если же сервисная компания реализует стратегию технологического лидера, ей целесообразно стать участником одной или нескольких ТП. Это позволит не только включиться в информационно-коммуникационную систему ТП, но и оптимизировать процессы интеграции НИОКР в бизнес-процессы компании.
Ко второй группе следует отнести ТП, которые могут оказать локальное (в определенных отраслях) влияние на модернизацию сферы сервиса и имеют достаточно хорошие перспективы коммерциализации. Эта группа включает ТП «Биоэнергетика», «Национальная космическая технологическая платформа», «Интеллектуальная энергетическая система России», «Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности», «Перспективные технологии возобновляемой энергетики», «Малая распределенная энергетика», «Новые полимерные композиционные материалы и технологии», «Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог», «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», «Технологии экологического развития». Краткие сведения о ТП второй группы, приведенные в табл. 2, показывают, что они нацелены на технологический прорыв в определенной отрасли (энергетике, транспорте). В первую очередь они будут влиять на сервисы, связанные именно с этими отраслями. Соответственно экономический эффект от их коммерциализации будут получать компании, оказывающие услуги в данных отраслях.
Вместе с тем следует учитывать, что технологические инновации, создаваемые в рамках перечисленных платформ, могут привести к значительным изменениям на рынках услуг. Так, например, развитие биоэнергетики, малой распределенной энергетики может вызвать изменения на рынке ЖКХ, а организация высокоскоростного железнодорожного движения - на рынке туристских услуг. Поэтому компаниям сферы сервиса при разработке маркетинговых стратегий, наряду с маркетинговыми исследованиями своих традиционных рынков, необходимо внимательно анализировать инновации, разрабатываемые в рамках ТП в смежных отраслях. Если стратегические планы компании предусматривают развитие сервисов в прорывных направлениях одной из перечисленных ТП, рекомендуется войти в состав участников выбранной платформы. Это позволит создать творческие коллективы, объединяющие разработчиков и сотрудников компании, отвечающих за создание инновационных продуктов и услуг. Участие в ТП также полезно для формирования имиджа инновационной компании, претендующей на роль лидера отрасли.
Таблица 2
Технологические платформы, способные оказать локальное воздействие на модер-
Наименование ТП / сайт, источник информации о ТП Краткая характеристика ТП Рынки, направления развития сферы сервиса, перспективы коммерциализации
Биоэнергетика Развитие энергогенерирующих систем, использующих непищевую биомассу и отходы сельского хозяйства; создание экологически чистых моторных топлив и др. Модернизация предприятий биоэнергетической и др. отраслей, повышение конкурентоспособности энергетического, химического и сельскохозяйственного секторов экономики
Национальная космическая технологическая платформа / http: //www .spacetp.ru Стимулирование научных исследований и освоение передовых космических технологий Информационное обеспечение и интенсификация использования космических технологий и результатов космической деятельности в различных отраслях экономики
Интеллектуальная энергетическая система России /http://tp-npp.ru Основное направление - кардинальное повышение эффективности, надежности и безопасности функционирования энергетической отрасли. Оптовый и розничный рынки электроэнергии; передача электроэнергии; добыча и поставка энергетических топ-лив; производство энергомашиностроительного и электротехн. оборуд.
Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности / http://www.vti.ru Создание экологически чистых технологий производства электрической и тепловой энергии; разработка прорывных технологий для создания энергетики будущего Основной потребитель продукции, основанной на данной технологии, -крупные оптовые и территориальные генерирующие компании
Перспективные технологии возобновляемой энергетики / http://www.vti.ru Развитие технологий возобновляемой энергетики: гидроэнергетики, ветроэнергетики, солнечной энергетики и др. Рынки и отрасли экономики: энергетика, машиностроение, приборостроение, материаловедение, строительство.
Малая распределенная энергетика /http:// www.e-apbe.ru Потенциальная или реальная альтернатива централизованному энергоснабжению ТП ориентирована на массового потребителя; мелкого массового инвестора; малый бизнес
Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог Повышение качества работ при строительстве, ремонте и текущем обслуживании автомобильных и железных дорог; повышение скорости доставки грузов и осуществления пасса-жироперевозок; повышение безопасности движения Проектирование транспортных путей; инновационные технологии ведения строительных и ремонтных работ; автоматизированные системы мониторинга состояния транспортных путей, оценки предотказного состояния; технологий управления автомобильным и железнодорожным движением; технологий высокоскоростных перевозок и др.
Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт / http://rzd.ru Организация высокоскоростного железнодорожного движения Развитие интеллектуальных систем навигации и управления; новых транспортных систем и др.
Технологии экологического развития / http://ige.rshu.ru/file2 8 Внедрение экологически эффективных и энергосберегающих технологий, обеспечение экологической безопасности Формирование рынка экологических товаров и услуг в сфере сокращения выбросов парниковых газов, создание малых и средних предприятий, по переработке отходов и т.д.
К третьей группе относятся ТП, имеющие важное научное и народнохозяйственное значение. В перспективе они будут оказывать влияние на технологическое развитие отдельных отраслей, однако их коммерциализацию трудно ожидать в ближайшие годы. В эту группу входят ТП «Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа», «Замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах», «Управляемый термоядерный синтез», «Радиационные технологии», «СВЧ технологии», «Материалы и технологии металлургии», «Технологическая платформа твердых полезных ископаемых», «Технологии добычи и использования углеводородов», «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», «Освоение океана» (табл. 3).
Можно предположить, что в ближайшие годы ТП, перечисленные в табл. 3, не будут оказывать заметного влияния на развитие сферы сервиса, поэтому в первую очередь их следует учитывать в маркетинговых стратегиях компаний, выполняющих работы или оказывающих услуги в рамках данных ТП. Эти компании должны обладать серьезным научно-техническим потенциалом, уникальными знаниями и опытом работы в своих предметных отраслях и на своих рынках. Это позволяет выбирать маркетинговые стратегии технологических лидеров и создает серьезные барьеры для прихода на этот рынок новичков.
Коммерциализация ТП третьей группы требует разработки специальных маркетинговых программ, учитывающих специфику предметной области платформы. Одной из важных составляющих должна стать оценка рыночного потенциала и экономического эффекта НИОКР, соответствие получаемых научных результатов мировому уровню, конкурентоспособность технических решений. Одной из важных составляющих инновационных маркетинговых программ должны стать разделы, посвященные продвижению результатов НИОКР на новые рынки, организации эффективного РЯ, обучению и переподготовке специалистов применению новых технологий.
Таким образом, подводя итоги анализа ТП, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время, несмотря на возрастающую роль сферы сервиса в экономике России, не сформирована единая технологическая платформа, обеспечивающая приоритетное развитие прорывных технологий сферы услуг. В то же время среди утвержденных Правительством России 28 технологических платформ можно выделить группу платформ, которые в ближайшие годы окажут значительное влияние на модернизацию сферы сервиса. Эти ТП должны внимательно отслеживаться сервисными компаниями при разработке инновационных маркетинговых стратегий.
Несомненным достоинством ТП является их открытость и простота вступления для компаний сферы сервиса. Становясь участниками ТП, компании получают доступ к информационно-коммуникационному пространству платформы, могут участвовать в коммерциализации результатов НИОКР, использовать их в своих маркетинговых стратегиях инновационного развития.
Таблица 3
Технологические платформы, которые могут оказать локальное воздействие на мо-
Наименование ТП / сайт, источник информации о ТП Краткая характеристика ТП Рынки, направления развития сферы сервиса, перспективы коммерциализации
Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа / http:// www.hpc-platform.ru Развитие высокопроизводительных вычислений и суперкомпьютерной отрасли Развитие и эффективное использование суперкомпьютерных и грид-технологий в интересах науки, образования, экономики, социальной сферы и государственных нужд
Замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах / http://tp-npp.ru Разработка ядерных энерготехнологий нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом Рынки: строительство АЭС за рубежом; поставка топлива и оборудования для АЭС; переработка отработанного ядерного топлива; проведение исследований
Управляемый термоядерный синтез / http://tp-npp.ru Освоение режимов длительного горения термоядерной реакции Рынки и секторы экономики: энергетика, ядерные технологии, экология
Радиационные технологии / http://tp-npp.ru Радиационные технологии в ядерной медицине, в области досмотровых систем и комплексов безопасности, изменения свойств материалов Рынки: медицина (диагностика и терапия онкологических заболеваний), транспорт (оснащение аэропортов, вокзалов, метро системами безопасности)
Материалы и технологии металлургии Создание, освоение производства высокотехнологичных материалов Авиастроение, судостроение, ракетная и космическая техника, транспортное и энергетическое машиностроение; ТЭК и др.
Технологическая платформа твердых полезных ископаемых / http:// tek2011.minenergo.g ov.ru Реализация проектов по созданию энергоэффективных и ресурсосберегающих инновационных технологий, решений и производств для горнодобывающей промышленности Потенциальными потребителями 168 технологий, сформулированных в ТП, являются средний и крупный горнометаллургический бизнес; машиностроительные, инжиниринговые, горнометаллургические компании
Технологии добычи и использования углеводородов Разработка и внедрение технологий и оборудования для добычи нефти, газа, газоконденсата, гелия и др. Рынки: предприятия ТЭК, нефтегазовый сервис на объектах РФ, стран СНГ, развивающихся стран, развитых стран
Глубокая переработка углеводородных ресурсов / http://www.hse.ru Повышение конкурентоспособности нефтегазопераработки, промышленности нефтехимического и органического синтеза Нефтепереработка, переработка природного и попутного газов, промышленность нефтехимического синтеза; отрасль промышленного органического синтеза и др.
СВЧ-технологии / http: //www .ruselectro nics.ru Развитие СВЧ-технологий и продуктов Создание высокоскоростных беспроводных сетей передачи информации, в том числе цифрового телевидения, систем связи, систем безопасности др.
Освоение океана / http://www.concern- agat.ru Повышение эффективности использования океанского пространства, включение минеральных, биологических, энергетических и других видов ресурсов в экономику Рынки: разведка, добыча и транспортировка природных ископаемых; морские транспортные услуги; добыча биоресурсов; морские и береговые системы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Расширяющееся применение ТП как нового коммуникационного инструмента инновационного развития требует создания научной и методологической базы формирования конкурентных маркетинговых стратегий коммерциализации результатов в сфере сервиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабурин В.А., Яненко М.Е. Маркетинг свободного программного обеспечения: новые технологии и инновационные маркетинговые решения // Технико-технологические проблемы сервиса. 2011. №1 (15) С. 87-92.
2. Европейские технологические платформы [Электронный ресурс]. URL:
3. http://fp7-bio.ru/tech-platforms/european (дата обращения 10.10.2011).
4. Перечень технологических платформ. Утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 01.04.2011г., протокол №2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hpc-platform.ru/tiki-download_file.php?fileId=38 (дата обращения 12.10.2011).
5. Порядок формирования перечня технологических платформ. Утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010., протокол № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/formation/doc03082010
05 (дата обращения 12.10.2011).
6. Модернизация бизнеса и образования в условиях инновационного реформирования: Коллективная монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
7. Яненко М.Б., Яненко М.Е. Инновационные компоненты маркетинговых стратегий в условиях формирования информационного общества // Управление инновациями в торговле и общественном питании. СПб.: СПбТЭИ, 2010. С. 14-17.
8. European Technology Platforms [Электронный ресурс]. URL: http://cordis.europa.eu/technology-platforms/home_en.html (дата обращения 10.10.2011).