Научная статья на тему 'Технологические основы формирования системы переработки внешнего вагонопотока'

Технологические основы формирования системы переработки внешнего вагонопотока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Юрий Вячеславович, Аксенов Максим Леонидович

С постоянным ростом количества операторов-перевозчиков, усложняется управление транспортного процесса, увеличивается интенсивность поступающей информации, сокращаются сроки принятия решений. Это приводит к необходимости разработки методов, алгоритмов, моделей направленных на оптимизацию планирования перевозочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусев Юрий Вячеславович, Аксенов Максим Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологические основы формирования системы переработки внешнего вагонопотока»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2009 р. Вип. № 19

УДК 656.223.1

Гусев Ю.В.1, Аксенов М.Л.2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ВНЕШНЕГО ВАГОНОПОТОКА

С постоянным ростом количества операторов-перевозчиков, усложняется управление транспортного процесса, увеличивается интенсивность поступающей информации, сокращаются сроки принятия решений. Это приводит к необходимости разработки методов, алгоритмов, моделей направленных на оптимизацию планирования перевозочного процесса.

В связи с переходом на рыночные отношения в стране сформировался конкурентный рынок железнодорожных перевозок. В настоящее время созданы и работают около 80 операторских компаний, организующих перевозки по железным дорогам Украины и ближнего зарубежья.

На сегодняшний день большинство предприятий металлургической отрасли имеют договора с 3 - 4 операторскими кампаниями. Детальный анализ внешних вагонопотоков (табл. 1) ОАО «ММК им. Ильича» показал, что удельный вес вагонов «УЗ» в среднем составляет 42 %, остальные 58 % - это вагоны операторских компаний и собственный подвижной состав.

Таблица 1 - Распределение среднесуточного вагонопотока ОАО «ММК им. Ильича»

Наименование груза Оператор

ТГ ОАО «ММК им. Ильича» УЗ УТЛ УМТ Прочие всего

прибытие

аглоруда 0,0 2,4 1,0 0,0 3,7 0,0 7Д

известняк 0,0 0,9 1,5 10,0 0,0 0,0 12,4

кокс 0,0 0,0 13,9 5,4 0,0 0,1 19,4

концентрат 0,1 1,9 7,6 17,4 3,8 0,1 30,9

прочие грузы 1,4 7,9 18,2 0,2 1,8 0,7 30,2

всего 1,5 13,1 42,2 33,0 9,3 0,9 100,0

отправление

агломерат 1Д 0,0 1Д 0,0 1,4 0,0 3,6

шлаки 0,2 0,0 5,9 0,0 0,0 0,0 6,1

прокат 0,0 6,0 10,9 1,4 3,2 0,1 21,6

порожний под погрузку 0,1 6,7 0,0 31,0 4Д 0,3 42,2

прочие грузы 0,0 0,5 24,4 0,5 0,4 0,7 26,5

всего 1,4 13,2 42,3 32,9 9Д 1Д 100,0

Работа с вагонами операторских кампаний повлекла за собой усложнение технологии эксплуатационной работы, планирования перевозок, документооборота, организации оперативного взаимодействия с диспетчерскими центрами компаний-операторов, учета работы и взаиморасчетов по каждой перевозке с каждым оператором и железной дорогой, синхронизации прохождения вагонами транспортно-технологических циклов с производством и накоплением готовой продукции в адрес конкретных получателей, что, как следствие, определило возникновение новых производственных функций подразделений комбината и оперативного персонала.

В условиях роста удельного веса вагонов операторских компаний во внешних вагонопотоках металлургических предприятий к основным функциям сменного диспетчера добавляется еще ряд таких, как:

ПГТУ. канд. техн. наук, доц.

2ПГТУ, аспирант

- планирование и организация движения вертушек, подачи под погрузку, выгрузку, накопления вагонов согласно контрактов;

- ведение пономерного учета собственных вагонов по территории УЗ и странам СНГ;

- осуществление оперативной связи с диспетчерскими центрами, принятие и отправление документальной информации;

- предоставление информации всем участникам перевозочного процесса.

Вопросам пономерного учета вагонов, информационного взаимодействия промышленных предприятий с поставщиками и железной дорогой в литературе уделено значительное внимание. Однако практически не освещены вопросы планирования и организации движения вертушек, подачи под погрузку, выгрузку, накопления вагонов операторских компаний согласно контрактам. [1-3]

Целью настоящей статьи является разработка организационно-технических основ для формирования системы переработки внешнего вагонопотока в условиях металлургических предприятий на основе логистических принципов.

С ростом количества операторских компаний увеличивается интенсивность потока поступающей информации, что усугубляет положение оперативного управления. Очевидно, что принятие диспетчером решений по распределению вагонопотоков лишь на основании опыта и интуиции, не гарантирует их оптимальности. Представленная укрупненная схема информационных потоков, сопровождающих перевозки вагонов принадлежности операторских компаний, показывает, что основным узлом концентрации информации является диспетчерский аппарат железнодорожного цеха (рис. 1).

Рис. 1 - Укрупненная схема информационных потоков, сопровождающих перевозки в вагонах принадлежности операторов-перевозчиков

Сложность выбора варианта распределения внутреннего вагонопотока металлургического предприятия неотъемлемо влечет за собой перепростой парка подвижного состава, как операторских компаний, так и УЗ. Упрощение этой задачи возможно за счет выделения основных вариантов движения вагонопотоков (рис. 2).

Г, + А

+ Д£г

1-я струя вагонопотока металлургического предприятия

гз +

и +

+ А

г, + А г,

Г, + А

г, + А {,

2-я струя вагонопотока металлургического предприятия

«3 + А I,

г2 + А ¡2

3-я струя вагонопотока металлургического предприятия

*э + А

а

+ А I,

+ А

г, + А г,

4-я струя вагонопотока металлургического предприятия

I, + А

I

Длительность прохождения ¡-го блока операции

(< + А^

г: Г7 + А (т

7^=

+ А

1-, + ^t1

7

1 - блок операций по прибытию

2 - блок операций по разгрузке

3 - блок операций по очистке

4 - блок операций по сортировке

5 - блок операций по погрузке

6 - блок операций по накоплению Д(. _ Продолжительность ко межоперационного

7-блок операций по отправлению 1 ПРОСТОЯ

1-, + А (7

Рис. 2 - Основные технологии переработки вагонопотоков металлургического предприятия

Во внешних перевозках, на металлургическом предприятии, можно выделить четыре

основных струи вагонопотоков:

- 1-я струя (III = 1,3 %) - представлена в виде прохождения технологических операций вагонопотока от входа на металлургический комбинат в груженом состоянии до его выхода с предприятия в порожнем состоянии;

- 2-я струя (и2 = 42,2 %) - представлена в виде прохождения технологических операций вагонопотока от входа на металлургический комбинат в груженом состоянии до его выхода с предприятия в специально сформированной порожней вертушке для дальнейшей подачи под погрузку сырья;

- 3-я струя (Из = 48,9 %) - представлена в виде прохождения технологических операций вагонопотока от входа на металлургический комбинат в груженом состоянии до его выхода с предприятия в груженом состоянии (так называемые сдвоенные операции);

- 4-я струя (Щ = 7.6 %) - представлена в виде прохождения технологических операций вагонопотока от входа на металлургический комбинат в порожнем состоянии до его выхода с предприятия в груженом состоянии состоянии.

Для исследования вагонопотока металлургического предприятия характерна взаимосвязь собственника подвижного состава, перевозимого груза и струи вагонопотока (табл. 2). При прохождении вагонов одного собственника по нескольким струям указывается вероятность каждой из них.

Таблица 2 - Матрица связи «оператор - груз - струя»

Оператор ОАО «ММК им. Ильича» УЗ УТЛ УМТ

Наименование груза Струя вагонопотока

и2 и, и3 и2 и2 и3

Аглоруда 1,00 0,41 0,59 0,00 0,55 0,45

Известняк 1,00 0,26 0,74 1,00 0,00 0,00

Кокс 0,00 0,03 0,97 1,00 0,00 0,00

Концентрат 1,00 0,05 0,95 0,00 0,52 0,48

Выполненная работа позволяет формализовать модель переработки внешнего

вагонопотока металлургического предприятия с целью совершенствования организации

перевозок на промышленном транспорте.

Для этого в дальнейшем необходимо выполнить следующее:

- провести анализ и установить нормативы времени прохождения единичного вагонопотока по каждой из струй;

- разработать математическую модель планирования и распределения внешнего вагонопотока;

- на основании математической модели, разработать адаптивную информационно-диспетчерскую систему распределения внешнего вагонопотока [4, 5].

Выводы

1. Совершенствование системы организации перевозок на основе рационального распределения внешнего вагонопотока, является актуальной проблемой, как для самого производства, так и для всех участников транспортного процесса.

2. Переход на рыночные отношения усложнил производственные условия работы транспортных подсистем из-за увеличения интенсивности потока поступающей информации различных операторских компаний.

3. Процесс переработки внешнего вагонопотока может быть представлен в виде обособленных модулей, которые формируют модель струи транспортного потока.

4. Повышение эффективности внешних перевозок может быть обеспечено за счет надежного планирования распределения внешнего вагонопотока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень ссылок

1. Парунакян В.Э. Концепция повышения эффективности управления вагонопотоками на предприятии / В.Э. Парунакян, В.А. Бойко, Ю.В. Гусев II Вюник Приазов. держ. техн. ун-ту: 36. наук. пр. - Мар1уполь, 2003. - Вип. № 13. - С. 264 - 268.

2. Кириченко А.И. Логистический подход к управлению грузопотоками на основе информационных технологий / А.И. Кириченко II Зал1зничний транспорт Украши. - 2000. -№ 1.-С. 10-12

3. Шмулевич М.И. Промышленный транспорт и лопстика / М.И. Шмулевич II Промышленный транспорт XXI век. - 2006. - № 4. - С. 3 - 6.

4. Шмулевич М.И. Информационные системы на промышленном транспорте / М.И. Шмулевич, В.Г. Зиненко. - М.: Транспорт, 1980. - 264 с.

5. Буянов В.А. Автоматизированные информационные системы на железнодорожном транспорте / В.А. Буянов, Г.С. Ратин. - М.: Транспорт, 1984. - 239 с.

Рецензент: В.Э. Парунакян

д-р техн. наук, проф., ПГТУ

Статья поступила 27.03.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.