Научная статья на тему 'Принципы формирования информационно-управляющей системы внешнего вагонопотока металлургического предприятия'

Принципы формирования информационно-управляющей системы внешнего вагонопотока металлургического предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ ВАГОНОПОТОК / ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА / ЛИЦО ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗОВНіШНіЙ ВАГОНОПОТОК / іНФОРМАЦіЙНО-КЕРУЮЧА СИСТЕМА / ОСОБА / ЯКА ПРИЙМАє РіШЕННЯ / МЕТАЛУРГіЙНі ПіДПРИєМСТВА / EXTERNAL TRANSPORTATION FLOW / DATA-CONTROL SYSTEM / PERSON / WHO MAKES A DECISION / IRON AND STEEL ENTYERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслак Анна Викторовна, Аксёнов Максим Леонидович

В статье разработан комплекс задач и структура информационно-управляющей системы железнодорожного транспорта внешних перевозок металлургического предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маслак Анна Викторовна, Аксёнов Максим Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of formation of data-control system of external wagon-flow of iron and steel enterprise

The articledeals with the solution of a complex of problems and the structure of data-control system of railway transport for external transportation of iron and steel enterprise

Текст научной работы на тему «Принципы формирования информационно-управляющей системы внешнего вагонопотока металлургического предприятия»

Серiя: Техшчш науки

2. Парунакян В.Э. Совершенствование процесса приема и обработки вагонопотока с сырьем грузовой станции металлургического завода в зимний период /В.Э. Парунакян, В.Г. Джен-чако //В1сник ПДТУ: Зб. наук. пр. - Мар1уполь, 2003. - Вип. № 13 -С.272-275.

3. Парунакян В.Э. Методика определения продолжительности разогрева грузов в конвективных гаражах размораживания /В.Э. Парунакян, В.Г. Дженчако // Вюник ПДТУ: Зб. наук. пр.

- Марiуполь, 2004. - Вип. № 14 - С. 319-322.

4. Парунакян В.Э. Определение продолжительности разогрева груза в вагонах на основе метода планирования эксперимента /В.Э. Парунакян, В.Г. Дженчако // Вюник ПДТУ: Зб. наук. пр. - Марiуполь, 2006. - Вип. № 16 - С..

5. Ткаченко И.Ф. Влияние химических элементов на прочностные свойства стали типа 14ГНМДФТР /И.Ф. Ткаченко, Ф.С. Пинько, Н.А. Близнюк // Вюник ПДТУ: Зб. наук. пр. -Марiуполь, 2006. - Вип. № 16 - С. 89-94.

6. Дюк В. Data mining: Учебный курс/ В. Дюк, А. Самойленко. - СПб: Питер, 2001. - 368 С.

7. http: // www.statsoft / com /

8. Ткаченко И.Ф. Многоцелевая оптимизация технологии термического упрочнения проката высокопроных свариваемых сталей с использованием компьютерной технологиии «Data mining» /И.Ф. Ткаченко // Вюник ПДТУ: Зб. наук. пр. - Марiуполь, 2004. - Вип. № 14 - С. 111-117.

9. Landau D. A Guide to Monte Carlo Simulations in Statistical in Physics./ D. Landau., R.F.Binder

- Cambridge Univ. Press, 2000. 384 p.

10. Ткаченко И.Ф. Вплив параметрiв технологи контрольовано! прокатки на мщностш власти-восп листового прокату бущвельних сталей /И.Ф. Ткаченко // Вюник ПДТУ: Зб. наук. пр. -Марiуполь, 2004. - Вип. № 14 - С. 111-117.

Рецензент: В.К. Губенко д-р техн. наук, проф., ПГТУ

Статья поступила 20.04.2010

УДК 656.2:629.4.004

Маслак А.В.1, Аксёнов М.Л.2

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ВАГОНОПОТОКА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье разработан комплекс задач и структура информационно-управляющей системы железнодорожного транспорта внешних перевозок металлургического предприятия.

Ключевые слова: внешний вагонопоток, информационно-управляющая система, лицо принимающее решение, металлургические предприятия.

Маслак Г.В., Аксьонов М.Л. Принципи формування тформацшно-керуючоН сис-теми зовншнього вагонопотоку металургшного тдприемства. У статт1 роз-роблено комплекс завдань i структура тформацтно-керуючог системи зал1знично-го транспорту зовтштх перевезень металургшного тдприемства. Ключовi слова: зовтштй вагонопоток; тформацтно-керуюча система; особа, яка приймае ршення; металургтт тдприемства.

Maslak А. V., Aksenov M.L. Principles of formation of data-control system of external wagon-flow of iron and steel enterprise. The articledeals with the solution of a complex of problems and the structure of data-control system of railway transport for external transportation of iron and steel enterprise.

Keywords: External transportation flow, data-control system, a person, who makes a de-

1 канд. техн. наук, доцент, Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь

2 аспирант, Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь

Серiя: TexHÍ4HÍ науки

cision, iron and steel entyerprises.

Постановка проблемы. В настоящее время созданы и работают около 80 операторских компаний, организующих перевозки по железным дорогам Украины и ближнего зарубежья.

Большинство предприятий металлургической отрасли обслуживают 5 - 6 таких компаний. Так, на мариупольских металлургических комбинатах 60 - 70 % объёма внешних перевозок осуществляется в вагонах различных собственников и собственном подвижном составе [1].

Работа с операторскими вагонами влечёт за собой усложнение организации и планирования перевозок, документооборота, оперативного взаимодействия с диспетчерскими центрами компаний-операторов, учета работы и взаиморасчетов по каждой перевозке, синхронизации прохождения вагонами транспортно-технологических циклов с производством и накоплением готовой продукции в адрес конкретных получателей, что, как следствие, определило возникновение новых производственных функций подразделений комбината и оперативного персонала.

В условиях роста удельного веса вагонов различной собственности наиболее остро встаёт вопрос оптимального управления вагонопотоками металлургических предприятий. Принятие решений в изменяющихся условиях требует развития имеющихся автоматизированных систем управления и создания современных информационно-управляющих систем (ИУС) на базе логистических принципов [2].

Первоочередной является научно-прикладная задача формирования ИУС внешними перевозками железнодорожного транспорта металлургического предприятия, которая предусматривает создание на основе существующих новых технологий работы промышленного и магистрального транспорта в их взаимодействии.

Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время вопросам ИУС транспорта и промышленных предприятий посвящено значительное количество публикаций [36], которые касаются структуры информационно-управляющей системы железнодорожного транспорта необщего пользования. Разработаны и эффективно функционируют системы автоматизированного формирования перевозочных документов. В последнее время особое внимание в связи с общей тенденцией перехода к электронному документообороту уделяется системам информационного взаимодействия между промышленным и магистральным железнодорожным транспортом. Однако недостаточно исследована функциональная составляющая ИУС железнодорожного транспорта по мониторингу принятия управленческих решений, а именно: планирование и организация движения вертушек, подача под погрузку, выгрузку, накопление вагонов операторских компаний согласно контрактам и т.д.

Цель статьи - разработка основных принципов формирования подсистемы ИУС железнодорожного транспорта, которая должна повысить эффективность управления внешними ва-гонопотоками металлургического предприятия.

Изложение основного материала. Создаваемая ИУС должна интегрировать информационные и автоматизированные системы, образовывать единое информационное пространство транспортного процесса предприятия и обеспечивать приём и передачу информации в реальном масштабе времени.

В общем виде ИУС железнодорожного транспорта внешних перевозок представляет собой две подсистемы: управляемая и управляющая (рис. 1). В качестве управляемой представляется транспортно-грузовая подсистема обеспечения переработки вагонопотоков во взаимосвязи с информационными потоками первичной информации; управляющая подсистема имеет иерархическую структуру, на каждом уровне которой решается свой комплекс задач. Основное звено каждого уровня управления - лицо принимающее решение - должно получать не только своевременную и полную информацию о состоянии управляемого объекта, но и прогноз развития ситуации и возможные последствия при различных вариантах управляющих воздействий.

При разработке структуры и установления функций ИУС железнодорожного транспорта внешних перевозок следует учитывать необходимость совершенствования технологии обработки вагонов внешнего парка на подъездном пути, а также взаимодействия станции примыкания и железнодорожного транспорта предприятий. Основополагающим вопросом становится рационализация технического оснащения и количество подвижного состава с целью сокращения времени нахождения вагонов на предприятии. Таким образом, общесистемным критерием ИУС становится логистический критерий «точно в срок».

Методология построения ИУС железнодорожного транспорта внешних перевозок должна

Серiя: Технiчнi науки

базироваться на объединении существующей системы управления вагонопотоками промышленного предприятия и автоматизированными системами производственного процесса путем расширения комплекса решаемых задач, внедрения прогрессивных моделей управления на базе логистических принципов.

Основой создания ИУС железнодорожного транспорта внешних перевозок является модульный принцип взаимодействия управляемой и управляющей подсистем. Работа модулей должна осуществляться на базе соответствующих технологических моделей, которые способны решить задачи, поставленные управляемой подсистемой.

В свою очередь, управляющая подсистема должна складываться из комплексов информационно-управляющих заданий стратегического, тактического и оперативного управления, на основании которых ЛПР различных уровней будет принимать эффективные управляющие команды (рис. 2).

К исходным данным для разработки технологических моделей следует отнести параметры потокового процесса управляемой подсистемы. При этом под потоковым процессом понимается совокупное движение материального, информационного, документального потоков в пространстве четырёх переменных: временном, пространственном, количественном и фазовом

[7].

Под материальным потоком понимается движение груза в вагонах по транспортной сети предприятия, под документальным потоком - поток документов, сопровождающих груз, информационные потоки осуществляют взаимосвязь между материальным и документальным потоками, а также являются основными параметрами разрабатываемых моделей.

В общем виде модель управляемого модуля представляется совокупностью трёх подмоделей: модели подвижного состава Fпс, определяющей продвижение вагонопотоков на подъездном пути; модели прогнозирования Fп, устанавливающей время поступления вагонов с внешней сети; модели взаимодействия станций промышленного предприятия Fв.

Fy = ^пс, Fп, Fв > . (1)

Подмодель подвижного состава отражает движение вагонопотоков по предприятию, т.е. в любой момент времени должны быть известны характеристики вагонопотока: собственник подвижного состава Ж, место нахождения Р (станция, цех и т.д.), состояние вагона Е (гружёный, порожний), разметка вагона К (МР, годный под погрузку, страна принадлежности и.т.д.), номер вагона К:

Fnc = <Ж, Р, Е, К> . (2)

Подмодель прогнозирования должна нести информацию о поступающих вагонах на предприятие: время прибытия определённой группы вагонов Т, количество N собственник подвижного состава Ж, разметка вагона К , состояние вагона Е:

Fn = <N,Т,Е,К> . (3)

Подмодель взаимодействия необходима для отслеживания подвижного состава на подъездном пути. Основными компонентами данной подмодели являются временные составляющие процесса переработки вагонопотоков: время прибытия на предприятие Т;, время расформирования Т4, время начала выгрузки, время окончания выгрузки Т3, время начала погрузки Т4, время окончания погрузки Т5, время отправления с предприятия и т.д.:

Fn = <К,Тх,Т2,...,Т„> . (4)

Таким образом, управляемый модуль определяет параметры потокового процесса, которыми должен руководствоваться управляющий модуль.

В свою очередь, перед управляющим модулем ставятся задачи, от решения которых зависит эффективность управляющих команд лица принимающего решение на разных уровнях управления.

К основным задачам стратегического управления можно отнести:

- контроль и анализ процесса перевозок как внутри предприятия, так и за его пределами (пункты погрузки основного сырья, внешняя сеть, подъездные пути);

- экономическая оценка вариантов суточного, сменного планов организации работы железнодорожного транспорта металлургического предприятия;

Серiя: Технiчнi науки

Управляемая подсистема

Транспортный

процесс

документопоток I Д вагонопоток

----I

грузопоток

грузопоток

вагонопоток

I -----

поездопоток

_____.1.

Промышленное предприятие

Производственн ый процесс

& Щ

И 8

Ш-й уровень

П-й уровень

1-й уровень

Лицо принимающее решение

/ А-

Информационно-управляющий модульу задачи

2 /з /4

к Техническая

о с^

11 -

§ 8 Информац-ная

и о Математич-я

О о

Другие средства

Управляющая подсистема

Рис. 1 - Структурная схема ИУС железнодорожного транспорта внешних перевозок.

Рис. 2 - Функциональная структура единой модели управления вагонопотоками промышленного предприятия.

- технологическая оценка вариантов разработанных планов и анализ результатов принятия управляющих решений по фактическим затратам, связанным с реализацией планов;

К информационно-управляющим задачам тактического управления предлагается отнести:

Серiя: Технiчнi науки

- формирование опорного плана использования вагонов и локомотивов на сутки (смену) соответственно по каждому номеру вагона и локомотива, каждому виду груза, каждому пути промышленного предприятия и каждому грузовому фронту с учетом технического состояния вагона и в соответствии с необходимыми условиями перевозок;

- формирование графиков следования груженых и порожних вагонов и маршрутов по станциям металлургического предприятия.

- контроль за соблюдением условий работы с собственным и арендованным подвижным составом.

К информационно-управляющим задачам оперативного управления предлагается отнести:

- принятие решений управляющего воздействия на перевозочный процесс;

- контроль продвижения транспортного потока с соблюдением норм на выполнение технологических операций над отдельными вагонами и маршрутами;

- реализация и контроль выполнения развозочного плана грузов и порожних вагонов под погрузку по промышленным станциям предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование прогноза изменения оперативной ситуации на подъездных и путях металлургического предприятия;

- уточнение плановых объемов выгрузки (погрузки) и отправления порожних (груженых) вагонов.

Разработанный комплекс задач и обобщённая структура ИУС железнодорожного транспорта позволяют провести исследования по созданию ИУС. Для этого следует рассмотреть технологическую и информационную составляющую транспортного процесса на каждом из трёх уровней управления, что позволит формализовать поставленные задачи и определить техническое обеспечение ИУС железнодорожного транспорта внешних перевозок предприятия.

Выводы

1. Дан обобщённый подход к формированию информационно-управляющей подсистемы железнодорожного транспорта внешнего вагонопотока промышленного предприятия.

2. Разработана иерархическая структура информационно-управляющей подсистемы железнодорожного транспорта внешних перевозок, которая построена по модульному принципу.

3. Определены задачи каждого модуля информационно-управляющей подсистемы.

Список использованных источников:

1. Гусев Ю.В. Технологические основы формирования системы переработки внешнего ваго-нопотока /Ю.В. Гусев, М.Л. Аксенов// Вюник Приазов. держ. техн. ун-ту: Зб. наук. пр. - Ма-рiуполь, 2009. - Вип.. 19. - С.267-270.

2. Панкратов В.1. Удосконалення технологи роботи залiзничного транспорту незагального користування на базi шформацшно-керуючо! системи /В.1.Панкратов// Зб. наук. праць УкрДАЗТ: Випуск 85. - Харюв, 2007. - с. 12 - 24.

3. Сычев А.Е. Повышение эффективности производства на основе новых информационных технологий. /А.Е. Сычев// Промышленный транспорт XXI век. 2006 г. - №4. - с. 39-40.

4. Кириченко А.И. Логистический подход к управлению грузопотоками на основе информационных технологий. /А.И. Кириченко// Залiзничний транспорт Украши. 2000 г. - №1. - с. 1012.

5. Шмулевич М.И. Промышленный транспорт и логистика. /М.И. Шмулевич// Промышленный транспорт XXI век. 2006 г. - №4. - с. 3-6.

6. Шмулевич М.И. Автоматизированные системы управления промышленным транспортом. /М.И. Шмулевич// Промышленный транспорт XXI век. 2008 г. - №1. - с. 45-49.

7. Каточков В.М. Вопросы методологии логистики взаимодействующих потоковых процессов / В.М.Каточков// Известия Челябинского научного центра, вып.3 (29), 2005.

Рецензент: В.Э. Парунакян д-р. техн. наук, проф., ПГТУ

Статья поступила 27.04.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.