108
Высшее образование в России • № 7, 2014
Т.П. ПЕТУХОВА, проректор по учебно-методической работе, доцент
Технологические аспекты проектирования образовательных программ прикладного бакалавриата
В статье излагаются технологические аспекты построения образовательных программ, предусматривающих присвоение выпускникам квалификации «прикладной бакалавр». Основу данной технологии составляют модульный принцип представления содержания образования и кластерная модель взаимодействия с потенциальными работодателями.
Ключевые слова: образовательная программа, прикладной бакалавриат, модульная технология, компетенция, взаимодействие с работодателями, профессиональный стандарт, рынок труда
Реализация Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 2620-р), а также наличие Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Министерством экономического развития РФ, актуализировали проблему разработки практико-ориентированных образовательных программ, мобильно настраивающихся на потребности конкретного отраслевого или регионального рынка труда, - программ прикладного бакалавриата.
Термин «прикладной бакалавриат» впервые появился в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где он обозначен в качестве целевого ориентира развития системы образования и трактуется как «уровень высшего образования, дающий, наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области, квалификацию для работы со сложными технологиями и с несколькими смежными технологиями »[1]. В 2009 г. был
объявлен эксперимент по реализации программ прикладного бакалавриата на основе образовательных программ среднего профессионального образования и их интеграции с программами высшего профессионального образования (постановление Правительства РФ № 667 от 09.08.2009 г. «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования»). Данный эксперимент явился реализацией первой модели введения прикладного бакалавриата.
Вторая модель прикладного бакалавриата апробируется с 2013 г. и представляет собой практико-ориентированное обучение студентов образовательных организаций высшего образования по образовательным программам бакалавриата c планируемым присвоением выпускникам квалификации «прикладной бакалавр». Сущностные характеристики образовательных программ в рамках данной модели определяются их ориентацией на отраслевой (или региональный) рынок труда и его массовый сегмент. Введение такого рода программ будет способствовать решению следующих задач:
• нацеленность на практику при реализации уровневого высшего образования;
• ориентация результатов образова-
Из жизни вуза
109
тельных программ высшего образования на требования профессиональных стандартов, потребности отраслевых рынков труда и конкретных организаций работодателей, представляющих реальный сектор экономики и являющихся заказчиками специалистов данного профиля;
• обеспечение трудоустройства выпускников согласно полученному профилю и уровню высшего образования;
• сокращение продолжительности адаптационного периода выпускников в реальном производственном процессе.
Анализ моделей, форм, методов взаимодействия образовательных организаций с работодателями и технологий проектирования образовательных программ позволяет заключить, что конструирование программ прикладного бакалавриата может стать эффективным на основе использования моделей кластерного взаимодействия с потенциальными работодателями и модульного принципа представления содержания образовательных программ и построения учебного плана.
Подмодулем понимается, как правило, часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям образования [2]. В проводимых нами исследованиях [3-5] модуль понимается как относительно самостоятельная, логически завершенная, структурированная часть образовательной программы по направлению подготовки (специальности), отвечающая за формирование одной компетенции, некоторой ее части или общей части группы родственных компетенций. Модуль имеет интегрированный проверяемый результат, трудоемкость, кратную установленному числу кредитов (зачетных единиц) и отдельное методическое обеспечение [3]. В связи с этим такой модуль образовательной программы называется нами компетентностно-ориентированным [4] (далее - модулем). К родственным компетенциям мы относим компетенции, обеспе-
чивающие способность решения одной или близких по содержанию задач (или их частей), значимых для сферы труда.
Использование в проектировании образовательных программ прикладного бакалавриата модульной технологии и ориентация их на освоение компетенций как цели и результата образования обеспечивают понятность и прозрачность содержания профессиональной подготовки для всех участников образовательного процесса. В этом случае работодатели могут более активно участвовать в развитии образовательных программ, а студенты четко себе представлять, что они будут уметь и что смогут предложить работодателям.
При разработке образовательных программ прикладного бакалавриата нами используется технология проектирования модульной компетентностно-ориентиро-ванной образовательной программы, предложенная в работе [3]. Следует отметить, что аналогично проекту Tuning Russia мы различаем результаты образования (компе-
110
Высшее образование в России • № 7, 2014
тенции) и результаты обучения по модулю, дисциплине,практике.
В целях обеспечения технологичности процесса формирования результатов обучения каждая компетенция представляется как синтез трех компонентов: когнитивного (знать), деятельностного (уметь, владеть, приобрести опыт деятельности), мотивационно-ценностного (отношение, стремление) [3; 5; 6]. Результаты обучения формируются как составляющие когнитивного и деятельностного компонентов компетенции и формулируются при помощи активных глаголов (знать..., понимать..., представлять..., уметь., получить (приобрести) навыки ..., иметь (приобрести) опыт деятельности в ... и т. д.). Мотивационноценностный компонент компетенции формируется за счет специального выбора образовательных технологий организации учебной и самостоятельной работы студентов [7].
При разработке любой образовательной программы важным этапом является формирование компетентностной модели выпускника, ориентированной на потребности рынка труда. В связи с этим в группу разработчиков практико-ориентированной образовательной программы, мобильно настраивающейся на потребности рынка труда, как правило, включают: преподавателей образовательной организации, обеспечивающих освоение обучающимися профессионально-ориентированных дисциплин, модулей, практик; сотрудника методической службы образовательной организации; представителей предприятий и организа-ций-партнеров, на основании заказа которых формируется данная образовательная программа. В случае использования сетевой формы реализации образовательной программы в состав группы разработчиков желательно включить представителей субъектов сетевого взаимодействия. Данная рабочая группа, во-первых, определяет виды профессиональной деятельности выпускника программы прикладного бакалавриа-
та и профиль (направленность) данной образовательной программы; во-вторых, уточняет в рамках выбранных видов профессиональной деятельности перечень профессиональных компетенций и формирует их содержательное наполнение. Далее разработчики осуществляют проектирование структуры и содержания образовательной программы прикладного бакалавриата.
Виды профессиональной деятельности выбираются с учетом предусмотренного ФГОС ВО направления подготовки на основе профессионального стандарта (при его наличии), потребностей отраслевого рынка труда и его региональной составляющей, соответствующих статистических данных. Задачи, сформулированные в ФГОС ВО, уточняются и дополняются, исходя из обозначенных выше факторов и прямых требований (запросов) организаций-партне-ров, являющихся заказчиками данной программы прикладного бакалавриата. Таким образом, на этом этапе проектирования образовательной программы появляется описание результатов ее освоения на «языке деятельности » [2], в терминах профессиональных задач и функций. Полученные данные позволяют построить карту профессиональной деятельности выпускника, включающую в себя указание основной цели, видов и задач профессиональной деятельности, а также систему умений, знаний и опыта, необходимых работнику в данной профессиональной сфере [3].
Далее должен быть осуществлен адекватный переход от «языка деятельности » к «языкукомпетенций». С этой целью можно использовать матрицу соответствия профессиональных задач и компетенций выпускника. При этом профессиональные компетенции ФГОС ВО, которыми должен обладать выпускник программы прикладного бакалавриата, могут быть дополнены коллективом разработчиков новыми компетенциями в соответствии с задачами, появившимися в ходе анализа профессионального стандарта (при его наличии), потреб-
Из жизни вуза
111
ностей отраслевого и регионального рынков труда, а также организаций-партнеров.
В результате осуществления указанной процедуры разработчики формируют профиль программы прикладного бакалавриата, характеризующий ее ориентацию на задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник. Полученный профиль определяет не только результаты освоения данной образовательной программы (компетенции), но и ее предметно-тематическое содержание, а также преобладающие виды учебной деятельности.
Программа прикладного бакалавриата конкретного профиля состоит из двух частей: базовой и вариативной. В рамках направления подготовки базовая часть является одинаковой для всех профилей и обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных ФГОС ВО по данному направлению подготовки. Вариативная часть программы направлена на дальнейшее развитие компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, и формирование дополнительных профессиональных компетенций, сформулированных разработчиками данной образовательной программы.
Отличительной особенностью программ прикладного бакалавриата является представление в них возможных траекторий получения обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего, должности служащего. Наличие данного раздела в образовательной программе обусловлено потребностями рынка труда и необходимостью сокращения продолжительности адаптационного периода выпускника в реальном производственном процессе. В связи с этим в ходе учебной практики (практики по получению первичных професси-
ональных умений и навыков, исполнительской практики, практики по профессии и т.д.) нужно предусмотреть возможность приобретения студентами основных навыков, необходимых для получения квалификационного разряда (класса, категории) по профессии рабочего, должности служащего. Данный раздел образовательной программы формируется совместно с представителями работодателей и реализуется, как правило, с привлечением их материальнотехнической базы (учебных полигонов, учебных центров и т.д.).
Заметим, что программа прикладного бакалавриата может осуществляться образовательной организацией как самостоятельно, на основе взаимодействия с орга-низациями-партнерами, обладающими необходимыми ресурсами, таки посредством сетевой формы. Последняя позволяет образовательной организации высшего образования использовать кадровые, информационные, материально-технические, учебно-методические ресурсы других организаций, являющихся субъектами сетевого взаимодействия. В этом случае образовательная организация в установленном ею порядке осуществляет зачет в форме переаттестации или перезачета результатов обучения (полностью или частично) по отдель-
112
Высшее образование в России • № 7, 2014
ным модулям, дисциплинам, практикам, освоенным обучающимся в других образовательных организациях, участвующих в реализации данной программы.
Обучающимся, которые имеют среднее профессиональное образование соответствующей направленности, по решению образовательной организации высшего образования желательно предоставить возможность ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом данной организации. Сокращение срока получения высшего образования в этом случае достигается посредством зачета в форме переаттестации или перезачета результатов обучения (полностью или частично) по отдельным модулям, дисциплинам, практикам, освоенным обучающимся при получении среднего профессионального образования. Поэтому при разработке образовательной программы прикладного бакалавриата желательно предусмотреть формат ее сопряжения с образовательной программой среднего профессионального образования соответствующей направленности как на уровне компетенций, так и на уровне результатов обучения. Наличие данной возможности является актуальной задачей стабильного функционирования системы «колледж - университет » [8].
Кроме того, образовательную программу прикладного бакалавриата желательно спроектировать таким образом, чтобы студенты имели возможность одновременного освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), в том числе программ, ориентированных на потребности конкретного работодателя и профессиональные особенности будущих рабочих мест. Таким образом, в целях создания условий для трудоустройства выпускников и сокращения периода их адаптации в реальном производственном процессе, а также максимального удовлетворения потребностей регио-
нального рынка труда проектирование образовательной программы прикладного бакалавриата должно базироваться на интеграции высшего и дополнительного профессионального образования.
Содержание дополнительных профессиональных программ формируется с учетом профессиональных стандартов (при их наличии), квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Далее отметим, что по решению вуза обучающемуся может быть предоставлена возможность параллельного освоения образовательной программы среднего профессионального образования соответствующей направленности, в том числе в рамках взаимодействия данной организации с профессиональными образовательными организациями, организациями-партнерами и иными организациями, обладающими необходимыми ресурсами, а также посредством создания базовых кафедр или иных структурных подразделений организации, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся. Это позволит студентам, которые стремятся начать трудовую деятельность раньше или не имеют желания и возможности продолжить обучение в образовательной организации высшего образования, перевестись на образовательную программу среднего профессионального образования соответствующей направленности. В этом случае потребуется разработка регламента (порядка) проектирования и реализации образовательной программы прикладного бакалавриата, сопряженной с образовательной программой среднего профессио-
Из жизни вуза
113
нального образования соответствующей направленности.
В настоящее время рассмотренные выше аспекты разработки образовательных программ прикладного бакалавриата апробируются на следующих направлениях подготовки: 08.03.01 Строительство, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
Представленное исследование выполняется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках государственного задания вузам на 2014 год. Проект 10.9023.2014 «Разработка и апробация методики формирования образовательных программ прикладного бакалавриата, сопряженных с родственными программами СПО. Экспертно-аналитическое сопровождение внедрения практико-ориентированных образовательных программ (прикладного бакалавриата) ».
Литература
1. Стратегия - 2020: новая модель роста - но-
вая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 430 с.
2. Вербицкий А.А. Через контекст - к модулям:
опыт СГГУ им. М.А. Шолохова // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 3-11.
3. Петухова Т.П. Модульное построение об-
разовательных программ с учетом потребностей рынка труда // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 85-90.
4. Петухова Т.П., Влацкая И.В., Осиянова
О.М., Темкина В.А. Научно-методические основы модульного проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ на основе ФГОС ВПО // Опыт внедрения федеральных государственных образовательных стандартов учреждениями профессионального образования: мониторинг вузов и колледжей: материалы семинара-совещания для руководящих работников учреждений профессионального образования Приволжского федерального округа. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2012. С. 228-240.
5. Петухова Т.П. Совершенствование оце-
ночных средств на основе модульного подхода // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сб. материалов VIII Международного Форума Гильдии экспертов. М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования. С. 395-398.
Петухова Т.П., Глотова М.И. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 121-126.
Петухова Т.П. Концептуальные основы асинхронной самостоятельной работы студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11 (130). С. 211-216.
6. Петухова Т.П., Ковалев А.В., Белоновская
И.Д. О проектировании профессиональных образовательных программ в системе «колледж - университет» // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 72-78.
Автор:
ПЕТУХОВА Татьяна Петровна - канд. физ.-мат. наук, доцент, проректор по учебнометодической работе, Оренбургский государственный университет, inform@mail.osu.ru
PETUKHOVA T.P. TECHNOLOGICAL ASPECTS OF DESIGN OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF PREPARATION OF THE APPLIED BACHELOR
Abstract. This article focuses on the technological aspects of creation of bachelor’s educational programs providing assignment to graduates qualification « an applied bachelor ». The basis of this technology is the modular principle of content formation and a cluster model of interaction with potential employers.
114
Высшее образование в России • № 7, 2014
Keywords: educational program, applied baccalaureate, modular technology, competence, interaction with employers, professional standard, labor market
References
1. Mau V.A., Kuz’minova Ya.I. (eds) (2013)
Strategiya - 2020: novaya model’ rosta -novaya sotsial’naya politika. Itogovyy doklad o rezul’tatakh ekspertnoy raboty po aktual’-nym problemam sotsial’no-ekonomicheskoy strategii Rossii na period do 2020 goda [Strategy - 2020: new model of growth - new social policy]. Moscow: Publishing house «Delo» RANEPA Publ., 430 p.
2. Verbitskiy A.A. (2010) [Through a context - to
modules: experience of M.A. Sholokhov SGGU]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 6, pp. 3-11. (In Russ.)
3. Petukhova T.P. (2013) [Module construction
of educational programs adjusted to labor market demand]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 11, pp. 8590. (In Russ.)
4. Petukhova T.P., Vlatskaya I.V., Osiyanova O.M.,
Temkina V.L. [Scientific and methodical bases of modular design of the competence-based focused educational programs on the basis of FGOS VPO]. Materialy seminara-soveshcha-niya dlya rukovodyashchikh rabotnikov uchrezhdeniy professional’nogo obrazovaniya Privolzhskogo federal’nogo okruga « Opyt vnedreniya federal’ nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov uchrezhdeniya-miprofessional’nogo obrazovaniya: monitoring vuzov i kolledzhey» [Experience of introduction of federal state educational standards by institutions of professional education: monitoring of higher education
institutions and colleges: seminar meeting materials for executives of establishments of professional education of the Volga federal district]. Saratov: Saratov State Univ. Publ., 2012, pp. 228-240. (In Russ.)
5. Petukhova T.P. [Improvement of estimation
methods on the basis of modular approach]. Mezhdunarodnyy Forum Gil’ dii ekspertov «Vnedrenie evropeyskikh standartov i rekomendatsiy v sistemy garantii kachestva obrazovaniya» [Introduction ofthe European standards and recommendations in systems of a quality assurance of education. Materials VIII of the International Forum of Guild of experts]. Moscow: Guild of Experts in the Sphere of Professional Education Publ., pp. 395-398. (In Russ.)
6. Petukhova T.P., Glotova M.I. (2008) [Self-
dependent work as a tool for development of information competence]. Vysshee obrazova-nie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 12, pp. 121-126. (In Russ.)
7. Petukhova T.P. (2011) [Conceptual bases of
asynchronous independent work of students]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Orenburg state university]. No. 11 (130), pp. 211-216. (In Russ.)
8. Petukhova T.P., Kovalev A.V., Belonovskaya
I.D. (2012) [About design of professional educational programs for a system “college -university”]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 7, pp. 7278. (In Russ.)
Author:
PETUKHOVA Tatyana P. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Assoc. Prof., Pro-Rector on educational and methodical work, Orenburg State University, Orenburg, Russia, inform@mail.osu.ru