Научная статья на тему 'Технологическая структура логистического центра'

Технологическая структура логистического центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическая структура логистического центра»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Покровская Оксана Дмитриевна

К.т.н., доцент ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск

Целью данной работы является рассмотрение функционально-технологические направлений сервиса, оказываемого логистическим центром, а также внутренней технологической структуры, определяющей техническое решение логистического центра.

Логистический центр (далее - ЛЦ) - мультимодаль-ный транспортный узел, представляющий собой комплекс сооружений и технических устройств, организационно и технологически взаимоувязанных и предназначенных для выполнения множества логистических операций.

Основные задачи создания региональных ЛЦ: 1) повышение согласованности работы различных видов транспорта при мультимодальных перевозках, формирование политранспортных систем в регионе; 2) организация качественного транспортного обслуживания потребителей; 3) сокращение длительности и стоимости перевозки грузов; 4) рационализация транспортно-хозяйственных связей; 5) квалифицированная подготовка грузовых партий, мониторинг потребностей, анализ рынков производства и сбыта, эффективное распыление товаропотоков по внешним и внутренним направлениям; 6) сокращение суммарной вместимости складов и время хранения груза; 7) ритмичность доставки, непрерывность транспортно-грузовых процессов, развитие взаимодействия между видами транспорта.

Функции ЛЦ состоят в обеспечении единства транспортного процесса, грузопереработки и временного складирования товаров при передаче грузов с магистрального транспорта на транспорт подвоза-развоза грузов и при других перевозках в мультимодальном сообщении. Располагаясь в пунктах стыка различных видов транспорта, ЛЦ играют роль транспортно-логистических узлов.

Их работа обеспечит снижение запасов на складах предприятий и освободит последних от содержания складской инфраструктуры, что снизит в итоге совокупные затраты на хранение при грузодвижении [3]

В ЛЦ совмещаются транспортные, складские и сбытовые функции при предоставлении клиентуре полного набора сопутствующих услуг. Роль ЛЦ могут выполнять экспедиторские или операторские компании, владеющие на различных экономических условиях подвижным составом и складскими площадями.

ЛЦ - пространственно-функциональный транс-портно-логистический объект с развитой инфраструктурой, реализующий широкий спектр услуг, предоставляемых клиентуре. ЛЦ - региональные фрагменты транспортной сети страны как грузонакопительные, гру-зоперерабатывающие и перевалочные комплексы. ЛЦ -важнейшее звено логистической цепи - должен стать координирующим модулем грузодвижеческой системы, обеспечивающий единство транспортного, информационного и правового полей и жесткую ответственность для всех ее участников.

Рассмотрим внутреннюю структуру ЛЦ, в основе которой лежит разделение направлений сервиса по функциональным модулям, интегрированным в единую систему.

Модульно-интегрированная структура логист-чиеского центра - совокупность взаимодействующих во внутренней структуре грузового терминала технико-технологических модулей, каждый из которых обладает определенным функционалом, обеспечивающим эффективную работу терминала в составе терминальной сети [4]:

Рисунок 1. Модульно-интегрированная структура логистического центра

Основная функция ЛЦ связана с переработкой, преобразованием параметров грузопотоков для эффективного продвижения груза потребителям. ЛЦ функционирует на принципах модульного интегрального логистического оператора и объединяет в себе комплекс

технических устройств и средств различных видов транспорта, увязывая транспортные мощности железных и автомобильных дорог и соответствуя этим мощностям. ЛЦ осуществляет все виды логистической обработки груза и подвижного состава видов транспорта:

грузовые (погрузка, выгрузка, перегрузка, перевалка, сортировка,начально-конечные операции, обработка, размещение, формирование отправок)

'коммерческие (поиск клиентуры,приемо-сдаточные " операции, оформление документов, хранение, СВХ, взвешивание и экспедирование груза, сбыт и рациональное распределение груза)

услуги по доставке (осуществление интер- и мультимодальных перевозок с доставкой «от двери до двери» несколькими видами транспорта, полное логистическое сопровождение, подвоз-развоз грузов малотоннажным АТ с ЖДС, встреча и сопровождение клиента с грузом на ЛНРЦ, выбор рациональной схемы доставки, предоставление дистрибутивных каналов)

обслуживание персонала (офисы гостиницы, кафе, магазины, банки, представительства торговых домов и промышленных компаний, услуги связи, жилье, объекты социальной инфраструктуры)

ЛНРЦ

логистический накопительно-распределительный центр (ТЕРМИНАЛ)

технические (формирование, расформирование и переформирование составов и групп вагонов; прием, отправление и пропуск транспортных средств, прицепка-отцепка вагонов, технический осмотр и ремонт подвижного состава, подача и уборка подвижного состава ^на/под погрузку/разгрузку)___

обслуживание транспортных средств (аренда, лизинг, стоянка/отстой, экипировка, ремонт, техобслуживание, ремонт, заправка, мойка)

обслуживание грузовых мест

(аренда, складирование, очистка)

обслуживание клиентуры (консультационные, информационные и посреднические услуги, документационное сопровождение грузодвижения, расчеты и платежи, договора, мониторинг и маркетинг, реклама)

обслуживание сети ( система контроля за движением, строительство дополнительных дорог, железнодорожных веток, заправочных станций, авторемонтных мастерских, \парковок и т. п.)_^

Рисунок 2. Функциональные направления сервиса, предоставляемого ЛЦ Графическая интерпретация модульно-интегрированной структуры ЛНРЦ по модулям М]-М§ дана на рис.3

Рисунок 3. Модульно-интегрированная структура ЛЦ

Технология переработки грузов в системе ЛЦ представлена графически ниже:

з

при6_^М—:—! К! ^ 1

ОТ Ир

ПП ЗХ

Рисунок 4. Принципиальная технологическая схема грузопереработки

Существует несколько альтернативных вариантов выполнения погрузо-разгрузочных работ с грузом при передаче груза с транспорта прибытия Тприб на транспорт отправления Тотпр : 1 - выгрузка на приемную площадку ПП; 2 - выгрузка в зону длительного хранения ЗХ; 3 - прямая перегрузка из транспорта Тприб на транспорт Тотпр; 4 - пе-

регрузка с приемной площадки в зону длительного хранения; 5 - выдача груза с приемной площадки на транспорт Тотпр; 6 - выдача груза из зоны длительного хранения на транспорт Тотпр. [1].

Как показывает анализ работающих в России грузовых терминалов, самым распространенным технологиче-

ским оборудованием для переработки сыпучих грузов, являются такие погрузо-разгрузочные механизмы, как козловые грейферные краны, автопогрузчики, вагоноопроки-дыватели, бункеры и конвейерные линии.

В таблице 1 приведены основные характеристики действующих в России ЛЦ по переработке сыпучих грузов.

Предлагается разделить используемое ЛЦ грузопе-рерабатывающее оборудование на несколько групп: вспомогательное (вибраторы, рыхлители ,размораживающие устройства), транспортное (подъездные пути, грузовые фронты), технологическое (погрузочно-разгрузочное оборудование, складское оборудование), оборудование для управления потребительскими свойствами грузов (дро-бильно-сортировочные и обогатительные комплексы).

Оснащение современных ЛЦ России

Таблица 1.

IL' Л HHIM!H 3EUII : ПВ.З М*щ-m I La 73.711 О^рвяш

] ССО Умжпй :iouceDt Ииодо UICIH ТОМН J- :; —11 010 в омкЯ ыдсшктко 90 ООО lomi Той i::::. лмосзао qo i. Ill" -"^i )pв пхо^кн ijKiio-iiOOOO^nt1: fni] IEOITI-^otofl и в :.7 u судоллоугэтиък игпты.юоннЯгоио< огоэудоытк с : ^ ЗСогаскиябрцрврв Sfj,нСЁзнш reMijyiiTirzB-xiiiM'soKsoo 5<;;Р in^QSKJObiiS. 1 zi: ■: :■: :: :-=n:s uiohii

Упг=иый т-;оьзсе- ЗАО IbiHimcxHfl <глс:а Н^п ros ГЪошн^ь noi^ce:^ .jJ.l: u.iEnra-i^t^lWOHHHfl пик) С IDHTir^ICIi: i^: :u i J99 i; I or: ■ z.—: s улс-гй; ольп. rnirafi :: il.-i-п онопо lOin С-мпал .zdcc КЖ I CVJOJEirejTOi Л1К ИППННЫ ПОЮМСИОГО TICE.. I r^ccm. о5«>з.\зоы™ыт ПТ'ТГ " TTJ*" ТТТ^МП 1 "ling Е Л^Н rwT*. I по^кт^ньк ж"в ¡ьгглгнозоооогиыт cociaxoa-. "ромтол ус^аноысн и иапипны! «гаоатоны. ^с^-пкюлинототогдгиижут^жм lim :снн.1 Е шд:-]!}, 5 слно-яклЯкм '-— TIE. I mpj 1 оатмом;глызогж.-тст-кЛты jc lis: ni-ча

Ym^xft -ijHoce-ycit-ТпТЧ Салн^ Пспрбцг 11 tt 10™ t ТТтуупртр. 1Lм д m- чг T Д Z г^лкккохо^ныт iDHifl^i : 140 и л jtt,-кнноЯ j тонтлгэо® ]4 it ^сш^яклЯша. ] як^Ах^и ] снсъ. тага геца ins ииж

4 Угодный lioiace-ППК-i Кгавпй пок ]" J-TOi Jbio^i швваса e 5kkeт 44J rs ^то&акою^нщ ioith^s lb 49 в 1Q. М С1КПООЫ ИНЬИ 310 ОМ H!i С OOOM X сколото idki .Цпнга ш sn. ::] Ji. —:HC ]fJ :: CJ—J "сни irDOd^n noi^cc^j nozrooco: тмгать до ЯЮ mil -она у—: 4яклЯш» л 1риружш ::нг2 коHKflijoi. «;г<с:к1»от mppaj ■: ::::>::: к: в 4 Ejpmi|fmie ш^ссо. iнишп по мггеупм ытакл- с I Т1ДРМПШШ1 ыпи1оогев<ис;ыы-<:зса1 4 ":: -coifc : 13

Ушикишй ППК-1 -отш тж гкЯфгэгах Z-I-:" отныЯ ЛИС "ОНИ J- ros ГТ-зоаза^ь уоздгавса coc:aEuei с nnz< ]S С дошсо^лос-и» JBO пи. vioanafl ТБ^тнн ойкЯ^пшноЯ'ЗООи. в qo 13.0 шL linrarrj:» 11 покагзиыт »imi до -50 т. ~ дойкзлыт "pqy™™*.: иит-лш^од г л ]-6-20 г. ет.'^доиоы. се^г^иьк ш»о

Совокупность грузоперерабатывающего оборудования, технологических схем выполнения операций с грузом, компановка склдаских плоащдей и грузовых фронтов с учетом функциональной специализации каждого структурного модуля определяет техническое решение ЛЦ.

Техническое решение ЛЦ - это комплексный план организации технико-технологического функционирования ЛЦ по обработке поступающих и отправляемых грузов несколькими видами транспорта, включая проектирование схем и компоновки грузовых фронтов, технологическое зонирование территории и площади ЛЦ и др.

Принятие технического решения по механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ с грузом идет в последовательности:

1 этап (подготовительный расчет): расчет параметров фронтов погрузки-разгрузки с учетом характеристик имеющегося или планируемого грузопотока (рода груза, способа транспортировки, неравномерности грузопотока и условий обеспечения производства работ всеми видами обслуживания), применяемых транспортных и погру-зочно-разгрузочных средств, минимальной емкости складских помещений и их состав;

2 этап (технико-технологическое обоснование): расчет и рационализация характеристик используемых

погрузочно-разгрузочных фронтов, складов, грузового оборудования и транспортных средств, уточнение размещения и схемы перемещения груза, транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов в технологическом процессе, определение необходимого количество средств механизации, их производительности и интервала подхода подвижного состава под операции.

3 этап (заключительный, экономическое обоснование): уточнение реализуемого набора транспортно-экспе-диционных услуг и коммерческого сервиса, определение эффективности и мультипликативного эффекта работы грузового терминала, себестоимости и стоимости выполнения операций с грузами и подвижным составом, эксплуатационных и иных расходов [4]

Технологический процесс погрузочно-разгрузоч-ных, транспортных и складских работ включает в себя, как правило, схемы механизации, в которых взаимоувязываются номенклатура, объем и транспортная характеристика перерабатываемых грузов, места его складирования и хранения, используемые грузозахватные устройства, по-грузочно-разгрузочные средства и транспортные средства [1]. Типовое компоновочное решение ЛЦ для сыпучих грузов дано ниже:

Рисунок 5. Схема переработки сыпучих грузов на повышенном пути

Обозначения: 1 - козловой кран, 2 - повышенный путь, 3 - вибратор, 4 - грейфер, 5 - вагон, 6 - штабель груза, 7 -

автодорога [1]

Примерная продолжительность работ при механизации выгрузки:

Таблица 2

_Продолжительность выгрузки сыпучих грузов [2] _

Наименование операции Продолжительность операции, мин.

1. Подача группы вагонов на повышенный путь 5

2. Открывание люков одного вагона, выгрузка самотеком, передвижение крана вдоль одного вагона 2

3. То же для остальных вагонов группы 20

4. Опускание вибратора на кузов вагона (две постановки), передвижение крана к следующему вагону 5

5. То же для остальных вагонов группы 20

6. Закрывание люков, передвижение крана вдоль одного вагона 2,5

7.То же для остальных вагонов группы 25

8. Опускание вибратора на площадку 1

9. Замена вибратора на грейфер для загрузки автомобилей 2

10. Уборка группы вагонов с повышенного пути 5

Общее время, мин.: 87,5

В работе, таким образом, рассмотрена модульно-интегрированная структура ЛЦ, дано функционально-технологическое описание основных процессов грузопереработки, рассмотрено техническое оснащение ЛЦ и особенности принятия технического решения.

Список литературы: 1. Журавлев Н.П., Маликов О.Б. Транспортно-грузо-вые системы: учеб. для вузов ж.-д. транспорта. - М.: Маршрут. 2006. - 368 с. ISBN 5-94069-009-2. 3. Механизация погрузочно-разгрузочных и складских операций на железнодорожном транспорте: пособие по курсовому и дипломному проектированию / Н.П. Берлин, Н.П. Негрей. - Гомель: УО «Бел-ГУТ», 2007. - 146 с.

4. Покровская О.Д. Модульно-интегрированная структура ЛНРЦ// Наука и молодёжь: проблемы, поиски, решения// Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных/Под общ. ред. Л.П.Мышляева. Вып.15. -Ч.3: Технические и естественные науки. - Новокузнецк, СибГИУ, 2011 г. - 359 с. С. 270-275. ISBN 57806-0244-4

5. Формирование терминальной сети региона для организации перевозок грузов/Покровская О.Д.// Москва, ТрансЛит, 2012. 192 с. ISBN 978-5-94976452-7.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЗАДАЧАХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ПРОИЗВОДСТВА КАБЕЛЯ СВЯЗИ

Митрошин Владимир Николаевич

доктор тех.наук, профессор СамГТУ, зав.каф. АУТС, г. Самара

Прокудина Екатерина Олеговна

аспирант, кафедра АУТС СамГТУ, г. Самара

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.