Научная статья на тему 'Технологическая культура личности'

Технологическая культура личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическая культура личности»

направленности школьного иноязычного образования.

Аналитический обзор современной педагогической литературы и соответствующих исследований показывает, что в них широко представлены сюжеты, связанные с проблемами содержания качества школьного образования и разнообразием подходов к его оценке.

Одни авторы в своей трактовке качества школьного образования акцентируют внимание на соответствии результатов образования ожиданиям и потребностям личности и общества (С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.) [4]. Определяется качество образования по совокупности показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.).

Другие специалисты имеют в виду сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности (Е.В. Бондаревская, А.П. Егоршин др.) [1, 2]. Параметрами качества образования выступают социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие).

Третьи авторы на первый план выдвигают соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям государственного образовательного стандарта, социальным нормам общества, личности (А.И. Субетто, Е.А. Ям-бург) [7, 10]. Определяется качество образования интегральной характеристикой и процесса, и результата, и системы.

Четвертые исследователи упор делают на соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (М.М. Поташник, В.М. Полонский) [8, 6]. Качество образования рассматривается как совокупность характеристик образованности выпускника.

Пятые авторы корень проблем усматривают в способности образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Т.И. Шамова, П.И. Третьяков) [9]. Качество образования здесь рассматривается как свойство, обусловливающее способность удовлетворять запросы потребителей разных уровней.

Обобщая разные исследовательские позиции, можно отметить, что качество образования в педагогике в узком смысле рассматривается как категория, характеризующая результат образовательного процесса. Принимаются во внимание уровень сфор-мированности общетеоретических знаний, практических умений и навыков выпускников; уровень интеллектуального развития, нравственных качеств личности; особенности ценностных ори-ентаций, определяющих мировоззрение; активность и ответственное творческое отношение к действительности, проявляю-

щееся в деятельности.

Качество образования в широком смысле предполагает подход к образованию как социально-педагогическому процессу и рассматривается как совокупность характеристик этого процесса: реализации его целей, современных технологий, а также условий, необходимых для достижения динамики положительных результатов.

В то же время в современной педагогической литературе различные аспекты оценки качества школьного иноязычного образования как социально-педагогического феномена (несмотря на рост интереса к иностранному языку в обществе и возрастание его социальной значимости) в целостном виде не представлены, так как предметом специального исследования не выступали.

Таким образом, сложившиеся ситуация ставит перед исследователями серьезную проблему изучения возможностей социально-педагогической оценки качества школьного иноязычного образования в современных условиях его модернизации.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

2. Егоршин А.П., Пряничков С.Б. Методология оценки качества и эффективности образования //Школьные технологии. -2002. - № 5.

3. Иванова Л.Ф. Интегративная модель развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО РФ. - Казань, 2002.

4. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: методическое пособие для учителя. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - № 6.

6. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1987.

7. Субетто А.И. Квалитология образования. - СПб.-М.: Иссл. центр проблем подготовки специалистов, 2000.

8. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

9. Шамова Т.И., Третьяков П.И, Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Владос, 2002.

10. Ямбург Е.А. Школа для всех // Народное образование. -1998. - № 3.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

А.Ж. Насипов, докторант кафедры общетехнических дисциплин МПГУ

Проблема технологической культуры рассматривается в исследованиях отечественных ученых с начала 90-х годов XX в. с двух разных позиций.

Первую позицию представляют специалисты в области технологического образования. Ими эта проблема впервые была затронута на 2-ой международной конференции «Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрения программы «Технология»» (Москва, 1995 г.).

В принятом решении конференции записано: «Важность технологической культуры молодежи как одного из необходимых условий развития личности признается в настоящее время во всем мире».

Вторую позицию представляют ученые в области педагогики, занимающиеся вопросами профессионального становления учителя. Так, по мнению В.А. Сластенина, «повышение технологической культуры учителей и преподавателей вузов является общепризнанной и актуальной задачей» [1].

Какой смысл вкладывается представителями разных точек зрения в понятие «технологическая культура»? В чем различие и сходство этих позиций? Попытаемся ответить на эти вопросы, а также представить свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

За последнее десятилетие проблема технологической культуры нашла широкое отражение в различных аспектах научного знания: философском, педагогическом, психологическом, куль-

турологическом и др. Несмотря на широкий диапазон исследования сущности данного понятия, в научной литературе до сих пор нет однозначной его трактовки.

Человек как субъект и объект технологической культуры в своих интересах, ценностях, ориентирах, потребностях и действиях отражает уровень технологической культуры общества, в котором он живет. В то же время приобщение к технологической культуре развивает технологическое мышление, формирует интеллектуальные, творческие, эстетические интересы человека, отражает мировоззрение, степень технологической грамотности, т.е. тот уровень качеств личности, который принято называть технологической культурой личности.

Один из известных специалистов в области технологического образования Ю.Л. Хотунцев понятие технологической культуры личности определяет как «культуру преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности», подчеркивая, что она включает в себя десять граней. Технологическая культура трактуется им как специфическое человеческое качество, характеризующее его знания, умения и навыки (когнитивный уровень), а также эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень).

Проблеме технологической культуры уделяется значительное место в работах В.Д. Симоненко. Под ней в личностном плане

понимается «уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира». В.Д. Симоненко подчеркивает, что технологическая культура является одним из фундаментальных компонентов общей культуры и оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует определенный (технологический) взгляд на природу, технику, общество и человека и проявляется в технологическом мировоззрении [2].

Кроме того, как отмечается во многих педагогических исследованиях, в частности, в работах Ю.Л. Хотунцева, основной задачей технологического образования является формирование технологической культуры учащихся [3]. В конце XX в., когда начало формироваться новое технологическое общество («общество знаний»), технологические знания и умения становятся важнейшей ценностью, фактором экономических преобразований. Осознание этого факта привело к появлению в учебных планах школ большинства развитых стран мира новой образовательной области «Технология» [4].

Большой вклад в развитие методологических основ и философских аспектов технологического образования внес П.Р. Ату-тов. По мнению ученого, содержательная сторона курса «Технология», должна состоять из двух блоков:

- методов и средств преобразовательной деятельности человека;

- объектов, изучение которых обеспечивает формирование указанных методов и средств.

Рассматривая процесс подготовки учащихся к преобразовательной деятельности в тесной связи ее с технологическим образованием, П.Р. Атутов признает, что широкое и глубокое проникновение технологии во все сферы человеческой жизни и деятельности обязывает подрастающее поколение иметь как минимум базовые понятия и знания технологии, являющейся частью культуры современного общества.

В связи с этим технологическую подготовку учащихся следует рассматривать как установку и результат технологического образования - постоянного процесса создания и приобретения нового знания на основе системы методов и средств преобразовательной деятельности с целью достижения оптимального результата [5].

Как отмечалось выше, в отечественной педагогической литературе происходит обсуждение понятия «технологическая культура учителя». В данном случае технологическую культуру рассматривают в ее отраслевом значении - как составляющую профессионально-педагогической культуры педагога (И.А. Колесникова, В.А. Сластенин, М.М. Левина, И.Ф. Исаев и др.).

В частности, по мнению И.А. Колесниковой, «понятие технологической культуры отражает меру субъективного проявления способности технологически воплощать педагогические стратегии и замыслы, взятую в соотнесении с объемом образовательного опыта человечества» [6].

Под технологической культурой педагога М.М. Левина понимает овладение логикой профессионального поведения учителя, опытом креативной деятельности, способом организации технологических процессов, адаптацию их к целям гуманизации и гуманитаризации образования.

И.Ф. Исаев трактует технологическую культуру как овладение педагогами определенной системой способов и приемов технологий обучения и воспитания, а также умением анализировать в педагогическом процессе альтернативные педагогические технологии.

Наиболее четко и детально смысл понятия технологической культуры учителя раскрывается в работе [7], где также прослеживается его отраслевое понимание. Для определения специфики этого понятия авторы раскрывают сущность понятия «педагогической технологии».

Отмечая, что в педагогической науке на современном этапе отсутствует единое понимание педагогической технологии, они руководствуются следующими определениями:

- педагогическая технология - это отрасль педагогической науки, занимающая промежуточное звено между дидактикой, теорией воспитания и методикой, предполагающая перевод опе-

рационального состава педагогической деятельности на технологический уровень, на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости по сравнению с традиционным уровнем, выражавшимся понятием «методика»;

- педагогическая технология - это единая функциональная система педагогических взаимодействий учителя с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса в школе, а также способ структурирования этого процесса, в том числе учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся;

- педагогическая технология - это проект реализации на практике одной из идей той или иной психолого-педагогической теории.

Кроме того, по мнению авторов сегодня под технологией понимают, с одной стороны, совокупность приемов и способов обработки, изменения состояния и свойств объекта с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, а с другой - науку о таких способах.

На основе синтеза этих понятий предложена следующая формулировка: «Технологическая культура - это интегральное личностное образование, соединяющее в себе гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие личностную направленность операционального состава педагогической деятельности и его смыслополагание; инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности и способствующие переводу ее операционального состава на технологический уровень; индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию смысла профессионально-педагогической деятельности и ее творческого воплощения».

Нетрудно заметить, что и в данном случае речь идет о технологии и технологической культуре в ее узком отраслевом аспекте. Вместе с тем следует признать, что технология как область научных знаний, в отличие от отраслевого ее понимания, отражает общие способы и средства созидательной деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Значительное, если не главное место в ней занимает формирование преобразующего мышления, что делает технологию мощным фактором развития личности (П.Р. Атутов).

В педагогическом аспекте технологическая культура понимается как особая характеристика личности, содержащая ее технологические способности и потребности. В технологической культуре интегрируются технологические и интеллектуальные потенции личности, выражаясь в преобразовательной деятельности, эстетических ориентирах и деятельностных установках.

Другой интересный взгляд заключается в том, что технологическая культура - четвертая универсальная культура, она определяет мировоззрение и самопонимание современного человека (А. Барцель).

По мнению А. Барцель, этическая ситуация, порожденная технологической культурой, радикально отличается от всех предыдущих, и поэтому имеет смысл вести речь не просто об этике, а о техноэтике. Техноэтика указывает на необходимость поиска новой основы для моральных представлений и предписаний: мораль не может более опираться на интересы отдельно взятой, независимой личности - на первый план выходит всеобъемлющая взаимная ответственность [8].

Технологическая культура формируется в процессе технологического образования, в ходе технологической подготовки учащихся. С позиции всестороннего развития личности технологическая подготовка трактуется как элемент общего образования. Развитие технологической культуры осуществляется под воздействием новейших достижений науки, техники и внедрения их для создания материальных и духовных ценностей; одновременно при этом происходит возрастание потребности в технологической деятельности (П.Р. Атутов).

Целью технологического образования являются [9]:

- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование в их сознании технико-технологической картины мира (наряду с естественнонауч-

ной и социально-исторической) и развитие таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности;

- создание оптимальных условий для развития личности и нахождения ею своего «Я» в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Очевидно, что развитие таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности нельзя однозначно отнести к задачам общего или профессионального образования. Они формируются также в процессе мыслительной деятельности и социализации личности.

В процессе социализации личности происходит ее приобщение к технологической деятельности, усвоение и присвоение личностью технологических знаний и умений, т.е. накопление собственного технологического опыта на основе усвоенного. Усвоив эти знания и умения, а также необходимые качества, переработав их в сознании, личность начинает реализовывать приобретенный технологический опыт, активно используя его в различных видах деятельности.

Таким образом, развитие технологической культуры человека является результатом и важнейшим аспектом социализации личности, т.е. постепенного и мотивированного включения ее в общественную жизнь. Это сложный, многофакторный и противоречивый процесс. Он включает следующие аспекты:

- раскрытие технологических и интеллектуальных способностей личности (познавательных, трудовых, профессиональных, коммуникативных, игровых, творческих, управленческих) и формирование целостного представления о реальном объективно существующем и непрерывно развивающемся технико-технологическом мире;

- формирование и развитие потребности в технологической деятельности как основы формирования преобразующего мышления, проявляющегося в его действиях. Потребность в технологической деятельности выступает здесь как желание приобщиться к технологической культуре общества, к научным и техническим достижениям, из которых складывается мировоззрение, к созидающей и активной преобразующей деятельности. В то же время потребность в технологической деятельности стимулирует внутреннюю жизнь личности, ее интеллектуальный мир, сознание, которое побуждает к социальной активности;

- приобщение к цивилизационным достижениям в области материальной и духовной культуры, их усвоение. Приобщаясь к достижениям научно-технической мысли, личность активно усваивает их и использует в своей деятельности;

- формирование системы технологических принципов.

Усваивая технологические принципы, человек переводит их в

личностный план, превращает в содержание собственных взглядов, в свой технологический арсенал.

Основой технологической культуры человека является мировоззрение, так как именно оно осуществляет оценку, отбор тех-нокультурного материала и его перевод в технологический опыт личности, ориентацию преобразовательной деятельности на определенные цели. Приобщаясь к технологической культуре общества, человек усваивает в определенных границах общечеловеческое и конкретно-историческое содержание материальных

и духовных ценностей, мировоззренческих идей. С учетом этого он вырабатывает свою собственную систему принципов, в которую вписываются также итоги его технологического опыта.

Свое выражение технологическая культура личности находит в потребности в технологической деятельности, технологическом мышлении как мыслительной способности к преобразовательной деятельности, в способности к творческой деятельности. Потребность же в технологической деятельности выступает, с одной стороны, в качестве продукта технологического развития личности, а с другой - в форме творческих притязаний, побуждающих ее к преобразовательной деятельности.

Таким образом, на наш взгляд, технологическая культура -это степень развития преобразовательной деятельности, свойство развитого сознания человека, выраженное в его интеллектуальном, творческом и этическом потенциалах. Это система интеллектуальных, творческих и этических способностей и норм, реализующаяся в преобразовательной и созидательной деятельности, технологическом мировоззрении и мышлении.

Технологическая культура личности - понятие более широкое, оно включает наличие определенного объема технологических знаний и умений, информации, владение современными методами поиска решения технологических задач, развитое сознание, ориентированное на постоянный контакт с технологическими системами, стремление к преобразовательной деятельности.

Литература

1. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Прометей», 1993.

2. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. -Брянск: Изд-во БГПУ, 1998.

3. Хотунцев Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. - 2006. - № 4.

4. Aki Rasinen. An Analysis of the Technology Education Curriculum of Six Countries // Journal of Technology Education. -2003. - V. 15. - № 1.

5. Атутов П.Р. О технологическом мышлении. Тезисы докладов и сообщений на III международной научно-практической конференции «Роль и место образовательной области «Технология» в содержании общего среднего образования». - Брянск, 1997.

6. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. - СПб.: «Изд-во «Дрофа» Санкт-Петербург», 2003.

7. Сластенин В.А., Мищенко В.А., Руденко Н.Г. Некоторые аспекты формирования технологической культуры учителя./ Интернет-информация http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog.

8. Барцель А. Значение технологической культуры и тех-ноэтики // Вестник высшей школы. - 1992. - №8.

9. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-х томах/ Под ред. д.п.н., проф. Г.Н. Никольской. - Том 2. -М., 2001.

ИНТЕГРАЦИЯ БАЗОВОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В

КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИХ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

И.П. Егорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетеоретических дисциплин Сызранского филиала Самарского государственного технического университета

Основные направления модернизации образования в России до 2010 г. предусматривают значительное повышение качества профессиональной подготовки кадров. Подготовка конкурентоспособного на рынке труда, профессионально компетентного специалиста в значительной степени зависит от уровня его математического образования, от умения решать производственные проблемы на высокой научной основе.

Для решения задачи подготовки инженера, способного творчески работать на современном производстве в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, необходима организация непрерывной математической подготовки студентов в

течение всего периода обучения в высшей школе с широким использованием математики в преподавании естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Совершенно очевидно, что организация такой подготовки должна начинаться до поступления в высшее учебное заведение, т.е. в рамках старших классов средней общеобразовательной школы, так называемых профильных классов. Однако введение профильного обучения будет иметь смысл только тогда, когда обучаемые получат знания и навыки более высокого уровня, чем при обучении по существующим школьным программам.

Сегодня вуз как никогда заинтересован, чтобы все желающие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.