Научная статья на тему 'Технологическая концепция общего физкультурного образования студентов вуза'

Технологическая концепция общего физкультурного образования студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / EDUCATION / TECHNOLOGY / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загревская А. И., Загревский Олег Иннокентьевич, Шилько В. Г.

Рассматривается технологический подход к физкультурному образованию студентов. Дается краткая характеристика понятий «образование», «физкультурное образование», «технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загревская А. И., Загревский Олег Иннокентьевич, Шилько В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technological approach to physical education of students is examined. A brief characterization of concepts education, physical education and technology is given

Текст научной работы на тему «Технологическая концепция общего физкультурного образования студентов вуза»

А.И. Загревская, О.И. Загревский, В.Г. Шилъко

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рассматривается технологический подход к физкультурному образованию студентов. Дается краткая характеристика понятий «образование», «физкультурное образование», «технология».

Ключевые слова: образование; технология; физкультурное образование; студенты.

В настоящее время наметилась тенденция к осознанию того, что устойчивое развитие общества и преодоление большинства кризисных процессов и явлений зависят от состояния образования и образованности человека. В образовании решающее значение имеют интересы трех групп субъектов - государства, общества и личности. Это означает, что реалистичные государственные интересы необходимо согласовывать с интересами общества, конкретных групп населения и отдельных граждан.

Анализ научно-педагогической, учебно-методической и словарно-энциклопедической литературы показал, что сегодня в педагогике существуют различные трактовки категории «образование», которые свидетельствуют о том, что в настоящее время образование -это сложное, многомерное социальное явление. В нем может быть выделено несколько аспектов, которые отражаются в разных понятиях и, соответственно, разных значениях термина образование. В то же время в реальности оно целостно, едино.

Как многомерное социальное явление образование рассматривается в следующих аспектах:

- образование как часть социальной сферы, выполняющее на профессиональной основе функции обучения, воспитания и просвещения людей;

- образование как система, согласно Закону РФ об образовании, представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

- образование как процесс, с одной стороны, в соответствии с Законом РФ об образовании, - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней, а с другой - усвоение, развитие, совершенствование обучающимся знаний, умений и навыков с целью достижения более высокого образовательного уровня;

- образование как результат выражается в сформированной у индивида системе знаний, умений и навыков, а также способов их овладением в соответствии с образовательной программой определенного уровня и направленности.

В различных словарях «образование» трактуется как целенаправленный процесс и как результат усвоения систематических знаний, умений, навыков. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова [1] образование - это обучение и просвещение.

С точки зрения В.А. Сластенина [2], образование -единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Как социальное явление, составляющее предмет педагогической науки, образование - это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материальнотехнического развития [2].

Образование осуществляется в педагогической системе, под которой понимается множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом (образовательном) процессе. Структурными компонентами педагогической системы является цель образования, педагог, воспитанник, содержание образования и средства образования. Данная система характеризуется как большая, сложная выражаемая бесконечным разнообразием состояний, поведения и связей.

Образование включает в себя воспитание, учение и обучение. Сущность образования - развитие способностей личности, т.е. универсальных способов деятельности, а также способности к постоянному совершенствованию.

Педагогический (образовательный) процесс - это движение от поставленных целей общего образования к их достижению в виде его результатов. Любой процесс - это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической деятельности эта последовательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.

Образование понимается не только как процесс, но и как результат этого процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личности - это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Основной путь получения образования - обучение. Обучение направлено на развитие, прежде всего, ин-

теллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированного педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентируется нормативными предписаниями в содержательном и в организационном отношениях.

Таким образом, анализ обширной литературы по тематике образования показывает, что образование понимается и описывается как уровень, процесс, деятельность, институт, система.

В конце XIX в. в понятийном аппарате сферы физической культуры и спорта утвердился термин «физическое образование». Автором термина физическое образование считают П.Ф. Лесгафта. Вводя понятие «физическое образование», П.Ф. Лесгафт подчёркивал полноту охвата процесса формирования организма и личности под влиянием специально организованного воздействия. Задача образования, по мнению автора, состоит в том, чтобы выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в нём стремление к совершенствованию путём постепенного приближения к идеалу [3].

В конце ХХ в. термин «физическое образование» постепенно уступает место термину физкультурное образование. Понятия «физическое воспитание», «спорт», «физическая активность» и т. п. являются ветвями родового дерева «культура физическая». Понятие «физкультурное образование» по своему содержанию значительно шире общепринятой учебной дисциплины «физическое воспитание», оно совмещает в себе процессы обучения и воспитания, является одним из важных разделов педагогической науки [4], и, на взгляд авторов, данный термин оправдывает себя.

Многими авторами физкультурное образование рассматривается как организованный педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, морально стойкого подрастающего поколения, на укрепление здоровья, всестороннее развитие физических и духовных сил, повышение работоспособности, творческое долголетие и продление жизни людей, занятых в сфере деятельности общества [5-7].

Применительно к физкультурному образованию населения используются словосочетания непрофессиональное физкультурное образование [5] или неспециальное физкультурное образование [4]. В свою очередь З.М. Кузнецова и Ю.П. Симаков [4] считают логичным замену этих словосочетаний термином общее физкультурное образование, которое должно служить ликвидации физкультурной безграмотности различных контингентов населения, особенно детей и молодёжи, распространяться не только в образовательных учреждениях, но и средствами массовой информации. Введение этого термина в понятийное поле сферы физической культуры позволит обойтись без терминов «непрофессиональное физкультурное образование», «неспециальное физкультурное образование». Нами также поддерживается эта позиция.

Модернизация высшей школы привела к необходимости реформы и в области физкультурного образования.

Специалисты считают, что физическую культуру необходимо рассматривать не только как общественное

явление, как сферу человеческой деятельности, проще говоря, «как средство тренинга человека», но и как средство формирования мировоззрения, системы ценностей и мотивационно-потребностной сферы личности. Большую роль при этом играют знания и методические умения будущего специалиста, т.е. в современных концепциях содержания физкультурного образования должен присутствовать приоритет образовательной направленности.

Если обратиться к физкультурному образованию в целом, то это многолетний, специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями студента и проводимый при его активной деятельности в условиях педагогического руководства и контроля, научного медико-биологического и материально-технического обеспечения и использования эффективных средств организации.

Образовательные технологии - сравнительно новое направление в педагогической науке. Первоначальное представление о педагогической технологии предполагало обучение с помощью технических средств, в настоящее время ее рассматривают как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Таким образом, педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике [8].

Педагогическая технология - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебновоспитательного процесса, объединение единой концептуальной основы целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и образования ребенка. Следовательно, существуют технология воспитания, технология развития, технология обучения.

В настоящее время общепризнанно, что технологический аспект присутствует во всех видах деятельности, в том числе и образовательной. Несмотря на это, существует довольно много разночтений по категории «технология», неверное толкование понятий «технология», «технологический», «методика» и т. д. На вопрос о том, что такое педагогическая технология, существует множество ответов:

1. Технология - способ максимизации педагогического воздействия путем анализа, отбора, конструирования и контроля всех операционных компонентов и взаимосвязей [9].

2. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [10].

3. Педагогическая технология может рассматриваться как упорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса [11].

Педагогическая технология (или, более узко, технология обучения) является составной (процессуальной)

частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».

Таким образом, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Технологический процесс состоит из процессуального и содержательного компонентов, объединяющих: цель, содержание образования, методы и методические приемы обучения, формы организации, процесс обучения [11].

Следовательно, технологизация образовательного процесса предполагает:

1) «наполнение» модели обучения конкретным содержанием;

2) его конструирование в соответствии с задачами и направленностью занятий;

3) разработку и обоснование методических рекомендаций к его использованию;

4) применение различных форм педагогического контроля за ходом учебно-тренировочного процесса и личностным развитием обучаемого как основой управления.

Традиционная модель образования рассматривается так: знания - умения - навыки. Новая парадигма образования, базирующаяся на системно-деятельностном подходе, сначала определяет цели-умения, затем знания, необходимые для реализации умений. Это знания, с которыми нужно уметь действовать. К ним добавляются знания о самой деятельности - методах и приемах решения задач. Оба вида знаний и должны составлять научное содержание учебной дисциплины. Новая технологическая парадигма: деятельность - умения (действия по её эффективному осуществлению) - знания (необходимые для практической деятельности).

Технологическая концепция общего физкультурного образования с данных позиций может выглядеть следующим образом: выпускник вуза - это высокообразованная личность, способная трансформировать знания в практические действия при решении общих физкультурно-оздоровительных задач, выдвигаемых реальной действительностью, а при необходимости самостоятельно пополнять запас знаний в сфере физической культуры.

Реализация концепции общего физкультурного образования должна ответить на ряд вопросов: «чему учить?»; «для чего учить?»; «как учить результативно?». С этой целью необходимо разработать соответствующие образовательные модели.

Ответ на вопрос «чему учить?» определяет модель «физкультурной образованности» студента-выпус-

кника, в которой находятся базовые физкультурнооздоровительные умения. Непосредственная же организация и технология формирования физкультурнооздоровительных умений обеспечивается в рамках вуза

в виде модели учебного процесса. Эта модель отвечает на вопрос «как учить?». И третья модель - модель деятельности преподавателя и студента в большей степени отвечает на третий вопрос: «как учить результативно?». Модель деятельности представляет собой сложную систему и зависит от многих факторов, в том числе: от цели и общих задач учебной деятельности, уровня подготовленности педагога и студента, особенностей их взаимодействия и т.д.

Выстраивая дидактическую систему физкультурного образования, основанную на определенной технологии обучения, педагог может идти путем первоначального ее моделирования как целостного процесса на весь период обучения в вузе, затем на год и полугодие (семестр). После этого учебный процесс проектируется на месяц и неделю в зависимости от конкретных задач обучения и направленности занятий.

Таким образом, в условиях изменившейся парадигмы образования большое значение придается апробации и внедрению в учебный процесс инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология модульного обучения.

Системообразующей единицей разработанной нами модульной технологии является учебный технологический модуль, гибкий к определенным условиям образовательной среды, ориентированный на реализацию конкретного педагогического результата, способный мобильно адаптироваться к вариативности учебной деятельности, который определяется как интеграция компонентов образовательной технологии.

Под модулем нами понимается относительно самостоятельная целостная организационно-содержательная единица учебной программы, которая включает в себя следующие компоненты: программно-целевой, организационно-содержательный, процессуально-деятельностный, рефлексивно-оценочный.

Программно-целевой компонент в модуле необходим для программирования целей изучения темы, раздела дисциплины, здесь же формулируются требования к студентам (что они должны знать и уметь после изучения учебного материала, представленного в модуле). Четко сформулированная цель должна вызывать у студентов не только интерес к изучаемому материалу в плане его значимости для сегодняшней учебы и будущей профессиональной деятельности, но и осознанное желание ее достичь. Будучи конкретной, цель позволяет осуществлять управление учебной деятельностью студента, своевременно решать вопросы успешности обучения, его эффективности и качества результатов. Дидактическая цель, сформулированная преподавателем в начале модуля, имеет двойную направленность: на организацию познавательного действия студентов и на перспективу использования его результатов в будущей социально-профессиональной деятельности.

Организационно-содержательный компонент модуля включает в себя отбор и переработку содержания учебного материала, необходимого для достижения целей его изучения. Отбор содержания учебного материала в модуле осуществляется исходя из неразрывности внутрипредметных связей и предполагает относительную самостоятельность элементов модуля.

Процессуально-деятельностный компонент предполагает описание взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения учебного материала, представленного в модуле. Построение учебного процесса осуществляется по принципу субъект-субъектных отношений, в котором деятельность студента как управляемой стороны в большей мере представляет собой самоуправление, обеспечиваемое посредством модуля. Преподаватель осуществляет гибкое (приспосабливающееся к изменяющимся условиям и при этом сохраняющее целенаправленность системы) управление, индивидуализируя процесс обучения в зависимости от уровня сформированности базовых умений у студента. Необходимым условием реализации самоуправления учебными действиями студента является обеспечение его методическими материалами.

Рефлексивно-оценочный компонент предназначен для оценки эффективности достижения образовательной цели, представленной в начале модуля и коррекции результатов обучения посредством обеспечения систематической обратной связи. В целом структура учебного технологического модуля воспроизводит структуру образовательной технологии.

Блок модулей объединяется модульной программой. Требования к освоению модульной программы, а также методическое обеспечение доводятся до сведения студентов в начале семестра.

Программирование блока модулей по дисциплине «Физическая культура» осуществлялось на основе алгоритма, включающего в себя следующие этапы:

- формулировка целей и задач реализации учебного технологического модуля;

- планирование диагностических процедур оценки исходного уровня здоровья, физического состояния студентов и их готовности к освоению элементов модуля;

- построение плана реализации технологического модуля, содержащего детальное описание соответствующего каждому конкретному учебному занятию предметного содержания (учебный материал, виды деятельности) и организационно-методического обеспечения (методы, формы и средства обучения);

- планирование процедур диагностики результатов освоения модуля.

Таким образом, технологическая концепция обучения оказалась потенциально «готовой» и для такого гуманитарного предмета вуза, каким является учебная дисциплина «Физическая культура». Реализуемая в личностно-ориентированном контексте, модульная технология является эффективной формой преподавания не только отдельных теоретических или практических тем этой дисциплины, но и всего курса в целом [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.

Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Ред. В.А. Сластенин. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000.

3. Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в школе // Избранные труды. М.: ФиС, 1987. С. 298-300.

4. Кузнецова З.М., Симаков Ю.П. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования // Педагогико-психологические и

медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камского государственного института физической культуры. 2007. № 5.

5. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5-6.

С. 5-17.

6. Загревская А.И. Физкультурное образование студентов педагогических вузов на основе интегральной технологии. Томск: Том. гос ун-т,

2007. 144 с.

7. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельно-

сти. Томск: Том. гос. ун-т, 2003. 196 с.

8. Загревская А.И. Методология построения содержания физкультурного образования студентов специальной медицинской группы педагоги-

ческого вуза // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 21-25.

9. Sakamoto T. The roles of Educational Technology in Curriculum Development // Curriculum Development by Means of Educational Technology.

1974. P. 8.

10. Загревская А.И., Шилько В.Г. Технологический подход к физкультурному образованию студентов на основе модульного обучения // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 197-203.

11. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учеб. пособие. Томск: Том. гос. ун-т, 2005. 176 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 1 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.