УДК 378.14
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
© Светлана Семеновна ПЧЕЛЬНИКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]
Рассматривается сущность и структура технологической компетентности у будущего социального работника с позиций педагогической диагностики. Особое внимание уделяется критериям и уровням сформированности технологической компетентности.
Ключевые слова: социальный работник; профессиональная компетентность; технологическая компетентность; вузовское обучение; студенческая практика.
В последние годы интерес к проблеме технологической компетентности социальных работников значительно возрос. Однако, несмотря на широкий спектр исследований в этой области, разработка данной проблемы остается весьма актуальной и требует дальнейшего развития. Проблема формирования технологической компетентности в процессе подготовки социальных работников в условиях вуза обусловлена спецификой времени и деятельности. В настоящее время усилива-
ются требования к развитию кадровой инфраструктуры, предъявляемые учреждениями социальной защиты населения, которые формируют заказ вузовской системе социального образования в плане подготовки выпускников, готовых оказать качественную социальную поддержку и помощь гражданам. Сегодня большая часть населения уязвима, незащищена, и в связи с этим на практике востребованным становится специалист, для которого характерен высокий уровень
технологической компетентности, который способен снять такое напряжение и улучшить положение в обществе. Технологически компетентному специалисту легче освоить профессиональную специфику в конкретной области практической деятельности и более эффективно выполнять свои профессиональные функции: психологическую, социальнопедагогическую, правовую, организаторскую.
Технологическую компетентность социального работника мы рассматриваем как составляющую его профессиональной компетентности. Общим характеристикам профессиональной компетентности специалиста социальной работы посвящен ряд исследований (В.Г. Бочаровой [1], Н.В. Гарашкиной [2], В.А. Сластенина [3], Н.Б. Шмелевой [4] и др.), в которых представлены различные подходы к определению ее сущности, структуры и содержания.
В рамках настоящей статьи мы будем использовать интерпретацию понятия «компетентность», предложенную Н.В. Гарашкиной. Компетентность определяется как интегральный результат непрерывного образования человека, личности, субъекта профессиональной деятельности и процесса его формирования в условиях образовательного процесса, обеспечивающего успешность в личностной, социальной, технологической сферах [2, с. 5].
Важным для определения сущности технологической компетентности мы считаем рассмотрение базового понятия «технология».
Под технологией понимается: 1) техника; 2) описание последовательности трудовых операций, необходимых для превращения предмета труда в продукт, процесс, соответствующий описанной методике; 3) сфера деятельности человека вместе с совокупностью знаний, обеспечивающих ее; 4) общая характеристика деятельности, типичной для того или иного социума; 5) особый тип ми-роотношения, присущий индустриальной и постиндустриальным эпохам.
Американский философ К. Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях и указал на существование таких разновидностей этого феномена, как холистские, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы революцион-
ным путем, и частичные, т. е. представляющие собой программу и методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи (см.: [5, с. 6]).
Среди социальных технологий в качестве особой группы выделяются технологии социальной работы.
В своих исследованиях Л.П. Кузнецова высказывает мнение, что технологии социальной работы - это система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации, и ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку [5, с. 88].
Эффективность применения специалистами современных технологий социальной работы определяется наличием у них соответствующего вида профессиональной компетентности - технологической, которая является интегральной профессионально-личностной характеристикой социального работника, включающей в себя:
- знания (знания о технологиях и знания технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения, организации);
- умения применять эти знания, проектировать, анализировать эффективность и результаты своей деятельности;
- профессионально значимые личностные качества.
Выявление сущности технологической компетентности требует описания ее структуры.
Теоретическими основаниями разработки структуры технологической компетентности социального работника выступают концепции, разработанные Т.В. Амельченко, Н.В. Гарашкиной, Т.В. Першиной. Так, Т.В. Амельченко представляет структуру технологической компетентности социального педагога через совокупность компетенций: адаптивно-ориен-тирующих, конструктивно-проектировочных, рефлексивно-корректирующих [6].
Т.В. Першина выделяет мотивационноценностную, содержательную и операционную составляющие технологической компетентности социального педагога [7].
В качестве структурных элементов технологической компетентности социального работника Н.В. Гарашкина выделяет мотива-
ционный, ценностно-смысловой, поведенческий, когнитивный, рефлексивный компоненты [2].
Анализ результатов исследований структуры технологической компетентности позволяет к обозначенным ценностно-смысловому и когнитивному компонентам добавить деятельностную составляющую и в целом объединить их. Содержание компонентов технологической компетентности социального работника отражено в табл. 1.
Соответственно, технологическая компетентность социального работника характеризуется знаниями (знания о технологиях и знания технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения, организации) и умениями, опосредованными ценностно-смысловыми установками и мотивами проектирования и осуществления технологий в профессиональной деятельности.
Для определения уровней сформированности технологической компетентности будущего социального работника необходимо учитывать трудности в оценке компетентности человека. Так, Джон Равен отмечал, что оценивать компетентность нужно «скорее по вовлеченности в определенные стили поведения ..., чем по способу отношения к данному объекту или классу объектов. В результате мы получаем оценку интенсивности индивидуальной мотивации в отношении определенного поведения». Дж. Равен отмечает, что «.только в том случае имеет смысл пытаться выяснить, может ли человек вести себя компетентно., если для него значима цель, ради достижения которой он, как ожидается, будет работать.» [8, с. 266].
При разработке критериев сформированности технологической компетентности социального работника опираемся на исследования Б. Байер, Р. Федерико (см.: [2]). По их мнению, критерии компетентности специалиста социальной работы могут выражаться через следующие умения:
- идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать, усилить, восстановить, защитить или закончить отношения между людьми и социальными институтами;
- составить план и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека, основываясь на оценке проблемы и изучении поставленных целей в выборе адекватных решений;
- развивать способности человека решать проблемы, преодолевать стресс, самосовершенствоваться;
- связать людей с эффективными и гуманными системами, которые обеспечат их ресурсами, услугами и возможностями;
- эффективно вмешиваться в жизненные процессы от имени наиболее дискриминированных и уязвимых;
- активно участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей, и работать вместе с другими в плане устранения тех систем, которые не являются справедливыми;
- оценить степень, в которой были достигнуты цели планируемого вмешательства;
- постоянно оценивать собственный профессиональный рост и развитие путем анализа своего поведения и навыков;
Таблица 1
Содержание компонентов технологической компетентности социального работника
Ценностно-смысловой Когнитивный Деятельностный
Осознание студентами ценностей социальной работы, проявление у них интереса к овладению технологиями социальной работы, возникновение потребности в их проектировании Систематизированные сведения о концептуальных основаниях технологии социальной работы как специфического способа ее организации. Знание рассматривается как основание для ориентации в многообразии технологий социальной работы, является предпосылкой их оптимального проектирования Комплекс умений и навыков по проектированию технологий социальной работы, опыт реализации технологий
- содействовать совершенствованию службы, развивая базу профессиональных знаний и поддерживая стандарты и этические нормы профессии.
При определении критериев сформированности технологической компетентности мы учитываем современные требования к будущим социальным работникам, изложенным в ФГОС ВПО по направлению подготовки 04.04.00 Социальная работа. Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [9] позволил выделить следующие виды профессиональной деятельности социального работника:
- социально-технологическая;
- организационно-управленческая;
- исследовательская;
- социально-проектная.
Конкретизация видов профессиональной
деятельности социального работника в соответствии с выделенными ранее структурными компонентами технологической компетентности позволили определить критерии оценки уровня ее сформированности. Крите-
рии характеризуются показателями, степень развития которых и будет определять компетентность (табл. 2).
Приведенные критерии и показатели служат исходными данными для определения уровней развития технологической компетентности социального работника.
Вопросам определения уровней сформи-рованности умений посвящен целый ряд отечественных и зарубежных публикаций. В психолого-педагогических исследованиях наиболее распространено деление на три уровня: 1) низкий; 2) средний; З) высокий (А.А. Бобров, Л.Н. Трубина, А.В. Усова).
В.П. Беспалько выделяет четыре уровня усвоения деятельности: 1) узнавание; 2) воспроизведение (алгоритмическая деятельность);
З) продуктивная конструктивная деятельность (эвристическая деятельность); 4) продуктивная творческая деятельность [10, с. 41].
Г.А. Засобина отмечает пять уровней овладения умением: 1) первоначальное умение;
2) низкий; З) средний; 4) высокий уровень; б) совершенное умение [11].
Таблица 2
Критерии и показатели сформированности технологической компетентности социального работника
Критерии Показатели
Когнитивный - знания по разработке и применению технологий социальной работы в профессиональной деятельности; - знания о возможностях компьютерных и других технологий в социальной работе; - самостоятельность в получении и усвоении знаний; - познавательная активность будущих социальных работников; - технологическое мышление, направленное на выбор оптимальных способов деятельности в области социальной работы
Деятельностный - технологические умения и навыки по разработке и применению технологий социальной работы; - владение массмедийными, мультимедийными технологиями, компьютерной грамотностью, электронной, интернет-технологией; - способность к самостоятельному решению профессиональных задач на основе технологического подхода; - стремление к повышению технологической компетентности; - навыки исследования в социальной работе; - развитие корректировочной деятельности на основе осмысления профессиональной ситуации
Ценностно-смысловой - мотивационная направленность на осуществление деятельности в области социальной работы; - осознание студентами ценностей социальной работы; ценностей самореализации и саморазвития; - рефлексивная позиция
Опираясь на разработки ученых, выделяем четыре уровня сформированности технологической компетентности:
1) низкий - характеризуется отсутствием технологических знаний, низкой познавательной активностью, несформированностью технологического мышления, исследовательских навыков, отсутствием стремления к повышению технологической компететности, ответственности за процесс и результаты своей деятельности. Студент имеет низкий уровень сформированности умений и навыков использования технологий социальной работы и компьютерных технологий, а также слабый интерес и мотивацию к их использованию в будущей профессиональной деятельности. Ценностные установки применительно к социальной работе не сформированы; интерес к саморазвитию проявляется незначительно; не развиты критическое мышление и способности к самоанализу. Студент овладевает знаниями и умениями только под действием требований преподавателя;
2) средний - характеризует будущего социального работника следующим образом: студент частично владеет технологическими знаниями и умениями, осознает необходимость регулярного повышения уровня технологической компетентности, не всегда реализует все компоненты технологической компетентности; отмечается недостаточное осмысление ценностей социальной работы. Студенты, имеющие средний уровень сфор-мированности технологической компетентности, обладают четко выраженной склонностью к применению технологий социальной работы в профессиональной деятельности, но при этом у них отсутствует опыт их практического применения;
3) выше среднего - интерес к самообразованию проявляется на постоянной основе; сформулированы устойчивые ценностные и морально-этические установки применительно к области социальной работы, которые продолжают активно развиваться; умения и навыки применения технологий социальной работы хорошо развиты, применяются уверенно без помощи преподавателя, однако они еще не отработаны до автоматизма, и для безошибочных действий в ряде случаев необходима концентрация;
4) высокий - для студента характерны высокий уровень сформированности техно-
логических умений и технологического мышления, осознание стремления к пополнению знаний, нахождению новых способов действий; заинтересованность в повышении технологического мастерства, стремление к профессиональному самосовершенствова-
нию. Студент, обладающий высоким уровнем сформированности технологической компетентности, характеризуется устойчивой потребностью и ярко выраженной положительной мотивацией к использованию технологий социальной работы в профессиональной деятельности, готовностью и способностью к самостоятельному применению сформированных умений и навыков в различных профессиональных ситуациях, высокой степенью развития корректировочной деятельности на основе осмысления профессиональной ситуации.
Таким образом, использование технологий социальной работы в процессе деятельности учреждений и организаций социальной сферы возможно в том случае, если у социальных работников сформированы необходимые профессиональные знания технологий социальной работы, а также умения системно применять их на практике в условиях современного общества.
Определяя в качестве главного результата вузовского образования готовность выпускников быть компетентными в будущей профессиональной деятельности, в роли результата технологической подготовки будущих социальных работников необходимо рассматривать не просто совокупность предметных знаний, умений и навыков выпускников, а возможность их деятельностного применения, т. е. формирования образовательных компетенций (общекультурных, профессиональных). В этой связи очевидна необходимость усиления практической направленности в обучении социальной работе.
Таким образом, в статье раскрыта сущность технологической компетентности социального работника, определены ее структурные компоненты, обоснованы критерии, показатели и уровни ее сформированности. Критерии и показатели сформированности технологической компетентности обеспечивают максимальную достоверность и возможность доступного фиксирования сведений об уровнях ее сформированности.
1. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.
2. Гарашкина Н.В. Технологии подготовки специалистов социальной работы в вузе: компе-тентностный подход: монография. Москва; Тамбов, 2004.
3. Сластенин В.А. О моделировании содержания высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. № 1.
4. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. Ульяновск, 2007.
5. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы. Владивосток, 2002.
6. Амельченко Т.В. Профессионально важные качества социального педагога в структуре его профессиональной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. Вып. 15.
7. Першина Т.В. К проблеме формирования технологической компетентности социальных педагогов на этапе вузовского обучения // Вестник Череповецкого государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2009. Вып. 3.
8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация: пер. с англ. М., 2002.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 04.04.00 Социальная работа: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2009 г. № 709.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
11. Засобина Г.А. Практикум по педагогике. М., 1986.
Поступила в редакцию 4.12.2012 г.
UDC 378.4
TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL WORKER: CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS Svetlana Semenovna PCHELNIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
In article the problem of formation of technological competence at future social workers is considered. The special attention is given to criteria and levels of technological competence.
Key words: social worker; professional competence; technological competence; high school training; student’s practice.