Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОСИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ОФИСА, ЦИФРОВОЕ РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО: «ЗА» И «ПРОТИВ»'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОСИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ОФИСА, ЦИФРОВОЕ РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО: «ЗА» И «ПРОТИВ» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ / МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ / ЧЕЛОВЕКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / ЦИФРОВОЕ РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ОФИС 4.0 / ОПРОС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Васильева Е.В., Громова А.А., Моисеева А.П.

Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования технологической экосистемы, концепции «работать из любого места» (Work From Anywhere»). Изучается перспектива внедрения офисной цифровизации (Офис 4.0). Выделены преимущества и недостатки такого формата. В исследовании представлены результаты проведенного авторами опроса. На вопросы по технической и информационной оснащенности офисов отвечали сотрудники организаций из различных регионов России. Всего приняло участие 85 человек (с доверительной точностью 95%, доверительный интервал равен 11. Изучался, в том числе вопрос, касаемый этичности применения искусственного интеллекта. Так, более 20% респондентов высказались категорично против использования технологий искусственного интеллекта в своей деятельности. Авторы привели примеры применения различных человеко-ориентированных решений для создания экосистемы цифрового рабочего пространства компании (Workspace Ecosystems): для поиска работников, мониторинга вовлеченности персонала, отслеживания эмоционального состояния, аналитики людей. Авторами представлено применение «Метода анализа иерархий» (МАИ, Analytic Hierarchy Process, AHP), математического инструмента системного подхода к сложным проблемам принятия решений - для принятия оптимального решения при построении Workspace Ecosystems. По результатам исследований были сформулированы критерии, которые могут стать основными при применении МАИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL ECOSYSTEM OF THE MODERN OFFICE, DIGITAL WORKSPACE: PROS AND CONS

The article is devoted to the consideration of the features of the formation of a technological ecosystem, the concept of "Work From Anywhere". The prospect of introducing office digitalization (Office 4.0) is being studied. The advantages and disadvantages of this format are highlighted. The study presents the results of a survey conducted by the authors. Employees of organizations from various regions of Russia answered questions about the technical and information equipment of the offices. In total, 85 people took part (with a confidence accuracy of 95%, the confidence interval is 11. The issue of the ethics of using artificial intelligence was also studied. Thus, more than 20% of respondents were categorically against the use of artificial intelligence technologies in their activities. The authors gave examples application of various human-oriented solutions to create an ecosystem of the company's digital workspace (Workspace Ecosystems): for searching for employees, monitoring staff involvement, tracking the emotional state, people analytics. The authors present the application of the Analytic Hierarchy Process (AHP), a mathematical tool for a systematic approach to complex problems decision-making - to make the best decision when building the Workspace Ecosystems Based on the results of the research, criteria were formulated that can become the main ones in the application of the AHP.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОСИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ОФИСА, ЦИФРОВОЕ РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО: «ЗА» И «ПРОТИВ»»

Технологическая экосистема современного офиса, цифровое рабочее пространство: «за» и «против»

Васильева Елена Викторовна,

д.э.н., доцент, руководитель Департамента бизнес-информатики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, EVVasileva@fa.ru

Громова Алла Александровна,

к.э.н., доцент кафедры «Финансовые технологии», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, EAGromova@fa.ru

Моисеева Анна Павловна,

стажер-исследователь Института цифровых технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, APMoiseeva@fa.ru

Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования технологической экосистемы, концепции «работать из любого места» (Work From Anywhere»). Изучается перспектива внедрения офисной цифро-визации (Офис 4.0). Выделены преимущества и недостатки такого формата. В исследовании представлены результаты проведенного авторами опроса. На вопросы по технической и информационной оснащенности офисов отвечали сотрудники организаций из различных регионов России. Всего приняло участие 85 человек (с доверительной точностью 95%, доверительный интервал равен 11. Изучался, в том числе вопрос, касаемый этичности применения искусственного интеллекта. Так, более 20% респондентов высказались категорично против использования технологий искусственного интеллекта в своей деятельности. Авторы привели примеры применения различных чело-веко-ориентированных решений для создания экосистемы цифрового рабочего пространства компании (Workspace Ecosystems): для поиска работников, мониторинга вовлеченности персонала, отслеживания эмоционального состояния, аналитики людей. Авторами представлено применение «Метода анализа иерархий» (МАИ, Analytic Hierarchy Process, AHP), математического инструмента системного подхода к сложным проблемам принятия решений - для принятия оптимального решения при построении Workspace Ecosystems. По результатам исследований были сформулированы критерии, которые могут стать основными при применении МАИ.

Ключевые слова: математические методы в экономике, метод анализа иерархий, человеко-ориентированные системы, цифровое рабочее пространство, офис 4.0, опрос.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуни-верситета

Актуальность исследования обусловлена тем, что главным направлением развития мировой экономики является структурная трансформация всех ее сфер. Цифровые технологии изменили роль поддерживающих процессы на формирующих стратегию компании. И ключевым в этих изменениях становится экосистемный подход. Единой теории так же, как и общепринятого определения экосистемы, пока не существует. Сам же термин «экосистема» в отношении экономической деятельности в начале 1990-х годов впервые использовался бизнес-стратег Джеймс Мур [1]. Он писал, что компания должна рассматриваться не как элемент отрасли, но как часть бизнес-экосистемы, которая относится к нескольким отраслям. По мнению американского ученого, элементы экосистемы эволюционируют таким образом, чтобы в наибольшей степени удовлетворять потребности клиента в долгосрочном периоде.

Технологическая экосистема призвана поддерживать комфортную среду для успешной работы компании. В нее входят три ключевых компонента: ИТ-архитектура, информационных технологии, интерфейсы программных сервисов и бизнес-приложений [2]. Через понятие экосистемы описывается процесс взаимодействия всех технических решений [3-5].

Технологическая экосистема состоит из двух проекций -материальной (цепочка создания ценностей, базирующаяся на ресурсном обеспечении, внешних инвестициях и пр.) и информационной (процессы накопления знаний и опыта всех задействованных участников). Первая проекция нуждается в определенных программных решениях, аппаратной поддержке (дата-центры, сервера, др.). Так, в цифровой экосистеме промышленного предприятия создание цифровой стоимости происходит через вовлечение комплексное программное решение, аналитику данных, цифровую платформу [4]. В статье [5, 6] авторы в качестве компонентов называют партнеров и поставщиков, каналы, разработчиков программных решений и пр. Вторая может быть реализована через различные виды коммуникации, включая форумы, встречи, конференции и др. Каждая проекция подчиняется определенным принципам и формирует обратную связь, которая воздействует на развитие экосистемы в целом.

Понятие «Экосистема цифрового рабочего пространства» («workspace ecosystems»), «работать из любого места» («work from anywhere») было сформулировано относительно недавно [7, 8]. Ключевые сегменты - это виртуальные рабочие столы, приложения, безопасные конечные точки, инструменты для совместной работы, политика и управление, аналитика, мониторинг и тестирование, безопасность и пр. Однако, при построении технологической системы следует исходить из потребностей бизнеса, а потом подбирать соответствующие технические и программные решения.

В рамках научного исследования для оценки готовности людей к удаленному формату работы авторами было проведено исследование на предмет использования информационных систем и технологий в компании. Среди наиболее востребованных решений для проведения онлайн-встреч участники настоящего исследования выделили следующие системы видеоконференции: Microsoft Teams, Zoom и Skype.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

< CÛ

о

компьютеров (ноутбуков), которые можно было передать сотрудникам домой, а также возросшие риски информационной безопасности.

Рисунок 1. Использование решений для проведения онлайн-встреч Источник: разработано авторами по результатам исследования

Для удаленной работы с информацией больше трети наших респондентов вообще не используют никакие сервисы облачного хранения. Однако, среди тех, кто их использует, популярными являются лидеры данного рынка: Microsoft One Drive, Google Drive и Яндекс Диск (рис. 2)

Рисунок 2. Применение облачных хранилищ

Источник: разработано авторами по результатам исследования

Для управления проектами в основном используется Jira (31,6%), а также некоторые отметили BaseCamp, ProofHub, Trello и Bitrix 24. При этом оставшиеся 63,2% респондентов указали, что у них на работе не применяется ни одно из 7 предложенных решений.

Важно отметить, что подавляющее большинство респондентов (почти 90%), которые указывали, что они не используют ничего из перечисленного среди решений по управлению командами и управлению проектами, а также облачные хранилища, отмечали, что для них предпочтительнее самостоятельная работа, нежели командная. Таким образом, можно предположить, что просто у них нет потребностей в применении подобных решений.

В результате нашего опроса можно сделать вывод, что большинством компаний - участников исследования используются какие-либо цифровые решения, позволяющие создать комфортные условия для работы сотрудников (см. рис. 3). Чаще всего респонденты указывали на наличие систем единой авторизации для всех корпоративных информационных систем, видеоконференцсвязи, организации и управления встречами и совещаниями, включая сервисы упрощенного бронирования помещений для переговоров.

Главные достоинства удаленной работы для реального сектора экономики и сферы торговли - это гибкий график работы и возможность найма персонала из регионов. Также для торговых компаний и финансовых организаций существенным преимуществом является снижение расходов на аренду.

Также интервьюируемые представители компаний указали и на проблемы, которые возникли в связи с переходом на ди-стант. Наибольшие сложности вызывала резко возросшая нагрузка на ИТ-персонал компаний, нехватка персональных

Ничего из списка 35,4е с

Система бронирования переговорной из.. Я 1,3% Системы интегрированного управления 7,8%

Единая авторизация для всех офисных.. ^Я 29,9%

Системы протоколирования встреч и...35,1% Цифровые ассистенты и чат-боты 6,5%

Персонализация настроек климата и.. 14,3%

Рисунок 3. Применение технологий для обеспечения комфортной работы

Источник: разработано авторами по результатам исследования

Для обеспечения условий удаленной работы многие компании были вынуждены использовать 2-3 технологии доступа сотрудников к информационным ресурсам и системам [10]. Среди наиболее популярных стоит отметить: удаленный доступ к физическим персональным компьютерам, VPN-серверы (60%), терминальные серверы (53%) и технологии виртуальных рабочих мест (36%) (рис. 4). Однако, также компании организовывали доступ к приложениям через Интернет и воспользовались облачными сервисами класса DaaS (Desktop as a Service) - около 26% ответов.

При этом технология виртуальных рабочих мест является наиболее безопасным и современным инструментом обеспечения удаленного доступа. 80% представителей финансового сектора доверяют ей. Также ими активно использовались сервисы удаленного доступа к компьютерам (73 % респондентов отметило их применение в своих компаниях).

Среди вопросов в этой части были такие: «Насколько этично использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сбора информации о деятельности сотрудников (их действия в информационных системах, цифровой след в корпоративных поисковых системах, работа с документами и файлами и т.д.) и ее обработки с целью обеспечения более эффективного управления знаниями?», «Готовы ли Вы работать при постоянно включенной камере видеонаблюдения?», «Насколько перспективными и интересными для Вашей компании кажется подключение и участие в наполнении данными цифровых сервисов», «Какие инструменты используют в Вашей компании для поднятия вовлеченности работников?», «Какие новые информационные технологии были внедрены в результате перехода на дистанционный режим?» и т.д.

Этичность использования технологий искусственного интеллекта (далее ИИ) для сбора информации о деятельности сотрудников и ее обработки с целью обеспечения более эффективного управления знаниями оценивается неоднозначно (рис. 4). Так, больше половины респондентов отметили, что это будет этично только в случае, если сотрудник понимает алгоритм функционирования системы с ИИ. Однако почти 20% считают это совсем неэтичным. Причем нет четкой зависимости между принадлежностью респондента к той или иной сфере деятельности (ИТ, финансы, образование и т.п.).

Некоторые компании заявляют, что в целях контроля за деятельностью сотрудников в рабочее время установили или планируют установить камеры видеонаблюдения в офисе и даже при удаленном режиме работы из дома. В связи с этим авторами было решено задать соответствующий вопрос в анкете. В результате чего были получены довольно ожидаемые выводы: 75% опрошенных сообщили, что они не готовы работать под постоянным наблюдением. Однако те, которые уже с этим столкнулись, - не против.

Рисунок 4. Этичность применения искусственного интеллекта Источник: разработано авторами по результатам исследования

Интересным выводом оказалось влияние формы работы (командная или индивидуальная) на то, как ощущает себя сотрудник. Те, кто работают в команде, чувствуют себя комфортнее и считают, что выполняют задачи продуктивнее. Эффективность контроля и управления сотрудниками из дома на 80% ниже целевых показателей. Так, только 28% респондентов опроса источника [11] (всего было опрошено 142 руководителя) отметили, что в данных условиях им удается эффективно контролировать работу подчиненных.

Интересный инструмент подготовки к удаленной работе и ее окончанию, а, главное, для фиксации границ между работой и личной жизнью разработала компания Microsoft - виртуальные поездки на работу и с работы в MS Teams [14]. Это решение позволяет запланировать время для подготовки к началу рабочего дня. Здесь может быть некоторое ритуальное действие, например, выпить чашку кофе, просмотреть соцсеть или погулять с животным, подготовить помещение и стол. О приближающемся конце рабочего дня система может напомнить в виде всплывающего сообщения, фиксации перечня выполненных дел и предложением распланировать следующий день, а также перейти к медитации. Зафиксированный мысленный, как бы виртуальный приход на работу и уход с нее по оценкам разных экспертов является важным аспектом благополучия и продуктивности сотрудника.

И мониторинг активности, и оценка эффективности нужны не для того, чтобы наказать или определить вознаграждение сотрудника, а для того, чтобы более точно определить его соответствие должности и вовремя направить на обучение (повышение квалификации).

Поскольку деятельность организаций, оказавшихся в зоне цифровой трансформации, все больше становится интеллектуальной и креативной, особое значение приобретают технологии коллективного интеллекта [15], которые учитывают компетенции сотрудников, а также позволяют организовать групповую работу на разных этапах процессной деятельности с учетом не только знаний, но и психологических особенностей, и организационных возможностей конкретного человека.

Среди инструментов Офис 4.0 должны быть инструменты, позволяющие выявлять негативные проблемы сотрудников, отслеживать их эмоциональное состояние, например, с использованием пульс-опросов. Подобная система может иметь интерфейс информационного табло (dashboard), с выведенной на него общей (усредненной по подразделению) информацией по уровню эмоциональной устойчивости кадров, с возможностью детализации по конкретному сотруднику и рекомендациям по предотвращению его выгорания. Среди исследуемых показателей могут быть оценки того, когда он был последний раз в отпуске, как много времени он проводит на онлайн переговорах, получает ли он помощь от руководства и т.п.

Успешные кейсы применения аналитики людей - «Аналитика людей» [12, 13] для понимания динамики и определения

механизмов удержания и развития потенциала талантливых сотрудников от компаний VMware, Saberr, и Humanyze уже обсуждаются в мировом сообществе. Программные сервисы, которые помогают вести анализ эмоционального климата компании, загруженности и удовлетворенности персонала своей работой, - аналитическая система Yva.ai, облачные решения Sap Success Factors, 1С-Битрикс, Снежинка от компании МТС, платформа Pulse от Сбер и пр.

На основе результатов опроса, проведенного авторами, были выявлены критерии, по которым определялся предпочтительный метод работы респондентов. В качестве данных критериев были выбраны: возможность контроля работы персонала (контроль персонала); корпоративная культура; взаимопомощь от коллег и помощь от руководства (взаимопомощь коллектива); работоспособность; стоимость работника; квалификация работника.

Выбранные критерии рассматриваются для трех форматов работы: работа в офисе, удаленная работа, гибридный вариант работы.

Опрошенным сотрудникам предлагалось оценить по выбранным критериям каждый из форматов и проставить соответствующие веса в матрицах предпочтения. Т.е. по каждому критерию необходимо было выбрать максимально удовлетворяющий вариант работы, приемлемый и самый неудобный варианты (проранжировать варианты). В результате полученный вектор должен отразить тот, который максимально удовлетворяет запросы всех респондентов.

Эти критерии могут применены в таком математическом аппарате как Метод анализа иерархий (МАИ) [16]. Выбор формата организации работы офиса лицам, принимающими решения (ЛПР), осуществляется на основе нескольких вариантов (А1, А2, Аз, ..., Am) и критериев (Ki, K2, K3, ..., Kn). В матрице парных сравнений (табл. 1-3) ЛПР выносит k(k-1)/2 суждений [16].

Цель - сохранение кадрового потенциала на оптимальном уровне. Задача состоит в том, чтобы из предложенных решений осуществить выбор наилучшего (табл. 6.1 - 6.8). Реализация метода парных сравнений выполняется через попарное сопоставление всех объектов, находящихся на одном уровне иерархии и оценку их значимости относительно объекта, расположенного на предыдущем уровне иерархии и являющегося узлом для сравниваемых объектов [11, 16].

В результате строится множество матриц парных сравнений размерностью k х k, где k - число факторов на данном уровне иерархии. Всего на каждом уровне ЛПР выносит k(k-1)/2 суждений, поскольку для каждой пары сравнение осуществляется только один раз.

Для матриц парных сравнений определяются вектора весов:

W = (Í~i, w2,..., Wm )T (1)

Таблица 1

Метод анализа иерархии в задаче выбора формата офисной работы

ау Критерий Кон- Кор- Взаи- Рабо- Стои- Ква- Соб- Вектор Зна-

тро пора- мопо- то- мость ли- ствен- приори- чи-

ль тив- мощь спо- ра- фика- ный тетов* мост

ная соб- бот- ция век- ь кри-

куль- ность ника тор, w, терия

тура

K1 Контроль персонала 1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2615 0,034 min

K2 Корпоративная культура 5 1 0,25 0,2 0,5 0,25 0,5612 0,072

K3 Взаимопомощь коллектива 5 4 1 1/2 0,33 0,25 0,9701 0,125

K4 Работоспособность 5 5 2 1 1 0,33 1,5982 0,206

I I О CD А J=

fO CS

0

CS

<0

01

о ш m

X

<

m О X X

K5 Стоимость работника 5 2 3 1 1 0,5 1,5704 0,202

K6 Квалификация работника 5 4 4 3 2 1 2,7982 0,361 max

Таблица 8

Источник: разработано авторами по результатам исследования

Оценка альтернатив представлена в табл. 2-8. В табл. 2 представлен выбор наилучшей альтернативы на основе иерархического синтеза.

Таблица 2

Альтерна- К1 А В C Собствен- Вектор Проверка "согласован-

тива ный вектор приорите- ности":

тов

Удаленная A 1 V 1/4 0,40 0,11 Amax" 3,00

Гибридная B 4 1 1 1,59 0,44 ИО= 0,00

В офисе C 4 1 1 1,59 0,44 ОС= 0,00

3,57 1,00

Источник: разработано авторами по результатам исследования Таблица 3

Альтерна- К1 А В C Собствен- Вектор Проверка "согласован-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тива ный вектор приорите- ности":

тов

Удаленная A 1 0,2 1/5 0,34 0,09 Amax" 3,00

Гибридная B 5 1 1 1,71 0,45 ИО= 0,00

В офисе C 5 1 1 1,71 0,45 ОС= 0,00

3,76 1,00

Источник: разработано авторами по результатам исследования Таблица 4

Альтернатива К1 А В C Собственный вектор Вектор приоритетов Проверка "согласованности":

Удаленная A 1 0,25 1/5 0,37 0,10 Amax" 3,01

Гибридная B 4 1 1 1,59 0,43 ИО= 0,00

В офисе C 5 1 1 1,71 0,47 ОС= 0,00

3,67 1,00

Источник: разработано авторами по результатам исследования Таблица 5

Альтернатива К1 А В C Собственный вектор Вектор приоритетов Проверка "согласованности":

Удаленная A 1 V 1/3 0,44 0,12 Amax" 3,11

Гибридная B 4 1 1/2 1,26 0,36 ИО= 0,05

В офисе C 3 2 1 1,82 0,52 ОС= 0,06

3,51 1,00

Источник: разработано авторами по результатам исследования Таблица 6

Альтернати- К1 А В C Собст- Вектор Проверка "согласован-

ва венный приорите- ности":

вектор тов

Удаленная A 1 0,333 1/5 0,41 0,11 Amax" 3,16

Гибридная B 3 1 2 1,82 0,51 ИО= 0,08

В офисе C 5 / 1 1,36 0,38 ОС" 0,09

3,58 1,00

Источник: разработано авторами по результатам исследования Таблица 7

Альтернати- К1 А В C Собствен- Вектор Проверка "согласованно-

ва ный вектор приори-те-тов сти

Удаленная A 1 2 5 2,15 0,61 Amax" 3,09

Гибридная B 0,5 1 1 0,79 0,22 ИО" 0,05

В офисе C 1/5 1 1 0,58 0,17 ОС" 0,05

3,53 1,00

Вектор приори- Кон- Корпо- Взаи- Рабо- Стои- Квали- Гло- Ранг

тетов* троль ратив- мопо- тоспо- мость фика- баль-

ная мощь соб- работ- ция ный

куль- ность ника прио-

тура ритет

C1 C2 C3 C4 C5 C6

0,034 0,072 0,125 0,206 0,202 0,361

A Удаленная 0,11 0,09 0,10 0,12 0,61 0,11 0,213 3

B Гибридная 0,44 0,45 0,43 0,36 0,22 0,51 0,404 1

C В офисе 0,44 0,45 0,47 0,52 0,17 0,38 0,383 2

Источник: разработано авторами по результатам исследования

Источник: разработано авторами по результатам исследования

На основе данных таблиц 1 - 8 был сформирован следующий вектор приоритетов (0,213; 0,404; 0,383), что говорит о том, что большинство сотрудников склоняются к выбору гибридной модели.

Выводы

1. Предложено концепцию Офиса 4.0 заменить концепцией человеко-ориентированной цифровой среды, основанной на экосистемном и гибридном подходе, которая разрушает привычные рамки офисных пространств, но воссоздает их с использованием современных ИКТ еще более эффективно. Выделены возможности технологии глубинного анализа процессов для мониторинга процессов. Показано, что помимо использования инструментов для удаленной и распределенной работы, необходим человеко-ориентированный инструментарий.

2. Даны предложения по продвинутой аналитике пользовательского опыта, включая мониторинг активности, вовлеченности и пограничного состояния персонала. Отмечена важность контроля эмоционального фона по кликам мышкой, смен поз по результатам видеонаблюдения, комментариям людей в социальных сетях для предупреждения их выгорания. Разработаны ряд рекомендаций по применению аналитического сервиса сбора и анализа атмосферы общения в коллективе на пример инструмента Yva.ai, инструментов управления опытом сотрудников на примере облачной платформе SAP SuccessFactors и продуктивностью персонала на основе нейро-технологий.

3. Представлено применение Метода анализа иерархий (МАИ) -математического инструмента системного подхода к сложным проблемам принятия решений, и пример расчетов для выбора руководителем оптимального формата работы офиса.

Литература

1. Джеймс Ф. Мур, Хищники и добыча: новая экология конкуренции / Джеймс Ф. Мур // Harvard Business Review. -1993. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition (дата обращения: 31.03.2023).

2. Секретный прогноз IT-экосистемы (сбывшийся на 82%), чтобы понять к чему готовиться. Блог компании «Лаборатория Касперского». URL: https://habr.com/ru/companies/kaspersky/articles/691914/ (дата обращения: 31.03.2023).

3. Создание технологической экосистемы: что нужно знать. URL: https://themewp.inform.cNck/sozdanie-tehnologicheskoj-jekosistemy-chto-nuzhno-znat/ (дата обращения: 31.03.2023).

4. Сердюков Р.Д. Сущность и структурные компоненты цифровой экосистемы промышленного предприятия // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №29 (3). - С. 301-304. DOI: 10.2441/2309-4788-2020-10277

«

5. Новиков С.В. Цифровая многокомпонентная экосистема высокотехнологичных предприятий: теоретический и практический взгляд. Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-48/D0I: 10.55186/2413046X_2022_7_2_114

6. Трофимов О.В., Захаров В.Я., Фролов В.Г. Экосистемы как способ организации взаимодействия предприятий производственной сферы и сферы услуг в условиях цифровизации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. №4(56). С. 43-55.

7. Henshaw R. Evaluating The Digital Workspace Ecosystem // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/forbestechcouncil/2021/04/26/evalu ating-the-digital-workspace-ecosystem/?sh=13cfe848af37 (дата обращения 31.03.2023).

8. Как изменилась работа руководителей российских компаний на «удаленке» // Ростелеком-Солар, 2020. URL: https://rt-solar.ru/upload/iblock/8b3/remote.pdf (дата обращения 31.03.2023).

9. Смирнов А. «Удаленка» — это навсегда: пандемия высветила достоинства и недостатки систем ВКС. Опрос // Cnews, 04.06.2021. - URL: https://www.cnews.ru/articles/2021-05-20_udalenka_eto_navsegda_pandemiya (дата обращения 31.03.2023).

10. От продуктивности к эффективности человека. Глобальное исследование. JLL. URL: https://www.jll.ru/content/dam/jll-com/documents/pdf/research/emea/russia/ru/jll-human-performance-russia.pdf (дата обращения 31.03.2023).

11. Krammer S. M. S. Navigating the New Normal: Which firms have adapted better to the COVID-19 disruption? // Technovation, 2021. #102368. doi:10.1016/j.technovation.2021.102368 (дата обращения 27.02.2021).

12. Васильева Е.В., Громова А.А. Организация работы в удаленном режиме и гибридном формате. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2021. Т. 17. № 4. С. 954-963.

13. Bhalla V., Dyrchs S., Strack R. Twelve Forces That Will Radically Change How Organizations Work [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bcg.com/publications/2017/people-organization-strategy-twelve-forces-radically-change-organizations-work.aspx?linkId=35939610 (дата обращения 31.03.2023).

14. Ho V. New tools can help boost wellbeing and soothe unexpected stresses of working from home. URL: https://news.microsoft.com/features/new-tools-can-help-boost-wellbeing-soothe-unexpected-stresses-working-from-home/ (дата обращения 31.03.2023).

15. Славин Б.Б. Цифровые технологии интеллектуальной коллективной деятельности // Системный анализ в экономике - 2018. Сборник трудов V Международной научно-практической конференции-биеннале. - Москва, 2018. - С. 427-431.

16. Saaty T.L. Decision making with the analytic hierarchy process // International Journal of Services Sciences. - 2008. Vol. 1, No. 1. Рр. 83-98. D0I:10.1504/JJSSCI.2008.017590

17. Talent Management Software - URL: https://www.capterra.com/talent-management-software/ (дата обращения 31.03.2023)

Technological ecosystem of the modern office, digital workspace: pros and

cons

Vasilyeva E.V., Gromova A.A., Moiseeva A.P.

Financial University under the Government of the Russian Federation

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article is devoted to the consideration of the features of the formation of a technological ecosystem, the concept of "Work From Anywhere". The prospect of introducing office digitalization (Office 4.0) is being studied. The advantages and disadvantages of this format are highlighted. The study presents the results of a survey conducted by the authors. Employees of organizations from various regions of Russia answered questions about the technical and information equipment of the offices. In total, 85 people took part (with a confidence accuracy of 95%, the confidence interval is 11. The issue of the ethics of using artificial intelligence was also studied. Thus, more than 20% of respondents were categorically against the use of artificial intelligence technologies in their activities. The authors gave examples application of various human-oriented solutions to create an ecosystem of the company's digital workspace (Workspace Ecosystems): for searching for employees, monitoring staff involvement, tracking the emotional state, people analytics. The authors present the application of the Analytic Hierarchy Process (AHP), a mathematical tool for a systematic approach to complex problems decision-making - to make the best decision when building the Workspace Ecosystems Based on the results of the research, criteria were formulated that can become the main ones in the application of the AHP. Keywords: mathematical methods in economics, analytic hierarchy process, human-

oriented systems, digital workspace, office 4.0, survey. References

1. James F. Moore, Predators and Prey: The New Ecology of Competition / James F.

Moore // Harvard Business Review. - 1993. - No. 3 [Electronic resource]. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition (accessed 03/31/2023).

2. A secret forecast of the IT ecosystem (which came true by 82%) in order to

understand what to prepare for. Blog of the Kaspersky Lab company. URL: https://habr.com/ru/companies/kaspersky/articles/691914/ (date of access: 03/31/2023).

3. Building a technology ecosystem: what you need to know. URL: https://themewp.inform.dick/sozdanie-tehnologicheskoj-jekosistemy-chto-nuzhno-znat/ (date of access: 03/31/2023).

4. Serdyukov R.D. The essence and structural components of the digital ecosystem

of an industrial enterprise // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 301-304. DOI: 10.2441/2309-4788-2020-10277

5. Novikov S.V. Digital multicomponent ecosystem of high-tech enterprises: theoretical

and practical view. Moscow Economic Journal. 2022. No. 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-48/D0I: 10.55186/2413046X_2022_7_2_114

6. Trofimov O.V., Zakharov V.Ya., Frolov V.G. Ecosystems as a way to organize the

interaction between industrial enterprises and services in the context of digitalization // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2019. No. 4(56). pp. 43-55.

7. Henshaw R. Evaluating The Digital Workspace Ecosystem // Forbes. URL:

https://www.forbes.com/sites/forbestechcouncil/2021/04/26/evaluating-the-digital-workspace-ecosystem/?sh=13cfe848af37 (accessed 03/31/2023).

8. How has the work of the leaders of Russian companies in remote work changed //

Rostelecom-Solar, 2020. URL: https://rt-solar.ru/upload/iblock/8b3/remote.pdf (accessed 03/31/2023).

9. Smirnov A. "Udalenka" is forever: the pandemic has highlighted the advantages and

disadvantages of video conferencing systems. Poll // Cnews, 06/04/2021. - URL: https://www.cnews.ru/articles/2021-05-20_udalenka_eto_navsegda_pandemiya (accessed 03/31/2023).

10. From productivity to human efficiency. Global Study. JLL. URL: https://www.jll.ru/content/dam/jll-

com/documents/pdf/research/emea/russia/ru/jll-human-performance-russia.pdf (Accessed 03/31/2023).

11. Krammer S. M. S. Navigating the New Normal: Which firms have adapted better

to the COVID-19 disruption? // Technovation, 2021. #102368. doi:10.1016/j.technovation.2021.102368 (accessed 02/27/2021).

12. Vasil'eva E.V., Gromova A.A. Organization of remote work and hybrid format. Modern

information technologies and IT education. 2021. V. 17. No. 4. S. 954-963.

13. Bhalla V., Dyrchs S., Strack R. Twelve Forces That Will Radially Change How

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Organizations Work [Electronic resource]. - URL: https://www.bcg.com/publications/2017/people-organization-strategy-twelve-forces-radical-change-organizations-work.aspx?linkId=35939610 (Accessed 03/31/2023).

14. Ho V. New tools can help boost wellbeing and soothe unexpected stresses of working from home. URL: https://news.microsoft.com/features/new-tools-can-help-boost-wellbeing-soothe-unexpected-stresses-working-from-home/ (Accessed 03/31/2023).

15. Slavin B.B. Digital technologies of intellectual collective activity // System analysis

in economics - 2018. Proceedings of the V International scientific and practical conference-biennale. - Moscow, 2018. - S. 427-431.

16. Saaty T.L. Decision making with the analytic hierarchy process // International

Journal of Services Sciences. - 2008. Vol. 1, no. 1. Rr. 83-98. DOI:10.1504/IJSSCI.2008.017590

17. Talent Management Software - URL: https://www.capterra.com/talent-management-software/ (Accessed 03/31/2023)

X X

О

го А

с.

X

го m

о

2 О

to

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.