АВГУСТ №0 (147) ЗНиСО
23
ТЕХНОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬЮ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Г. ЛИПЕЦКА
О.А. Шепелева, Е.А. Голованова
TECHNOGENIC ENVIRONMENT CONTAMINATION AND EVALUATION OF CHILDREN HEALTH RISKS IN THE CITY OF LIPETSK
O.A. Shepeleva, E.A. Golovanova
Липецкий государственный педагогический университет,
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области
В статье рассматривается техногенное загрязнение атмосферного воздуха г. Липецка под влиянием выбросов промышленности и автотранспорта, а также зависимость здоровья детского населения от состава воздушного бассейна.
The article focuses on technogenic contamination of atmospheric air in the city of Lipetsk under the influence of the gas emissions of industrial sites and motor transport, as well as on the dependence of health of children health on the air pool contents.
Техногенное загрязнение урбанизированных территорий прежде всего сказывается на качестве атмосферного воздуха. Проблема загрязнения атмосферного воздуха актуальна для всех промышленно развитых регионов, в т. ч. и для г. Липецка, где основными источниками загрязнения окружающей среды являются промышленные предприятия и автомобильный транспорт. Загрязнение окружающей среды оказывает негативное воздействие не только на атмосферный воздух, но и на почву, воду и, в конечном итоге, на организм человека. Наиболее уязвимыми к воздействию повреждающих факторов внешней среды являются дети.
По данным Липецкого областного центра по Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [2], загрязненность атмосферного воздуха г. Липецка характеризуется постоянным присутствием железа, цинка, марганца, свинца, хрома, никеля, меди, взвешенных веществ, оксида углерода, диоксида азота, сероводорода, диоксида серы, фенола, формальдегида, бенз(а)пирена в количествах, превышающих ПДК, за 2000—2007 гг. от 1,06 до 8,7 раза.
В районах города с различным уровнем техногенной нагрузки взвешенные вещества за исследуемый период превышали ПДК до 1,4 раза; диоксид азота — от 1,03 до 2,55; фенол — от 1,07 до 2,7; формальдегид — от 1,4 до 26,6; бенз(а)пирен — от 1,22 до 3,24. При этом в целом по городу произошло снижение ПДК по формальдегиду от 8,6 до 2,3; диоксиду азота — от 1,5 до нормы; фенолу — от 2,6 до нормы;
бенз(а)пирену — от 2,82 до 2,0, что объясняется проведением мероприятий по улучшению систем фильтрации выбросов промышленных предприятий [2].
Для оценки загрязнения атмосферного воздуха рассчитан показатель загрязнения атмосферы по формуле К.А. Буштуевой, дополненной экспозицией воздействия (по повторяемости направления ветров) [4], который составил от 8,47 до 2,24. Наибольший показатель (8,47) отмечен в районе, характеризующемся наиболее интенсивным автотранспортным потоком (Советский округ).
Следует отметить, что выбросы автотранспорта имеют наибольшее негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения, т. к. относятся к низким источникам загрязнения, находящимся в приземном слое атмосферы. Ситуация усугубляется интенсивным ростом автотранспортных средств в последние годы и, соответственно, загрязнением атмосферного воздуха.
Данный вывод согласуется с результатами замеров проб воздуха вдоль крупных автомагистралей, проведенных специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области». Среднегодовое превышение ПДК вдоль основных автомагистралей за 2000— 2007 гг. по формальдегиду регистрировалось до 5,0 раз, диоксиду азота — до 2,75 раз, что составляет основную долю в превышении ПДК тех же химических загрязнителей в атмосферном воздухе жилых зон в районах г. Липецка.
24
ЗНиСО август №8 (197)
С целью определения зависимости заболеваемости детского населения г. Липецка от техногенного загрязнения атмосферного воздуха использовался корреляционный метод оценки. Изучение заболеваемости детского населения до 14 лет производилось на основании формы № 12 государственной статистической отчетности «Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у населения, проживающего в районе обслуживания лечебного учреждения». Первое ранговое место в структуре общей заболеваемости детского населения г. Липецка занимают болезни органов дыхания (50—60 %). Ежегодный рост числа заболеваний органов дыхания среди детского населения регистрируется с 2003 г. на фоне интенсивного роста количества автотранспортных средств.
Выполненный анализ выявил прямую корреляционную связь между заболеваемостью органов дыхания детского населения и показателем техногенного загрязнения атмосферного воздуха во всех изучаемых районах города и по городу в целом (г = 0,34—0,75). При этом в Советском районе, где отсутствуют крупные промышленные предприятия, но отмечается интенсивное транспортное движение, временной лаг корреляционной зависимости составляет 1 год. В районах расположения промышленных предприятий (НЛМК, ЛТЗ, Свободный Сокол) отмечается усиление воздействия загрязняющих веществ на организм, что сказывается на уровне заболеваемости детского населения и скорости развития клинических признаков [1].
Для подтверждения данного вывода, рассмотрена корреляционная зависимость между распространенностью болезней органов дыхания детского населения г. Липецка и выбросами автотранспорта на крупных автомагистралях, окружающих жилые районы. Для большей наглядности корреляционная зависимость между заболеваемостью детского населения и выбросами автотранспорта была исследована в районах с наибольшей интенсивностью движения автотранспорта (Советский округ) и наиболее крупного промышленного предприятия (ОАО «НЛМК»). Интенсивность движения автотранспорта определялась на основании подсчета числа проходящих автотранспортных средств в единицу времени в течение суток.
В целом по городу заболеваемость органов дыхания имеет прямую сильную корреляционную связь с выбросами автотранспортных средств (г = 0,7), а при исследовании данной связи с загрязнением атмосферы в жилых районах, с учетом направления ветра от промыш-
ленных предприятий, установлена прямая, но слабая корреляция. В Советском районе корреляционная зависимость между заболеваемостью органов дыхания детского населения с отсрочкой проявления клинических признаков и выбросами автотранспорта выражена сильнее, чем при исследовании зависимости с загрязнением атмосферного воздуха в жилых районах, что еще раз подтверждает наибольшее воздействие на заболеваемость загрязнения, обусловленного выбросами автотранспорта.
В районе расположения ОАО «НЛМК» корреляционная зависимость между заболеваемостью органов дыхания детского населения без отсрочки проявления клинических признаков и выбросами автотранспорта выражена в той же степени, что и при рассмотрении корреляционной связи между заболеваемостью и загрязнением атмосферного воздуха жилой зоны района НЛМК, что свидетельствует о совместном воздействии факторов техногенного загрязнения — промышленный источник и автотранспорт.
Таким образом, при совместном воздействии выбросов промышленных предприятий и автотранспорта на детский организм в г. Липецке автотранспорт является основным негативным фактором в развитии заболеваний органов дыхания, при этом промышленность служит своеобразным катализатором в развитии ответных реакций. Риск развития заболеваний органов дыхания [3] во всех изучаемых районах характеризуется как очень высокий, но наиболее отрицательный прогноз складывается в районах, характеризующихся высокой интенсивностью движения автотранспорта и совместного влияния промышленных источников загрязнения и автотранспорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баевский Р.М., Барсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 236 с.
2. Козловский С.В. Атмосферный воздух г. Липецка: вчера, сегодня, завтра. Липецк, 2005. 69 с.
3. Марченко Б.И. Здоровье на популяционном уровне: статистические методы исследования. Таганрог: «Сфинкс», 1997. 432 с.
4. Унифицированные методы сбора данных, анализа и оценки заболеваемости населения с учетом комплексного действия факторов окружающей среды: Методические рекомендации (Утв. Гокомсанэпиднадзором РФ 26.02.96 № 01-19/12-17). М., 1996. 35 с.