Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 18 (199). История. Вып. 41. С. 41-45.
технико-технологический анализ керамики стоянки гагарская iii
В данной статье проведен технико-технологический анализ керамики стоянки Гагарская III. Данный анализ включает в себя выделение визуальных характеристик техники создания сосудов и анализ орнамента. В результате исследования комплекс керамики стоянки Гагарская III был отнесен к новоильинской археологической культуре.
Ключевые слова: керамика, технико-технологический анализ, структура орнамента, но-воильинская археологическая культура.
Стоянка Гагарская III - один из памятников энеолитического времени, раскопанных в 1959 г. Камской археологической экспедицией, продолжавшей начатое в 1951 г. изучение памятников этого времени на Средней Каме, в зоне затопления Воткинской ГЭС.
Стоянка Гагарская III находилась в Частинском районе, Пермского края. Она располагалась против с. Частые, на противоположном, левом, низком берегу р. Камы, на краю песчаной 1-й надпойменной террасы, возвышающейся над уровнем Камы на 7 м.
Памятник был обнаружен в 1959 году в южной части дюнообразного возвышения. Культурный слой стоянки был частично разрушен при выравнивании поверхности террасы под строительство. Раскопки стоянки были произведены в том же 1959 г. под руководством В. П. Денисова1. Общая площадь раскопа составила 80 кв. м.
Предметом данного исследования является технико-технологический анализ керамики стоянки Гагарская III. Данный анализ включал в себя выделение визуальных характеристик техники создания сосудов и анализ орнамента. Под орнаментом на глиняной посуде понималась система символов, нанесенных мастером на поверхность сосуда. Орнамент анализировался по двум направлениям - технологическое и стилистическое. В рамках первого направления стояли задачи реконструкции инструмента и способов работы им; в рамках второго направления - проведение структурного анализа орнамента. По отношению к структуре орнамента применяется схема Ю. Б. Цетлина2.
Коллекция керамики содержит 2276 фрагментов, в том числе 167 фрагментов венчиков, не менее чем от 69 сосудов. В связи с невозможностью провести планиграфический
анализ, сосуды выделялись на основании сходства технических характеристик и орнамента.
Технико-технологический анализ керамики показал следующее. Толщина стенок варьирует от 0,5 до 1,2 см, но в основном 0,8-0,9 см (табл. 1). Цвет фрагментов меняется от светло-коричневого до темно-серого, но чаще всего встречаются фрагменты светло-коричневого цвета. Также много фрагментов оранжевого цвета. Основной примесью в составе формовочной массы во всех случаях выступает шамот. Кроме шамота к глине подмешивали песок и органику (табл. 1). Поверхность сосудов тщательно заглаживалась мягким предметом, и только на одном сосуде встречены следы обработки твердым предметом.
Для керамики данного комплекса характерны скошенные внутрь, округлые и уплощенные венчики. Кроме того, один сосуд имеет уплощенный венчик с наплывом (табл. 1). Более половины сосудов имели открытую форму верхней части. Двадцать сосудов имели прямое горло, и только у четырех сосудов была закрытая форма горла (табл. 1). Судя по венчикам и фрагментам днищ, можно предположить, что четыре сосуда были полуяйцевидной формы.
Орнамент наносился чаще всего с помощью приема оттискивания (45 сосудов). Кроме того, можно отметить следующие приемы использования орнаментира - накалывание (13 сосудов), прокатывание (6 сосудов), шагание (3 сосуда), прочерчивание (1 сосуд).
Первым структурным уровнем орнамента являются элементы, которые представлены гребенчатыми, накольчатыми, ямчатыми, лунчатыми и прочерченными видами.
Гребенчатые элементы орнамента представлены 48 видами прямоугольной, овальной
Таблица 1
Технические характеристики сосудов стоянки Гагарская III
Средняя толщина фрагментов Количество сосудов %
0,5-0,7 см 20 30
0,8-1,2 см 49 70
Примеси в составе формовочной Количество %
массы сосудов
Шамот, песок 46 66,6
Шамот 14 20,3
Шамот, органика 9 13,1
Форма венчиков Количество сосудов %
Уплощенный 14 27
Округлый 15 29
Скошен внутрь 21 40
Уплощен с наплывом изнутри 1 2
Уплощен с бортиком снаружи 1 2
Форма верхней части Количество сосудов %
Открытая форма 27 55
Прямое горло 18 37
Закрытая форма 2 4
Слабопрофилированная 2 4
Таблица 2
Особенности элементов орнамента стоянки Гагарская III_
Особенности гребенчатых элементов
Характеристики Количество элементов %
Общая форма Прямоу гольная 35 73
Овальная 12 25
Трапециевидная 1 2
Длина отпечатка (см) Очень малая - <=1,1 9 19
Малая - 1,1-2,0 20 41,5
Средняя - 2,1-3,0 19 39,5
Ширина отпечатка (см) Малая - 0,1-0,2 30 81
Средняя - 0,3-0,4 6 12,5
Большая - 0,5-0,6 3 6,5
Число компонентов (зубцов) Очень малое - 2-3 8 17
Малое - 4-7 20 41,5
Среднее - 8-15 20 41,5
С •собенности ямчатых и ямочных элементов
Характеристики Количество элементов %
Форма отпечатка Круглая 2 18
Овальная 9 82
Длина ямки (см) 0,5 2 18
0,6 4 36
0,7 2 18
0,8 1 9
0,9 2 18
Ширина ямки (см) <=0,3 4 36
0,4 4 36
0,5 2 18
>=0,6 1 9
Особенности накольчатых элементов
Характеристики Количество %
элементов
Форма отпечатка Овальная 2 66
Треугольная 1 33
Длина отпечатка Малая - 0,3-0,4 1 33
(см) Средняя - 0,5-0,6 1 33
Очень большая - >0,8 1 33
Ширина отпечатка Малая - 0,1-0,2 1 33
(см) Большая - 0,5-0,6 2 66
Таблица 3
Мотивы орнамента на сосудах стоянки Гагарская III ^_
Мотивы Количество сосудов %
Горизонтальный зигзаг 27 44
Ряд наклонных вправо оттисков 23 37,7
Ряд вертикальных оттисков 17 28
Ряд наклонных влево оттисков 9 14,7
Ряд ямочных вдавлений 5 8
Ряд ямчатых вдавлений в шахматном порядке 4 6,5
Ряд горизонтальных оттисков 4 6,5
Ряд наколов 2 3,2
Двойной зигзаг 1 1,5
Ряд лунчатых отпечатков 1 1,5
Ряд шагающей гребенки 1 1,5
Ряд горизонтальных оттисков в шахматном порядке 1 1,5
Зигзаг, выполненный прочерченными линиями 1 1,5
Зигзаг, выполненный ямчатыми вдавлениями 1 1,5
Ряд наклонных вправо прочерченных линий 1 1,5
Ряд наклонных влево прочерченных линий 1 1,5
и трапециевидной формы. Длина отпечатков варьирует от 0,4 до 3,0 см. Судя по оттискам, на орнаментирах имелось от 2 до 15 зубцов (табл. 2).
Ямчатый элемент орнамента представлен 11 видами овальной и круглой формы. Длина ямок варьирует от 0,5 до 1,3 см (табл. 2).
Накольчатый элемент орнамента представлен наколами овальной и треугольной формы. Длина наколов 0,4-1,0 см (табл. 2).
На керамике данного комплекса встречен лунчатый элемент орнамента дуговидной формы, с гладким ложем. Длина отпечатка -1, см. Дуга выгнута влево.
Кроме того, на одном сосуде встречены щзочерченные линии шириной 0,05-0,1 см.
Следующим структурным уровнем орнамента являются узоры. На 69 сосудах удалось выделить следующие узоры:
Таблица 4
Образы орнамента на сосудах стоянки Гагарская III
О О ООО
\\
л
е
£ <£ С€<Г<£ íí й(íddií acsccít
У/
00 о О О Ü i)QV0 0 0
О О о О о й о о о о О Ь О р О
áüüñééé
Га
о о с о о о о
ООО 00 о О
§ ш §
íííííí аиа
Ш0О
ООО ООО о ÜPÜ V VOC Ü D О D 0 б D
С О С с О СО
о-в ofttj во О f Р с= С" о о
7/
■Т7ТТГ iTJXn ЛТП
чТЧ/
¿у
• Наклонный ряд из 7-9 оттисков штампа (2 сосуда).
• Наклонный ряд из 4 ямчатых вдавлений (1 сосуд).
• Косой крест, выполненный двумя оттисками штампа (1 сосуд).
• «Флажок» (1 сосуд).
• Три наклонных вправо оттиска штампа, под которыми три наклонных влево оттиска штампа (1 сосуд).
Очередным уровнем орнамента являются мотивы. Все мотивы представлены в горизонтальной зональности. Наиболее часто встречается горизонтальный зигзаг, выполненный оттисками штампа и ряды наклонных вправо оттисков штампа. Также часто встречаются ряды вертикальных оттисков и наклонных влево оттисков. Менее распространены ряды ямчатых вдавлений, ряды ямок в шахматном порядке, ряды горизонтальных оттисков, ряды наколов (табл. 3).
В единичных случаях встречены: шагающая гребенка, двойной зигзаг, ряды лунчатых отпечатков, ряды прочерченных линий.
Следующий уровень орнамента, который удалось выделить на данном комплексе - образы. Образы представляют собой сочетания гребенчатых, накольчатых, ямчатых мотивов (табл. 4).
Наиболее часто встречается образ, состоящий из сочетания горизонтального зигзага и вертикальных либо наклонных оттисков штампа. Реже встречается образ, состоящий из чередования рядов наклонных вправо-влево оттисков штампа. Четыре сосуда имеют образы из сочетания рядов наклонных оттисков штампа.
Кроме того, можно выделить образы, содержащие сочетания ямчатых мотивов с зонами без орнамента.
Из сложных образов можно выделить чередование рядов наклонных оттисков штампа с рядами «флажков».
На сосудах данного комплекса керамики можно предположить примерную композицию орнамента - от среза венчика горизонтальный зигзаг, а затем чередование рядов наклонных вправо-влево оттисков штампа
до дна. Также можно предположить композицию, состоящую из рядов ямчатых вдавлений, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
Орнамент по срезу венчика зафиксирован на 3 сосудах.
Таким образом, после проведения технико-технологического анализа коллекции керамики стоянки Гагарская III, можно отметить следующее. Для коллекции характерны полуяйцевидные сосуды с широкооткрытым и прямым горлом. Примесями в формовочной массе служили шамот и песок. Венчики при-остренные, округлые.
Что касается орнаментации, то здесь можно отметить следующее. Элементы орнамента представлены гребенчатыми, ямчатыми и накольчатыми отпечатками. Встреченные оттиски гребенчатого штампа в основном прямоугольной формы малой или средней длины (1,1-3,0 см). Кроме гребенчатых оттисков, часто встречаются ямчатые вдавления, в основном овальной формы. Орнамент располагался горизонтальными поясами, часто между поясами оставалось свободное пространство, до 3-5 см. Наиболее распространенными мотивами являются горизонтальный зигзаг и ряды наклонных вправо и вертикальных оттисков штампа.
Следует отметить, что 8 сосудов орнаментировались исключительно ямочными вдав-лениями.
Итак, после проведения анализа можно отметить, что керамика стоянки Гагарская III близка материалам Новоильинского III поселения и поселения Тюремка I, принадлежащим новоильинской археологической культуре3. Для этих памятников характерны толстостенные сосуды полуяйцевидной формы, с примесью песка и шамота в фор-
мовочной массе. Венчики преимущественно округлые или скошены внутрь, без наплывов. Орнаментация сосудов производилась гребенчатыми орнаментирами средней величины. Орнамент достаточно разреженный. Наиболее распространенными мотивами являются ряды наклонных или горизонтальных оттисков гребенчатого штампа и зигзаг. Таким образом, комплекс керамики стоянки Гагарская III может быть отнесен к эталонному комплексу новоильинской культуры.
Примечания
1 Денисов, В. П. Отчет о раскопках, произведенных научным сотрудником КАЭ Пермского госуниверситета имени А. М. Горького Денисовым В. П. в июне-сентябре 1959 года по открытому листу 174 формы №1, выданному Отделом Полевых исследований ИИМК АН СССР от 29 июня 1959 г. Хранится в ИА РАН.
2 Цетлин, Ю. Б. Орнаментальная традиция в гончарстве носителей культуры с ямочно-гребенчатой керамикой в Верхнем Поволжье // Проблемы хронологии и этнокультурных взаимодействий в неолите Евразии. СПб., 2004. С. 207-213.
3 Бадер, О. Н. Третье Ново-Ильинское поселение. // Отчеты Камской (Воткинской) археологической экспедиции. Вып. 2. М., 1961. С. 60-74; Бадер, О. Н. Поселения у Бойцова и вопрос периодизации среднекамской бронзы // Отчеты Камской (Воткинской) археологической экспедиции. Вып. 2. 1961. С. 110-272.