Научная статья на тему 'Новоильинский керамический комплекс поселения Чашкинское Озеро I'

Новоильинский керамический комплекс поселения Чашкинское Озеро I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОИЛЬИНСКАЯ ЭНЕОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЧАШКИНСКОЕ ОЗЕРО I / СОСУДЫ / ОРНАМЕНТ / КЕРАМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новоильинский керамический комплекс поселения Чашкинское Озеро I»

О.В. Жукова, Е.Л. Лычагина НОВОИЛЬИНСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПОСЕЛЕНИЯ ЧАШКИНСКОЕ ОЗЕРО I

Новоильинская энеолитическая культура была выделена О.Н. Ба-дером, который в 1950-е гг. изучал памятники в зоне затопления Камского водохранилища и обратил внимание на своеобразную посуду, обнаруженную на поселениях Бор IV и Боровое Озеро III (Ба-дер 1961а). Формой, примесями в формовочной массе и гребенчатым орнаментом она во многом напоминала неолитическую керамику, но вместе с посудой встречались изделия из меди. Своеобразный узор в виде «флажка» послужил первоначальным названием культуры. Позднее О.Н. Бадер отказался от этого названия, так как «флажковая» керамика встречалась не так часто, и стал называть ее новоильинской, или гагарской, по опорным памятникам, изученным в районе строительства Боткинского водохранилища (Бадер 1961 б, с. 60-74).

Б 1970-80-е гг. новоильинские памятники были изучены почти во всех районах Болго-Камья. Их изучением занимались: Б.П. Денисов, А.Ф. Мельничук и С.Н. Коренюк, Л.А. Наговицын (Наговицын 1993, с. 59-76). Однако в течение последних 20 лет поселения новоильин-ской культуры практически не исследовались раскопками. Б публикациях, посвященных данной культуре, как правило, дается общая

© Жукова О.В., Лычагина Е.Л., 2008

характеристика керамики и каменного инвентаря. Нет ни одного полностью опубликованного памятника новоильинской культуры. Более того, нет ни одной публикации, в которой бы подробно анализировалась керамика новоильинской культуры. Поэтому целью нашей работы было дать технико-технологический анализ керамической коллекции новоильинской культуры, выявленной на поселении Чаш-кинское Озеро I в ходе раскопок КАЭЭ ПГПУ 2007 г. и хранящейся в фондах МАЭ ПГПУ.

Стоянка Чашкинское Озеро I расположена на высокой (до 10 м) песчаной террасе восточного берега Чашкинского озера, в 12 км к северу от г. Березники (Памятники 1994, с. 22). Памятник был открыт в августе 1952 г. В.П. Денисовым. В том же году на стоянке был заложен шурф, площадью 1 кв. м. В шурфе было обнаружено 3 фрагмента гребенчатой керамики. В 1954 г. исследования памятника было продолжено тем же автором (Денисов 1954). На шурф был наложен раскоп площадью 24 кв. м. Всего было найдено 78 предметов. Памятник был отнесен к хуторскому этапу камской неолитической культуры. Обследование памятника, проведенное одним из авторов статьи в 2002 г., подтвердило датировку памятника.

В 2007 г. исследования были продолжены в южной части памятника. В ходе этих работ, на раскопе, площадью 232 кв. м., было обнаружено 992 фрагмента керамики от 14 сосудов. Причем все сосуды были отнесены нами к новоильинской эне-олитической культуре, а не к камскому неолиту, как предполагалось перед началом работ. По всей ви-

димости, территория памятника заселялась как минимум два раза — в эпоху неолита и раннего энеолита. Стоит также отметить, что поселение Чашкинское Озеро I является одним из самых северных памятников данной культуры.

Технико-технологический анализ коллекции включал в себя выделение визуальных характеристик техники создания сосудов и анализ орнамента. Под орнаментом на глиняной посуде понималась система символов, нанесенных мастером на поверхность сосуда.

Орнамент анализировался по двум направлениям — технологическое и стилистическое. В рамках первого направления стояли задачи реконструкции инструмента и способов работы им; в рамках второго направления — проведение структурного анализа орнамента. По отношению к структуре орнамента применяется схема Ю.Б. Цетли-на (Цетлин 2004, с. 207-213):

1. Элементы — отпечатки или динамичные следы на поверхности сосуда, создававшиеся автором за один трудовой акт.

2. Узор — локализованное изображение, состоящее из одинаковых или разных элементов и выполненное за несколько трудовых актов.

3. Мотив — это способ тиражирования, т.е. повторения элементов или узоров на поверхности сосудов.

4. Орнаментальный образ — устойчивое сочетание, состоящее из двух или трех соседних мотивов или мотива и зоны без орнамента.

5. Композиция орнамента на поверхности сосуда — все мотивы в сочетании с зонами без орнамента.

Перейдем к характеристике отдельных сосудов.

Сосуд 1 представлен 10 фраг-

ментами венчика и 359 фрагментами стенок. Венчик округлый, без наплыва, по срезу не декорирован. Судя по фрагментам, это был пря-мошейный сосуд с округлым дном. Диаметр по венчику — более 40 см. Цвет фрагментов коричневый, красноватый, с пятнами нагара. Толщина колеблется от 0,7 до 1,6 см. Визуально в формовочной массе наблюдается примесь шамота (рис. 1).

Орнамент представлен оттисками штампа, ямчатыми вдавле-ниями. Стоит также отметить наличие просверленных отверстий в нижней части сосуда. На данном сосуде встречаются оттиски штампа, сделанные поверхностно, четко и очень глубоко, в некоторых случаях оттиски настолько глубокие, что трудно различить форму и количество зубцов. Кроме того, встречаются оттиски, нанесенные углом того же штампа.

По отношению к поверхности сосуда орнаментир ставился перпендикулярно, а также под углом к ней. Приемы использования ор-наментира следующие — штампование, шагание, накалывание.

Что касается структуры орнамента, то здесь можно выделить следующие составляющие:

Из элементов определяются ямчатые вдавления, размером примерно 1,5 х 0,6 см, оттиски штампа размером 2,2 х 0,2 см, с количеством зубцов 11, а также оттиски того же штампа, но сделанные под углом к поверхности сосуда.

Также имеются просверленные отверстия.

Выделяются следующие узоры:

1. составная часть зигзага, выполненная оттисками штампа;

2. четыре ямчатых вдавления

в шахматном порядке;

3. горизонтальный ряд оттисков штампа, выполненных под углом к поверхности, длиной 8 см.

МотивЫ1:

1. Ряд горизонтальных ямча-тых вдавлений.

2. Ряд вертикальных ямчатых вдавлений.

3. Ряд наклонных ямчатых вдавлений.

4. Чередование наклонных оттисков штампа (примерно 8 см) и неорнаментированных участков.

5. Ряд наклонных оттисков штампа.

Образ:

1. В 2 см от края венчика сделан горизонтальный ряд ямчатых вдавлений в шахматном порядке, двумя сантиметрами ниже — зигзаг, выполненный оттисками штампа, ниже на два сантиметра — еще один ряд горизонтальных ямчатых вдавлений в шахматном порядке.

2. Ряд наклонных влево ямча-тых вдавлений овальной формы, под ним ряд наклонных вправо оттисков штампа (использован прием шагания), ниже ряд наклонных влево оттисков штампа (прием шагания), сразу под ними — наклонные вправо ямчатые вдав-ления, и завершает данный мотив — ряд наклонных влево оттисков штампа (прием шагания).

3. Ряд наклонных влево ямча-тых вдавлений, под ним ряд наклонных вправо оттисков штампа (прием шагания), ниже ряд наклонных влево ямчатых вдавлений, под которыми наклонные вправо оттиски штампа (прием шагания).

4. Ряд наклонных вправо оттисков штампа (прием шагания), под которым ряд наклонных влево ямчатых вдавлений, ниже ряд на-

клонных вправо оттисков штампа (прием шагания), еще ниже ряд наклонных влево оттисков штампа (прием шагания), под ним ряд наклонных вправо ямчатых вдавлений, далее — ряд наклонных влево оттисков штампа (прием шагания), ниже — чередование наклонных оттисков орнаментира (штампование под углом к поверхности) и не-орнаментированных участков, под ними — ряд вертикальных ямчатых вдавлений, и, наконец, чередование наклонных оттисков орнаментира (штампование под углом к поверхности) и неорнаментированных участков.

5. Три ряда ямчатых вдавле-ний примерно в 2 см друг от друга.

На данном сосуде можно представить примерную орнаментальную композицию, которая, скорее всего, состоит из описанной последовательности мотивов (рис. 1).

Сосуд 2 представлен 22 фрагментами венчика и 230 фрагментами стенок. Венчик скошен внутрь, по срезу не декорирован. Сосуд имел прямое, чуть открытое горло. Диаметр по венчику — более 40 см. Цвет фрагментов светло-коричневый, красноватый, серый, со следами нагара. Толщина варьирует от 0,8 до 1,3 см. В формовочной массе визуально наблюдается примесь шамота, дресвы (рис. 2/12).

Орнамент представлен оттисками штампа, просверленными отверстиями. Оттиски штампа размытые, нечеткие. Орнаментир располагался перпендикулярно поверхности сосуда. Кроме того, встречаются оттиски, нанесенные углом того же штампа, данные отпечатки четкие.

Приемы использования орнаментира — штампование, накалы-

вание.

Можно выделить следующие элементы — оттиски штампа длиной примерно 2,5 см и шириной 0,1 см, с 8 зубцами, а также оттиски, нанесенные этим же орна-ментиром под углом к поверхности (длина — 0,6-1,2 см, ширина -0,1-0,3 см). Кроме этого на сосуде присутствуют просверленные отверстия.

Узоры: составная часть горизонтального зигзага, выполненного отпечатками штампа; отрезки по 8 оттисков углом штампа.

Мотивы:

1. Зигзаг, выполненный оттисками штампа.

2. Непрерывный ряд горизонтальных оттисков штампа.

3. Отрезки по 8 оттисков углом штампа.

Орнаментальные образы:

1. В 1 см от края венчика зигзаг, выполненный оттисками штампа, ниже ряд оттисков, выполненных углом штампа.

2. Два ряда вертикальных оттисков (по 8) в шахматном порядке, выполненных углом штампа.

3. Два непрерывных ряда горизонтальных отпечатков штампа.

На данном сосуде орнаментальную композицию выделить не удалось.

Сосуд 3 представлен 3 фрагментами венчиков и 50 фрагментами стенок. Венчик уплощен, по срезу не орнаментирован. Верхняя часть сосуда открытая. Диаметр по венчику измерить не удалось, но, судя по всему, он превышал 40 см. Цвет фрагментов светло-коричневый, красноватый, серый. Толщина примерно 0,7-1 см. В формовочной массе визуально наблюдается примесь шамота (рис. 2/9).

Орнамент представлен отпечатками штампа, сделанными под углом к поверхности сосуда. Оттиски достаточно четкие. При нанесении использовался прием штампования.

Среди элементов можно выделить следующие — наколы, нанесенные углом штампа; просверленные отверстия.

Узоры — наклонный ряд из пяти отпечатков углом штампа; 4 отпечатка в шахматном порядке.

Мотивы:

1. Наклонные ряды оттисков углом штампа.

2. Ряд горизонтальных отпечатков углом штампа.

3. Ряды отпечатков в шахматном порядке.

К сожалению, на данном сосуде не удалось выделить орнаментальные образы и композиции.

Сосуд 4 представлен 1 фрагментом венчика и 19 фрагментами стенок. Венчик скошен внутрь, по срезу орнаментирован насечками. Верхняя часть сосуда имеет чуть прикрытую форму. Диаметр по венчику установить не удалось. Цвет фрагментов серый, оранжевый, светло-коричневый, коричневый. Толщина от 0,7 до 0,9 см. В формовочной массе наблюдается примесь шамота, дресвы (рис. 2/6).

Орнамент представлен оттисками гребенчатого штампа. Техника орнаментации — штампование. Орнаментир по отношению к поверхности сосуда располагался перпендикулярно. Оттиски плохо различимые, нечеткие.

По отношению к структуре орнамента удалось выделить только первый и третий уровни.

Из элементов орнамента определяется оттиск штампа размером

1,4 х 0,15 см, количество зубцов определить невозможно.

Мотивом на данном сосуде является горизонтальный ряд вертикальных оттисков штампа.

Интересным моментом является наличие аналогичного орнамента на внутренней поверхности стенок.

Сосуд 5 представлен 1 фрагментом венчика и 25 фрагментами стенок. Венчик уплощен, по срезу не орнаментирован. Верхняя часть сосуда имеет открытую форму. Диаметр по венчику установить не удалось. Цвет фрагментов светло-коричневый, темно-коричневый, красноватый. Толщина варьируется от 0,7 до 1,2 см. Визуально в формовочной массе фиксируется примесь шамота (рис. 2/4).

Орнамент на стенки сосуда нанесен гребенчатым штампом. Способ использования инструмента — штампование. Орнаментир по отношению к поверхности сосуда располагался перпендикулярно. Отпечатки размытые, нечеткие.

По структуре орнамента удалось выделить только первый, второй и третий уровни.

Элементами являются оттиски штампа длиной 1,4 и шириной 0,6 см, с количеством зубцов 4, и просверленные отверстия.

Узор представляет собой составную часть зигзага, выполненного оттисками штампа.

Мотивом служит горизонтальный зигзаг, выполненный оттисками гребенчатого штампа.

Сосуд 6 представлен 1 фрагментом венчика, 18 фрагментами стенок. Венчик уплощен, с внутренней стороны по краю наблюдаются наколы, возможно, углом штампа, с внешней стороны по краю —

насечки. Горло сосуда прямое цилиндрическое. Диаметр по венчику установить не удалось. Цвет фрагментов светло-коричневый, сероватый, коричневый. Толщина от 0,7 до 1,1 см. В формовочной массе просматривается примесь шамота и дресвы (рис. 2/2).

Орнамент представлен оттисками гребенчатого штампа, нако-лами, возможно, этого же штампа. Техника нанесения элементов — штампование, накалывание. По отношению к поверхности сосуда орнаментир ставился перпендикулярно, для нанесения наколов — под углом к ней. Оттиски достаточно четкие, равномерные. Нако-лы глубокие.

Элементы орнамента представлены оттисками гребенчатого штампа размером 2,4 х 0,3 см, с 12 зубцами квадратной формы. Также элементом является накол углом штампа, размером примерно 0,4-0,8 см.

Мотивы:

1. Ряд наколов углом штампа.

2. Ряд наклонных влево оттисков штампа.

3. Ряд вертикальных оттисков.

Орнаментальные образы:

1. В 1 см от края венчика — ряд наколов углом штампа, под которым располагается ряд наклонных влево оттисков гребенчатого штампа, еще ниже ряд наколов углом штампа.

2. Ряд наколов углом штампа, под ним вертикальные оттиски штампа.

Сосуд 7 представлен 1 фрагментом венчика и 35 фрагментами стенок. Венчик округлый, по срезу не орнаментирован. Горло сосуда прямое цилиндрическое. Диаметр по венчику установить не

удалось. Цвет фрагментов светло-коричневый, красный, серый. Толщина 0,7-1,1 см. Из примесей в формовочной массе визуально наблюдается шамот (рис. 2/10).

Орнамент представлен оттисками двух штампов разной величины, а также просверленными отверстиями. Орнаментиры по отношению к поверхности сосуда располагались перпендикулярно и под углом к ней. Отпечатки достаточно четкие и равномерные. Использовался прием штампования.

Элементы орнамента представлены следующими видами:

1. Оттиски штампа длиной 2,2 см и шириной 0,2-0,3 см, с 10 квадратными зубцами (использовался только при орнаментации венчика).

2. Оттиски штампа длиной 1,5 см и шириной 0,3 см с 6 квадратными зубцами.

3. Просверленные отверстия.

Мотив — ряд вертикальных оттисков второго штампа.

Образ — 3 ряда вертикальных оттисков второго штампа в шахматном порядке.

Сосуд 8 представлен 5 фрагментами венчиков, 19 фрагментами стенок. Венчик уплощен, по срезу не орнаментирован. Верхняя часть сосуда открытая. Диаметр по венчику установить не удалось, но судя по имеющимся фрагментам, он был более 40 см. Цвет фрагментов светло-коричневый, красноватый, серый. Толщина 0,6-1,2 см. Визуально в формовочной массе наблюдается примесь шамота (рис. 2/11).

Орнамент представлен оттисками гребенчатого штампа. По отношению к поверхности сосуда ор-наментир располагался перпендикулярно. Оттиски четкие, рав-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

номерные. При использовании инструмента применялись приемы шагания, штампования.

Элементом орнамента является оттиск гребенчатого штампа длиной 1,5 см и шириной 0,2 см, с количеством зубцов 10.

Узором можно считать четыре оттиска штампа, расположенных в шахматном порядке.

Мотивы:

1. Ряд горизонтальных оттисков штампа в шахматном порядке.

2. Ряд наклонных влево оттисков штампа.

3. Ряд наклонных вправо оттисков штампа.

Орнаментальный образ представляет собой два ряда наклонных влево — вправо оттисков штампа, расположенных в 2 см друг от друга.

Важным моментом является наличие аналогичного орнамента на внутренней поверхности сосуда.

Сосуд 9 представлен 16 фрагментами венчиков и 58 фрагментами стенок. Венчик округлый, по срезу не орнаментирован. Шейка прямая, чуть открытая. Диаметр по венчику более 40 см. Цвет фрагментов коричневый, серый, красноватый. Толщина колеблется от 0,9 до 1,2 см. Из примесей в формовочной массе визуально наблюдается шамот (рис. 2/1).

Орнамент представлен ямча-тыми вдавлениями, достаточно четкими, нанесенными приемом накалывания. Орнаментир по отношению к поверхности сосуда располагался под углом. Элементом орнамента на данном сосуде являются ямчатые вдавления овальной формы размером 1,3 х 0,6 см.

Мотивы:

1. Ряд горизонтальных ямчатых

вдавлений.

2. Ряд вертикальных ямчатых вдавлений.

Орнаментальные образы:

1. В 2 см от края венчика — ряд горизонтальных ямчатых вдав-лений, двумя сантиметрами ниже ряд вертикальных ямчатых вдав-лений.

2. Три ряда вертикальных ям-чатых вдавлений на расстоянии 1,5 см друг от друга.

Сосуд 10 представлен 1 фрагментом венчика и 37 фрагментами стенок. Венчик уплощен, по срезу не орнаментирован. Шейка прямая, чуть открытая. Диаметр по венчику установить не удалось. Цвет фрагментов светло-коричневый, серый, красноватый. Толщина - 0,8-1,3 см. Из примесей в формовочной массе визуально наблюдается примесь шамота (рис. 2/3).

Орнамент представлен оттисками штампа, сделанными под углом к поверхности, приемом накалывания. Оттиски глубокие, четкие.

По структуре орнамента удалось выделить только первый уровень. Элементом орнамента является оттиск двузубчатого штампа, размером 1,4 х 0,3 см.

Сосуд 11 представлен 1 фрагментом венчика и 55 фрагментами стенок. Венчик уплощен, по срезу не орнаментирован. Верхняя часть сосуда чуть прикрытая. Диаметр по венчику установить не удалось. Цвет фрагментов светло-коричневый, серый, красноватый. Толщина 0,8-0,9 см. В формовочной массе визуально фиксируется примесь шамота (рис. 2/7).

Орнамент представлен оттисками гребенчатого штампа. По отношению к поверхности сосуда орнаментир ставился перпендику-

лярно. При использовании инструмента применялся прием штампования. Оттиски четкие, равномерные.

Элементы орнамента представлены оттисками гребенчатого штампа длиной 2,5 см, шириной 0,2 см, с 8 округлыми зубцами.

Узором выступает составная часть зигзага, выполненная двумя оттисками штампа.

Мотивы:

1. Ряд вертикальных оттисков штампа.

2. Горизонтальный зигзаг, выполненный оттисками штампа.

3. Ряд насечек, выполненных углом штампа.

Сосуд 12 представлен 3 фрагментами венчиков и 18 фрагментами стенок. Венчик округлый, по срезу не орнаментирован. Верхняя часть сосуда чуть прикрытая. Диаметр по венчику установить не удалось. Цвет фрагментов светло-коричневый, серый, красноватый. Толщина варьируется от 0,5 до 0,7 см. Из примесей в формовочной массе наблюдается шамот (рис. 2/8).

Орнамент представлен оттисками гребенчатого штампа. По отношению к поверхности сосуда орнаментир располагался перпендикулярно. Использовались приемы штампования и прокатывания. Оттиски четкие, нанесены равномерно.

По структуре орнамента выделить удалось только первый уровень.

Элементом орнамента выступает оттиск гребенчатого штампа длиной 2 см и шириной 0,2 см, с 9 квадратными зубцами.

Сосуд 13 представлен тремя фрагментами донышка. Дно плоское, орнаментированное. Толщиной более 1,5 см точнее определить не-

возможно, так как внутренняя сторона отслоилась. Цвет фрагментов красный, оранжевый. Примесью в формовочной массе является шамот.

Орнамент на донышко был нанесен гребенчатым штампом, под углом к поверхности сосуда, также присутствуют ямчатые вдавле-ния. Оттиски нечеткие.

Из структуры орнамента точно можно выделить только одни элементы — ямчатые вдавления овальной формы, длиной 1,1 см, и шириной 0,4 см. Оттиски штампа представлены не полностью, поэтому невозможно сделать их точное описание.

К сожалению, не представляется возможности выделить другие структурные уровни орнамента на данном сосуде.

Наличие плоских днищ не совсем характерно для керамики но-воильинской культуры. Их находки носят единичный характер.

Сосуд 14 представлен 1 фрагментом венчика. Венчик скошен внутрь, по срезу орнаментирован. Толщина фрагмента 0,8 см. Цвет венчика светло-коричневый. В формовочной массе визуально фиксируется примесь шамота.

Элементом служит отпечаток гладкого штампа длиной 1 см и шириной 0,2 см.

Узором выступает составная часть зигзага, выполненная двумя оттисками орнаментира.

Образ представляет собой горизонтальный зигзаг, выполненный оттисками орнаментира.

Стоит также отметить, что сосуд был орнаментирован с внешней стороны и по срезу венчика.

Технико-технологический анализ керамики поселения Чашкин-ское Озеро I показал значитель-

ную однородность всего комплекса. Керамика толстостенная, плотная, основной примесью в формовочной массе во всех случаях выступает шамот, цвет фрагментов варьируется от светло-коричневого до красного, в зависимости от обжига. Большая часть сосудов имела полуяйцевидную форму — открытую или прямую шейку, округло-коническое дно. Сосуды, в основном, большие, с диаметром по горлу свыше 40 см. У трети сосудов имеются сквозные отверстия, в том числе, и в придонной части. По всей видимости, подобные крупные сосуды использовались не для приготовления пищи, а для хранения припасов. Для всей керамики характерны уплощенные или косос-резанные венчики без наплывов.

Орнаментация большинства сосудов достаточно разреженная. Узоры располагались горизонтальными поясами, между которыми часто оставалось свободное пространство шириной до 5 см. Орнамент наносился двумя основными способами — накалыванием и штампованием (в редких случаях использовалось шагание). В качестве орнаментиров использовались гребенчатые штампы различных размеров. Характерным узором можно считать горизонтальный зигзаг, горизонтальные ряды отпечатков гребенчатого штампа и различные сочетания ямчатых отпечатков. Также характерной чертой данного комплекса и всей культуры в целом является отсутствие «шагающей гребенки», несмотря на эпизодическое использование приёма шагания. Все выделенные на памятнике узоры можно отнести к простым. Сложные узоры в виде ромбов, треугольников, «флажков»,

«решеток» на поселении Чашкин-ское Озеро I не встречены.

По основным показателям (формовочная масса, форма сосудов, наличие сквозных отверстий, способы орнаментации, узоры) керамика поселения Чашкинское Озеро I близка материалам Ново-ильинского III поселения и поселения Тюремка I, расположенным на Средней Каме (Бадер 1961в, с. 250-272). Согласно периодизации Л.А. Наговицына (Наговицын 1993 с. 59-76), керамику данного поселения можно отнести к позднему этапу. В пользу этого говорит распространение сосудов с широко открытым горлом, разреженность орнамента, наличие фрагментов

уплощенного дна. Однако отсутствие сложных узоров в орнаментации сосудов и сосудов с примесью органики в формовочной массе не позволяет нам настаивать на этом утверждении. Возможно, проведение абсолютного датирования материалов памятника позволит решить эту проблему.

Обнаружение нового памятника новоильинской культуры на севере Прикамья позволяет говорить о более широком ареале распространения данной культуры, чем предполагалось ранее. Дальнейшее исследование поселения Чашкинское Озеро I, возможно, поможет решить вопросы происхождения новоильинской культуры и ее хронологических рамок.

Рис. 1. Реконструкция сосуда 1. Поселение Чашкинское Озеро I

Рис. 2. Керамика поселения Чашкинское Озеро I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.