Роберт И.В.
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Современное информационное общество периода массовой, глобальной коммуникации предъявляет новые требования к применению и продуцированию информационного ресурса Интернет, к освоению методов и средств информационного взаимодействия и коммуникации в локальных и глобальной сетях, к реализации возможностей средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний. В этой связи востребованными и весьма популярным становится электронное издание образовательного назначения, под которыми будем понимать учебное средство, ориентированное на:
- предоставление учебной информации с привлечением средств технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа;
- осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном информационном взаимодействии;
- автоматизацию контроля за результатами обучения и продвижением в учении;
- автоматизацию обработки процессов учебного эксперимента (лабораторного, демонстрационного, экспериментально-исследовательского) как реально протекающего, так и «виртуального»;
- автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.
Выявлению основных требований к электронным изданиям образовательного назначения (ЭИОН), ориентированным на технико-технологические, содержательно-методические, эргономические характеристики, а также методикам и способам проверки соответствия ЭИОН этим требованиям, посвящены многие исследования. Среди них научные разработки Института информатизации образования Российской академии образования, посвященные педагогико-эргономическим условиям безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. Опираясь на эти разработки, остановимся на основных подходах к определению техникотехнологических, эргономических и содержательно-педагогических характеристиках и методах оценки электронных изданий образовательного назначения.
1. Требования к технико-технологическим характеристикам определяют
1.1. Требования к установке/удалению ЭИ ОН:
- Наличие на информационных носителях, представленных разработчиком, необходимых программ-инсталляторов, шрифтов и дополнительного программного обеспечения (ПО).
- Возможность активизации системы автозапуска при установке диска в привод CD.
- Представление запросов, сообщений об ошибках и выполняемых действиях в ходе инсталляции на
русском языке.
- Наличие (в процессе инсталляции) автоматического предложения установки дополнительного ПО и шрифтов.
1.2. Требования к функционированию ЭИ ОН.
- Наличие и работоспособность автоматической установки дополнительного ПО и шрифтов путем их непосредственной установки при запросах в ходе инсталляции.
- Наличие и работоспособность автоматической установки дополнительного ПО и шрифтов путем их непосредственной установки при запросах в ходе инсталляции.
- Наличие запроса на автоматический перезапуск ПЭВМ при окончании инсталляции. Если такой запрос отсутствует осуществить запуск ЭИ ОН без принудительного перезапуска ПЭВМ и убедиться в от-
сутствии конфликтов с ОС.
- Возможность: произвести инсталляцию ЭИ ОН; выключить ПЭВМ; через 20 секунд включить; убе-
диться в работоспособности ОС (проверить сохранность шрифтов ОС, разрядности цветовой палитры, разрешающей способности области экрана, частоты обновления экрана монитора); произвести запуск любых 2-3 программ, работающих в данной ОС (визуально убедиться, что при их запуске конфликты отсутствуют).
- Возможность произвести деинсталляцию ЭИ ОН и убедиться в отсутствии директорий и/или его отдельных программ в корневых каталогах на НЖМД АРМ.
- Возможность определения размеров занятой дисковой памяти с установленным ЭИ ОН и без него; возможность сверить разность указанных величин с дисковой памятью, занимаемой непосредственно ЭИ ОН.
1.3. Требования к функционированию ЭИ ОН.
- Обеспечение проверки нажатием на кнопки управления интерфейса ЭИ ОН (с помощью «мы-ши»/клавиатуры) наличие отклика ПС в соответствии с указанными функциями кнопок.
- Обеспечение проверки нажатием на активные зоны ЭИ ОН (с помощью «мыши»/клавиатуры) наличие отклика ПС.
- Возможность визуально убедиться в наличии элементов управления (специальные кнопки/полосы прокрутки) и путем воздействия на них проверить работоспособность переходов.
- При функционировании ЭИ ОН возможность произвести запуск Word, Excel, PowerPoint и Adobe PhotoShop; убедиться в отсутствии конфликтов и ошибок при их одновременном запуске.
- Возможность убедиться, что все элементы интерфейса пользователя ЭИ ОН (при инсталляции русскоязычной версии) выполнены на русском языке.
2. Требования к эргономическим характеристикам
2.1. Требования к организации диалога
- Возможность измерить секундомером время отклика на 20 элементарных запросов (нажатие на кнопки управления, воздействие на активные зоны, перемещение по структуре в конец, на начало и в середине ЭИ ОН, ввод пользовательской информации в диалоговом режиме и получение ответа); определить среднее время отклика.
- Возможность измерить секундомером время выполнения итоговых вычислительных операций, вывода видеофрагментов, 3D графических изображений, анимационных эффектов (при наличии таковых); определить среднее время выполнения процедур.
- Возможность в ходе работы с ЭИ ОН визуально убедиться в наличии инструкций и/или подсказок
(желательно наличие всплывающих подсказок указателя) .
- Возможность убедиться в работоспособности клавиатуры при работе с ЭИ ОН (непосредственным вводом с клавиатуры в поля ввода пользовательской информации проверить функционирование кириллицы, проверить работоспособность клавиш, указанных разработчиком ЭИ ОН в качестве управляющих).
2.2. Требования к визуальной среде
- Возможность определить полное время работы пользователя с ЭИ ОН и время его работы с ЭИ ОН в
агрессивной среде на основе следующих критериев: визуальная среда нормальная; использование раз-
нообразной цветовой палитры; наличие не менее 4 однотипных объектов (при большом количестве объектов); использование линий разной толщины; визуальная среда агрессивная; имеется поле, в котором отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено; имеется поле, в котором расположены однотипные объекты.
- Возможность определить процентное соотношение установленных времен работы пользователя.
2.3. Требования к формату текста и параметрам знаков
- Возможность визуально установить постоянство используемых цветов при отработке операций диалогового режима (например, красный цвет - экстренная информация или сбой, желтый - внимание или слежение, зеленый - разрешение, синий - ожидание).
- Возможность визуально определить наименьший шрифт и оценить его высоту при помощи штангенциркуля.
- Для используемых в ЭИ ОН шрифтов при помощи штангенциркуля возможность определить высоту и ширину знаков; вычислить их отношение (при большом количестве шрифтов в ЭИ ОН проанализировать не менее 7 шрифтов); определить среднее значение отношения ширины знака к его высоте.
- Для используемых в ЭИ ОН шрифтов при помощи штангенциркуля возможность определить высоту
знаков и расстояние между словами; вычислить их отношение (при большом количестве шрифтов в ЭИ ОН
проанализировать не менее 7 шрифтов); определить среднее значение отношения расстояния между сло-
вами к высоте знака.
- Для 10 фрагментов, находящихся в различных участках ЭИ ОН, при помощи штангенциркуля возможность определить высоту знаков и расстояние между строками; вычислить их отношения; определить среднее значение отношения расстояния между строками к высоте знака.
- Возможность визуально устанавливаются 10 наиболее длинных строк с малой высотой знака и производится непосредственный подсчет количества в них знаков.
2.4. Уровень реализации технологии мультимедиа
- Наличие фото и видео фрагментов.
- Наличие компьютерной графики (2D, 3D графики, эффектов анимации).
- Наличие звукового сопровождения.
2.5. Требования к звуковым характеристикам
- Отсутствие "зависаний" звука, посторонних шумов и помех.
- Возможность регулировки уровня громкости звука средствами ЭИ ОН и работоспособности соответствующих элементов управления.
- Возможность раздельной регулировки основного и фонового звукоряда и работоспособности соответствующих элементов управления.
3. Требования к содержательно-педагогическим характеристикам
3.1. Область применения
- возможность выявления ориентации ЭИ ОН на определенную (ые) предметную (ые) область (и).
- Возможность определения фактического возраста возможных пользователей ЭИ ОН (обучаемых) .
- Возможность определения методического типа ЭИ ОН.
3.2. Педагогическая целесообразность
- Соответствие издания документам Правительства РФ, Министерства образования РФ, определяющим цели и задачи образования.
- Соответствие издания регламентируемым Министерством образования РФ учебным планам, нормативным требованиям и иным документам.
- Соответствие основным дидактическим принципам научности, доступности и т.д.
- Полнота форм представления материала (аудио, видео, анимация, графика, таблицы) .
3.3. Соответствие возрастным особенностям обучаемых
- Соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых.
- соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет
наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала.
- Приемлемость требований к уровню технической подготовки обучаемых.
3.4. Возможность вариативности образования
- Наличие нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала.
- Наличие возможности изменения последовательности подачи учебного материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения.
- Наличие разнообразных средств ведения диалога: вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.
3.4. Учет психолого-педагогических требований
- Возможность использования развивающих компонент в обучении.
- Наличие способов активизации познавательной деятельности.
- Наличие способов формирования опыта самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков.
3.5. Методическая состоятельность продукта
- Наличие методической поддержки ресурса (семинары, публикации, система подготовки учителей, Интернет-поддержка и др.) .
- Наличие автоматической системы отслеживания объема изученного материала с идентификацией пользователя (протокола хода занятий) .
- Наличие комплекта методических материалов (для учителя, для учителя и ученика, для ученика) .
- Наличие методических приёмов закрепления знаний в области учебного материала, умений, навы-
ков .
- Наличие промежуточных и/или итоговых форм контроля усвоения материала.
В заключение следует сказать, что в Институте информатизации образования РАО впервые в России создана и функционирует Система добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН). Система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации продукции и обеспечивает независимую квалифицированную оценку ее соответствия требованиям действующих педагогико-эргономических стандартов и технических условий.
В Системе АПИКОН предусматривается сертификация следующих образцов продукции:
- электронные издания образовательного назначения;
- электронные средства учебного назначения;
- прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением;
- учебно-методические комплексы, включающие электронные издания образовательного назначения и электронные средства учебного назначения;
- информационная сеть образовательного учреждения;
- распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальных сетей;
- комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ);
- учебное лабораторное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ;
- автоматизированные рабочие места пользователя (работника образовательного учреждения);
- видеомониторы для КУВТ.
Заявителям, продукция которых успешно прошла испытания, выдается сертификат и разрешение на применение знака соответствия. При этом, надо отметить, что сертификат - одно из подтверждений качества продукции и эффективное средство содействия потребителю в ее выборе. Наличие сертификата повышает конкурентоспособность продукции на рынке и подтверждает возможность эффективного ее использования в образовательных учреждениях. Знак соответствия (голографического исполнения) - обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии продукции установленным требованиям. Сама процедура сертификации предполагает предоставление консультативных услуг в виде методических рекомендаций по доработке характеристик продукции заявителя до требуемого уровня.