Исследование функционального состояния лыжников-двоеборцев в пятницу показало, что исходный уровень исследуемого параметра составил 90%, что на 20% больше по сравнению аналогичного показателя в четверг. Сразу после завершения учебно-тренировочного занятия функциональное состояние спортсменов снизилось с исходных значений до 30%, при этом средняя активность спортсменов в этот раз составила 2300 у.е. Тем не менее, к пятнице отчетливо наблюдалась тенденция более активного восстановления спортсменов от занятия к занятию по сравнению с результатами начала и середины недели.
Анализ данных, полученных в субботу, показал, что исходный уровень функционального состояния лыжников-двоеборцев в этот день равнялся 50%, что на 40% меньше по сравнению с аналогичным показателем пятницы. После завершения тренировочного занятия значения функционального состояния снизились до 20%, тогда как активность спортсменов во время тренировки составила 1500 у.е.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что исследуемый микроцикл подготовки имеет два дня пиковых нагрузок (понедельник и пятница) с максимальным уровнем тренировочной нагрузки, два регулировочных дня (среда и суббота) с минимальным уровнем нагрузки и два дня (вторник и среда) с нагрузкой среднего уровня. При этом динамика функционального состояния спортсменов планомерно снижается с понедельника по среду, после чего наблюдается повышение данного показателя к пятнице. Однако полученные данные нуждаются в дальнейшем исследовании и сопоставлении с результатами соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зебзеев, В.В. Методика контроля и оценка функционального состояния дзюдоистов-юниоров / В.В. Зебзеев // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 8. - С. 75-77.
2. Зебзеев, В.В. Анализ состава тела прыгунов на лыжах с трамплина / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Паралимпийское движение в России на пути к Сочи-2014: проблемы и решения : сб. материалов научно-практической конференции / С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -СПб., 2013. - С. 40-44.
REFERENCES
1. Zebzeev, V.V. (2012), "Control and evaluation of the functional state of judo junior", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 75-77.
2. Zebzeev, V.V. and Zdanowich, O.S. (2013), "Body composition analysis Ski jumper", Collection of materials science and practical conference "The Paralympic Movement in Russia towards Sochi 2014: Problems and Solutions ", publishing house "SPbNIIFK", St. Petersburg, pp. 40-44.
Контактная информация: zebzeev85@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.12.2014.
УДК 796.853.23
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ-ЮНИОРОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Артем Фанавиевич Зекрин, аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК), г. Чайковский
Аннотация
Цель исследования заключается в научно-методическом и теоретическом обосновании методики технико-тактической подготовки дзюдоистов разных весовых групп на этапе спортивного совершенствования с учетом индивидуально-типологического подхода. Проведено исследование
состава тела дзюдоистов-юниоров, в результате которого было выявлено, что дзюдоисты, в зависимости от их принадлежности к конкретной весовой группе, характеризуются различными значениями показателей: внутриклеточной воды, массы жира, общего количества воды в организме, массы мягких нежирных тканей, безжировой массы, массы скелетных мышц, а также массы минералов. Полученные данные о морфологических особенностях тела дзюдоистов позволили разработать алгоритмизированную схему методики, направленной на совершенствование технико-тактической подготовленности дзюдоистов разных весовых групп.
Ключевые слова: морфологические показатели, методика технико-тактической подготовки, дзюдоисты-юниоры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p78-83
TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF THE JUDOKAS-JUNIORS BASED ON THE INDIVIDUAL TYPOLOGICAL APPROACH
Artem Fanavievich Zekrin, the post-graduate student, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky city
Annotation
The purpose of the study is scientifically methodical and theoretical justification of the methods for the technical and tactical training of the judo athletes of the different weight groups at the stage of sports perfection taking into account the individually typological approach. The study of the body composition of the junior judokas has been conducted, in which it was revealed that judokas, depending on their particular weight group, are characterized with the different values of indicators: intracellular water, fat mass, total body water, lean soft tissue mass, fat-free mass, skeletal muscle mass, and the mass of minerals. The data on the morphological characteristics of the judokas body allowed developing the algorithmic methodology pattern aimed at improving the technical and tactical training of the different weight groups' judokas.
Keywords: morphological parameters, methods of technical and tactical training, judokas-juniors.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день большинство специалистов по борьбе дзюдо рассматривают техническую и тактическую подготовку, как два неразрывно связанных друг с другом процесса. Техника является основным инструментом, средством тактики, необходимым условием для решения тактических задач. В связи с этим тактическое мастерство определяется тем техническим арсеналом, которым владеет борец. Чем выше и разнообразнее техническое мастерство борца, чем из большего числа исходных положений он способен выполнять свои коронные приёмы, тем легче ему выбрать благоприятный момент для атаки и тем разнообразнее его тактика. Актуальность темы данного исследования определяется тем, что технико-тактическая подготовка борцов на этапе спортивного совершенствования и на последующих этапах многолетней подготовки является одним из важнейших аспектов в достижении высокого спортивного результата на соревнованиях.
Одним из решений данной проблемы, на наш взгляд, может стать поиск более эффективных методик работы с борцами в возрасте 17-19 лет. В рассматриваемом возрасте закладывается и формируется фундамент разносторонней физической, технической, тактической и психологической подготовки, на основе которого в дальнейшем спортсмены добиваются результата на соревнованиях. Возраст 17-19 лет является юниорским, поэтому от качества проведенной подготовки в этот период во многом будет зависеть дальнейшая адаптация и переход дзюдоистов-юниоров к взрослому спорту [1].
Вместе с тем, необходимо отметить, что в современной научной литературе и в спортивной практике отсутствуют данные об использовании методик подготовки дзюдоистов, основанных на учете индивидуально-типологического подхода [2].
Цель исследования: научно-методическое и теоретическое обоснование методики технико-тактической подготовки дзюдоистов разных весовых групп на этапе спортивно-
го совершенствования с учетом индивидуально-типологического подхода.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведено экспериментальное исследование состава тела дзюдоистов-юниоров, представляющих разные весовые группы. Исследование проводилась на базе Чайковского государственного института физической культуры. В исследовании приняли участие 45 дзюдоистов 17-19-летнего возраста, имеющие спортивную квалификацию 1 разряд, КМС и МС. При этом все борцы были разделены на три весовые группы по 15 человек в каждой («легковесы» (60, 66 кг), «средневесы» (73, 81 кг) и «тяжеловесы» (90, 100, +100 кг)).
Для оценки функционального состояния применялись метод вариабельности сердечного ритма и метод кардиоинтервалометрии, реализованные в АПК «ОМЕГА-С2».
Для выявления антропометрических и морфологических особенностей дзюдоистов использовались: метод мультичастотного анализа биоэлектрического сопротивления (В1А) (1пВоау 720).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Применение профессионального анализатора состава тела InBody 720 позволило получить следующие результаты оценки состава тела исследуемых дзюдоистов, которые показаны на рисунке 1 [3].
"Легковесы"
"СрвднеяегьГ
"Тяжеловесы'
Примечание: уровни: 5 - высокий; 4— выше среднего; 3 - средний; 2 - ниже среднего; 1 - низкий.
Рисунок 1. Анализ состава тела дзюдоистов-юниоров, представляющих разные весовые группы
«Средневесы» характеризуются средними значениями показателей внутриклеточной воды (27,5 л), массой жира (9,5 кг), общим количеством воды в организме (42 л), массой мягких нежирных тканей (56,3 кг), безжировой массы (61,5 кг) и массы скелетных мышц (36,5 кг), при значениях массы белков (13,8 кг), массы минералов (4,9 кг) выше среднего уровня и значениями внеклеточной воды (14,7 л), соответствующими уровню «ниже среднего».
«Тяжеловесы» характеризуются высоким уровнем содержания в организме массы белков (18,9 кг), мягких не жировых тканей (65,6 кг), безжировой массы (72,4 кг), при этом показатели массы жира (13,6 кг), массы скелетных мышц (42,4 кг), внутриклеточной (31,9 л) и внеклеточной (18,9 л) воды, массы минералов (5,2 кг) и общего количества воды в организме (50,8 л) соответствуют значениям уровня «выше среднего».
«Легковесы» характеризуются низкими значениями показателей общего содержания воды в организме (33,3 л) и количества внеклеточной воды (10,6 л), тогда как значе-
НнугриК л еТОЧНЯЯ
А;". V":
М.: ( .] скелетных
мышц
Безжииован массу
Масса мягкил н еж ироьых тканей
■■. Внеклеточная впдл
'■¡.К..; белков
Масса Л1Н неиолов
О&щее содержание водь]-е организме
Масса жира
ния показателей массы белков (13,5 кг) и минералов (4,8 кг) соответствуют уровню «выше среднего», при значениях внутриклеточной воды (22,7 л), массы мягких не жировых тканей (51,5 кг), массы жира (6,7 кг), безжировой массы (55,3) и массы скелетных мышц (30,6 кг) ниже средней.
Рисунок 2. Алгоритмизированная блок-схема методики технико-тактической подготовки дзюдоистов разных весовых групп на основе индивидуально-типологического подхода
Исходя из результатов проведенной диагностики состава тела дзюдоистов, была разработана алгоритмизированная блок-схема методики технико-тактической подготовки для дзюдоистов разных весовых групп на основе индивидуально-типологического подхода (см. рис. 2), которая включала следующую последовательность действий:
1. Оценка индивидуальных характеристик спортсмена: морфологические и антропометрические особенности, СФП, технико-тактические показатели и функциональные возможности организма спортсменов, представляющих различные весовые группы.
2. Разделение конкретных спортсменов на весовые группы: «легковесов», «средневесов», «тяжеловесов»).
3. Формирование общей цели и конкретных задач подготовки; разработка общего тренировочного плана. Общий тренировочный план основывается на подборе и характе-
ре воздействия средств подготовки, а также их планировании по объему, интенсивности и направленности.
4. Индивидуализация тренировочных планов в зависимости от весовой группы. Индивидуализированные тренировочные планы построены на основании полученной информации об антропометрических и морфологических особенностях организма, исходном уровне функционального состояния спортсмена, его сильных и слабых технико-тактических характеристиках.
5. Реализация тренировочных планов по микро-, мезо- и макроциклам подготовки. Тренировочный план включает в свое содержание количество микроциклов, мезо-циклов, макроциклов подготовки и сроки их реализации.
6. Мониторинг динамики спортивной формы по микроциклам. Анализ данных индивидуального мониторинга функционального состояния спортсменов и технико-тактической подготовленности позволяет производить оперативную коррекцию объема и интенсивности тренировочной нагрузки.
7. Оперативный контроль эффективности реализации тренировочных программ. Контроль эффективности осуществляется при помощи индивидуального наблюдения (мониторинга) за основными антропометрическими, морфологическими, технико-тактическими и функциональными показателями подготовленности спортсменов, что позволяет производить оперативную коррекцию объема и интенсивности тренировочной нагрузки.
8. Коррекция тренировочных программ в случае несоответствия фактического тренировочного эффекта с запланированным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время большинство специалистов по спортивной борьбе подразделяют всех борцов на следующие весовые группы: «легковесы», «средневесы», «тяжеловесы». Имеется необходимость разработки унифицированных методик подготовки дзюдоистов, учитывающих весовые группы спортсменов.
Было выявлено, что дзюдоисты, находящиеся в разных весовых группах характеризуются различными значениями ряда показателей: внутриклеточной воды, массы жира, общего количества воды в организме, массы мягких нежирных тканей, безжировой массы, массы скелетных мышц, а также массы минералов.
Полученные данные о морфологических и антропометрических особенностях тела дзюдоистов позволили разработать алгоритмизированную схему методики, направленной на совершенствование технико-тактической подготовленности дзюдоистов разных весовых групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зебзеев, В.В. Особенности подготовки дзюдоистов-юниоров разных стилей ведения соревновательного поединка / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Образование и здравоохранение». - 2013. - № 1. - С. 3847.
2. Зебзеев, В.В. Анализ функционального состояния дзюдоистов-юниоров / В.В. Зебзеев // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 8. - С. 75-77.
3. Зебзеев, В.В. Анализ состава тела дзюдоистов-юниоров, представляющих разные стили ведения соревновательного поединка / В.В. Зебзеев, Ф.Х. Зекрин, О.С. Зданович // Наука и спорт : современные тенденции. - 2014. - № 3. - С. 69-74.
REFERENCES
1. Zebzeev, V.V. and Zdanowich, O.S, (2013), "Features judo training juniors different style of competitive matches", Bulletin of Chelyabinsk State University. A series of "Education and health care", No. 1, pp. 38-47.
2. Zebzeev, V.V. (2012), "Analysis of the functional state of judoka junior", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 75-77.
3. Zebzeev, V.V. Zekrin, F.H. and Zdanowich, O.S. (2014), Body composition analysis junior judoka representing different styles of conducting competitive match, Science and Sports: current trends, No. 3, pp. 69-74.
Контактная информация: zekrin_artem@mail.ru
Статья поступила в редакцию 10.12.2014.
УДК 378
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Наталья Владимировна Золотых, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Дина Ивановна Нестеренко, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный сельскохозяйственный университет
Аннотация
Исследуется методика оценки учебных достижений студентов на основе модульно-рейтингового подхода и определяется ее влияние на качество обучения в вузе. Определены основные принципы, которые делают ее более эффективной. Разработана технология изучения модуля.
Ключевые слова: методика, качество образования, рейтинг, модуль.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p83-87
METHODOLOGY FOR THE EVALUATION OF EDUCATIONAL STUDENTS' ACHIEVEMENTS, IMPROVING THE QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING
Natalya Vladimirovna Zolotykh, the candidate of pedagogic sciences, Department chairman,
Dina Ivanovna Nesterenko, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Volgograd State Agrarian University
Annotation
The methodology for the evaluation of educational students' achievements is investigated on the basis of the module-rating approach and its impact on the quality of education is determined. The main principles making this methodology more effective are defined. The technology for the module learning has been developed.
Keywords: methodology, education quality, rating, module.
В настоящее время общество предъявляет серьезные требования к качеству высшего профессионального образования. Современные педагогические исследования изучают пути и средства повышения качества высшего профессионального образования. Рассматривая «качество образования» как качество образовательного процесса, можно сказать, что это понятие отражает уровень соответствия выпускника вуза определенных норм, т.е. стандартам, определяющим тот минимум квалификации, без которого специалист не может состояться. Для повышения качества образования необходимо пересмотреть все основные компоненты педагогического процесса и проанализировать их потенциал.
Важнейшей особенностью внутривузовской системы качества подготовки специалистов является процесс перехода от внешнего контроля к внутреннему на всех уровнях, в том числе и от внешнего контроля преподавателей до самоконтроля студентов.
Основная задача в работе со студентами состоит в создании условий для воспитания у них ответственности за процесс и результат своего труда, за высокий уровень каче-