Научная статья на тему 'Технико-педагогическое обоснование разработки электронных образовательных ресурсов на основе проективно-рекурсивного подхода'

Технико-педагогическое обоснование разработки электронных образовательных ресурсов на основе проективно-рекурсивного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ТЕХНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / APPROACHES TO CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринберг Г.М., Николаева Ю.С., Хегай Л.Б.

Рассмотрены основные направления работы по созданию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательных организациях. Предложено проводить технико-педагогическое обоснование принимаемых при создании ЭОР решений, а для разработки ЭОР применять проективно-рекурсивный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND PEDAGOGICAL JUSTIFICATION OF USE OF PROJECTIVE AND RECURSIVE TECHNOLOGY TO DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

In article the main areas of work on creation of the electronic educational resources (EER) in the educational organizations are considered. It is offered to carry out technical and pedagogical justification of the decisions made during creation by EER, and to apply projective and recursive approach to development of EER.

Текст научной работы на тему «Технико-педагогическое обоснование разработки электронных образовательных ресурсов на основе проективно-рекурсивного подхода»

Решетневские чтения. 2018

УДК 378.14

ТЕХНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНО-РЕКУРСИВНОГО ПОДХОДА

Г. М. Гринберг1*, Ю. С. Николаева2, Л. Б. Хегай2

1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 ^Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. им. Ады Лебедевой, 89 Е-шаП: grinberg_gm@mail.ru

Рассмотрены основные направления работы по созданию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательных организациях. Предложено проводить технико-педагогическое обоснование принимаемых при создании ЭОР решений, а для разработки ЭОР применять проективно-рекурсивный подход.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, технико-педагогическое обоснование создания.

TECHNICAL AND PEDAGOGICAL JUSTIFICATION OF USE OF PROJECTIVE AND RECURSIVE TECHNOLOGY TO DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

G. M. Grinberg1*, Yu. S. Nikolaeva2, L. B. Hegay2

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 2Astafyev Krasnoyarsk state pedagogical university 89, Ada Lebedeva Str., 660049, Krasnoyarsk, Russian Federation ^-mail: grinberg_gm@mail.ru

In article the main areas of work on creation of the electronic educational resources (EER) in the educational organizations are considered. It is offered to carry out technical and pedagogical justification of the decisions made during creation by EER, and to apply projective and recursive approach to development of EER.

Keywords: electronic educational resources, approaches to creation

По мнению В. В. Кольги [1] уникальность учебного профиля аэрокосмического образования накладывает особые требования на ее педагогическую модель. Приоритетной задачей такой модели представляется педагогическая концепция, которая помимо учета тенденций современного развития аэрокосмического сегмента профессиональной деятельности, должна также учитывать большую степень дифференциации факторов, определяющих современную мировую педагогическую науку.

К одному из основных направлений в развитии мировой образовательной системы относится ее информатизация.

Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования - электронное образование (е-1еагт^), т. е. обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы [2].

С применением и созданием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые позволяют управлять самостоятельной работой студентов на принципиально новом организационном уровне, связаны перспективы развития различных технологий обучения [3].

В настоящее время проведенный О. В. Насс [4] анализ практики создания ЭОР происходит по двум направлениям.

Первое направление заключается в создании ЭОР коллективами разработчиков, в том числе и специалистами в области информатики.

Второе направление предполагает разработку авторских ЭОР преподавателями для использования их при в своей педагогической деятельности. Однако коллективные разработки зачастую не могут удовлетворять потребности преподавателей в ЭОР для реализации авторских методик преподавания, а создание ЭОР преподавателями вузов, не имеющими специального образования в области информатики, в большинстве случаев не в полной мере отвечает современным требованиям.

Создание качественных авторских ЭОР, удовлетворяющих дидактическим, психолого-педагогическим, методическим, дизайн-эргономическим, техническим и технологическим требованиям зависит от многих факторов. Среди этих факторов выделим: педагогическую цель, раскрываемую тематику (техническая значительно отличается от гуманитарной), глубину знания разработчиками теоретического материала дисциплины, имеющиеся у них средства (мате-

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

риально-технические, финансовые), технические, технологические, методические навыки в разработке ЭОР и т. д.

При разработке проекта создания ЭОР необходимо педагогически обосновать образовательные цели ЭОР. Важно также определиться с необходимыми техническими и программными средствами, а также технологическими приемами реализации ЭОР при имеющихся финансовых, материально-технических, кадровых, временных или других ограничениях. Качественному решению всех этих вопросов может способствовать технико-педагогическое обоснование (ТПО) проекта создания ЭОР.

Под ТПО проекта создания ЭОР будем понимать выводы о педагогической целесообразности и эффективности ЭОР, его технической пригодности и реализуемости. Технико-педагогическое обоснование должно вестись на всех этапах реализации проекта в направлении анализа эффективности принимаемых решений, обоснованного выбора возможных вариантов, рациональных путей и способов осуществления запланированного.

При составлении ТПО внимательно изучаются и учитываются самые различные факторы, имеющие прямое или косвенное влияние на процесс разработки ЭОР. Технико-педагогическое обоснование составляется именно для того, чтобы можно было просчитать результаты создания ЭОР, увидеть все возможные проблемы этого процесса. подобрать необходимые средства, правильно организовать деятельность коллектива разработчиков ЭОР.

Как отмечалось выше, разработка ЭОР является сложной задачей, зачастую требующая от разработчиков не только хорошего знания учебного материала, но и специфических познаний в области программной реализации ЭОР. Отсутствие таких познаний может стать для большинства преподавателей непреодолимым препятствием при создании ЭОР.

Авторам тезисов представляется, что одним из продуктивных способов создания ЭОР в такой ситуации является их проектирование и разработка в условиях межвузовской кооперации на основе проектив-но-рекурсивной технологии [5]. В этом случае к созданию ЭОР могут быть привлечены участники, обладающие необходимыми для создания качественного ЭОР компетенциями.

В создании ЭОР могут принимать участие и студенты. В этом случае удается не только эффективно создавать высококачественные обучающие средства, но и организовывать образовательную деятельность субъектов образования, направленную на решение проблемы повышения качества профессиональной подготовки этих субъектов.

Библиографические ссылки

1. Кольга В. В. Предпосылки формирования интегрированной системы аэрокосмического образования // Применение новых технологий в образовании :

материалы XV Междунар. конф. (29-30 июня 2004, г. Троицк). Троицк, 2004. С. 77-78.

2. Башмачников А. И., Башмачников И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М. : Филинъ, 2003. 616 с.

3. Бужинская Н. В. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения программированию будущих учителей информатики // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Ме-ждунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2012. С. 199-202.

4. Насс О. В. Теоретико-методические основания формирования компетентности преподавателей в области создания электронных образовательных ресурсов на базе адаптивных инструментальных комплексов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 ; [Место защиты: Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования]. М., 2013. 374 с.: ил. РГБ ОД, 71 15-13/66 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/ teoria-vospitania/teoretiko-metodicheskie-osnovanija-for-mirovanija-kompetentnosti-prepodavatelej-v.html (дата обращения: 13.09.2018).

5. Гринберг Г. М., Николаева Ю. С., Хегай Л. Б. Проективно-рекурсивная технология разработки электронных образовательных ресурсов на основе кластерного подхода // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 36-48.

References

1. Kol'ga V. V. Predposylki formirovaniya integriro-vannoj sistemy aehrokosmicheskogo obrazovaniya / Materialy XV Mezhdunarodnoj konferencii "Primenenie novyh tekhnologij v obrazovanii" (29-30 iyunya 2004 g., g. Troick, Moskovskoj oblasti). Р. 77-78.

2. Bashmachnikov A. I., Bashmachnikov I. A. Razra-botka komp'yuternyh uchebnikov i obuchayushchih sistem. M. : Filin, 2003. 616 р.

3. Buzhinskaya N. V. Primenenie ehlektronnyh obra-zovatel'nyh resursov v processe obucheniya programmi-rovaniyu budushchih uchitelej informatiki // Pedagogika: tradicii i innovacii: mater. II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, oktyabr' 2012 g.). Chelyabinsk : Dva komsomol'ca, 2012. Р. 199-202.

4. Nass O. V. Teoretiko-metodicheskie osnovaniya formirovaniya kompetentnosti prepodavatelej v oblasti sozdaniya ehlektronnyh obrazovatel'nyh resursov na baze adaptivnyh instrumental'nyh kompleksov: dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.02 [Mesto zash-chity: In-t informatizacii obrazovaniya Ros. akad. obrazovaniya]. Moskva, 2013. 374 s.: il. RGB OD, 71 15-13/66. Available at: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/ teoretiko-metodicheskie-osnovanija-formirovanija-kom-petentnosti-prepodavatelej-v.html (accessed: 13.09.2018).

5. Grinberg G. M., Nikolaeva YU. S., Hegaj L. B. Proektivno-rekursivnaya tekhnologiya razrabotki ehlektronnyh obrazovatel'nyh resursov na osnove klaster-nogo podhoda // Vestnik KGPU im. V. P. Astafeva. 2017. № 4 (42). Р. 36-48.

© Гринберг Г. М., Николаева Ю. С., Хегай Л. Б., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.