Научная статья на тему 'Технико-экономическое обоснование организации ремонта крупногабаритных шин, эксплуатируемых на горных предприятиях'

Технико-экономическое обоснование организации ремонта крупногабаритных шин, эксплуатируемых на горных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
407
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОХОДНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / SELF-PROPELLED DIESEL EQUIPMENT / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / BREAK-EVEN POINT / ХОДИМОСТЬ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН / GIANT TIRE LIFE / СТРУКТУРА ЗАТРАТ / COST STRUCTURE / ШИНОРЕМОНТНАЯ МАСТЕРСКАЯ / TIRE REPAIR SHOP

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Чемезов Александр Владимирович, Конюхов Владимир Юрьевич, Зимина Татьяна Игоревна

Рассматривается эффективность организации ремонтов крупногабаритных шин самоходного дизельного оборудования, эксплуатируемых в подземных условиях на горных предприятиях. Описан технологический процесс восстановления крупногабаритных шин, указано количество крупногабаритных шин, которое ежегодно приобретает предприятие для успешного функционирования рудников, и рассчитан фактический экономический эффект при проведении восстановления крупногабаритных шин. Далее описывается метод определения ходимости шин после восстановительных процессов и осуществляется расчет точки безубыточности с помощью проведения опытно-промышленных испытаний в условиях действующих рудников. Экономический анализ организации ремонта восстановления крупногабаритных шин в условиях данных рудников показал наличие недостаточной ходимости шин после восстановления, вместе с тем повторное применение на руднике восстановленных КГШ позволяет сократить закуп и поставку новых шин на четверть процента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Чемезов Александр Владимирович, Конюхов Владимир Юрьевич, Зимина Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEASIBILITY STUDY FOR ORGANIZATION OF REPAIR TRUCK TIRES USED ON MOUNTAIN ENTERPRISES

The article deals with the effectiveness of giant tire repair organization for self-propelled diesel equipment operating in underground conditions of mining enterprises. To discuss this issue in more details the authors describe a technological process of giant tires retreading, specify the number of giant tires annually purchased by the enterprise to ensure successful operation of mines. An actual economic effect from giant tire retreading is calculated as well. Next, the method determining tire life after the restoration is described and a break-even point is calculated with the application of pilot tests under condition of operating mines. Economic analysis of the organization of repair restoration of large-sized tires in the conditions of mine the data showed the presence of a lack of divergence tires after recovery, at the same time re-use at the mine recovered heavy tires reduces the purchase and delivery of new tires to a quarter percent.

Текст научной работы на тему «Технико-экономическое обоснование организации ремонта крупногабаритных шин, эксплуатируемых на горных предприятиях»

Транспорт

Выводы

На рис. 2 представлен результат одного из оптимизационных экспериментов, в котором ограничивающими параметрами являлись количество приемо-отправочных путей станции, интервал прибытия поездов и количество станционных локомотивов. Результатами экспериментальных репликаций модели при прочих равных исходных данных моделирования стала возможность отправления 6 поездов при загрузке маневровых локомотивов и приемоотправочных путей не более 85 % и рабочем парке вагонов, не превышающем 140 вагонов в соответствии с расчетами перерабатывающей способности мест одновременной погрузки-выгрузки вагонов. Для этих условий должны быть выполнены следующие требования по технической оснащенности станции и оперативной работе:

1) количество приемо-отправочных путей - 7;

2) количество локомотивов - 2;

3) интервал прибытия поездов - 350 мин.

Таким образом, в современных условиях возрастает роль точных методов расчета основных параметров железнодорожных станций. Технологические и экономические показатели работы станций непосредственно зависят от технической структуры и технологии работы, которые, в свою очередь, не могут не изменяться при изменении транспортных потоков. Динамичность ситуации требует оперативных решений по нахождению рационального технического оснащения, соответствующего текущему поездо- и вагонопотоку, ра-

циональной технологии работы, а также оценки последствий изменений в структуре и технологии работы станции. Оптимальные значения исследуемых параметров возможно получить методом имитационного моделирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Союза ССР № 306. М. : Транспорт, 1985.

2. Маслов A.M. Технико-технологические параметры функционирования грузовых станций железнодорожного транспорта в условиях стохастического характера вагоно-потока : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Екатеринбург, 2009.

3. Казаков А.Л., Маслов A.M. Построение имитационной модели входящего на грузовую станцию вагонопотока // Транспорт Урала. 2009. № 2 (21). С. 17-21.

4. Псеровская Е.Д., Кагадий И.Н. Исследование системы «грузовая станция - путь необщего пользования» с использованием имитационной модели // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2015. № 4. С. 4-6.

5. Псеровская Е.Д., Кагадий И.Н. Моделирование грузовой работы станции во взаимодействии с путями необщего пользования // Известия Транссиба. 2016. № 1 (25). С. 91-96.

УДК 658.58 Чемезое Александр Владимирович,

зам. генерального директора - главный инженер «Норилъскникелъремонт», тел. 89135044136, e-mail: [email protected] Конюхов Владимир Юрьевич,

..........................профессор кафедры управления промышленными предприятиями, ИРНИТУ,

.........................тел. 89025107663, e-mail: [email protected]

Зимина Татьяна Игоревна, ассистент кафедры управления промышленными предприятиями, ИРНИТУ,

тел. 89501200313, e-mail: [email protected]

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕМОНТА КРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

A. V. Chemezov, V. U. Konyuxov, T. I. Zimina

FEASIBILITY STUDY FOR ORGANIZATION OF REPAIR TRUCK TIRES USED ON MOUNTAIN ENTERPRISES

Аннотация. Рассматривается эффективность организации ремонтов крупногабаритных шин самоходного дизельного оборудования, эксплуатируемых в подземных условиях на горных предприятиях. Описан технологический процесс восстановления крупногабаритных шин, указано количество крупногабаритных шин, которое ежегодно приобретает предприятие для успешного функционирования рудников, и рассчитан фактический экономический эффект при проведении восстановления крупногабаритных шин. Далее описывается метод определения ходимости шин после восстановительных процессов и осуществляется расчет точки безубыточности с помощью проведения опытно-промышленных испытаний в условиях действующих рудников. Экономический анализ организации ремонта восстановления крупногабаритных шин в условиях данных рудников показал наличие недостаточной ходимости шин после восстановления, вместе с тем повторное применение

• •• • N • M I

Рис. 1. Разработка повреждения

на руднике восстановленных КГШ позволяет сократить закуп и поставку новых шин на четверть процента.

Ключевые слова: самоходное дизельное оборудование, точка безубыточности, ходимость крупногабаритных шин, структура затрат, шиноремонтная мастерская.

Abstract. The article deals with the effectiveness of giant tire repair organization for self-propelled diesel equipment operating in underground conditions of mining enterprises. To discuss this issue in more details the authors describe a technological process of giant tires retreading, specify the number of giant tires annually purchased by the enterprise to ensure successful operation of mines. An actual economic effect from giant tire retreading is calculated as well. Next, the method determining tire life after the restoration is described and a break-even point is calculated with the application of pilot tests under condition of operating mines. Economic analysis of the organization of repair restoration of large-sized tires in the conditions of mine the data showed the presence of a lack of divergence tires after recovery, at the same time re-use at the mine recovered heavy tires reduces the purchase and delivery of new tires to a quarter percent.

Keywords: self-propelled diesel equipment, break-even point, giant tire life, cost structure,; tire repair shop.

Введение

Добыча, отгрузка и доставка горной массы для дальнейшей переработки в подземных условиях на рудниках осуществляется в основном с помощью самоходного дизельного оборудования.

В рамках технического обслуживания и ремонта самоходного дизельного оборудования (далее - СДО) производится замена крупногабаритных шин. С целью увеличения ходимости шин и более тщательного подхода к их замене на базе специализированного шахто-ремонтного управления организовали шиноремонтную мастерскую.

Крупногабаритная шина (далее - КГШ) представляет собой пневматическую шину с шириной профиля от 350 мм (14 дюймов) до 660 мм (26 дюймов) включительно, независимо от посадочного диаметра.

Технологический процесс

Прежде чем приступить к ремонту КГШ, был изучен технологический процесс ее восстановления и выбраны соответствующее оборудование и материалы. процесс восстановления КГШ несколько этапов:

1. Отбор шины для (определение общего состояния каркаса для решения вопросов по технической возможности и экономической целесообразности ремонта).

2. Обработка места повреждения: зачистка, удаление поврежденных нитей корда (рис. 1).

3. Измерение повреждения, выбор подходящего пластыря.

4. Заполнение повреждения ремонтным материалом (рис. 2).

5. Вулканизация места ремонта (рис. 3).

6. Установка пластыря (рис. 4).

7. Припрессовка пластыря с помощью нагревательных плит вулканизатора.

8. Контроль качества ремонта (поиск наличия отслоений или других дефектов, возникших в

Рис. 3. Вулканизация поврежденного места результате вулканизации^ термопрессом

Технологический включает в себя

восстановления

ш

Wi

Рис. 2. Заполнение воронки повреждения сырой резиной

• •

Рис. 4. Установка пластыря

Восстановление рисунка протектора, шлифование места ремонта (рис. 5).

Длительность ремонта одной КГШ может достигать 72 часов.

Рис. 5. Шина после ремонта

Оснастка была подобрана таким образом, чтобы производителем был предоставлен план расстановки оборудования, размещения коммуникаций (электричество, сжатый воздух и т. д.), произведен шефмонтаж оборудования в цехе и организовано обучение ремонтного персонала [1, 2]. При этом использовалось следующее оборудование:

- вулканизатор «Термопресс ЕМ-1» для ремонта крупногабаритных шин (от 12.00-24 до 33.25-35). В вулканизатор встроен поворотно-

наклонный механизм, что дает возможность установить рабочий орган в любую позицию для выполнения работ;

- ремонтный штатив 3Р с канатным ручным приводом (г/п 1000 кг);

- подогреватель сырой резины (габариты 500x200 мм, мощность 160 Вт);

- вспомогательное оборудование и инструменты: ручной экструдер, ручная дрель, режущие и зачистные инструменты, пневмо- и ручные инструменты, пылесос, накладки, зажимы, пилы, щетки и т. д.

Количество закупленных КГШ в год для предприятий сырьевой базы приведено в табл. 1.

Отличительные особенности расчета ожидаемого экономического эффекта от организации ремонта КГШ в условиях специализированной шиноремонтной мастерской:

- стоимость перемещения шины в подземной части рудника в расчет не принимается, так как оно осуществляется хозяйственным способом;

- в инвестициях не учтены затраты на проектные и изыскательские работы, на строительство капитальных подземных горных выработок, монтаж дополнительного оборудования (вложения в приобретение оборудования составили 9,4 млн руб.);

- при оценке экономического результата не учитываются потери от простоя техники из-за шиномонтажных работ (время движения, ожидания и проведения шиномонтажных работ) [3-6].

Результаты расчета фактического экономического эффекта при восстановлении КГШ для СДО рудника с наименьшим износом и, соответственно, при меньшем количестве закупаемых шин (для рудника 4: шахты № 1, № 2) представлены в табл. 2.

Фактическая ходимость КГШ в шахте № 1 представлена на рис. 7, в шахте № 2 - на рис. 8.

При этом необходимо отметить, что эффективность восстановления изношенных КГШ СДО признана далеко не на всех предприятиях

Т а б л и ц а 1

Количество закупленных КГШ в год для предприятий сырьевой базы

Предприятие Количество КГШ Стоимость, млн руб. % КГШ, закупленных на каждый рудник, от общего количества приобретенных КГШ

Рудник 1 516 167,6 39

Рудник 2 296 123,7 23

Рудник 3 262 105,3 20

Рудник 4 230 95,3 18

Всего 1304 491,9 100

Примечание. Таблица составлена по экспертным данным специалистов ООО «Норильскникельремонт»

• •• ••• • • •••м«н****

Т а б л и ц а 2

Фактический экономический эффект при восстановлении КГШ для СДО рудника

№ Наименование показателя Ед. изм. Шахта № Шахта №

1 Средневзвешенная фактическая цена закупки 1 шины* тыс. руб. 253 597

2 Средневзвешенная фактическая ходимость шины в год (без учета ходимости после ремонта) моточас 863 1119

3 Расчетная стоимость моточаса новой шины (стр. 1 / стр. 2) тыс. руб./ моточас 0,29 0,53

4 Количество отремонтированных шин /доля от закупленных шин шт./% 22/25 45/32

5 Фактические затраты на 1 ремонт (с учетом шиномонтажных и транспортных услуг) тыс. руб. 18,4 73,7

6 Ходимость шины после ремонта моточас 115 436

7 Расчетная стоимость моточаса отремонтированной шины (стр. 5 / стр. 6) тыс. руб./ моточас 0,16 0,17

8 Экономический результат (снижение операционных затрат) ((стр. 3 - стр. 7) • стр. 4 • стр. 6) тыс. руб. 328,9 7 063,2

Примечания. 1. Расчетное количество шин, не включенных в закупку (стр. 8 / стр. 1): для шахты № 1 - 1,3, для шахты № 2 - 11,8. 2. Расчетная минимальная ходимость шины после ремонта (точка безубыточности) (стр. 5 / стр. 3): для шахты № 1 - 63 моточаса, для шахты № 2 - 139 моточасов. *Типоразмер КГШ 18.00-25 (шахта № 1); типоразмер КГШ 26.5-25 (шахта № 2)

Рис. 7. Фактическая ходимость КГШ в шахте № 1

сырьевой базы и, как показала практика, в значительной степени зависит от крепости добываемой горной породы и состояния подземных горных выработок. [7-15].

В более тяжелых и агрессивных условиях происходит, соответственно, более интенсивный износ и повреждение шин.

В связи с отсутствием статистических данных по количеству ремонтопригодных шин и их

ходимости после ремонта на рудниках 1, 2, 3 была рассчитана минимальная ходимость шины после ремонта (точка безубыточности), представленная в табл. 3.

Испытания проводились согласно «Программе опытно-промышленных испытаний» на рудниках 1, 2, 3 с учетом использования двух колес типоразмера 26,5*25 на каждом руднике в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года.

Рис. 8. Фактическая ходимость КГШ в шахте № 2

Т а б л и ц а 3

Минимальная ходимость шины после ремонта _

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. Рудники 1, 2, 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Средневзвешенная фактическая цена закупки 1 шины тыс. руб. 369

2 Средневзвешенная фактическая ходимость шины моточас 1329

3 Расчетная стоимость моточаса новой шины тыс. руб./ моточас 0,28

4 Расчетные затраты на 1 ремонт шины на поверхностной базе с учетом шиномонтажных и транспортных услуг (рис. 9) тыс. руб. 93,2

5 Расчетная минимальная ходимость шины после ремонта на поверхностной базе (точка безубыточности) (стр. 4 / стр. 3) моточас 333

6 Расчетные затраты на 1 ремонт шины в подземных условиях (с учетом шиномонтажных услуг) (рис. 10) тыс. руб. 108,1

7 Расчетная минимальная ходимость шины после ремонта в подземных условиях (точка безубыточности) (стр. 6 / стр. 3) моточас 386

Рис. 9. Структура затрат на один peí

Сводные результаты испытаний представлены в табл. 4.

Средняя наработка шины до полного износа в подземных производственных подразделениях

тт КГШ на поверхностной базе, тыс. руб.

составляет 1200-1500 моточасов.

Полученные результаты показали высокий процент (50 %) шин, эксплуатация которых прекращена ввиду наличия повреждений (прокол, разрыв,

амортизация доп.обор.; 9,3

услуга по замене колеса; 4,6

услуги на ремонт; 70,3

материалы; 23,9

Рис. 10. Структура затрат на один ремонт КГШ в подземных условиях, тыс. руб.

Т а б л и ц а 4

Наименование предприятия Серийный № шины Общая наработка, моточас Причина демонтажа

Рудник 1 F3M383078 87 Отслоение заплатки

F2M183332 122 Разрыв на заплатке

Рудник 2 F4R588149 148 Прокол по протектору

F3R183083 627 Полный износ

Рудник 3 F3Y181520 194 Разрыв на заплатке

F3Y181213 152 Прокол по боковине

отслоение) по месту выполненного ремонта, что не позволяет признать испытания положительными, а ремонт целесообразным и удовлетворяющим условиям эксплуатации данных рудников.

Заключение

Фактический экономический результат от ремонта КГШ рудника 4 за 2013 год составил 7,4 млн руб., отремонтировано 67 шин (29 % от закупленных шин), в том числе:

— по шахте № 1: 0,3 млн руб., отремонтировано 22 шин (25 % от закупленных шин);

— по шахте № 2: 7,1 млн руб., отремонтировано 45 шин (32 % от закупленных шин).

В связи с отсутствием статистических данных о количестве ремонтопригодных шин и их ходимости после ремонта на рудниках 1, 2, 3 произведен расчет минимальной ходимости шин после ремонта. Наиболее эффективным признан вариант, при котором фактическая ходимость шин после ремонта должна составлять не менее 333 моточасов (25 % к средневзвешенной фактической ходимости) для группы типоразмеров КГШ 26.5-25. По результатам проведенных опытно-промышленных испытаний была выполнена оценка экономического результата от организации

ремонта шин, эксплуатируемых на рудниках 1, 2, 3 [16-20].

Полученные результаты (табл. 4) свидетельствуют о недостаточной ходимости шин после восстановления в подземных условиях данных рудников.

Вместе с тем восстановленные КГШ с рудников 1, 2, 3 стали повторно применять на руднике 4 (шахты № 1, № 2), т. е. в более щадящих условиях, тем самым сократив закуп и поставку новых шин на 25 %.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Инвестирование импортозамещения на предприятиях металлургической отрасли / ИМ. Щадов и др. // Baikal Research Journal :сетевой журн. 2016. Т. 7, № 6 : URL http://brj-bguep.ru/ (Дата обращения 10.10.2016).

2. Этапы разработки и методика обоснования разделов бизнес-плана / Р.Н. Горбунов и др. // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : VI Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2015. С. 111-119.

3. Информация о предприятии и план маркетинга / Т.Я. Дружинина и др. // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : VI Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2015.С. 119-125.

4. Производственная программа, финансовый план, бюджет предприятия / Ю.И. Карлина и др. // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : VI Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2015.С. 125-131.

5. Организационная структура предприятия / К.Л. Ястребов и др. // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : VI Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2015.С. 248-255.

6. Каргапольцев С.К. Остаточные деформации при фрезеровании маложестких деталей с подкреплением. Иркутск, 1999. 136 с.

7. Каргапольцев С.К., Лашук Н.В. Система поддержки принятия решений для обеспечения автоматизации управления вузом // Информационные технологии. 2009. № 6. С. 8284.

8. Пат. 2141390 Рос. Федерация. Способ правки тонкостенных оболочек / С.К. Каргапольцев, М.В. Некрытый ; заявл. 26.05.1998 ; опубл. 20.11.1999.

9. Карлина А.И., Гозбенко В.Е., Каргапольцев С.К. Определение главных координат в решении задачи вертикальной динамики транспортного средства// Системы. Методы. Технологии. 2016. № 3 (31). С. 58-62.

10. Стратегическое развитие университета в рамках применения дистанционных технологий / А.С. Говорков и др. // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 10 (112). С.28-42.

11. Филиппенко Н.Г., Каргапольцев С.К., Лившиц А.В. Повышение эффективности высокочастотной обработки полимерных материалов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 4. С. 50-54.

12.Пат. 56858 Рос. Федерация. Устройство для управления состоянием объекта защиты / А.П. Хоменко, C.B. Елисеев, В.Е. Гозбенко, Н.В. Банина ; Заявитель и патентообладатель Иркут гос. ун-т путей сообщ. ; опубл. 27.09.2006.

13. Говорков A.C. Современное состояние, проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69-1). С.618-623.

14.Жиляев A.C., Говорков A.C. Формирование информационной модели изделия AT в ПК "СИСТЕМА АНАЛИЗА ТКИ" // Фундаментальные проблемы технических наук : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2014. С.56-58.

15.Ахатов Р.Х., Говорков A.C., Жиляев A.C. Разработка и внедрение программного комплекса «Система анализа технологичности конструкции изделий» при запуске в производство изделий // Системы управления жизненным циклом изделий авиационной техники: актуальные проблемы, исследования, опыт внедрения и перспективы развития : сб. докл. IV Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2014. С. 13-14.

16. Каргапольцев С.К., Начигин В.А., Фролов В.Ф. Алгоритмическое обеспечение оценки целевых показателей перевозочного процесса // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 4 (40). С. 152-156.

17.Пат. 120909 Рос. Федерация. Устройство для обкатывания ребер панелей / А.Е. Пашков, A.A. Лихачёв, В.П. Кольцов, Н.В. Минаев ; Заявитель и патентообладатель Иркут гос. ун-т ; № 2011148134 ; заявл. 30.06.2011 ; 27.03.2013.

18. Минаев Н.В., Макарук A.A. Технология формообразования и правки маложестких деталей раскаткой роликами // Известия Самар. науч. центра Рос. акад. наук. 2013. Т. 15. № 6 (2). С. 404-408.

19.Повышение эффективности формообразование и правки маложестких деталей раскаткой роликами / Н.В. Минаев и др. // Наука и технологии в промышленности. 2013. № 1-2. С.101-103.

20. Минаев Н.В., Макарук A.A. К разработке автоматизированной технологии формообразования и правки маложестких деталей раскаткой роликами // Вестник ИрГТУ. 2014. № 3 (86). С. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.