Научная статья на тему 'ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА В SAP HANA, SAP BO 4'

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА В SAP HANA, SAP BO 4 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" / OJSC "SURGUTNEFTEGAS" / ГИБКАЯ АНАЛИТИКА / FLEXIBLE ANALYTICAL REPORTING / ТРАНСПОРТ / SAP СИСТЕМЫ / MOTOR TRANSPORT / SAP SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ветряев Иван Николаевич

В статье рассматривается реализация гибкой аналитической отчетности по технико-экономиче-ским показателям работы транспорта ОАО «Сургутнефтегаз» на базе инновационной платформы SAP HANA с использованием инструментов SAP BusinessObjects

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical and economic indicators of transport in SAP HANA, SAP BO 4

The publication describes the implementation of a flexible analytical reporting on technical and eco-nomic indicators of transport of OJSC “Surgutneftegas” based on the innovative SAP HANA platform using the tools SAP BusinessObjects

Текст научной работы на тему «ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА В SAP HANA, SAP BO 4»

УДК 658.286:622.323(571.122)Сургутнефтегаз :004

Ветряев И.Н. Vetryaev I.N.

Технико-экономические показатели работы транспорта в SAP HANA, SAP BO 4 Technical and economic indicators of transport in SAP HANA, SAP BO 4

В статье рассматривается реализация гибкой аналитической отчетности по технико-экономическим показателям работы транспорта ОАО «Сургутнефтегаз» на базе инновационной платформы SAP HANA с использованием инструментов SAP BusinessObjects.

The publication describes the implementation of a flexible analytical reporting on technical and economic indicators of transport of OJSC "Surgutnefftegas" based on the innovative SAP HANA platform using the tools SAP BusinessObjects.

Ключевые слова: ОАО «Сургутнефтегаз», гибкая аналитика, транспорт, SAP системы.

Key words: OJSC "Surgutneftegas", flexible analytical reporting, motor transport, SAP systems.

Транспортное обеспечение - одна из главных сервисных услуг, которой уделяется большое внимание в любой нефтяной компании. Для эффективной работы предприятия организация транспортного обеспечения должна быть обусловлена четкой экономической целесообразностью.

Транспортники первыми приходят на объекты будущего производства, участвуют во всех технологических процессах и обеспечивают разведку, освоение и эксплуатацию нефтегазовых месторождений.

Основные задачи в области организации транспортного обеспечения компании:

- поддержание техники в надлежащем техническом состоянии;

- контроль за ее эффективной эксплуатацией;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- содержание внутрипромысловых и магистральных дорог;

- своевременная доставка материалов и оборудования в подразделения компании.

Этими задачами в ОАО «Сургутнефтегаз» занимается более чем 30 тысяч сотрудников.

Транспортный комплекс компании сегодня:

- 28 транспортных подразделений;

- порядка 30 тысяч единиц техники различного назначения (рис. 1).

• Более 30 тысяч сотрудников

• 28 транспортных подразделений

• Порядка 30 тысяч единиц техники различного назначения

Рис. 1. Транспортный комплекс компании ОАО «Сургутнефтегаз»

География оказания транспортных услуг -от самых западных регионов до Дальнего Востока России. Основные месторождения находятся в Западной и Восточной Сибири.

Высокий уровень квалификации инженеров, водителей, ремонтников, четкая организация труда и строгая производственная дисциплина позволяют успешно справляться со сложными задачами транспортного обеспечения добычи нефти и газа в сложных климатических условиях при непрерывном цикле производства.

С учетом весомой доли транспортных затрат в себестоимости добычи нефти и газа особое значение приобретает комплексное решение задач повышения эффективности использования транспорта.

Существенный эффект может быть достигнут только в условиях всесторонней автоматизации процессов управления и обработки всех потоков информации в единой сфере управления автотранспортом.

С 2003 года создана и совершенствуется информационная система «Автотранспорт» - единая интегрированная информационная система управления автомобильным транспортом ОАО «Сургутнефтегаз». В ее состав входят:

- информационная система (ИС) «Автотранспорт» (на базе системы управления базами данных

(СУБД) Oracle) обеспечивает первичный оперативный учет работы автотранспорта, водителей и машинистов;

- SAP R/3 обеспечивает учет номативно-спра-вочной информации, персонала, бухгалтерский, финансовый, материальный учет, учет затрат, технического обслуживания и ремонтов;

- программное средство «Анализ ТЭП работы транспорта» (на базе СУБД MS SQL) обеспечивает анализ агрегированных ежемесячных технико-экономических показателей работы транспорта в рамках структурного подразделения и Общества в целом;

- отчетность в SAP BW - аналитические отчеты по наличию и возрастному составу транспортных средств, расчет транспортного налога, отчеты по затратам на техническое обслуживание и ремонт (рис. 2).

В условиях развития бизнеса, интенсивного освоения новых территорий, в силу объективных экономических причин затраты на транспортное обеспечение существенно возрастают. Поэтому основными задачами специалистов и управленцев различного уровня становятся:

- повышение эффективности транспортного обслуживания;

- снижение доли затрат на «Транспорт» в себестоимости продукции ОАО «Сургутнефтегаз»;

Рис. 2. Информационная система «Автотранспорт»

- качественное и своевременное выполнение требуемых объемов транспортных услуг (рис. 3).

Ценность управленческих решений в таких условиях возрастает, от их правильности и своевременности в конечном итоге зависит успеш-

ность основного бизнеса компании. В свою очередь, гарантировать эффективность решений можно только при обеспеченности руководителя управленческой отчетностью качественно нового уровня (рис. 4).

Качественное и своевременное выполнение требуемых объемов транспортных услуг

Рис. 3. Основные цели и задачи бизнеса

Руководитель

Специалист

Оперативная обстановка в реальном времени

Данные за текущий период

Данные за прошлые периоды

Рис. 4. Поддержка принятия управленческих решений

Требуемый уровень отчетности характеризуется совокупным представлением об оперативной обстановке, складывающейся в реальном времени, и динамике данных за несколько отчетных периодов.

Управленческие решения, требующие особой оперативности, должны приниматься специалистами, непосредственно участвующими в бизнес-процессах. Специалисты сами, без особых затрат времени, должны генерировать уникальные ракурсы информации, необходимые им в конкретных ситуациях.

В настоящий момент для контроля и анализа деятельности транспортного комплекса ОАО «Сургутнефтегаз» ежедневно специалисты планово-экономических отделов структурных подразделений и служб аппарата управления осуществляют:

- сбор, расчет технико-экономических показателей, характеризующих процессы эксплуатации и ремонта транспорта, работу персонала, финансовый и бухгалтерский учет;

- формирование регламентной отчетности строгой формы из различных информационных систем для представления руководству;

- формирование, в том числе и вручную (средствами Excel), по требованию руководства сводной аналитической отчетности в произвольной форме с различной степенью детализации для поддержки принятия управленческих решений.

Существующие сегодня в Обществе системы оперативной и аналитической отчетности по транспорту не способны в полной мере обеспечить современные потребности бизнеса в управленческой аналитике, так как содержат ряд ограничений:

- разрозненность учетных систем-источников информации;

- неоднородность и разная степень детализации данных в них;

- отсутствие средств трансформации исходных данных в реальном времени;

- длительные сроки доработки отчетности -при необходимости модифицировать структуру, добавить новый показатель, измерение или фильтр;

- недостаточная производительность для обработки очень больших массивов данных.

Таким образом, возникает необходимость в качественно новой системе аналитической отчетности, удовлетворяющей следующим современным требованиям бизнеса:

- объединение показателей, характеризующих все процессы транспортного обслуживания, из различных информационных систем в едином хранилище данных;

- повышение качества аналитики за счет использования максимального количества возможных измерений;

- обеспечение актуальности данных в режиме реального времени;

- обеспечение возможности оперативного формирования сводной аналитической отчетности в произвольной форме с различной степенью детализации;

- обеспечение возможности быстрого создания отчетов бизнес-пользователями, не владеющими навыками программирования;

- обеспечение высокой скорости обработки больших объемов информации.

Технические требования, предъявляемые к системе

Система должна обеспечивать:

- сбор, трансформацию, загрузку, хранение, обновление информации из различных СУБД (в том числе Oracle, MS SQL) в реальном времени;

- многомерность, полноту, непротиворечивость, целостность данных в моделях проекта;

- использование бизнес-терминов для доступа к данным;

- представление информации в настраиваемых аналитических ракурсах, создание выходных форм отчетов;

- высокую производительность обработки и извлечения больших объемов данных;

- разграничение прав доступа пользователей ОАО «Сургутнефтегаз».

Техническое решение:

Использование высокопроизводительной СУБД SAP HANA для обеспечения хранения и обработки информации, инструментария SAP HANA для реализации модели данных проекта.

Использование SAP SLT для обеспечения загрузки и обновления информации из всех систем-источников данных в СУБД SAP HANA в режиме реального времени.

Использование средств SAP BO 4.0 для создания семантического слоя, представляющего модель SAP HANA в бизнес-терминах, для формирования запросов к модели данных, создания произвольных отчетных форм бизнес-пользователем на основе запросов SAP BO без программирования.

Краткое описание системы представлено на рис. 5.

Данные из учетных систем-источников реплицируются и хранятся в column-таблицах SAP HANA. В процессе репликации данные подвергаются минимальным преобразованиям - происходит конвертирование форматов данных, формируются расчетные поля.

Рис. 5. Структура системы

На основе таблиц SAP HANA создаются различные низкоуровневые модели данных (Attribut view, script), ориентированные на описание связанных между собой показателей, включаю-

щие набор их общих измерений (рис. 6). Основная трансформация данных происходит на этом уровне.

Рис. 6. Примеры объектов в SAP HANA

Для объединения низкоуровневых моделей в единую результирующую модель проекта осуществляется выравнивание мер и измерений во

всех моделях - создаются недостающие расчетные поля: меры = 0, измерения = Null (рис. 7, 8).

МОДЕЛЬ ТЭП ИЗМЕРЕНИЯ NULL МЕРЫ Нулевые значения

МОДЕЛЬ ИСЛТ ПУТЕВЫЕ листы ИЗМЕРЕНИЯ HULL Н.м'п ui> "" 1 МЕРЫ Нулевые значения

МОДЕЛЬ ИСАТ МАШИНОДНИ ИЗМЕРЕНИЯ Нулевые значении МЕРЫ Нулевые значения

МОДЕЛЬ ИСАТ НОРМЫ ПО ТЕХНИКЕ MULL ИЗМЕРЕНИЯ NULL Нулевые значения МЕРЫ

ибщие измерение для анализа всей модели

Рис. 7. Структура модели

Рис. 8. Иерархия моделей 104

Низкоуровневые модели при помощи оператора Union объединяются в результирующую модель проекта (на основе Calculation view).

Для представления пользователям мер и измерений из модели в виде понятных им бизнес-терминов, возможности формирования запросов данных и произвольных форм отчетности создается семантический слой в SAP BusinessOb-jects.

Построение, форматирование отчетности осуществляется в Web Intelligence.

Результат

Используя инновационные решения компании SAP в области технологии обработки данных IN-Memory и Business Intelligence, удалось создать качественно новый инструмент гибкого бизнес-анализа, способный удовлетворить текущим и перспективным требованиям бизнеса.

Литература

1. Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. З. И. Аксеновой. М. : Академия, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Садоский В. Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. М. : Наука, 1980.

3. Смирнова Г. Н., Сорокин А. А., Тельнов Ю. Ф. Проектирование экономических информационных систем : учебник / под ред. Ю. Ф.Тельнова. М. : Финансы и статистика, 2001.

4. Спирли Э. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка, реализация : пер. с англ. М. : Вильямс, 2001. Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.