Научная статья на тему 'Технико-экономические показатели работы транспорта в SAP Hana, SAP bo 4'

Технико-экономические показатели работы транспорта в SAP Hana, SAP bo 4 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технико-экономические показатели работы транспорта в SAP Hana, SAP bo 4»

Иван Николаевич Ветряев

Заместитель начальника отдела информационных технологий на транспорте управления технологического транспорта, спецтехники и автомобильных дорог ОАО «Сургутнефтегаз».

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА В SAP HANA, SAP BO 4

Управление жизненным циклом информационных бизнес-систем. Real-Time Enterprise 2.0

Транспортное обеспечение — один из главных видов деятельности, которому уделяется большое внимание в любой нефтяной компании. Для эффективной работы предприятия организация транспортного обеспечения должна основываться на четкой экономической целесообразности.

Транспортники первыми приходят на объекты будущего производства, участвуют во всех технологических процессах и обеспечивают разведку, освоение и эксплуатацию нефтегазовых месторождений.

Основные задачи в области организации транспортного обеспечения компании: ■ поддержание техники в надлежащем состоянии;

■ контроль за ее эффективной эксплуатацией;

■ обеспечение безопасности дорожного движения;

■ содержание внутрипромысловых и магистральных дорог;

■ своевременная доставка материалов и оборудования в подразделения компании.

Этими задачами в ОАО «Сургутнефтегаз» занимается более 30 тысяч сотрудников. Транспортный комплекс компании сегодня составляют 28 транспортных подразделений и порядка 30 тысяч единиц техники различного назначения.

География оказания транспортных услуг — от самых западных регионов до Дальнего Востока России. Основные месторождения находятся в Западной и Восточной Сибири.

Высокий уровень квалификации инженеров, водителей, ремонтников, четкая организация труда и строгая производственная дисциплина позволяют нам успешно справляться со сложными задачами транспортного обеспечения добычи нефти и газа в сложных климатических условиях при непрерывном цикле производства.

С учетом весомой доли транспортных затрат в себестоимости добычи нефти и газа, особое значение приобретает комплексное решение задач повышения эффективности использования транспорта. Существенный эффект может быть достигнут только в условиях всесторонней автоматизации процессов управления и обработки всех потоков информации в единой системе управления автотранспортом.

ИС «АВТОТРАНСПОРТ» И ЕЕ ЗАДАЧИ

В 2003 году создана и с тех пор совершенствуется информационная система «Автотранспорт» — единая интегрированная информационная система управления автомобильным транспортом ОАО «Сургутнефтегаз» (рис. 1). В ее состав входят:

■ ИС «Автотранспорт» (на базе СУБД Oracle) — обеспечивает первичный оперативный учет работы автотранспорта, водителей и машинистов.

■ SAP R/3 — обеспечивает учет нормативно-справочной информации, учет персонала, бухгалтерский, финансовый, материальный учет, учет затрат, учет ТО и ремонтов.

■ Программное средство «Анализ ТЭП работы транспорта» (на базе СУБД MS SQL) — обеспечивает анализ агрегированных ежемесячных технико-эконо-

И.Н. Ветряев. Технико-экономические показатели работы транспорта 7 OQ

в SAP HANA, SAP BO 4 89

Г

V

7^----------------7^----------7^

SAP ERP SAP ERP2005 (HR)

Ведение

SAP R/3 4 7 оргструктуры

Формирование табеля

Учет ТС (ведение НСИ)

Расчет зарплаты

Учет узлов

и агрегатов

Планирование и учет рабочего времени SAP MDM

Справочник

Планирование и учет ТОиР видов работ (U)

Справочник материалов

Учет затрат на единицу техники

Справочник внутрисменных операций

Учет ГСМ

ИСАТ (Oracle)

Диспетчерская

Обработка

путевой

документации

Заказчик

ОТК и КПП

ПТО

ПЗО (уровень СП) ОТК и КПП ИС «КТС»

ГСМ и АЗС

<->^Анализ ТЗП tCj

о ИС «Авиаперевозки. Версия 2»

о ПС «Карьеры»

ИС «ОКО ЦИТС Нефтепродуктообеспечение»

о АСУ ТП АЗС

ИС «ОКО ЦИТС СНДСР»

о СКРТ «Навигатор С»

о Магнитные карты водителей

<- ИС «Метеоусловия»

ГИС ОАО «СНГ»

мических показателей работы транспорта в рамках Рис. 1. структурного подразделения и компании в целом.

■ Отчетность в SAP BW — аналитические отчеты по наличию и возрастному составу транспортных средств, расчет транспортного налога, отчеты по затратам на ТО и ремонт.

В условиях развития бизнеса, интенсивного освоения новых территорий, в силу объективных экономических причин затраты на транспортное обеспечение существенно возрастают. Поэтому основными задачами специалистов и управленцев различного уровня становятся:

■ повышение эффективности транспортного обслуживания;

■ снижение доли затрат на транспорт в себестоимости продукции ОАО «Сургутнефтегаз»;

Управление жизненным циклом информационных бизнес-систем. Real-Time Enterprise 2.0

■ безусловное, качественное и своевременное транспортное обеспечение в требуемых объемах.

Ценность управленческих решений в таких условиях возрастает, от их правильности и своевременности в конечном итоге зависит успешность основного бизнеса компании. В свою очередь, гарантировать эффективность решений можно только при обеспеченности руководителя управленческой отчетностью качественно нового уровня.

Требуемый уровень отчетности характеризуется совокупным представлением об оперативной обстановке, складывающейся в реальном времени, и динамике данных за несколько последних отчетных периодов.

Управленческие решения, требующие особой оперативности, принимают специалисты, непосредственно участвующие в бизнес-процессах. Поэтому специалисты сами, без особых затрат времени, должны генерировать уникальные ракурсы информации, необходимые им в конкретных ситуациях.

В настоящий момент для анализа и контроля деятельности транспортного комплекса ОАО «Сургутнефтегаз» специалисты планово-экономических отделов структурных подразделений и служб аппарата управления ежедневно осуществляют:

■ Сбор и расчет технико-экономических показателей, характеризующих процессы эксплуатации и ремонта транспорта, работу персонала, финансовый и бухгалтерский учет.

■ Формирование регламентной отчетности строгой формы из различных информационных систем для представления руководству.

■ Формирование, в том числе и вручную (средствами Excel), по требованию руководства сводной аналитической отчетности в произвольной форме с различной степенью детализации для поддержки принятия управленческих решений.

Существующие сегодня в компании системы оперативной и аналитической отчетности по транспорту не способны в полной мере обеспечить современные потребности бизнеса в управленческой аналитике, так как содержат ряд ограничений:

■ разрозненность учетных систем — источников информации;

■ неоднородность и разная степень детализации данных в них;

■ отсутствие средств трансформации исходных данных в реальном времени;

■ длительные сроки доработки отчетности — при необходимости модифицировать структуру, добавить новый показатель, измерение или фильтр;

■ недостаточная производительность для обработки очень больших массивов данных.

Таким образом, возникает потребность в качественно новой системе аналитической отчетности, удовлетворяющей следующим современным требованиям бизнеса:

■ Объединение показателей, характеризующих все процессы транспортного обслуживания, из различных информационных систем в едином хранилище данных. Повышение качества аналитики за счет использования максимального количества возможных измерений.

■ Обеспечение актуальности данных в режиме реального времени.

И.Н. Ветряев. Технико-экономические показатели работы транспорта У q«|

в SAP HANA, SAP BO 4 9 1

■ Обеспечение возможности оперативного формирования сводной аналитической отчетности в произвольной форме с различной степенью детализации.

■ Обеспечение возможности быстрого создания отчетов бизнес-пользователями, не владеющими навыками программирования.

■ Обеспечение высокой скорости обработки больших объемов информации.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Система должна обеспечивать:

■ сбор, трансформацию, загрузку, хранение, обновление информации из различных СУБД (в том числе Oracle, MS SQL) в реальном времени;

■ многомерность, полноту, непротиворечивость, целостность данных в моделях проекта;

■ использование бизнес-терминов для доступа к данным;

■ представление информации в настраиваемых аналитических ракурсах, создание выходных форм отчетов;

■ высокую производительность обработки и извлечения больших объемов данных;

■ разграничение прав доступа для сотрудников ОАО «Сургутнефтегаз».

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

■ Использование высокопроизводительной СУБД SAP HANA для обеспечения хранения и обработки информации, инструментария SAP HANA для реализации модели данных проекта.

■ Использование SAP SLT для обеспечения загрузки и обновления информации из всех систем — источников данных в СУБД SAP HANA в режиме реального времени.

■ Использование средств SAP BO 4.0 для создания семантического слоя, представляющего модель SAP HANA в бизнес-терминах, для формирования запросов к модели данных, создания бизнес-пользователем произвольных отчетных форм на основе запросов SAP BO, без программирования.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные из учетных систем-источников реплицируются и хранятся в column-таблицах SAP HANA. В процессе репликации данные подвергаются минимальным преобразованиям — происходит конвертирование форматов данных, формируются расчетные поля (рис. 2).

Управление жизненным циклом информационных бизнес-систем. Real-Time Enterprise 2.0

Sources

DB Layer

/--------------------\

SAP HANA

VIEWs

DB Schema

4__________________/

Presentation Layer

/----------\

BOE Explorer

v J

'N

/-----------\

Universe

sk

Webi \

)

Dashboards/

Design Studio V J

На основе таблиц SAP HANA создается ряд низкоуровневых моделей данных (Attribute view, script), ориентированных на описание связанных между собой показателей и включающих набор их общих измерений (рис. 3). Основная трансформация данных происходит на этом уровне.

Для объединения низкоуровневых моделей в единую результирующую модель проекта осуществляется выравнивание мер и измерений во всех моделях — создаются

Рис. 3. Примеры объектов в SAP HANA

И.Н. Ветряев. Технико-экономические показатели работы транспорта У

в SAP HANA, SAP BO 4 93

/ N Модель ТЭП V J Г \ Измерения ч > NULL V J ГУ ^ МерЫ Нулевые значения L А /

Г Л Модель ИСАТ Путевые листы Г \ Измерения ^ ) г S NULL ч J ? у V \ НУлевые Меры Нулевые значения значения ^ ХА /

/V N Модель ИСАТ I .. .. Измерения Машино-дни 1 ^ Нулевые значения I Меры |зНнУалчеевныи(я ч A A J

С \ Модель ИСАТ Нормы по технике V J (Т 1 NULL Измерения Г X ) 7> NULL Г у л Нулевые значение Меры

Общие измерения для анализа ^всей модели^ Рис. 4. Структу-

ра модели

недостающие расчетные поля: меры = 0, измерения = Null (рис. 4).

Низкоуровневые модели при помощи оператора Union объединяются в результирующую модель проекта (на основе Calculation view) (рис. 5).

Для представления пользователям мер и измерений

СТ_0БЩАЯ МОДЕЛЬ ИСАТ ТЕП

Рис. 5. Иерар-

АТ_ПЛАН_ ■ АТ_ФАКТ_ ■ АТ_ПЛАН_ I АТ_ФАКТ_ |АТ_ПЛАН_Н0РМЫ 1 ДТ_ФАКТ_Н0РМЫ МД I МД I PL I PL I _П0 ТЕХНИКЕ I _П0 ТЕХНИКЕ

Управление жизненным циклом информационных бизнес-систем. Real-Time Enterprise 2.0

из модели в виде понятных им бизнес-терминов, возможности формировать запросы данных и произвольные формы отчетности создается семантический слой в SAP BusinessObjects.

Построение и форматирование отчетности осуществляются средствами Web Intelligence.

РЕЗУЛЬТАТ

Используя инновационные решения компании SAP в области технологии обработки данных in-memory и Business Intelligence, удалось создать качественно новый инструмент гибкого бизнес-анализа, способный удовлетворить текущим и перспективным требованиям бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Спирли Э. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка, реализация. Том. 1: пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.

2. Смирнова Г. Н., Сорокин А. А., Тельнов Ю. Ф. Проектирование экономических информационных систем: учебник / под ред. Ю. Ф. Тельнова. — М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. З. И. Аксеновой. — М.: Издат. центр «Академия», 2004.

4. Садоский В. Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. — М.: Наука, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.