Научная статья на тему 'Технико-экономические аспекты контейнерного маршрута Большой порт Санкт-Петербург – «Сухой порт» Москва'

Технико-экономические аспекты контейнерного маршрута Большой порт Санкт-Петербург – «Сухой порт» Москва Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
212
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕЙНЕР / ОБОРОТ КОНТЕЙНЕРА / ЦЕНА ПЕРЕВОЗКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МАГНИТНАЯ ЛЕВИТАЦИЯ / КОНТЕЙНЕРНЫЙ МОСТ / 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 ГОДА № 94-ФЗ "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ / ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Морозова Е. И.

Рассмотрено предложение о создании принципиально нового вида транспорта для перевозки контейнеров из Большого порта Санкт-Петербург в Москву. Описаны преимущества магнитолевитационной транспортной системы по сравнению с традиционной на основе колесо-рельс. Рассмотрены техническая основа системы, а также экономические аспекты предлагаемого контейнерного маршрута. Обоснована целесообразность создания пилотного проекта, на основе которого можно разработать систему контейнерных перевозок на межрегиональном, межгосударственном и межконтинентальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical and economical aspects of container route «Port of Saint Petersburg – Dry port of Moscow»

The article discusses the proposal for creation of revolutionary new type of transport for movement of containers between the container terminals of the Port of Saint Petersburg and container terminals in Moscow. It lists the advantages of magnetic levitation transport system in comparison with conventional «wheel-rail». The article describes the technical basis of the system, as well as economical aspects of proposed container route. There is also a substantiation of usefulness ff creation the pilot project, on the basis of which it is possible to develop the system of container transportation between regions, states and continents.

Текст научной работы на тему «Технико-экономические аспекты контейнерного маршрута Большой порт Санкт-Петербург – «Сухой порт» Москва»

современные технологии - транспорту

УДК 656.025.4

е. и. Морозова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

технико-экономические аспекты контейнерного маршрута большой порт санкт-петербург -«сухой порт» москва

Рассмотрено предложение о создании принципиально нового вида транспорта для перевозки контейнеров из Большого порта Санкт-Петербург в Москву. Описаны преимущества магнитолевитационной транспортной системы по сравнению с традиционной на основе колесо-рельс. Рассмотрены техническая основа системы, а также экономические аспекты предлагаемого контейнерного маршрута. Обоснована целесообразность создания пилотного проекта, на основе которого можно разработать систему контейнерных перевозок на межрегиональном, межгосударственном и межконтинентальном уровнях.

контейнер, оборот контейнера, цена перевозки, экономическая эффективность, магнитная левитация, контейнерный мост.

Введение

Рабочая группа ОАО «РЖД» формирует технологическую платформу для создания высокоскоростных магистралей, реализующих перемещение грузов со скоростью до 1000 км/ч. Анализ известных технологических решений показал, что создание таких транспортных коридоров вполне реально на основе магнитолевитационной транспортной технологии.

Транспорт на магнитолевитационной технологии имеет существенные преимущества перед классической железнодорожной техникой на принципе колесо - рельс с электрическим приводом [1]:

• скорость в длительном режиме 450 и выше км/ч;

• динамика разгона и торможения «Маглев» имеет тройное превосходство;

13

• энергозатраты на тонно-километр вдвое ниже;

• эксплуатационные расходы «Маглев» на 65 % ниже;

• единовременные (капитальные) затраты находятся в рамках средней цены осуществленных проектов по классической технологии;

• отсутствие шума;

• минимальное вмешательство в природную среду;

• гарантированное обеспечение безопасности.

1 Обоснование выбора технологии для контейнерного моста

В ПГУПС ведутся исследования по магнитолевитационной транспортной технологии в двух направлениях [2]:

• создание универсального транспортного средства (тележки), пригодного как для пассажирских, так и для грузовых перевозок;

• обоснование пилотного проекта высокоскоростной грузовой магистрали.

В результате исследований по первому направлению разработано универсальное транспортное средство (тележка) на новой технологии, которое получило рабочее название «МаглевТрансСити». Основные характеристики транспортного средства: начальная левитационная скорость 2-3 км/ч; рабочий зазор (клиренс) 80-100 мм. Система проста в обслуживании, надежна, безопасна.

Это дает возможность применить разработанную технологию для грузовых транспортных коридоров неограниченной протяженности.

Техническая основа:

• активная путевая структура - статор тягового линейного синхронного двигателя, короткозамкнутые обмотки левитации и боковой стабилизации закрепляются на несущей конструкции активной путевой структуры заводского изготовления (рис. 1);

• железобетонное или металлическое основание, на которое устанавливается активная путевая структура;

• транспортное средство - тележка с бортовыми магнитными полюсами левитации, боковой стабилизации и линейной тяги.

Управление движением осуществляется из единого диспетчерского центра на основе автоматизированной системы подачи электроэнергии, рекуперативного торможения с дублированным контролем положения движущейся единицы в реальном времени (путевые бализы и радиосвязь, четыре спутниковые системы).

При исследованиях по второму направлению учитывается, что в высокой скорости перевозок нуждаются товары, имеющие высокую стоимость: электронная техника, медицинские препараты, потребительские изделия, запасные

14

Рис. 1. Модуль активной путевой структуры [3]

части, комплектующие изделия для автомобилей и т. п. Сокращение времени их доставки от производителя к потребителю дает мощный экономический эффект за счет кратного уменьшения потребности в оборотных средствах [2]. Все эти виды грузов контейнизируются. Таким образом, технология для высокоскоростного грузового движения на первом этапе должна ориентироваться на контейнерные перевозки (рис. 2).

В результате исследования обоснован пилотный проект высокоскоростной грузовой магистрали для перевозки контейнеров между терминалами Большого порта Санкт-Петербург и Москвой, который получил название «Контейнерный мост Большой порт Санкт-Петербург - „Сухой порт“ Москва

Рис. 2. Магнитолевитационная линия для транспортировки контейнеров [3]

15

на магнитолевитационной транспортной технологии». Обоснование постоено на следующих данных:

• между Санкт-Петербургом и Москвой функционирует наиболее интенсивный контейнеропоток, который составляет 600 ед. морских контейнеров в сутки. Существующее железнодорожное сообщение принимает на себя лишь 10 % этого потока. Остальные 540 контейнеров перевозятся автомобилями-контейнеровозами. Оборот контейнеров в результате составляет 10-12 суток;

• создание контейнерного моста на магнитной левитации существенно сократит время оборота контейнера, освободит автомобильные магистрали от разрушительного воздействия тяжелых автомобилей-контейнеровозов.

Применение магнотолевитационной технологии для работы с контейнерами позволяет перейти на автоматизацию всего цикла [3]:

• разгрузка судна на магнитолевитационную платформу;

• перемещение в тыловой фронт порта (сухой порт);

• формирование контейнерных партий по пунктам назначений;

• перемещение в транспортном коридоре со скоростью около 500 км/ч на неограниченные расстояния;

• автоматизация выгрузки и сортировки в точке прибытия.

Назначение проекта:

• международные контейнерные перевозки (например, Берлин - Москва - Пекин);

• внутригосударственные контейнерные перевозки (например, Большой порт Санкт-Петербург - «Сухой порт» Москва);

• перемещение контейнеров между морскими контейнерными терминалами и тыловыми (сухими) контейнерными терминалами (например, контейнерные терминал в порту Усть-Луга - тыловой терминал для переработки контейнеров).

2 Оценка финансовой привлекательности проекта

Высокоскоростное движение на классической технологии колесо - рельс является высокоэффективным с позиций государственного и общественного интереса, однако ни одна имеющаяся в мире высокоскоростная магистраль не признана самоокупаемой, поэтому высокоскоростные магистрали на классической технологии колесо - рельс создаются за счет государственных, т. е. бюджетных, ресурсов. Частный капитал не удается привлечь к созданию высокоскоростных магистралей, потому что их прямая эффективность невысока. Инвестора интересует прямая эффективность, т. е. возврат вложенных средств за счет дохода от перевозок. Его не интересует общегосударственная или общественная эффективность проектов.

16

При расчете экономической эффективности предлагаемого контейнерного моста заложены следующие исходные данные:

• перевозка 2 млн контейнеров в год;

• цена транспортировки одного контейнера 60 тыс. руб.;

• стоимость линии 800 млн руб. за км;

• эксплуатационные расходы 56 млрд руб. в год.

Расчеты показывают, что линия окупается за 10 лет.

Таким образом, предлагаемая технология контейнерного моста возвращает инвестору вложенные средства в срок не более 10 лет после ввода в эксплуатацию. Проект является привлекательным для частного капитала. От государства требуется политическая поддержка и предоставление земли под создание транспортного коридора [4].

3 Реализация проекта

Для создания контейнерного моста «Большой порт Санкт-Петербург -„Сухой порт“ Москва» на магнитолевитационной транспортной технологии организована негосударственная структура ОАО «Национальные скоростные дороги» («НСД»), которая обеспечивает создание нового вида транспорта. Научное сопровождение осуществляет Научно-образовательный центр инновационного развития пассажирских перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения. ОАО «НСД» формирует пул инвесторов для финансирования проекта, выступает заказчиком строительства и эксплуатации.

Заключение

Авторы проекта предлагают эффективную организацию перевозки контейнеров из Большого порта Санкт-Петербург в Москву путем создания специализированного контейнерного моста на магнитолевитационной технологии со скоростью до 500 км/ч.

Проект предусматривает интеллектуальную систему, охватывающую весь цикл обработки контейнерного груза с борта судна до потребителя и обратно.

Укрупненные расчеты показывают, что при имеющемся устойчивом потоке контейнеров из Большого порта Санкт-Петербург в Москву и обратно система контейнерного моста за период жизненного цикла намного эффективнее существующей.

Успешная реализация пилотного проекта за счет частного капитала позволит распространить магнитолевитационную технологию на транспортные

17

коридоры Запад - Восток и Север - Юг с участием ЕС и ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).

Библиографический список

1. Транспорт на магнитном подвесе: монография / А. А. Зайцев, Г. Н. Талашкин, Я. В. Соколова ; ред. А. А. Зайцев. - Санкт-Петербург : ПГУПС, 2010. - 159 с.

2. Магнитное будущее скоростного транспорта / А. А. Зайцев // Новые возможности (Северо-Западный Федеральный округ). - 2012. - № 3 (29). - С. 29.

3. Особенности магнитолевитационной технологии, применяемой на общественном транспорте / А. А. Зайцев, Ю. Ф. Антонов // Известия ПГУПС. - 2012. - Вып. 3. - С. 32.

4. General Atomics Low Speed Maglev Technology Development Program (Supplemental #3). Final Report. FTA-CA-26-7025.2005 (2005), available at: http://www.fta.dot.gov/ documents/General_Atomics_Low_Speed_Maglev_Technology_Development_Program.pdf.

© Морозова Е. И., 2013

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.