Научная статья на тему 'Контейнерный мост Санкт-Петербург - Москва на основе магнитной левитации'

Контейнерный мост Санкт-Петербург - Москва на основе магнитной левитации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
344
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГЛЕВ / МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ / MAGLEV / MAGNETIC LEVITATION TRANSPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зайцев А. А.

Рассказывается о преимуществах инновационного вида транспорта на основе магнитной левитации (МАГЛЕВ) в сравнении с железнодорожным и автомобильным, о зарубежных и отечественных разработках, в частности, о проекте строительства в 2014 г. первого испытательного участка грузовой транспортной платформы МАГЛЕВ на территории одного из ведущих российских научно-исследовательских институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maglev-based St Petersburg to Moscow container bridge

The paper sets out advantages of the innovative type of transport based on magnetic levitation (maglev) compared to rail and motor transport, and describes a project for building the first test section of a maglev cargo transportation platform at one of Russia's leading scientific research institutes in 2014.

Текст научной работы на тему «Контейнерный мост Санкт-Петербург - Москва на основе магнитной левитации»

Контейнерный мост Санкт-Петербург - Москва на основе магнитной левитации

А. А. Зайцев,

докт. экон. наук, профессор кафедры «Экономика транспорта» Петербургского государственного университета путей сообщения

Действующие системы железнодорожного и автомобильного транспорта в России, по прогнозам экспертов, скоро не смогут справляться с грузовыми потоками, рост которых отмечается ежегодно. Проблему может решить развитие инновационного вида транспорта на основе магнитной левитации. Первый испытательный участок грузовой транспортной платформы такого типа будет построен в 2014 г. на территории одного из ведущих отечественных научно-исследовательских институтов.

Рис. 1. Данные Центра коммерческого развития транспортных технологий (ССРоТТ), США (по курсу 1 долл. США = 35 руб.)

Преимущества

магнитолевитационного транспорта

Магнитолевитационный транспорт (МАГЛЕВ) - это инновационный вид транспорта [1], отличительными чертами которого являются высокая скорость, большой жизненный цикл, безопасность, энергоэффективность, комфортабельность и экологичность. Сокращенное наименование «МАГЛЕВ» происходит от слов «магнитная» и «левитация». Магнитолевитационные транспортные средства подвешиваются (левитируют) над активной путевой структурой и движутся вдоль нее за счет электромагнитных сил, без использования механического и электрического контактов [2].

Оценки американских специалистов свидетельствуют о том, что эксплуатационные затраты магнитоле-витационного транспорта составляют 66 коп. /(пасс. км), для авиатранспорта они равны 3,3 руб. /(пасс. км) [3, 4]. При перевозке грузов на дальние расстояния автомобильным транспортом удельные затраты составляют 19 руб. / 10(т. км), на железной дороге - 28 руб. / 10(т. км), с использованием магнитной левитации - 10 руб. /10(т. км) (рис. 1). Здесь следует учесть структуру транспорта в США, где доля грузоперевозок автомобилями превалирует над всеми остальными видами транспорта.

В табл. 1 приведены удельные энергозатраты и стоимость грузовых перевозок на российских железных дорогах в 2013 г.

Жизненный цикл магнитолевитаци-онного транспорта составляет не менее 50 лет, что вдвое превышает аналогичный показатель для автомобилей. Столь

большой срок службы объясняется отсутствием механического контакта с активной путевой структурой и равномерным распределением весовой нагрузки на путевую структуру практически по всей длине транспортного средства МАГЛЕВ в отличие от ее концентрации на колесах автомобиля.

Высокая энергоэффективность маг-нитолевитационного транспорта достигается благодаря высокому коэффициенту полезного действия тягового линейного синхронного двигателя -~80 %. При скорости 500 и 250 км/ч маг-нитолевитационное транспортное средство соответственно потребляет 250 и 60 кДж /(пасс. км). Удельное энергопотребление автомобиля, движущегося с оптимальной по энергозатратам скоростью 100 км/ч, на порядок выше.

В вакуумной трубе с разрежением порядка 10-2 мм рт. ст. скорость магни-толевитационного транспорта может достигать 1000-1200 км/ч, т. е. приближаться к скорости самолета.

Электрическая тяга исключает появление выхлопных газов, а высокий коэффициент полезного действия снижает общий объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, характерных для тепловых электростанций. Вредные для экологии пылевые образования отсутствуют, поскольку нет механического контакта с активной путевой структурой. Такой транспорт отличают низкие шумы и малые вихревые потоки в непосредственной близости от пути.

Магнитолевитационный транспорт является преимущественно эстакадным. Опоры эстакад занимают меньше

Таблица 1. Удельные показатели грузоперевозок на железнодорожном транспорте

Наименование показателя Единицы Отчет 2013 г. % %

измерения 2012 г. План Факт к плану к 2012 г.

Себестоимость перевозок всего коп./10 (т. км) 538,423 545,024 544,799 100 101,2

Удельный расход электроэнергии на тягу поездов кВт-ч/104 т. км брутто 117,9 116,9 114,9 98,3 97,5

Удельный расход дизельного топлива на тягу поездов кг усл.т/104 т. км брутто 58,7 56,4 55,5 98,5 94,6

Цена электроэнергии на тягу поездов руб./кВт-ч 2,051 2,285 2,424 106,1 118,2

Цена топлива на тягу поездов руб./кг усл.т 17,407 19,415 19,175 98,8 110,2

площади, чем автострады, аэропорты и железнодорожные пути. Подэстакадная зона отчуждения может быть предназначена для разных нужд, в том числе предусматривающих строительство. Двухпутная магнитолевитационная магистраль обладает перевозочной способностью, сравнимой с 10-полосной автострадой. При этом зона отчуждения автодороги может достигать 300 м. Несмотря на это, жилищное строительство рядом с автомобильной трассой проблематично по требованиям экологично-сти и санитарной безопасности.

При эстакадном исполнении нет перекрестной связи с другими видами транспорта и, как следствие, столкновения с ними. Высокий градиент пути, достигающий более 10 %, упрощает его трассировку. Режимы движения магнитолевитационного транспортного средства определяются автоматической посекционной подачей электрической энергии на стационарную трехфазную обмотку линейного синхронного двигателя и регулированием частоты питающего тока. Вследствие этого обеспечивается безопасное (конвейерное) движение транспортных средств с любым заданным интервалом движения.

Грузовой

магнитолевитационный транспорт

Магнитолевитационный транспорт обычно позиционируют как пассажирский. Однако анализ грузовых автоперевозок, например по маршруту Санкт-Петербург - Москва, показывает, что такой вид транспорта может быть востребован на рынке междугородных грузовых, прежде всего контейнерных, перевозок.

Объем грузопотоков в данном направлении характеризуется следующими показателями. Из морских портов Санкт-Петербурга и Ленинградской

области в Москву перевозится 1,8 млн контейнеров в год, из них более 90 % -автотранспортом. Через пять лет количество перевозимых контейнеров достигнет 4,5 млн. Сегодня потери дохода ОАО «РЖД» в данном сегменте грузовых перевозок оцениваются в 140 млрд руб. Без принятия кардинальных мер по перераспределению грузоперевозок в пользу ОАО «РЖД» через пять лет потери доходной части утроятся.

Эксперты установили, что существующие системы железнодорожного и автомобильного транспорта в ближайшее время с этими грузовыми потоками не будут справляться. Кроме того, транспортные проблемы весьма ощутимы в социальном плане. Затраты на перевозку товара существенно сказываются на его конечной стоимости. Она может вдвое превысить оптовые закупочные цены, установленные производителем.

Параметры

грузовой магнитолевитационной магистрали «Усть-Луга - Москва»

На рис. 2 представлена возможная схема контейнерного моста, связывающего морской порт Усть-Луга с так называемым сухим портом Москва. Ниже следуют ее состав, пропускная способность (мощность) и энергетические параметры.

Доставка контейнеров брутто 40 т за сутки (ежесуточная пропускная способность линии): в одном направлении N = 2500, в двух направлениях -2N = 5000 ед.

Режим работы линии: Т = 24 ч (круглосуточно).

Время, затрачиваемое на погрузку/ разгрузку контейнера: Дt = (24-3600) : 2500 = 34,65 * 35 с.

Средняя скорость грузовой платформы: V = 250 км/ч = 69,4 м/с.

Время в пути одной платформы: t = (/V = 829/250 = 3,32 ч = 3 ч 19 мин = 11952 с.

Расстояние, которое проходит грузовая платформа за 35 с: Д5 = vДt = 69,4-35 = 2429 м = 2,429 км.

Расстояние между грузовыми платформами на линии: Д5 = 2,429 км.

Количество грузовых платформ, одновременно находящихся на 1 линии: п = ^ = 829/2,429 = 341 ед., на 2 линиях - 682 ед.

2

Динамика: а = 2 м/с '

Время разгона (торможения) до (от) скорости 250 км/ч: t -т = 34,7 с * 35 с.

Длина участка разгона (торможения): 5 = 1204 м.

' р-т

Тяговое усилие на участке разгона: ДТр = та = 40 000-2 = 80 кН.

Мощность линейного синхронного двигателя на участке разгона: Рр = ^^ = 80 000-69,4 = 5 552 000 Вт * 5,6 МВт.

Мощность линейного синхронного двигателя на крейсерской скорости (основной участок пути): Рк * 560 кВт = 0,56 МВт.

Экономический эффект от применения магнитолевитационной технологии на сети железных дорог ОАО «РЖД» и срок окупаемости определяются следующими показателями.

Пункт гмгрузкн

Н—-—-* к

Пункт разгрузки

и.-ф

»»р>л Пункт разгрузки |

, 1 ъХ 1-1

—Чт" -1—* гИ1 Г

-1*14»«

Пункт погрузки |

Промежуточный пункт | Рис. 2. Грузовая магнитолевитационная магистраль морской порт Усть-Луга - «сухой порт» Москва

Рис. 4. Схема развития магнитолевитационного транспорта в мире

Рис. 5. Экспериментальный полигон грузового магнитолевитационного транспорта. General Atomics, USA

Исходные параметры Грузовая магнитолевитационная магистраль морской порт Усть-Лу-га - сухой порт Москва имеет длину 829 км (рис. 2).

Средняя скорость движения грузовой магнитолевитационной платформы - 250 км/ч (без обтекателя) и 500 км/ч (с обтекателем). Время в пути, соответственно, 3 ч 20 мин. и 1 ч 40 мин.

Стоимость строительства 1 км 2-путной линии с инфраструктурой -824 млн руб. Стоимость строительства 2-путной магистрали ~ 683 млрд руб. Стоимость грузовой платформы - ~25 млн руб. Стоимость 682 грузовых платформ (в режиме движения на крейсерской скорости 250 км/ч) на 2 пути - ~17 млрд руб.

Общие капитальные затраты с подвижным составом - ~ 700 млрд руб. Сдача «под ключ» - в течение 5 лет. Ежесуточная потребляемая электроэнергия (24 ч): = 2^24 = 764-24 = 18336 МВт-ч - 18,4-106 кВт-ч.

Ежесуточная стоимость потребляемой электроэнергии: 2с = 2^3,4 (р./кВт-ч) = 18,4406 ^3,4 = 62,342 млн руб.

Эксплуатационные расходы за год (затраты на электроэнергию):

2 = 365 • 2с = 365^62,342 = 22,75 млрд руб.

Стоимость доставки 1 контейнера по маршруту (исходя из потребляемой электроэнергии): 21 = 2с : 5000 = 62 342 000:5000 - 12,5 тыс. руб.

Рыночная стоимость доставки 1 контейнера по маршруту - 60 тыс. руб.

Количество контейнеров, обработанных за 1 год:

М = 365-5000 = 1,825 млн.

год >

Общая рыночная стоимость доставки контейнеров за год:

2М = М -60 000 = 1 825 000-60 000 =

год год

109,5 млрд руб.

Ежегодная прибыль: ДМ = 109,5 - 22,75 = 86,74 млрд руб. Срок окупаемости магнитолевита-ционной магистрали: ДГ = 700: 86,74 - 8 лет.

Рис. 3. Грузовой магнитолевитационный конвейер между морским и «сухим» тыловым терминалами

Помимо перечисленных качеств конвейерный магнитолевитационный транспорт перемещает контейнеры между морским и сухим тыловым терминалами экологичным и эффективным способом (рис. 3).

Современное состояние грузового магнитолевитационного транспорта

Как показано на ретроспективной схеме развития магнитолевитационного транспорта (рис. 4), его коммерческие линии являются исключительно пассажирскими. Высоких достиже-

ний в разработке грузовых систем добились Ливерморская национальная лаборатория им. Э. Лоуренса и компания «Дженерал Атомикс» в США. Их совместными усилиями в Калифорнии построен полигон длиной 1,5 км, где испытываются грузовые платформы для перевозки 40-футовых морских контейнеров (рис. 5) [5].

Основные узлы и компоненты грузовой магнитолевитационной транспортной платформы, базируемой на четырех модулях, представлены на рис. 6.

Отечественные разработки

длинный полюс рис. 6. Макет грузовой магнитолевитационной транспортной платформы

Для создания научно-технического задела в области транспортных систем на основе магнитной левитации Научно-образовательный центр инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) провел цикл фундаментальных исследований по разработке отечественной магнитолевитаци-онной транспортной технологии «Маг-ТранСити». Работы проходили преимущественно за счет грантов Российского фонда фундаментальных исследований с участием ОАО «РЖД» в софинансиро-вании.

Между ОАО «РЖД» и ПГУПС заключен договор о разработке и испытани-

ях грузовой транспортной платформы на основе магнитной левитации. В этом проекте принимают участие ОАО «НИИЭФА им. Д. В. Ефремова», ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО», ОАО «НВЦ "Вагоны"», ОАО «Национальные скоростные дороги». В текущем году планируется изготовить полномасштабный макет грузовой транспортной платформы и построить испытательный участок на территории ОАО «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова».

Проектируемая грузовая транспортная платформа будет состоять из двух несущих тележек-модулей (рис. 7). Принятая конструкция позволяет транспортировать контейнеры серий 1ААА, 1АА или 1 А.

Внедрение магнитолевитационной технологии на транспорте станет стимулом для создания высокоинтеллектуального научно-производственного потенциала. Этого можно достичь при развитии национальной фундаментальной, прикладной науки и профессионально-образовательной высшей школы, формировании отечественных проектных организаций и создании наукоемких производств для выпу-скановейших образцов транспортного оборудования мирового уровня.

Эксплуатация магнитолевитаци-онного транспорта предусматривает широкое внедрение спутниковой навигационной технологии для обеспечения диагностики, связи, наземного и бортового автоматического управления по Международному стандарту IRIS, который подлежит соответствующей корректировке.

Относительно короткие сроки окупаемости гарантируют реализацию проекта путем привлечения частного капитала, а не бюджетных средств.

Научный задел, технические и производственные возможности организаций, привлеченные к созданию грузового магнитолевитационного транспорта, достаточны для решения поставленной задачи. Q

Литература

1. Антонов Ю. Ф., Зайцев А. А. Магнитоле-витационная транспортная технология. М.: Физматлит, 2014. 476 с.

2. Антонов Ю. Ф., Зайцев А. А. Особенности магнитолевитационной технологии для общественного транспорта // Известия ПГУПС. 2012. Вып. 3. С. 11-18.

Powell J., Danby G. Maglev: Transport Mode For the 21st Centure // EIR Science & Technology. 2007. P. 47- 60. (This article was submitted as a discussion document for the Schiller Institute's Sept. 15-16, 2007 conference in Kiedrich, Germany, on the Eurasian Land-Bridge).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. m a g l e v. i r > e n g / d o c u m e n t s/ presentations/IMT_P_8.pdf. (Suspension (EMS) Technology TransRapid's HighSpeed Freight Design CCDoTT Suthern California Freight initiative: Transrapid RCM System CCDoTT Southern California Freight Initiative... )

4. General Atomics Low Speed Maglev Technology Development Program (Supplemental #3). Final Report. FTA-CA-26-7025. 2005. May 2005.

МагТранСити

МА11П*ЭаП» шлю

Блок магнитов

1^ама плвгтформы 4 Пгпим nnieMWiytM

рис. 7. Компоновка и габариты проектируемой грузовой магнитолевитационной транспортной платформы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.