Научная статья на тему 'Технико-экономическая эффективность применения наномодифицированного наполнителя для асфальтобетонa'

Технико-экономическая эффективность применения наномодифицированного наполнителя для асфальтобетонa Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
638
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АСФАЛЬТОБЕТОН / НАНОМОДИФИКАТОР / ЗОЛЬ / НАПОЛНИТЕЛЬ / ДИАТОМИТ / ПОРИСТОСТЬ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБОБЩЕННЫЙ КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА / ЧАСТНЫЙ КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА / ASPHALT-CONCRETE / NANOMODIFIER / SOL / FILLER / DIATOMITE / POROSITY / TECHNICAL AND ECONOMIC EFFICIENCY / GENERALIZED QUALITY CRITERION / PARTICULAR QUALITY CRITERION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иноземцев Сергей Сергеевич, Королев Евгений Валерьевич

Предмет исследования: технико-экономическая эффективность применения наномодифицированного пористого минерального порошка в составе асфальтобетонной смеси. Цели: обоснование эффективности применения наномодифицированного пористого минерального порошка в составе асфальтобетонной смеси с учетом критериев эффективности и стоимости. Материалы и методы: использовался битум нефтяной дорожный БНД 60/90, щебень габбро-диабазовый фракции от 5 до 20 мм, отсев камнедробления гранита, стабилизирующая добавка Viatop-66 и наномодифицированный диатомит. Образцы щебеночно-мастичного асфальтобетона испытывались в соответствии с методиками стандарта, а также исследовалась стойкость к динамическим погодно-климатическим воздействиям и стойкость колееобразованию. Результаты: предложенные критерии позволяют оценить эффективность применения наномодифицированного минерального порошка с учетом как технических особенностей асфальтобетона, полученного с его применением, так и экономических затрат, необходимых для достижения улучшения качественных показателей. Бетон ЩМА-20, в котором 100 % традиционного наполнителя замещены порошком на основе диатомита, модифицированного золем гидроксида железа (III) и кремниевой кислоты, обладает на 28 % большей технико-экономической эффективностью по сравнению с традиционным щебеночно-мастичным асфальтобетоном. Это достигается за счет более существенно повышения качества материала по сравнению с необходимыми. Выводы: использование в качестве наполнителя в составе асфальтобетонной смеси порошка на основе диатомита, модифицированного золем гидроксида железа (III), и кремниевой кислоты позволяет на 35 % увеличить показатель эффективности асфальтобетона. Увеличение технико-экономической эффективности на 28 % является обоснованием для применения разработанного модифицированного наполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Иноземцев Сергей Сергеевич, Королев Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL-ECONOMIC EFFICIENCY OF THE USE OF NANOMODIFIED FILLER FOR ASPHALT-CONCRETE

Subject: technical and economic efficiency of the use of nanomodified porous mineral powder in the composition of asphalt-concrete mixture. The system of quality indicators of crushed stone-mastic asphalt-concretes obtained using nanomodified porous filler is presented. A general criterion for the quality of asphaltic concrete and a method for assessing the technical and economic efficiency of the use of nanomodified filler to control the properties of asphalt-concrete have been developed. Using the methods of system analysis, decomposition of the asphalt-concrete quality system was carried out and the basic quality indicators and dependencies for calculation of particular quality criteria were identified. The efficiency of using a filler based on a porous mineral material whose surface is modified with an additive based on iron hydroxide sol and silicic acid is shown. Research objectives: substantiation of effectiveness of the use of nanomodified porous mineral powder in the composition of asphalt-concrete mixture, taking into account the efficiency and cost criteria. Materials and methods: oil road bitumen BND 60/90, gabbro-diabase crushed stone of 5-20 mm fraction, granite crushing and screening products, stabilizing additive Viatop-66 and nanomodified diatomite were used. Samples of crushed stone-mastic asphalt-concrete were tested in accordance with the standard methods, and resistance to varying weather and climatic conditions and also rutting resistance were studied. Results: the proposed criteria allow one to estimate the effectiveness of the use of nanomodified mineral powder in asphalt-concrete, taking into account both the technical characteristics of the asphalt-concrete, obtained by using the powder, and the economic costs necessary to achieve improvement in quality indices. Concrete SMA-20, in which 100 % of the traditional filler is replaced by a powder based on diatomite, modified with iron (III) hydroxide sol and silicic acid, has a 28 % higher technical and economic efficiency compared to traditional crushed stone-mastic asphalt-concrete. This is achieved by significantly improving the quality of the material compared to the necessary ones. Conclusions: the use of the powder based on diatomite, modified with the iron (III) hydroxide sol, and silicic acid as a filler in the composition of asphalt-concrete mixture makes it possible to increase the asphalt-concrete efficiency index by 35 %. The increase in technical and economic efficiency by 28 % justifies application of the modified filler.

Текст научной работы на тему «Технико-экономическая эффективность применения наномодифицированного наполнителя для асфальтобетонa»

УДК 691.168+691.217.8 Б01: 10.22227/1997-0935.2018.4.536-543

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАНОМОДИФИЦИРОВАННОГО НАПОЛНИТЕЛЯ ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА

С.С. Иноземцев, Е.В. Королев

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУМГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26

Предмет исследования: технико-экономическая эффективность применения наномодифицированного пористого минерального порошка в составе асфальтобетонной смеси.

Цели: обоснование эффективности применения наномодифицированного пористого минерального порошка в составе асфальтобетонной смеси с учетом критериев эффективности и стоимости.

Материалы и методы: использовался битум нефтяной дорожный БНД 60/90, щебень габбро-диабазовый фракции от 5 до 20 мм, отсев камнедробления гранита, стабилизирующая добавка Viatop-66 и наномодифицированный диатомит. Образцы щебеночно-мастичного асфальтобетона испытывались в соответствии с методиками стандарта, а также исследовалась стойкость к динамическим погодно-климатическим воздействиям и стойкость колееобразованию. Результаты: предложенные критерии позволяют оценить эффективность применения наномодифицированного минерального порошка с учетом как технических особенностей асфальтобетона, полученного с его применением, так и экономических затрат, необходимых для достижения улучшения качественных показателей. Бетон ЩМА-20, в котором 100 % традиционного наполнителя замещены порошком на основе диатомита, модифицированного золем гидроксида железа (III) и кремниевой кислоты, обладает на 28 % большей технико-экономической эффективностью по сравнению с традиционным щебеночно-мастичным асфальтобетоном. Это достигается за счет более существенно повышения качества материала по сравнению с необходимыми.

Выводы: использование в качестве наполнителя в составе асфальтобетонной смеси порошка на основе диатомита, модифицированного золем гидроксида железа (III), и кремниевой кислоты позволяет на 35 % увеличить показатель эффективности асфальтобетона. Увеличение технико-экономической эффективности на 28 % является обоснованием для применения разработанного модифицированного наполнителя.

КЛЮчЕВыЕ СЛОВА: асфальтобетон, наномодификатор, золь, наполнитель, диатомит, пористость, технико-экономическая эффективность, обобщенный критерий качества, частный критерий качества

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Иноземцев С.С., Королев Е.В. Технико-экономическая эффективность применения наномодифицированного наполнителя для асфальтобетона // Вестник МГСУ. 2018. Т. 13. Вып. 4 (115). С. 536-543.

TECHNICAL-ECONOMIC EFFICIENCY OF THE USE OF NANOMODIFIED FILLER FOR ASPHALT-CONCRETE

¡^ s.s. Inozemtsev, E.V. Korolev

^ Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU),

w 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation

*

Si

у Subject: technical and economic efficiency of the use of nanomodified porous mineral powder in the composition of asphalt-

^ concrete mixture. The system of quality indicators of crushed stone-mastic asphalt-concretes obtained using nanomodified

porous filler is presented. A general criterion for the quality of asphaltic concrete and a method for assessing the technical and economic efficiency of the use of nanomodified filler to control the properties of asphalt-concrete have been developed. Using the methods of system analysis, decomposition of the asphalt-concrete quality system was carried out and the basic quality indicators and dependencies for calculation of particular quality criteria were identified. The efficiency of using a filler based on a porous mineral material whose surface is modified with an additive based on iron hydroxide sol and silicic acid is shown. 2 Research objectives: substantiation of effectiveness of the use of nanomodified porous mineral powder in the composition

of asphalt-concrete mixture, taking into account the efficiency and cost criteria.

Materials and methods: oil road bitumen BND 60/90, gabbro-diabase crushed stone of 5-20 mm fraction, granite crushing and screening products, stabilizing additive Viatop-66 and nanomodified diatomite were used. Samples of crushed stone-mastic asphalt-concrete were tested in accordance with the standard methods, and resistance to varying weather and climatic conditions and also rutting resistance were studied.

Results: the proposed criteria allow one to estimate the effectiveness of the use of nanomodified mineral powder in asphalt-^ concrete, taking into account both the technical characteristics of the asphalt-concrete, obtained by using the powder, and the

I economic costs necessary to achieve improvement in quality indices. Concrete SMA-20, in which 100 % of the traditional filler

JJ is replaced by a powder based on diatomite, modified with iron (III) hydroxide sol and silicic acid, has a 28 % higher techni-

ф cal and economic efficiency compared to traditional crushed stone-mastic asphalt-concrete. This is achieved by significantly

IQ improving the quality of the material compared to the necessary ones.

536 © С.С. Иноземцев, Е.В. Королев

Л tfl

PO

о

н

>*

О

Conclusions: the use of the powder based on diatomite, modified with the iron (III) hydroxide sol, and silicic acid as a filler in the composition of asphalt-concrete mixture makes it possible to increase the asphalt-concrete efficiency index by 35 %. The increase in technical and economic efficiency by 28 % justifies application of the modified filler.

KEY WORDS: asphalt-concrete, nanomodifier, sol, filler, diatomite, porosity, technical and economic efficiency, generalized quality criterion, particular quality criterion

FOR CITATION: Inozemtsev S.S., Korolev E.V. Tekhniko-ekonomicheskaya effektivnost' primeneniya nanomodifitsirovan-nogo napolnitelya dlya asfal'tobetona [Technical-economic efficiency of the use of nanomodified filler for asphalt-concrete]. Vestnik MGSU [Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering]. 2018, vol. 13, issue 4 (115), pp. 536-543.

ВВЕДЕНИЕ

В строительном материаловедении оценка качества материалов или изделий осуществляется по совокупности свойств, удовлетворяющих потребности заказчика. Часто перечень таких свойств отражен в нормативных документах. В большинстве случаев качество строительных материалов должно определяться комплексом показателей.

При решении вопросов модифицирования строительных материалов и оптимизации их состава оценка эффективности вариантов рассматриваемых технологических решений возможна только с учетом комплекса частных показателей качества [1-3].

Основные показатели качества для рассматриваемого вида асфальтобетона, щебеночно-мастичного асфальтобетона представлены в ГОСТ 31015-20021. Однако существующие условия эксплуатации, характеризующиеся высокой интенсивностью динамического воздействия движущегося транспорта и увеличенными нагрузками на ось автомобильного транспорта, приводят к преждевременному снижению качества и изменению свойств асфальтобетона, к которым требования не предъявляются. Поэтому требования указанного ГОСТа являются недостаточными для оценки пригодности материала к использованию, так как не учитываются свойства асфальтобетона, которые предопределяют продолжительность эксплуатации асфальтобетонного дорожного покрытия. Также оценка стойкости асфальтобетонов к динамическим воздействиям погодных факторов: поочередное замораживание и оттаивание, увлажнение и высушивание, — существующими нормативными документами не предусматривается. Поэтому качество асфальтобетонов должно включать свойства, характеризующие долговечность материала или его стойкость к воздействию эксплуатационных факторов.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

С учетом отечественного и зарубежного опыта оценки качества асфальтобетонов различного

1 ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфаль-

тобетон щебеночно-мастичные. Технические условия.

типа [4-12], а также на основе данных об эксплуатационных условиях и минимальных установленных сроках службы дорожных покрытий сформирован перечень свойств и показателей, позволяющий оценить качество щебеночно-мастичных асфальтобетонов, полученных с применением наномодифицированного пористого наполнителя (рис.).

В соответствии с ГОСТ 31015-2002 требования к асфальтобетонам предъявляются по показателям, характеризующим параметры структуры (остаточная пористость, пористость минеральной части, водонасыщение); физико-механические свойства по параметрам прочности (при сжатии при температурах 20 и 50 °С и на растяжение при расколе при температуре 0 °С) и сдвигоустойчивости (коэффициент внутреннего трения и сцепления при сдвиге).

В соответствии с предусмотренными показателями методики их определения предполагают получение значений параметров прочности и сдвигоустойчивости в условиях максимального нагру-жения, приводящего к разрушению образцов. В эксплуатационных условиях асфальтобетон в покрытии подвергается воздействию динамических нагрузок автомобильного транспорта, величина которых значительно меньше максимальной. Для учета эксплуатационных характеристик в систему показателей качества включены показатели, характеризующие эксплуатационную стойкость к воздействию авто- С мобильного транспорта в летний и зимний периоды н эксплуатации: глубина колеи по методу APA и глу- s бина образования абразивного износа от колеса с шипами в условиях низких температур. Щ

В дополнение к предусмотренным в ГОСТ по- р

казателям водостойкости в систему показателей

качества включен коэффициент стойкости к воздей- О

ствию погодно-климатических факторов, который

представляет собой изменение прочности асфаль- i

тобетонных образцов после экспозиции в условиях *

погодно-климатических воздействий, моделирую- ы

щих эксплуатацию в течение одного условного года. □

У О

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ *

*

В работе использовался нефтяной дорож- i ный битум марки БНД 60/90 производства ООО 5 «Московский нефтеперерабатывающий завод»

Показатели качества наномодифицированных щебеночно-мастичных асфальтобетонов

с температурой размягчения 51 °С и температурой хрупкости -20 °С. Для предотвращения расслаивания щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси применялась стабилизирующая добавка \1айр-66. В качестве минеральных материалов использовались гранитный отсев (ГОСТ 8736-20142), габбро-диабазовый щебень фракции 5...20 мм (ГОСТ 8267-933), неактивированный минеральный МП-1 (ГОСТ 52129-20034) и порошок из диатомита, модифицированный наноразмерной добавкой, полученной посредством совмещения золь гидроксида железа (III) и золя кремниевой кислоты [13].

Показатели основных свойств асфальтобетонов определялись в соответствии с методиками, т- описанными в ГОСТ 12 801-985. Для оценки стойкости к комплексному воздействию эксплуатацион-^ но-климатических факторов образцы подвергались ^ экспозиции в климатической камере, в которой в со-^ ответствии с методикой, описанной в работе [14], 2 моделировался один условный год эксплуатации 10 щебеночно-мастичного асфальтобетона. РО

Ф 2 ГОСТ 8736-2014. Песок для строительных работ. ТехН нические условия.

^ 3 ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных О пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями № 1-4).

4 ГОСТ Р 52129-2003, Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Техниче-X ские условия.

и 5 ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических ® вяжущих для дорожного и аэродромного строительства.

Методы испытаний.

Определение стойкости к образованию колеи осуществлялось в соответствии со стандартом AAS-HTO T 340-106. Определение стойкости к абразивному износу осуществлялось при отрицательных температурах (-10 °С — средняя температура воздуха в зимний период времени) на приборе Asphalt Pavement Analyzer (APA) с применением колеса с шипами.

Указанные показатели свойств определялись для образцов щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-20, в котором в качестве наполнителя использовался традиционный минеральный порошок МП-1 (ЩМАк), и для образцов, приготовленных из смеси, в которой порошок МП-1 замещен на 30, 60 и 100%-ным наполнителем из диатомита, модифицированного золем гидроксида железа и кремниевой кислоты (ЩМАм).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С учетом сведений о технологических процессах производства и проведения работ по устройству асфальтового покрытия введен дополнительно показатель средней плотности. В случае применения в составе асфальтобетонной смеси пористых минеральных материалов за счет снижения веса и увеличения фактического объема транспортировки готовой щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси

6 AASHTO T 340-10 Standard Method of Test for Determining the Rutting Susceptibility of Hot Mix Asphalt Using the Asphalt Pavement Analyzer (APA).

С.536-543

будет обеспечиваться дополнительный экономический эффект.

При расчете эффективности предлагаемых технологических решений весомость показателей качества, характеризующих физико-механические и эксплуатационные свойства, может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации и требований заказчика. Отсюда обобщенный показатель технической эффективности с учетом частных критериев качества будет рассчитываться по формуле

где Кфч - ^Г

~~ коэффициент, характеризующий физико-механические показатели, к которым отнесены пределы прочности при сжатии Я20 и Я50 при температурах 20 и 50 °С и на растяжение при расколе при 0 °С, Яр, соответственно, сдвиго-устойчивость — коэффициент внутреннего трения tgф и лабораторный показатель сцепления при сдвиге Сл и средняя плотность р; Кж = — коэффициент, характеризующий эксплуатационные

показатели, к которым отнесены водостойкость квд, глубина колеи йдрА, глубина абразивного износа от воздействия колеса с шипами hкш, стойкость к по-годно-климатическим факторам ксР а1, а2 — коэффициенты весомости.

Вид и рассчитанные формулы частных критериев качества представлены в табл. 1.

Оценку технико-экономической эффективности внедрения наномодифицированных щебеноч-но-мастичных асфальтобетонов проводили по методике, представленной в [15]. Сущность указанной методики заключается в определении затрат на повышение обобщенного показателя качества материала с учетом технической возможности его достижения:

К/ - К

5 С

где к — коэффициент, характеризующий возможность реализации технического эффекта; 5F и 5С —

Табл. 1. Частные критерии качества щебеночно-мастичного асфальтобетона

Показатель Формула для расчета Примечание

Коэффициенты, характеризующие физико-механические свойства

Критерии прочности k - R'~a и Я20 — показатели прочности при сжатии при температуре 20 °С для ЩМАм и ЩМАк соответственно

и Я50 — показатели прочности при сжатии при температуре 50 °С для ЩМАм и ЩМАк соответственно

Критерий трещино-стойкости к -r; ^р ^Р(ГОСТ) Щ и Яр — показатель прочности на растяжение при расколе 0 °С для ЩМАм и ЩМАк соответственно; .Кр(ГОСТ) — значение предела прочности на растяжение при расколе, соответствующее середине интервала допустимых значений в соответствии с требованиями ГОСТ 31015-2002 (для расчета используется значение 4,25 МПа)

К ~ Лр(ГОСТ)

Критерий сдвигоу-стойчивости к сленг c;tg'<P Сл'ёФ С* и Сл — лабораторные показатели сцепления при сдвиге для ЩМАм и ЩМАк соответственно

Критерий плотности = P£L -1 р,„ р'г и рт — средние плотности для ЩМАм и ЩМАк соответственно

00

Ф О т X

S

*

о

У

Т

0 2

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(л)

В

г

3 У

о *

4

Коэффициенты, характеризующие эксплуатационные свойства

Критерий водостойкости

к'^ и квд — коэффициенты стойкости после длительного водо-насыщения для ЩМА и ЩМА соответственно

Критерий стойкости к колееобразованию

и hAPA — глубины колеи после теста по методу APA для ЩМА и ЩМА соответственно

Критерий истираемости

К,„ и Кш — глубины абразивного износа после теста с применением шипованного колеса для ЩМАм и ЩМАк соответственно

Критерий стойкости к погодно-климатиче-ским воздействиям

к

где к'ы = (

1-1

3

К,,

К,

J(50)

К

\\

К

i —

3

R

■пт

R

■/i»)

R.

К

л

R,

■ lii;; 1 ,,

■'(р)}/ \\

. |.:i:; 1 . — коэффициенты

30 "50 "(ЛР) )/

стойкости к погодно-климатическим воздействиям для ЩМАм и ЩМАк соответственно

относительное изменение качества и цены материала, соответственно,

Рь "

где F. — обобщенный критерий качества материала, для которого качество представляется совокупностью свойств, удовлетворяющих требованию заказчика или потребителя;

где Сь, Сп — себестоимости единицы продукции из материала, обозначенные как базовая и из материала, полученного по новой технологии, соответственно.

Свойства ЩМА-20 с различной степенью замещения минерального порошка МП-1 наномодифи-цированным пористым наполнителем, получаемым

обработкой минерального носителя золями гидрок-сида железа и кремниевой кислоты, представлены в табл. 2.

Технология приготовления ЩМА-20 (или другого асфальтобетона) с применением наномодифи-цированного минерального наполнителя не изменяется (наноматериал находится на поверхности минерального носителя), можно принять значение коэффициента к1 равным 1,0.

Значения разработанных частных критериев качества и обобщенного критерия технико-экономической эффективности приведены в табл. 3.

Для установления значения обобщенного критерия качества с учетом значимости для потребителя конкретных эксплуатационных характеристик задаются соотношения коэффициентов весомости.

Очевидно, что для асфальтобетонов приоритетными показателями являются эксплуатационные свойства, которые характеризуют свойства мате-

Табл. 2. Эксплуатационные свойства ЩМА

Наименование показателя Содержание наномодифицированного наполнителя, %, по объему замещения МП-1

0 30 60 100

р , г/см3 2,60 2,57 2,52 2,43

Я20, МПа 4,0 4,2 4,3 5,2

Я50, МПа 1,3 1,4 1,6 2,1

Я , МПа 3,0 3,0 3,3 3,4

С , МПа л' 0,24 0,24 0,29 0,36

0,93 0,94 0,96 1,00

к 0,89 0,93 0,92 0,96

hAPA, мм 3,77 3,48 2,91 1,83

h , мм кш' 1,63 1,46 1,41 1,13

кср % 6,7 6,3 5,7 4,9

Цена, руб./т 3500 3781 4068 4463

Табл. 3. Результаты расчета технико-экономической эффективности применения наполнителя из наномодифицирован-1Л ного диатомита

Наименование критерия Содержание наномодифицированного наполнителя, %, по объему замещения МП-1

0 30 60 100

1,00 1,05 1,08 1,30

К 1,00 1,08 1,23 1,62

к 1,00 1,00 1,38 1,55

К сдвиг 1,00 1,01 1,25 1,61

к 1,00 1,01 1,03 1,07

кщо 1,00 1,04 1,03 1,08

кк 1,00 0,97 1,12 1,43

кИСТ 1,00 1,12 1,16 1,45

к клим 1,00 1,05 1,17 1,36

F к 1,00 1,04 1,14 1,35

5F — 0,04 0,14 0,35

5С — 0,08 0,16 0,28

к.(а1 = 0,35; а2 = 0,65) — 0,49 0,88 1,28

*

О >

с

во

<0

2 о

н *

О

X 5 X Н

О ф

С.536-543

риала в условиях эксплуатации, поэтому для эксплуатационных свойств значение коэффициента весомости а2 = 0,65, а для показателей, определение которых, предусмотрено нормативными документами, а1 = 0,35.

Анализ полученных данных показывает, что щебеночно-мастичный асфальтобетон, в составе которого 100 % наполнителя замещены минеральным порошком из наномодифицированного диатомита [17, 18], по сравнению с традиционным ЩМА-20 имеет большую технико-экономическую эффективность. Это достигается за счет более существенного увеличения качества материала по отношению к изменению стоимости реализации технологии обеспечивающей повышение величин показателей качества.

Применение наномодифицированного диатомита в составе асфальтобетонной смеси приводит

к увеличению качества асфальтобетона на 35,0 % (с Г = 1,00 до Г = 1,35) при этом стоимость применения такой технологии увеличивается на 28,0 %. Это закономерно приводит к увеличению критерия технико-экономической эффективности на 28,0 %, что свидетельствует об обоснованности применения наномодифицированных ЩМА.

Частичное замещение традиционного минерального порошка (30 и 60 %) наномодифициро-ванным наполнителем, несмотря на повышение показателя качества с учетом изменения стоимости, является неэффективным.

Таким образом, представленный метод технико-экономической эффективности может применяться для предварительной оценки качественных параметров новых технологий и материалов в области строительного материаловедения наряду с традиционными методами [19, 20].

литература

1. Королев Е.В. Технико-экономическая эффективность и перспективные строительные материалы // Региональная архитектура и строительство. 2013. № 3. С. 9-14.

2. Береговой А.М., ДеринаМ.А., Петрянина Л.Н. Технико-экономическая эффективность энергосберегающих решений в архитектурно-строительном проектировании // Региональная архитектура и строительство. 2015. № 2 (23). С. 144-148.

3. Голунов С.А., Пустовгар А.П., Пашкевич С.А., Дудяков Е.В. Оценка эффективности современных композиционных фасадных систем с тонкими штукатурными слоями и утеплителем из минеральной ваты // Строительные материалы. 2010. № 11. С. 21-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Иноземцев С.С., Королев Е.В. Эксплуатационные свойства наномодифицированных щебеноч-но-мастичных асфальтобетонов // Вестник МГСУ. 2015. № 3. С. 29-39.

5. Зубков А.Ф., Однолько В.Г. Технология строительства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. М. : Машиностроение, 2009. 224 с.

6. Safwan A. Khedr, Tamer M. Breakah. Rutting parameters for asphalt concrete for different aggregate structures // International Journal of Pavement Engineering. 2011. Vol. 12. Issue 1. Pp. 13-23.

7. Mandula J., Olexa T. Study of the visco-elastic parameters of asphalt concrete // Procedia Engineering. 2017. Vol. 190. Pp. 207-214.

8. Zhao Wenbin. The effect of fundamental mixture parameters on hot-mix asphalt performance properties: Doctor of Philosophy dissertation in civil engineering. 2011.

9. Tarefder R.A., Kias E.M., Stormont J.C. Evaluating Parameters for Characterization of Cracking in

Asphalt Concrete // Journal of Testing and Evaluation. 2009. Vol. 37. No. 6. pp. 596-606.

10. Pease R.E. Hydraulic properties of asphalt concrete: doctoral dissertation in civil engineering. 2010.

11. Mechanical tests for bituminous mixes. characterization, design and quality control: Proceedings of the Fourth International RILEM Symposium / E. Eustac-chio, H.W. Fritz eds. Taylor & Francis, 2004. 672 p.

12. Pirmohammad S., Khoramishad H., Ayatol-lahi M.R. Effects of asphalt concrete characteristics on cohesive zone model parameters of hot mix asphalt mixtures // Canadian Journal of Civil Engineering. 2016. Vol. 43 (3). Pp. 226-232.

13. Иноземцев С.С., Королев Е.В. Разработка наномодификаторов и исследование их влияния на свойства битумных вяжущих веществ // Вестник до МГСУ. 2013. № 10. С. 131-139. с

14. Гридчин А.М., Духовный Г.С., Котухов А.Н., н Погромский А.С. Оценка воздействия климатиче- s ских факторов на асфальтобетон // Вестник БГТУ им. Шухова. 2003. № 5. С. 262-264. Щ

15. Королев Е.В. Технико-экономическая эф- р фективность новых технологических решений. Анализ и совершенствование // Строительные материа- О лы. 2017. № 3. 85-88. 2

17. Inozemtcev S.S., Korolev E.V. Mineral carriers 1 for nanoscale additives in bituminous concrete // Ad- 2 vanced Materials Research. 2014. Vol. 1040. Pp. 80-85. Ы

18. СмирновВ.А., КоролевЕ.В., Иноземцев С.С. п Стохастическое моделирование наноразмерных си- С ситем // Нанотехнологии в строительстве: научный 2 интернет-журнал. 2012. № 1. С. 6-14. 2

19. Северова Е.А., Пашкевич С.А., Адамце- 1 вичА.О. Энергетическая эффективность строитель- 5 ной отрасли в России - аспекты развития // Стро-

ительство уникальных зданий и сооружений. 2013. № 1 (6). С. 18-21.

20. Говоров В.Е., Чичиль А.В. Оценка эффективности системы преобразования энергии по тех-

нико-экономическому критерию эффективности // Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 11. С. 105-109.

Поступила в редакцию 18 декабря 2017 г. Принята в доработанном виде 15 января 2018 г. Одобрена для публикации 23 марта 2018 г.

Об авторах: Иноземцев Сергей Сергеевич — кандидат технических наук, младший научный сотрудник научно-образовательного центра «Наноматериалы и нанотехнологии», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; inozemcevss@mgsu.ru; ORCID 0000-0002-2965-0846;

королев Евгений Валерьевич — доктор технических наук, профессор, директор научно-образовательного центра «Наноматериалы и нанотехнологии», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г Москва, Ярославское шоссе, д. 26; кого^@ nocnt.ru; ORCID 0000-0003-0815-4621.

references

1. Korolev E.V. Tekhniko-ekonomicheskaya effek-tivnost' i perspektivnye stroitel'nye materialy [Technical and economic efficiency and perspective building materials]. Regional'naya arkhitektura i stroitel'stvo [Regional architecture and construction]. 2013, no. 3, pp. 9-14. (In Russian)

2. Beregovoy A.M., Derina M.A., Petryanina L.N. Tekhniko-ekonomicheskaya effektivnost' energos-beregayushchikh resheniy v arkhitekturno-stroitel'nom proektirovanii [Technical and economic efficiency of energy-saving solutions in architectural and construction design]. Regional'naya arkhitektura i stroitel'stvo [Regional architecture and construction]. 2015, no. 2 (23), pp. 144-148. (In Russian)

3. Golunov S.A., Pustovgar A.P., Pashkevich S.A., ¡^ Dudyakov E.V. Otsenka effektivnosti sovremen-t- nykh kompozitsionnykh fasadnykh sistem s tonkimi w shtukaturnymi sloyami i uteplitelem iz mineral'noy ^ vaty [Evaluation of the effectiveness of modern compos-¡^ ite facade systems with thin plaster layers and a heater ^ of mineral wool]. Stroitel'nye materialy [Construction | Materials]. 2010, no. 11, pp. 21-27. (In Russian)

Ifl 4. Inozemtsev S.S., Korolev E.V. Ekspluatatsion-PO nye svoystva nanomodifitsirovannykh shchebenochno-mastichnykh asfal'tobetonov [Operational properties of H nanomodified crushed stone-mastic asphalt concretes]. I— Vestnik MGSU [Proceedings of the Moscow State Uni-^ versity of Civil Engineering]. 2015, no. 3, pp. 29-39. I_ (In Russian)

2 5. Zubkov A.F., Odnol'ko V.G. Tekhnologiya

stroitel 'stva asfal 'tobetonnykh pokrytiy avtomobil 'nykh

j dorog [Technology of construction of asphalt concrete

jj road surfaces]. Moscow, Mashinostroenie, 2009. 224 p.

0 (In Russian) 10

6. Safwan A. Khedr, Tamer M. Breakah. Rutting parameters for asphalt concrete for different aggregate structures. International Journal of Pavement Engineering. 2011, vol. 12, issue 1, pp. 13-23.

7. Mandula J., Olexa T. Study of the visco-elastic parameters of asphalt concrete. Procedia Engineering. 2017, vol. 190, pp. 207-214.

8. Zhao Wenbin. The effect of fundamental mixture parameters on hot-mix asphalt performance properties: Doctor of Philosophy dissertation in civil engineering. 2011.

9. Tarefder R.A., Kias E.M., Stormont J.C., Evaluating parameters for characterization of cracking in asphalt concrete. Journal of Testing and Evaluation. 2009, vol. 37, no. 6, pp. 596-606.

10. Pease R.E. Hydraulic properties of asphalt concrete: doctoral dissertation in civil engineering. 2010.

11. Eustacchio E., Fritz H.W. eds. Mechanical tests for bituminous mixes. characterization, design and quality control: Proceedings of the Fourth International RILEMSymposium. Taylor & Francis, 2004. 672 p.

12. Pirmohammad S., Khoramishad H., Ayatol-lahi M.R. Effects of asphalt concrete characteristics on cohesive zone model parameters of hot mix asphalt mixtures. Canadian Journal of Civil Engineering. 2016, vol. 43 (3), pp. 226-232.

13. Inozemtsev S.S., Korolev E.V. Razrabotka nanomodifikatorov i issledovanie ikh vliyaniya na svoystva bitumnykh vyazhushchikh veshchestv [Development of nanomodifiers and investigation of their influence on the properties of bituminous binders]. Ves t-nik MGSU [Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 10, pp. 131-139. (In Russian)

, - С. 536-543

для асфальтобетонa

14. Gridchin A.M., Dukhovnyy G.S., Kotuk-hov A.N., Pogromskiy A.S. Otsenka vozdeystviya kli-maticheskikh faktorov na asfal'tobeton [Assessment of the impact of climatic factors on the asphalt concrete]. Vestnik BGTU im. Shukhova [Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov]. 2003. no. 5, pp. 262-264. (In Russian)

15. Korolev E.V. Tekhniko-ekonomicheskaya effektivnost' novykh tekhnologicheskikh resheniy. Analiz i sovershenstvovanie [Technical and economic efficiency of new technological solutions. Analysis and improvement]. Stroitel'nye materialy [Construction Materials]. 2017, no. 3, pp. 85-88. (In Russian)

17. Inozemtcev S.S., Korolev E.V. Mineral carriers for nanoscale additives in bituminous concrete. Advanced Materials Research. 2014. vol. 1040, pp. 80-85.

18. Smirnov V.A., Korolev E.V., Ino-zemtsev S.S. Stokhasticheskoe modelirovanie nanorazmernykh sisitem [Stochastic simulation of

nanoscale systems]. Nanotekhnologii v stroitel'stve: nauchnyy internet-zhurnal [Nanotechnologies in Construction: A Scientific Internet-Journal]. 2012, no. 1, pp. 6-14. (In Russian)

19. Severova E.A., Pashkevich S.A., Adamtsev-ich A.O. Energeticheskaya effektivnost' stroitel'noy otrasli v Rossii — aspekty razvitiya [Energy efficiency of the construction industry in Russia — aspects of development] . Stroitel'stvo unikal'nykh zdaniy i sooru-zheniy [Construction of Unique Buildings and Structures]. 2013, no. 1 (6), pp. 18-21. (In Russian)

20. Govorov V.E., Chichil' A.V. Otsenka effek-tivnosti sistemy preobrazovaniya energii po tekhniko-ekonomicheskomu kriteriyu effektivnosti [Estimation of the efficiency of the energy conversion system according to the technical and economic efficiency criterion]. Zhurnal nauchnykh i prikladnykh issledovaniy [Journal of Scientific and Applied Research]. 2015, no. 11, pp. 105-109. (In Russian)

Received December 18, 2017.

Adopted in final form on January 15, 2018.

Approved for publication on March 25, 2018.

About the authors: Inozemtsev sergey sergeevich — Candidate of Technical Sciences, Junior Researcher, "Nanomaterials and Nanotechnologies" Research and Education Center, Moscow state University of civil Engineering (National Research University) (MGsU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; inozemcevss@mgsu.ru; ORCID 0000-0002-2965-0846;

Korolev evgeniy Valer'evich — Doctor of Technical Sciences, Professor, Director of the "Nanomaterials and Nanotechnologies" Research and Education Center, Moscow state University of civil engineering (National Research University) (MGsU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; korolev@nocnt.ru; ORCID 0000-0003-0815-4621.

m

ф о т x

s

*

о

У

Т

0 2

1

(л)

В

г

3 у

о *

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.