Научная статья на тему 'Техника локальных актов − борьба и единство публичных и частных интересов'

Техника локальных актов − борьба и единство публичных и частных интересов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ПРАВО / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ТЕХНИКА ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ / THE LEGAL TECHNIQUE / THE RIGHT / LOCAL CERTIFICATES / CORPORATE LEGAL CERTIFICATES / TECHNIQUE OF LOCAL CERTIFICATES / TOOLKIT OF LEGAL TECHNIQUE / A LEGAL DESIGN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яровая Владлена Владимировна

Статья посвящена теме эффективности применения инструментария юридической техники при создании локальных актов. Учитывая, что локальные правовые акты выступают в роли программ, определяющих, во-первых, правила поведения внутри организации и, во-вторых, взаимоотношения между организацией и окружающей средой, стоящих перед обществом в целом, может быть достигнуто только при условии использования системы специфических и эффективных юридико-технических средств создания качественных локальных предписаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF LOCAL CERTIFICATES STRUGGLE AND UNITY OF PUBLIC AND PRIVATE INTERESTS

Article is devoted a theme of efficiency of application of toolkit of legal technique at creation of local certificates. Considering that local legal certificates act in a role of the programs defining, first, rules of behavior in the organization and, secondly, of mutual relation between the organization and environment, facing a society as a whole can be reached only under condition of use of system of specific and effective means of legal technique of creation of qualitative local instructions.

Текст научной работы на тему «Техника локальных актов − борьба и единство публичных и частных интересов»

Sobko Julia Aleksandrovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +79034702027.

Legal Department of the TIT SFedU; Leading Legal Adviser.

ББК 67.0

B.B. Яровая

ТЕХНИКА ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ - БОРЬБА И ЕДИНСТВО ПУБЛИЧНЫХ

И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Статья посвящена теме эффективности применения инструментария юридической техники при создании локальных актов. Учитывая, что локальные правовые акты выступают в роли программ, определяющих, во-первых, правила поведения внутри организации и,

- , , обществом в целом, может быть достигнуто только при условии использования системы специфических и эффективных юридико-технических средств создания качественных ло.

Юридическая техника; право; локальные акты; корпоративные правовые акты; техника локальных актов; правотворческая техника; инструментарий юридической техники;

.

V.V. Yarovaya TECHNIQUE OF LOCAL CERTIFICATES - STRUGGLE AND UNITY OF PUBLIC AND PRIVATE INTERESTS

Article is devoted a theme of efficiency of application of toolkit of legal technique at creation of local certificates. Considering that local legal certificates act in a role of the programs defining, first, rules of behavior in the organization and, secondly, of mutual relation between the organization and environment, facing a society as a whole can be reached only under condition of use of system of specific and effective means of legal technique of creation of qualitative local instructions.

The legal technique; the right; local certificates; corporate legal certificates; technique of local certificates; toolkit of legal technique; a legal design.

B последнее время в отечественной юридической науке прослеживается тенденция к расширению научных представлений о сфере применения инструментария правотворческой техники [1-3]. В отличие от ранее бытовавшего мнения, к предмету правотворческой техники относят любые правовые акты, исходящие как от государства, так и от граждан и негосударственных организаций, что, помимо публично-правового характера, отражает и его четко выраженную частноправовую направленность [4-6]. Целью юридической техники является оптимизация юридической деятельности в целом. При этом, несомненно, первоочередным является юридическое совершенствование правовых актов, от точности выражения содер-,

,

.

Не вызывает сомнения тот факт, что нормативный уровень существования права является основным, определяющим, что от него во многом зависят все остальные аспекты бытия права. В то же время свести право исключительно к офи-

циальным нормативным формам его выражения невозможно [7]. В системе правового регулирования общественных отношений локальное правотворчество занимает одно из ключевых мест. От того, в какой мере локальные правовые предписания выражают потребности и интересы субъектов предпринимательской деятельности и насколько эффективно они воздействуют на регулируемые ими корпоративные отношения, зависит во многом решение задач, стоящих перед обществом. Поэтому изложение теоретических основ формирования локальных правовых актов, изучение особенностей их разработки, безусловно, будет способствовать и повышению уровня реализации локальных правовых актов.

Одной из первоочередных проблем отечественной юридической доктрины в отношении техники локального правотворчества на сегодняшний день является отсутствие общепризнанного понятия локального акта. В первую очередь, понятие «локшгьные правовые акты» зачастую связывают с отношениями между организацией (ее руководством) и ее работниками, т.е. с трудовыми отношениями [8-11]. Такое определение локальных правовых актов применяемо сугубо к трудовым от-

- , , распорядка и другие правовые акты, принятые в установленном порядке, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя. Дей,

, .

понятия локальных правовых актов к локальным правовым актам, содержащим исключительно нормы трудового права, неоправданно по причине регулирования данной группой правовых актов более широкого круга внутриорганизационных

- -ния перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, и т.д.

- , -ния локальных и корпоративных правовых актов [12, 13]. В тоже время термины « », « » « » -ся недостаточно устоявшимися в отечественной науке и их использование лишь еще более активно способствует разноплановости толкования. Таким образом, четкой позиции ни законодателя, ни отечественных юристов по отношению к локальным правовым актам не прослеживается. Вместе с тем большинство авторов под данным термином, как правило, понимают внутренние документы какой-либо организации, предприятия или учреждения [4, 14]. Так Т.В. Кашанина, хотя и от, -,

коллективу или членством, возникающим по различным основаниям [15].

Любая организация в первую очередь является искусственной системой, которая, исходя из взаимосвязанности всех сфер жизни современного общества, является составной частью многих систем, каждая из которых, в свою очередь, имеет , .

,

подготовки правовых актов, принятых (изданных) в пределах компетенции должностными лицами организации, с соблюдением установленной законодательством , -дельных организаций. Локальные правовые акты выступают в роли программ, оп-, - , -нии различных вопросов, и, во-вторых, взаимоотношений между организацией и , . , правотворческую технику локальных правовых актов можно разделить на следующие виды:

1. - .

2. - .

3. .

4. .

Между указанными видами техники локальных актов непроходимых границ , -.

на конечный результат, а именно подготовку, составление и оформление локаль-, -.

Следует согласиться с Т.В. Кашаниной, которая выделяет общие принципы создания корпоративных актов и специальные принципы [16]. Однако следует обратить внимание на то, что с указанными принципами тесно связанны общие правила юридической техники, а учитывая, что «локшгьное регулирование, в определенной мере принимая на себя функции подзаконного регулирования, должно соответствовать требованиям полноты и достаточности правовой регламентации соответствующих общественных отношений, что может быть достигнуто только при условии использования системы специфических и эффективных юридико-

» [17]. -

, : , локальных актов, придания последним юридической силы; обеспечение принципа непротиворечивости локальных актов действующему законодательству; выбор необходимой и достаточной меры дублирования законодательства в локальных актах; эффективность и рациональность в реализации прав, установленных диспо-,

; -.

Первая группа локальных актов - это учре дительно-распорядительные акты (устав, учредительный договор, разделительный баланс, передаточный акт и т.д.), предназначенные для юридической индивидуализации организаций в качестве , , , -ся преимущественно юридически значимыми локальными нормами и требуют особенно тщательного подхода при их подготовке. Специфика техники учредительно-распорядительных актов состоит в прямом предписании закона о регулировании соответствующих вопросов при помощи конкретных локальных актов, при этом государственное регулирование закладывает как наличие самого локаль-, , . с императивными положениями законов и подзаконных актов, устанавливающих обязательное наличие определенных требований к локальным актам либо обязанность субъекта дублировать содержание правовой нормы в локальных актах как условие возможности ее реализации организацией, имеют место и диспозитивные , -, , нормой, регулирующими одно и то же отношение. Однако, несмотря на это, область регламентации учредительно-распорядительных отношений находится под достаточно жестким прессингом нормативно-правового регулирования и область применения локальных норм сводиться к разрешению вопросов мелкоорганизаци-.

Еще одной особенностью правотворческой техники учредительно-распорядительных актов является особая форма последних, а именно необходимость регистрации последних, что характеризует не только процедуру их создания, но и, в

, . -

кальным актам данной категории необходимо участие компетентного государст-, -ву [4]. Также следует отметить, что ответственность за неисполнение предписаний -

принуждения. Таким образом, свобода локального регулирования в целях осуще-

-

нормативно-правовыми предписаниями как количественным преимуществом последних, так и степенью нормативно-правовых регламентации.

, , -

онно-управленческих акты (инс^укции, правила, положения, приказы, распоряжения и т.д.), на которых основывается процесс выполнения текущих задач организации и предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, коммерческой, производственно-хозяйственной и иной функциональной деятельности орга-, -новленном порядке и не нуждающиеся в утверждении или одобрении какими-либо , ,

-

отношений не предусмотрено иное. Учитывая это, техника создания организацион-

-

творческих и профессиональных качеств субъекта правотворчества. Исходя из того, что во внутрихозяйственных отношениях «объективно выражена динамика оперативного управления» [18], значительную роль играют типовые формы организационно-управленческих актов, самостоятельно разработанные по всем правилам юридической техники и закрепленные в специальном локальном правовом акте органи, , качество создания организационно-управленческих актов, но и формализовать и унифицировать выполнение определенных трудовых функций.

, , -зультат правотворчества организаций в сфере трудовых отношений. Однако, несмотря на относительно долгий и плодотворный путь развития, локальные право, -вания, не снизили своей актуальности и составляют третью группу локальных актов организации (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, трудовой договор, трудовая книжка и т.д.).

Основное назначение локальных правовых актов в сфере трудовых отношений заключается в конкретизации нормативных актов, а в какой-то степени и в восполнении пробелов законодательства о труде и осуществлении первичного правового регулирования при отсутствии соответствующих нормативно-правовых актов с учетом особенностей и условий труда в пределах конкретной организации. Однако работодатель, как основной субъект локального правотворчества, не дол, , трудового права, необходимо учитывать, во-первых, требования трудового зако-, - , -, , волевого содержания локального правового акта, в котором в первую очередь воплощается воля работодателя. В связи с этим основная задача трудовых локальных

- , -стей субъектов трудовых правоотношений [19], и обеспечивающий единство госу-,

рамках одной организации и частных интересов работодателя.

Техника трудовых локальных актов, в свою очередь, должна быть основана на гарантировании естественных прав и свобод человека; принципах справедливо, ; его профессиональной деятельности; использовании побуждения к трудовой активности таких специфических средств, как стимулирование, поощрение, санкционирование. Что касается техники оформления трудовые локальных актов - на нее существенное влияние оказывает то, что на практике они зачастую разрабатываются на основе многочисленных комментариев к трудовому законодательству, методических рекомендаций по унификации соответствующих документов, содержащих различные практические советы. Однако видится наиболее целесообразным самостоятельное создание типовых форм документов, созданных с максимальной приближенностью к условиям деятельности каждой конкретной организации. В тоже время, в случае наличия императивных законодательных требова-, , , формы или выход за пределы круга вопросов, решение которых предписано в кон, .

К четвертой группе локальных актов организации относятся документы, создаваемые в процессе договорной работы - договора, дополнительные соглашения, протоколы разногласий, претензии и т.д. Значение качества закрепления договорных обязательств для организации и в целом для бизнеса, ставит вопрос о необходимости определения оптимальной юридической конструкции, с помощью которой строятся договоры в гражданско-правовой сфере. Как отмечает МЛ. Костен-, ,

, -вой системы будущего и тем самым минимизировать риски правотворческих оши-, « » , лоббистской деятельности [20]. Вместе с этим юридические конструкции - значимый инструмент в сфере частноправового регулирования, первостепенно воплощенные в законодательные конструкции гражданско-правового договора, который позволяет оптимально регулировать в рамках закона поведения людей путем указания на пределы их возможного и должного поведения, а равно последствия нарушения соответствующих требований.

Следует обратить особое внимание на то, что первоначально элементы конструкции договора определены действующим законодательством, однако вместе с этим базовым принципом гражданского права, закрепленным ст. 421 ГК РФ, является свобода договора. Данное сочетание обеспечивается регулированием ГК РФ общих правил гражданско-правовых договоров как императивными нормами, предопределяющими обязательные элементы структуры конструкции договора, так и

,

элементов конструкции договора, с точки зрения более целесообразного варианта поведения в конкретной ситуации. При этом важен не только состав и характеристика элементов конструкции договора, но и, учитывая системный характер юри,

между этими элементами, что может приводить к разбалансировке прав, обязанностей и ответственности. Права, обязанности, ответственность - это система, для которой важны внутренние логические связи. Юридическая конструкция договора, соответствующая основополагающему правилу системности, позволяет снизить риски проблематики в закреплении характера прав и обязанностей и усилить гражданско-правовую защиту сторон.

, , , -ганизации правотворческой инициативой, исходит из того, что локальное регулирование должно основываться на нахождение разумного баланса между государственным регулированием и саморегулированием. А с учетом того, что локальное правотворчество предстает в двух измерениях: государственном и организационном, системные исследования практики разработки и принятия локальных актов, сферы и форм взаимодействия нормативных и локальных регуляторов, а также деятельности по усилению роли локальных актов, должно способствовать ограничению власти государства в хозяйственной деятельности организаций, решению проблем злоупотребления либо бездействия власти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Керимов ДА. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. - М., 1998. - С. 11-14; Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 2000. - С. 67-72.

2. : / . . . - .: , 2008.

- . 20-27.

3. . . - //

. . - 2010. - 4 (105). - . 159-163.

4. : : / .

МЛ. Давыдова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. - С. 46.

5. . . //

как важнейшее средство правовой политики: Сб. научных трудов по материалам меж. - : - - 2010. - . 7-8.

6. . . // Юридическая техника как важнейшее средство правовой политики: Сб. научных трудов

. - : - . - 2010.

- С. 20-21.

7. .. . . : . -

. . . - .: , 2004. - . 53.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ // Собрание законода-

, 07.01.2002

9. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ст. 13, 32,50) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996. № 3. Ст. 150.

10. / . . . . - ., 2000. - . 179.

11. . .

// . - 2010. - 1. - . 15.

12. Каманина Т.В. Юридическая техника в сфере частного права (Корпоративное и договорное нормотворчество). - М., 2009. - С. 11.

13. . ., . ., . . : . - .: -

мо, 2009. - С. 70.

14. : / . . . . - ., 1996.

- С. 336.

15. Юридическая техника: Учебник / Под ред. ТБ. Кашаниной. - М.: Эксмо, 2008. - С. 225.

16. . . , -

. - .: , 2008. - . 376-382.

17. . . // -

ка. - 2009. - № 3. - С. 290.

18. . . // уральской цивилистики 1925-1989. - М., 2001. - С. 414.

19. .

// . . - 2008. - 9. - . 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. . . // Юридическая техника как важнейшее средство правовой политики: Сб. научных трудов по материалам международного круглого стола. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ.

- 2010. - С. 140.

Статью рекомендовал к опубликованию д.ю.н., профессор А.Ю. Мордовцев. Яровая Владлена Владимировна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88864371631.

Кафедра гражданского права; ассистент.

Yarovaya Vladlena Vladimirovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371631.

The Department of Civil Law; Assistant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.