традициям Елабужский III некрополь схож с позднечияликскими памятниками Восточного Татарстана и Северного Башкортостана.
Носителей чияликской культуры можно читать последним приуральским населением, которое проникало в северо-восточные пределы Волжской Болгарии. Вопрос о соотношении чияликцев с постпетрогромским населением окончательно не решен. Е.П. Казаков рассматривает их как две разные волны угров, существенно отличающихся друг от друга. Г.Н. Гарустович, наоборот, видит в них два этапа одной культуры. Исследование таких хронологически «рубежных» памятников предмонгольской эпохи как Глюковский могильник (ок. 3 тыс. погр.) могло бы внести ясность. В чия-ликских поселениях (Чияликской, Азме-тьевское, Маллятамакское VI) остатков жилищ не выявлено, изучены лишь небольшие хозяйственные ямы.
Наиболее западные памятники Волжской Болгарии, где прослеживаются следы чияликской культуры - Яр-Чал-лынское городище (Элеваторная гора) в Закамье и, возможно, посад Алабуги в Предкамье, где погребения Елабужско-го III некрополя близки чияликским.
Таким образом, этнокультурные процессы в северо-восточных районах Волжской Болгарии в X - XIV вв. привели к формированию своеобразной материальной культуры населения. И в этом процессах роль выходцев с Прикамья и Приуралья значительна.
С.А. Перевозчикова ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВИСОЧНЫХ УКРАШЕНИЙ ПРИКАМЬЯ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В данном исследовании раскрыты особенности изготовления височных украшений четырех археологических культур Прикамья эпохи раннего средневековья: поломской, неволинской, ло-моватовской и ванвиздинской (анализу были подвергнуты 611 экземпляров из 46 памятника).
Практически все типы височных подвесок конструктивно состоят из двух частей: височного кольца и привески. Большинству колец придавалась овальная или округлая форма, реже - подпря-моугольная или треугольная. Последняя характерна только для Среднего Прикамья. Во всех случаях подвеска состояла из одинарного кольца. Исключение составляют височные украшения из Верх-Саинского могильника, представленные горизонтальными или вертикальными цепями из трех-пяти колец, соединенных последовательно или способом кольчужного плетения. В отдельных случаях кольцо оформлялось следующими способами: насечка; имитация витья; витье вдоль своей оси; витье плоской или рифленой пластиной; витье концов кольца относительно друг друга.
Изготовление самого височного кольца не зависело от внешнего вида и способа изготовления привески, прикрепленной к нему, поэтому целесообразно рассматривать изготовление не височных подвесок в целом, а технологические особенности только привесок и способы их крепления к кольцу. Большинство привесок крепилось посред-
© Перевозчикова С.А., 2009
Рис.1. Схема изготовления височной подвески с привеской-бусиной или полым шаром. 1 дисковидный перехват, 2 - височное кольцо, 3 - пояски с насечкой, 4 - конусовидная обойма, 5 - половинки шара, 6 - стержень-основа
ством имеющемся верхней петельки, при этом крепление могло быть как плотным (привески с бусинами или полыми металлическими шарами), так и свободным, позволяя привеске вращаться (так называемые свободновращающиеся привески). Остальная часть привесок была припаяна к нижней части кольца или отлита вместе с ним (привески в виде грозди или стержня). По технике изготовления привески можно выделить несколько основных типов: составные, спаянные, цельнолитые.
Основными деталями составной привески являются бусина или шар,
ободок и стержень, соединяющий их с кольцом (рис.1). Бусины различных форм (овальная, круглая, таблетка) и численности (от одной до трех) были выполнены из камня или стекла; полые металлические шары состояли из двух полых половинок, заранее заполненных для прочности смолой или органическими остатками. Стержень представлял собой проволоку, круглую или сегментную в сечении, согнутую пополам так, чтобы через ее середину проходил низ кольца, а ее концы закрепляли надетый шарик или бусину. Для удобства крепления металлического
Рис. 2. а - схема изготовления височной подвески, украшенной каменной вставкой. 1 петелька, 2 - пластина-основа, 3 - каменная вставка, 4 - декоративные пояски, 5 -обойма; б - схема изготовления свободновращающейся подвески с литым шаром. 1 петелька, 2 - обмотка петельки плоской проволокой, 3 - шар, 4 - петелька
шара на стержень, отверстия в его половинках, скорее всего, прокалывали нагретым шилом, сплавляя, таким образом, смолу или траву и образовывая отверстие. Характерной особенностью подвесок, выполненных по данной схеме, является то, что ее основные детали (кольцо, стержень, шар, ободок) не припаивались друг к другу. Разъединенные в разные стороны концы стержня, позволяли удерживать и шар, и ободок. Устойчивое положение привески на кольце создавала верхняя петелька стержня, плотно огибающая низ
кольца. Дополнительный крепеж обеспечивали маленькие пояски, как на ободке, так и на петельке, которые также надевали сверху.
У спаянных привесок отдельные детали припаивались друг к другу. Можно выделить две небольшие группы таких привесок: 1) привески, свободно вращающиеся на височном кольце за счет большого верхнего кольца (петельки) привески; 2) привески, припаянные непосредственно к височному кольцу.
Одним из ярких примеров, когда петелька припаивалась к верху привес-
Рис. 3. Схематичное изображение потери у привески первоначального вида путем
“копирования”
ки, служит привеска, украшенная каменной вставкой. Основу этих привесок, чаще всего, составляла тонкая рельефная пластина в виде овала, плавно переходящего в гроздевидное окончание. Выделяются несколько технологических приемов:
1. Крепление привески к височному кольцу происходило посредством округлой или треугольной петельки, припаянной к задней части пластины, позволяя, таким образом, привеске свободно вращаться. Сердоликовая или янтарная вставка овальной или треугольной формы крепилась при помощи мас-
тики непосредственно к основе, иногда закреплялась дополнительно в гнездо. Пластина-основа украшалась одной-че-тырьмя полосками «псевдоскани» или «рубчика» (рис.2а);
2. Отливка по модели одной пластины с контурами скани, зерни и рубчика, в дальнейшем к которой и прикреплялась вставка;
3. Изготовление отдельной пластины с вставкой и поясками, которую припаивали к основному щитку (?).
В качестве другого примера можно рассмотреть привеску с утолщением в нижней части (рис.2б). Петля, за счет
которой она крепилась к височному кольцу, выполнялась из проволоки круглого сечения, загнутой пополам так, чтобы вверху оставалась небольшая петелька, а концы были прижаты друг к другу. Их припаивали к литому шарику. Сверху стержень-основу огибали тонкой узкой проволочкой как очень плотно, так и немного размеренно, оставляя видным стержень. Иногда ее заднюю часть слегка «приглаживали», скорее всего, для дополнительного крепления проволоки. Нижняя часть шара могла быть украшена различными способами: петельками, к которым подвешивали дополнительные шумящие привески (бубенчики, лапки), гроздевидным окончанием (как отдельно припаянным, так и цельнолитым с шаром). По такой же схеме была изготовлена и привеска с лорнетовидным окончанием.
Привески, припаянные непосредственно к кольцу, представлены гроздевидными привесками. Они состоят из шариков различных размеров, в количестве от 4 и более, которые отливались каждый в отдельности и в дальнейшем припаивались друг к другу, создавая определенную форму привески - пирамидальную, бипирамидальную и др. Шарики присоединяли вплотную так, чтобы не оставалось между ними пустого пространства; известен лишь один вариант, где спаянные шарики определяют лишь бипирамидальный контур привески, сохраняя внутреннее пространство (Варнинский могильник).
Способ крепления цельнолитых привесок к височному кольцу аналогичен спаянным: крепление посредством большой верхней петельки или одновременная отливка с кольцом.
Одна из групп цельнолитых привесок повторяет внешний вид спаянных - гроздевидных. Скорее всего, эти подвески являлись прототипами спа-
янных гроздевидных подвесок. Вероятно, данное височное украшение, являющееся изначально импортной вещью, служило матрицей для последующего изготовления других экземпляров. По данной матрице изготавливалась форма для отливки. Дальнейшая отливка височных подвесок данного типа, своего рода «копировала» первоначальный вариант. При этом наблюдалась постепенная потеря изначальной формы. Это заметно у вариантов подвески данного типа, что выражается, в первую очередь, на привеске, поясках на боковых частях кольца и дополнительных украшениях (рис.3).
Постоянное использование одной формы для отливки большого числа подвесок сказывается на четкости выступающих шариков: с более большим количеством отлитых подвесок шарики «сливаются» воедино. Вначале видны все шарики, затем проступают только боковые и центральные ребра, в конечном итоге привеска приобретает неровный сплошной контур.
Подобным видоизменениям подверглись и стержневидные привески, и каплевидные, а также свободновра-щающиеся привески с пирамидальным верхом, которые постепенно изменяли свой контур от четко обозначенных с гранями, ребрами и делениями на плавный, с нечеткими выделениями.
К цельнолитым можно отнести и условную группу привесок с каменной вставкой. Они являются аналогичным упрощением техники изготовления, как и выше описанные, но в отличие от них, их форма не меняется. Изменяется лишь способ изготовления - изначально заранее задавались контуры вставок, поясков, грозди.
Таковы основные принципы изготовления подавляющей части височных подвесок Прикамья. Существуют не-
большие по численности группы височных украшений, которые требуют отдельного рассматривания. Одними из таких украшений являются височные кольца с 14-гранником на конце. Их выполнение достаточно просто. Форма 14-гранника заранее задавалась в литейной форме. По сути, они также являются цельнолитыми с той лишь разницей, что это не привески. Возможно, после отливки полученные 14-гранники дополнительно обрабатывали - на единичном экземпляре из погребения 198 Варнинс-кого могильника хорошо заметны следы обработки (зазубрины, неровность граней в результате неоднократного среза острым предметом), при этом, хорошо заметно, что выдавливание граней шло с той стороны, где находится проволочная основа кольца.
Другим височным украшением является полая калачиковидная подвеска. Она состояла из двух компонентов: отдельно отливались две половинки основы (основной корпус вместе с нижним гроздевидным окончанием) и дужка, которые в дальнейшем припаивались друг к другу. Для дополнительного крепления дужки и основы, концы последней скрепляли рифленым ободком.
Примечательно одновременное сосуществование всех этих трех способов изготовления височных украшений. Несомненно, что у тех типов подвесок, внешний вид которых менялся в связи с использованием техники «копирования», можно условно выделить ранний (VI-VII вв.) и поздний (УШ-1Х вв.) этапы. К таким можно отнести гроздевидные и би-пирамидальные украшения, привески с каменными вставками и т.д. А если рассматривать составные привески (в виде полого металлического шара или привески-бусины), то способ их изготовления не менялся на протяжении трех-че-тырех веков (У1-1Х вв.). И при этом, они
параллельно сосуществовали с «копированными» украшениями.
Еще одной особенностью в технике изготовления подвесок является то, что все способы их производства не являются родными для Прикамья. Так, стержневидная основа у составных украшений (типы полый шар или полый шар+конус) известна у салтовских подвесок (Салтовский, Чми, Дуба-Юрт, Дмитровский могильники) (Деопик, 1963, с.131, рис.2-3). Гроздевидные подвески известны в памятниках Кавказа (Чми, VII, УШ-1Х вв.), Среднего и Верхнего Прикубанья, отдаленные аналогии им отмечены в серьгах из Суук-Су, Агач-Калы (Деопик, 1963, с.132, рис.2-8; Ковалевская, 1995, с.150,155). Изготовление привесок с каменными вставками было заимствовано из Южного Приура-лья, где они приобрели верхнюю петлю и из серег преобразовались в височные подвески (Бирский могильник) (Мажи-тов, 1990, с.264, рис.2-7). Скорее всего, оттуда же появились и навыки «копирования» предметов, достаточно часто используемые прикамскими мастерами, начиная с конца VIII в. Практически все типы височных подвесок были подвергнуты неоднократному копированию, что сильно повлияло на изменение их внешнего вида и, конечно же, приводило к упрощению техники изготовления. Единственный тип, - составная подвеска с привеской на стержне, на протяжении УНХ вв. сохранил свой изначальный способ изготовления - изменялись лишь декоративные особенности, приводя к увеличению числа зерни и поясков на привеске. Начиная с середины IX
в. упрощение техники касается и этого типа - привески отливаются в виде двух полых форм, в которых уже заранее задавался определенный узор (Подосено-ва, 2007, с.339-341). Необходимо отметить, что копирование предметов было
свойственно не только жителям Прикамья и Южного Приуралья, это было характерно для всего населения ВолгоКамского региона, особенно в IX в. (Белавин, 2000, рис.8-14,18; Казаков, 2007, рис.24-5, рис.51-3, Никитина, 2002, рис.25-12, рис.56-14-16).
На основе привнесенных в Прикамье основных приемов производства местными мастерами были придуманы свои собственные модели височных украшений. Так, только для этого региона были характерны привески с утолщением в нижней части и двумя петлями, к которым подвешивались дополнительные шумящие привески. Скорее всего, именно в Прикамье гроздевидные серьги постепенно изменили свой внешний вид - их гроздевидные окончания из пирамидальных превратились в бипира-мидальные.
Практически на всех типах височных украшениях фиксируются следы ремонта, брака и переделок. В качестве ярких примеров ремонта служат привески в виде полого металлического шара. В могильнике Сухой Лог сломанный стержень привески был заменен на проволоку, верхним концом которой огибали кольцо и в дальнейшем припаивали к центру проволоки, а нижний - был закручен узлом, закрепляя шар. В Неволин-ском могильнике стержень привески в виде полушара и шара, у которого был сломана петелька, закрепили, примотав его ниткой к нижней части кольца. В погребении Верх-Саинского могильника у одной из серебряных подвесок, украшенных каменной вставкой, были заменены петля и кольцо на аналогичные, но из другого материала - бронзы.
В Верх-Саинском могильнике имеются многогранники, являющиеся переделками. В центре данных многогранников было проделано отверстие небольшого диаметра (вероятно, просверлено),
в которое вставлялся стержень, подвешивающий привеску к височному кольцу. Таким образом, в этом случае многогранник из цельнолитой привески превращался в свободновращающуюся.
Имеются также и следы брака, видные по височным подвескам из Аверин-ского, Неволинского и Варнинского могильников (например, в погребении 291 Варнинского могильника внизу шарика (который должен быть полностью литым) имелось отверстие.
Вообще, среди всех найденных предметов на данных памятниках (украшения, поясная и обувная гарнитура и т.д.) следы ремонта, брака и переделок нередки. Ярким примером может послужить деревянная чаша из Верх-Саинс-кого могильника (курган 26, погребения 1,2), поврежденный верх которой закрепили бронзовой обоймой, сделанной из плоской накладки. Замена материала часто наблюдается на бронзовых пряжках, кольцо или язычок которых в случае поломки менялось на железное. А из фрагментов серебряных зеркал делали подвески или бляшки неопределенных форм (Верх-Саинский могильник, курган 63, погребение 1, курган 99, погребение 1).
К сожалению, о наличии домашних мастерских, связанных с украшениями, или ювелирных центров мы пока говорить не можем. До сего момента не опубликовано ни одного артефакта, свидетельствующего об изготовлении подвесок в Верхнем и Среднем Прикамье в конце IV - первой половине IX в. (литейные формы с моделями подвесок, заготовки). Несомненно, само по себе ювелирное производство в Прикамье в эпоху раннего средневековья уже существовало, исходя из наличия тиглей, льячек, ювелирных щипчиков и т.д. Но о наличии каких-либо навыков в изготовлении височных украшений можно судить, к
сожалению, пока лишь по обнаруженным украшениям (следы ремонта, брака, копирование предмета, декор), изготовление которых происходило на высоком уровне.
К.А. Руденко ЗЕРНЬ И СКАНЬ НА БУЛГАРСКИХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ КОНЦА X- ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII В.
Скань и зернь в разных сочетаниях использовалась булгарскими ювелирами при изготовлении различных украшений в домонгольское время. Среди них височные подвески, детали шейных украшений: плетеных гривен, подвесок-медальонов шейных цепочек, а так же браслеты, перстни. Все они выполнены, как правило, из драгоценных материалов - золота и серебра, хотя встречаются и изделия из медных сплавов8.
Золотые булгарские изделия, выполненные в сканно-зерневой технике, стали попадать в частные коллекции древностей в России в первой половине -середине XIX в. Они имелись, например, в собрании П.И. Щукина и В.И. Ешевс-кого, приобретенные затем московскими музеями, а ныне хранящиеся в ГИМе9. Во второй половине XIX в. появились первые научные публикации сканно-зерневых булгарских украшений. Среди них первым было золотое височное украшение из Спасского клада 1869
г. (ОАК за 1869г. С. XIX- XX; Толстой, Кондаков, 1897) и ряд других.
Тонкость изготовления и изящество этих изделий сразу привлекли внимание исследователей. Но вместе с тем выявились и некоторые особенности таких
© Руденко К.А., 2009
8 Искренне благодарю хранителя фондов драгметаллов НМРТХалиуллину Светлану Измаиловну за помощь, поддержку при работе с коллекцией средневековых ювелирных изделий из фондов музея.
9 (По Т.А. Хлебниковой) из Биляра - ГИМ, инв.№ 50490, № 441-442, по описи драг металла; из Болгар -ГИМ, собрание Румянцевского музея, инв. № 54746, №№ 233, 430-439, 445-446, 473 по описи драг металла