Научная статья на тему 'Техническое содействие в рамках проектного цикла Всемирного Банка'

Техническое содействие в рамках проектного цикла Всемирного Банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА ОРГАНИЗАЦИЙ ВСЕМИРНОГО БАНКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ПРОЕКТНЫЙ ЦИКЛ / WORLD BANK GROUP / TECHNICAL ASSISTANCE / ANALYTICAL AND ADVISORY ACTIVITIES / PROJECT CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков В. В.

В статье рассматривается техническое содействие Всемирного Банка с точки зрения проектного цикла, принятого в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническое содействие в рамках проектного цикла Всемирного Банка»

УДК 327.81

Волков В.В.

Аспирант, Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНОГО ЦИКЛА

ВСЕМИРНОГО БАНКА

Аннотация

В статье рассматривается техническое содействие Всемирного Банка с точки зрения проектного цикла, принятого в организации.

Ключевые слова: Группа организаций Всемирного Банка, техническая помощь, техническое содействие, аналитические и консультационные услуги, проектный цикл. Keywords: World Bank Group, technical assistance, analytical and advisory activities, project cycle

Всемирный Банк состоит из двух учреждений - Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР). МБРР предоставляет финансирование, механизмы по управлению рисками и другие услуги своим членам, а МАР предоставляет беспроцентные кредиты и гранты беднейшим странам. МБРР и МАР вместе с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (МИГА) образуют Группу организаций Всемирного Банка (ГВБ). МФК осуществляет вложения в акционерный капитал и предоставляет займы, гарантии и консультационные услуги предприятиям частного сектора в развивающихся странах, МИГА страхует от политических рисков, а МЦУИС призван разрешать международные инвестиционные споры. Общая цель Группы организаций Всемирного Банка состоит в сокращении масштабов бедности и повышения качества жизни людей в развивающихся странах, а основная задача заключается в поддержке международных проектов в таких сферах, как торговля, финансы, здравоохранение, образование, окружающая среда и др.

По состоянию на конец 2010 финансового года членами МБРР являются 187 стран, МАР - 170 [1], МФК - 182 [2], МИГА - 175 [3], а Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (МЦУИС) подписали 155 стран [4]. Финансовые ресурсы МБРР составили 44,2 млрд. долл., МАР -14,5, МФК - 12,7, МИГА - 1,5.

Одним из ключевых направлений деятельности ГВБ является оказание технического содействия (ТС, technical assistance), которое наряду с аналитическими и консультационными услугами (ААА, analytical and advisory activities) относится к числу некредитных услуг (non-lending activities).

Оказание технического содействия осуществляется в соответствии с Руководством «Отбор и наем консультантов заемщиками Всемирного банка» [5] и отдельными документами, формирующими так называемый проектный цикл, включая Стратегию содействия стране (САС, Country assistance strategy), Документ с информацией о проекте (ПИД, Project Information Document), Соглашение о займе (Loan agreement) и др.

Руководство по отбору и найму консультантов

Руководство регулирует отбор и наем консультантов. Согласно документу, в качестве консультанта могут выступать различные частные и государственные

организации: консультационные фирмы, проектно-конструкторские фирмы, организаторы строительных работ, фирмы управления, агенты по закупкам, агенты по техническому осмотру, аудиторские фирмы, органы Организации Объединенных Нацией и других международных организаций, инвестиционные и торговые банки, университеты, научноисследовательские институты, государственные ведомства, неправительственные организации, а также индивидуальные консультанты.

Консультанты могут оказывать содействие при осуществлении самых разных видов деятельности - разработка рекомендаций в области экономической политики; проведение институциональных реформ; управление; проектно-конструкторские услуги; надзор за выполнением строительных работ; финансовые услуги; услуги по осуществлению закупок; социологические и экологические исследования; идентификация, подготовка и реализация проектов.

Стратегия содействия стране

Стратегии содействия стране (САС) содержат всесторонний анализ стоящих перед страной проблем. Документ разрабатывается в ходе консультаций с органами государственной власти, организациями гражданского общества, партнерами в области развития и другими заинтересованными сторонами [6]. В подготовке документа могут участвовать сотрудники различных учреждений, входящих в состав ГВБ. Так, в выдержке из Стратегии содействия Белоруссии указывается, что САС готовилась совместно командой МБРР и МФК [7].

САС были впервые предложены в 1990 году и предназначались для стран-заемщиков МАР, однако, с 1994 года они были распространены на всех заемщиков [8]. В общей сложности в период с 1994 по 2010 год было принято 465 стратегий для 130 стран1. Из них за последние три года (2008-2010) - 84 стратегии.

В САС, как правило, размещается информация о достигнутых результатах и планах оказания технического содействия. Так, в Стратегии за 2006 год, отмечается, что в период действия предыдущей САС Международная финансовая корпорация «оказывала техническое содействие... для развития российского частного сектора». Поддержку в совершенствовании корпоративного управления получили 2000 компаний [9, 15]. Далее в документе указывается, что МФК в рамках оказания технического содействия продолжит свою деятельность по поддержке условий для развития бизнеса в России [9, 21].

Документ с информацией о проекте

Документ с информацией о проекте (ПИД, Project Information Document) готовится на второй стадии проектного цикла, после того, как определяется перечень проектов (точнее, субпроектов), на реализацию которых может быть предоставлено финансирование в рамках согласованных целей развития.

ПИД содержит сведения об исполняющем агентстве проекта (implementing agency). По отношению к консультантам или исполнителям агентство может выступать в качестве заказчика по проекту. Правовым основанием для работы консультанта по оказанию услуг, включая техническое содействие, служит контракт.

Так, по проекту «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» в рамках Соглашения о займе между Российской Федерацией и МБРР от 7 марта 2000 года [10] исполняющим агентством выступает «Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов» (ФРП). Реализация проекта, как указывается в Соглашении, предусматривает оказание технического содействия по следующим направлениям:

- реформирование федерального и регионального законодательства;

- разработка, проведение и мониторинг бюджетных и структурных реформ;

- реализация программ институционального развития в регионах;

- разработка плана реформ бюджетных расходов в регионах;

- управление и реализация проекта.

Размер кредита по проекту составляет 30 млн. долл. Срок погашения -17 лет с 5летним льготным периодом.

На официальном сайте ФРП можно получить информацию с подробным описанием проекта, об исполнителях субпроектов, с которыми были заключены контракты, отчеты и другие материалы [11]. В числе исполнителей значатся следующие организации: «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара», Школа политических исследований имени Эндрю Янга (США), Консультационная Группа «Центр фискальной политики», консультационная компания «ПАКК», Экономическая экспертная группа, Экспертный институт (Эксин), консультационная компания «ЕвроКонсалт», ДАИ Европ Лтд. (Development Alternatives Inc, Великобритания), ЭКОРИС Нидерланды Б.В. (Нидерланды), компания «ФБК», Центр исследования бюджетных отношений, компания «Прогноз», Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), Стокгольмский институт переходной экономики, компания Standard & Poor's (США), аудиторско-консультационная компания «Современные бизнес-технологии», Консалтинговая Группа «НеоЦентр», Фонд «Институт экономики города» (один из партнеров Фонда - Агентство США по международному развитию, USAID), Фонд «Центр стратегических разработок», Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», Научно-благотворительный фонд «Экспертный институт», МП «Центр информационных технологий», компания «Про-Инвест Консалтинг», компания «Про-Инвест Информационные технологии», международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings», ЗАО «Проспект», Институт «Восток-Запад», Институт реформирования общественных финансов, Институт ФинансовоЭкономического Мониторинга, консалтинговая компания «Мауэр Групп».

По состоянию на конец апреля 2011 года данными организациями подготовлены и размещены в открытом доступе 21 итоговый отчет с предложениями по развитию федерального и регионального законодательства по межбюджетным отношениям и субнациональным финансам, по вопросам формирования и использования средств Фонда регионального развития, по повышению качества управления финансами в России, по мониторингу качества управления бюджетными средствами и т.д., а также ряд других аналитических материалов.

Доклад о завершении реализации

Информацию о результатах проекта можно получить из Доклада о завершении реализации (Implementation Status and Results Report), который готовится на предпоследней стадии проекта, после чего Департамент по оценке операционной деятельности ВБ проводит экспертизу Доклада и готовит отдельный документ.

В качестве примера сошлемся на Доклад о завершении реализации проекта «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне». Документ подводит основные итоги проекта. Среди них - развитие системы мониторинга субнациональных общественных финансов, улучшение механизма межбюджетных отношений, поддержка деятельности Фонда реформирования региональных финансов, установление современных стандартов управления общественным сектором, разработка Кодекса лучшей практики в сфере управления региональными/муниципальными финансами, обучение сотрудников федерального и регионального уровня власти.

Единственная задача теперь - это эффективно использовать оставшиеся средства (smooth disbursement of the remaining funds) [12, 2]. Заметим со ссылкой на информацию Счетной палаты РФ, что именно «неэффективное использование средств займов МБРР» стало причиной продления срока завершения проекта до 30 июня 2011 года [13].

Специальные документы

Особую категорию документов, относящихся к оказанию технического содействия, составляют Проекты технического содействия (ТАП, Technical Assistance Project), Займы на оказание технического содействия (ТАЛ, Technical Assistance Loan), Кредиты на оказание технического содействия (ТАС, Technical Assistance Credit), документы о Дополнительном финансировании технического содействия (ТАПАФ, Technical Assistance Project Additional Financing). Данные документы по классификации ВБ являются разновидностью ПАД.

Начиная с 1997 года2 было принято 165 Проектов технического содействия, 44 Займа на оказание технического содействия, 17 Кредитов на оказание технического содействия и 5 документов о Дополнительном финансировании технического содействия1. Специальными документами было охвачено 72 страны: Афганистан, Ангола, Аргентина, Армения, Азербайджан, Бангладеш, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Камерун, Чили, Колумбия, Коморские острова, Хорватия, Джибути, Доминиканское Содружество, Доминиканская Республика, Эквадор, Эль-Сальвадор, Сербия, Грузия, Гана, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Индия, Индонезия, Ирак, Ямайка, Казахстан, Кения, Косова, Киргизская Республика, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Леван, Лесото, Македония, Малайзия, Мали, Мавритания, Мексика, Молдова, Монголия, Мозамбик, Непал, Никарагуа, Нигер, Нигерия, Пакистан, Панама, Папуа Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Филиппины, Россия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Словакия, Соломоновы Острова, Шри-Ланка, Сент-Люсия, Таджикистан, Танзания, Таиланд, Восточный Тимор, Уганда, Уругвай, Вьетнам, Сербия. Отдельные документы относятся в целом к Африке.

К сожалению, учреждения, входящие в состав Группы Всемирного Банка, не ведут регулярной статистики о количестве мероприятий технической помощи (technical assistance activities). Только из Годового отчета 2006 нам известно о 307 таких мероприятиях [14, 12].

В 2010 году в целях укрепления систем мониторинга и оценки ВИЧ Банк оказывал техническое содействие правительствам более чем 25 стран Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна и Центральной Азии. Заем технической помощи в размере 5 млн. долл. был предоставлен Лесото. Филиппинам оказывалось содействие в разработке системы мониторинга расходов на восстановление после стихийных бедствий. Предметом технического содействия в странах Центральной Америки, Колумбии, Мексики и Перу явилось строительство мини-гидроэлектростанций, автономное энергоснабжение сельских районов, сокращение потерь при передаче и распределении энергии.

Проекты Группы Всемирного Банка в России

В период с 1992 года Банк принял семь стратегий по России. Последняя стратегия была принята в 2006 году, и ее можно считать действующей. В рамках стратегий Банком было профинансировано более 70 проектов на сумму 14,15 млрд.долл., а в настоящее время осуществляет финансирование 14 проектов на сумму 1,51 млрд.долл. В их числе -«Управление окружающей средой» (проект утвержден в 1994 году), «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» (1999 г.), «Гарантии в

угледобывающей и лесной отрасли» (Coal & Forestry Guarantee Facility, 2000), «Развитие казначейства» (2002), «Развитие таможенной службы» (2003), «Экономическое развитие Санкт-Петербурга» (2003), «Модернизация гидрометеорологической системы» (2005), «Развитие системы кадастра» (2005), «Регистрация» (2006), «Поддержка судебной реформы» (2007), «Развитие системы государственной статистики - 2» (2007), «Жилищнокоммунальные услуги» (2008), «Снижение объемов сжигания попутного нефтяного газа» (реализуется совместно с Роснефть, 2008), «Финансовое образование и финансовая грамотность» (2010), «Сохранение и использование культурного наследия в России» (2010). В планах - реализация еще восьми проектов на сумму 1 млрд. 150 млн. долл.

Заключение

В заключение можно сделать вывод о широкой географии технического содействия Всемирного Банка. Помощь по линии организации ежегодно получают десятки стран, и она оказывается в таких сферах, как торговля, здравоохранение, финансы, образование, окружающая среда, инфраструктура и др. Единообразие технического содействия обеспечивается за счет интегрированности в механизм проектного цикла, задающего четкие, документированные рамки деятельности.

Примечание

1. Цифры приведены на основании данных официального сайта Всемирного Банка.

2. Данные приводятся по состоянию на апрель 2011 года.

Литература

1. Годовой отчет 2010. Всемирный Банк // Сайт Всемирного Банка - URL: http:// siteresources.worldbank.org/EXTANNREP2010RU S/Resources/W orldBank-AnnualReport2010_RU.pdf (дата обращения 20.04.2011).

2. About IFC. Member countries // Сайт международной финансовой корпорации - URL: http://www.ifc.org/ifcext/about.nsf/Content/Member_ Countries (дата обращения 20.04.2011).

3. Annual report 2010. Insuring investment, ensuring opportunities // Сайт Многостороннего

агентства по инвестиционным гарантиям - URL:

http://www.miga.org/documents/10ar_highlights.pdf (дата обращения 20.04.2011).

4. Annual report 2010. International center for settlement of investment disputes // Сайт

Всемирного Банка - URL: http://icsid.worldbank.org/ICSID/FrontServlet?

requestType=ICSIDPublicationsRH&actionVal=ViewAnnualReports&year=2010_Eng (дата обращения 20.04.2011).

5. Руководство «Отбор и наем консультантов заемщиками Всемирного банка», май 2004 // URL: http://www.ua-tenders.com/legislation/worldbank/167516/

6. Стратегия содействия стране // Сайт Всемирного банка - URL: http://web.worldbank.org/ BSITE/EXTERNAL/EXTRUS SIANHOME/

PR0JECTSRUS/0,,contentMDK:21245557~pagePK:41367~piPK:279616~theSitePK:3319376,

00.html

7. Belarus - Country assistance strategy. 2002 // Сайт Всемирного Банка - URL: http://www-wds.worldbank.org/external/default/main?

pagePK=64193027&piPK=64187937&theSitePK=523679&menuPK=64187510&searchMenuP

K=64187283&theSitePK=523679&entityID=000094946_02022704030642&searchMenuPK=64

187283&theSitePK=523679

8. World Bank country assistance strategies // Сайт Bretton Woods Project - URL: http://www.brettonwoodsproject.org/art-566117

9. Country Partnership Strategy (CPS) for the Russian Federation. 2006 // Сайт Всемирного

Банка - URL: http://www-

wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2006/11/27/000090341_200 61127104802/Rendered/PDF/37901.pdf

10. Loan agreement (Regional Fiscal Assistance Project) between Russian Federation and

International Bank for reconstruction and development . 03.07.2000 // Сайт Всемирного Банка

- URL: http://www-

wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/ECA/2004/12/15/7A9BE9A58E 3CEC6C85256F030013DFB5/1_0/Rendered/PDF/7A9BE9A58E3CEC6C85256F030013DFB5. pdf

11. Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов // Сайт организации - URL: http://www.fer.ru/

12. Implementation status and results report. Russian Federation. Regional Fiscal Technical Assistance Project. 17.01.2011 // Сайт Всемирного Банка - URL: http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/

ECA/2011/01/17/66002C11C962C1168525781B00764C81/1_0/Rendered/PDF/P0585870ISR0

Di011720111295299928266.pdf

13. Портал «Законодательная деятельность» - URL: http://asozd2.duma.gov.ru

14. Годовой отчет 2006. Всемирный Банк // Сайт Всемирного Банка - URL: http://siteresources.worldbank.org/INTANNREP2K6/Resources/2838485-1158549322105/WBAR06Russian.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.