ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Е.А. Шамаев, аспирант
Воронежский государственный технический университет
Техническое перевооружение сегодня необходимо и неизбежно, но методы, которыми оно сегодня проводится на многих машиностроительных предприятиях страны, безнадежно устарели и нуждаются в коренном изменении. Необходим экономический или бизнес-подход к техническому перевооружению - от понимания рынка и клиентов к выбору технических средств и технологий. Подход, нацеленный на создание действительно производительного предприятия и исходящий не из наличных ресурсов, а из бизнес-задач и бизнес-перспектив предприятия, определенных стратегией его развития
В последней трети XX века начался переход к новому типу производства, в связи с чем, изменилась и стратегия организации производства. На смену массовому поточному производству на базе жесткой автоматизации пришло высокоэффективное, гибкое производство, рассчитанное на создание индивидуального продукта высокого качества. В связи с чем, задача технического и технологического перевооружения предприятия в наши дни становится важнейшей и регулярной.
Техническое перевооружение необходимо и неизбежно, но методы, которыми оно сегодня проводится на многих машиностроительных предприятиях страны, безнадежно устарели и нуждаются в коренном изменении [1].
Проанализировав существующие "подходы" к техническому перевооружению автор выделил:
1) "максимальный", когда приобретается самое функциональное и мощное оборудование и/или программное обеспечение;
2) "копирование", когда приобретается подобное (точно такое же) основным конкурентам (данный подход часто применяется при стратегии импортоза-мещения);
3) "экономичный", когда приобретается самое дешевое;
4) "консервативный", когда приобретается то, что уже применяется исполнителями, но более новое;
5) "срочный", когда приобретается то, что есть у поставщика на складе, главное условие - все сделать в максимально сжатые сроки.
При "максимальном" подходе даже точное соответствие выбранной системы требуемой функциональности не гарантирует успеха, потому что есть другие, не менее важные факторы, например технологичность и цена решения конкретной задачи.
"Копирование" в чистом виде также весьма опасно. Например, при стратегии импортозамещения в большинстве случаев покупается оборудование аналогичное конкурентам. Однако, замещаются товары достаточно тиражируемые на нашем рынке (замещение иностранной продукции). Но ведь российский рынок для конкурентов является не единственным, а
значит объемы выпускаемой продукции могут значительно отличаться от замещаемой доли. Т.е. конкуренты располагаются в другом регионе, имеют иной кадровый состав, производственную базу и технологический опыт, иной рынок сбыта, и механический перенос их решения на другую почву может привести к самым неприятным последствиям, даже если конкуренты приняли правильное (для себя!) решение.
"Экономичный" подход оказывается чаще всего самым дорогим. Дешевое оборудование не обеспечивает надежности, достаточного уровня гибкости. Оно дорого в эксплуатации и требует частого ремонта, велики потери от простоев и брака. Очень трудно заставить людей качественно работать с использованием некачественных инструментов. Кроме того, понятно, что для выполнения производственной программы более дешевых станков нужно закупить больше - это лишние производственные площади, энергозатраты, специалисты и т.п.
"Консервативный" подход используется достаточно часто. Объясняется подобный факт боязнью изменений. Боязнь нового и нежелание людей переучиваться являются главным камнем преткновения.
"Срочный" подход вроде бы экономит время, а реально приводит к тому, что поставщик пытается сбыть со склада "залежалый" товар. При таком подходе часто поставщик любыми способами хочет продать свое оборудование, поэтому нередко обещает доверчивым клиентам то, чего сделать явно не сможет.
Каждый из перечисленных "подходов" может существовать, но не самостоятельно, а как критерий для выбора оборудования, программного обеспечения, оснастки или инструмента.
Конечной целью внедрения станка или программного продукта должна являться не экономия средств и не повышение комфортности отдельных рабочих мест, а встраивание этого оборудования и программ в существующую или вновь разрабатываемую технологию так, чтобы увеличить (обеспечить) прибыльность, не терять старых клиентов и приобретать новых, развивать бизнес [2, 4].
Для эффективного внедрения нового оборудования / программного обеспечения необходима единая стратегия, однако на предприятиях не редка ситуация, когда программой технического перевооружения занимаются различные люди: станки и инструмент выбирают одни, программные средства для автоматизации конструкторских работ - другие, автоматизацией документооборота занимаются третьи.
Непосредственные исполнители, отвечающие за свой техпроцесс, руководствуются собственными критериями, причем преследуя цель - получение максимально функционального оборудования / программного обеспечения. Это объясняется не злым умыслом специалистов, а стремлением персонала к изучению нового, возможности перестраховаться, нарастив мощности, желанием ускорить производственный процесс. В то же время конструкторы, программисты, технологи, производственники находятся в разных системах координат, имеют разные задачи и потому не усиливают друг друга, а создают друг другу проблемы., приобретая иногда слабо интегрируемые средства производства. В целом, узкие специалисты очень слабо представляют себе цели и задачи предприятия, бизнеса в целом, его стратегические и текущие приоритеты.
Организационные, структурные, стратегические изменения могут инициировать только собственники или руководители предприятия. Сам же собственник преследует цель - максимальной выгоды в определенном периоде. Собственник нацелен на минимизацию вложений, т.е. на обеспечение минимальных требований по параметрам. В итоге, существует противоречие интересов исполнителя, подразделения и собственника предприятия.
Для повышения эффективности технического перевооружения необходим коренной переход от традиционных методов проектирования и попыток автоматизации лишь некоторых его процессов к комплексной автоматизации конструкторско-технологический подготовки производства и собственно производства. Мало правильно выбрать оборудование и базовое программное обеспечение, необходимо повысить пропускную способность производственной линии с минимизацией себестоимости, причем, не теряя в качестве.
Как показал анализ вариантов технического перевооружения на машиностроительных предприятиях: у каждого из участников может быть свой критерии эффективности, у одного - это максимальный функционал, у другого - стоимость, у третьего - срок поставки либо внедрения. А суммарного критерия, являющегося интегральным показателем эффективности технического перевооружения нет.
Перечень источников финансирования программ технического перевооружения может быть обширным [3]:
• собственные средства предприятия - амортизация (достаточно ограниченный ресурс);
• заемные средства (кредиты достаточно дороги и в большинстве случаев требуют личного поручительства директора, что не добавляет им привлекательности);
• прибыль.
В общем, руководитель предприятия (особенно частного) заинтересован в получении дополнительного финансирования, т.к. это позволит увеличить прибыль. Для осуществления технического перевооружения на средства собственника (прибыль) необходимо формирование и утверждение бизнес-проекта с учетом плана окупаемости оборудования / мощностей. Подобный подход мотивируем руководство предприятия увязывать инвестиции с реальным потребителем, с его индивидуальными требованиями.
В случае с государственной компанией выделяемые деньги на техническое перевооружение являются результатом программы поддержки и развития отрасли, но не локального предприятия. В связи с чем, инвестиции, выделяемые на техническое перевооружение расходуются не эффективно. А именно: покупается оборудование с завышенными характеристиками, завышенной цене, сомнительного качества, без гарантии сервиса и т.д. Критерием эффективности выполнения программы технического перевооружения является объем освоенного бюджета в срок и количество приобретенных единиц техники / программного обеспечения, но не учитывается эффективность приобретенного оборудования / программного обеспечения.
Конечно, есть подразделения / цеха, которые в этих условиях стараются развиваться, закладывая в бюджет весомые суммы на собственное развитие -покупка современной техники, программного обеспечения, оборудования. В принципе это правильно -необходимо догонять развитые предприятия / страны. Но, к сожалению, в условиях экономики / конкурентной среды, столь серьезные вложения в повышение "инвестиционной привлекательности" для подразделения / цеха становятся и фактором риска. Они просто могут не получить такой объем заказов, на какой рассчитывали и не загрузить полностью производственные мощности.
Как следствие, бессмысленно затевать техническое перевооружение "на всякий случай", не представляя потребителей с их требованиями и рынком сбыта. Ведь часто оборудование покупается под новую программу без учета окупаемости, т.е. нередки случаи, когда для решения текущих (краткосрочных, без гарантированного продления) задач, покупается высокотехнологичное оборудование, на порядок перекрывающее по производительности текущие потребности.
3. 2014. № 21 15
Следовательно, прежде чем потратить деньги необходимо убедиться в окупаемости инвестиций, исполнитель должен минимизировать стоимость путем подбора необходимой техники / программного обеспечения. Главный конструктор / технолог должен подобрать соответствующую фирму поставщика, условия поставки и техобслуживания. Маркетолог должен заключить контракты с целью загрузки данного оборудования и сокращения срока окупаемости, т.е. мало доказать качественные преимущества нового оборудования, надо их количественно обосновать.
Когда рыночные вопросы уже прояснены, уже понятно, хотя бы примерно, о каких объемах и какой номенклатуре изделий идет речь, какие предъявляются требования к качеству и срокам выпуска, тогда можно приступать к выбору оборудования и технологий [1, 3, 4].
В результате определяется технологическая загрузка оборудования, выявляются экономия трудоемкости изготовления и срок окупаемости нового оборудования. Такой подход - от понимания рынка и клиентов к грамотному формулированию ожиданий и уже отсюда к выбору технических средств и технологий - можно назвать экономическим или бизнес-подходом к техническому перевооружению. Этот подход нацелен на создание действительно производительного предприятия и исходит не из наличных ресурсов, капризов персонала или привлекательности конкретного продукта, а из бизнес-задач предприятия в целом и бизнес-перспектив, определенных стратегией его развития. Иначе говоря, нужен генеральный план развития, базирующийся на рыночных реалиях и
целях для реализации эффективного технического перевооружения предприятия.
Литература
1 Лукичёва, Л. И. Основные направления повышения эффективности организации процесса технологического оснащения в машиностроении [Текст] / Л. И. Лукичёва // Организатор производства. - 2010. -№ 4.
2 Городецкий, Д. И. Взаимосвязь инновационной активности предприятий и технологическое обновление промышленного производства [Текст] / Д. И. Городецкий // Экономические науки. - 2010. - № 71.
3 Разинькова, О. П. Экономическая оценка вариантов инвестиций в обновление основных производственных фондов предприятия [Текст] / О. П. Ра-зинькова // Организатор производства. - 2009. - № 1.
4 Нагиев, А. Г. Обновление основных производственных фондов как условие повышения социальной эффективности и конкурентоспособности промышленного производства [Текст] / А. Г. Нагиев // Проблемы современной экономики. - 2004. - № 4.
® 8-920-219-50-75
Ключевые слова: техническое перевооружение, машиностроительное предприятие, требования рынка и потребителей, эффективное техническое перевооружение.