Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Паршин Дмитрий Викторович

В данной статье описываются современные технологии активной и пассивной безопасности транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения, для предотвращения несчастных случаев, защиты водителей, пассажиров и других участников дорожного движения в случае в случае дорожно транспортного происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Паршин Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL DEVICES USED IN VEHICLES AFFECTING ROAD SAFETY

THIS ARTICLE DESCRIBES MODERN TECHNOLOGIES OF ACTIVE AND PASSIVE SAFETY OF VEHICLES THAT AFFECT ROAD SAFETY, TO PREVENT ACCIDENTS, PROTECT DRIVERS, PASSENGERS AND OTHER ROAD USERS IN THE EVENT OF A TRAFFIC ACCIDENT.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_5_139 УДК342.9

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ TECHNICAL DEVICES USED IN VEHICLES THAT AFFECT ROAD SAFETY

ПАРШИН Дмитрий Викторович,

заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Восточно-Сибирский институт МВД России, подполковник полиции. 664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. E-mail: pdv20141@mail.ru;

PARSHIN Dmitry Viktorovich,

Deputy head of the department of administrative law and administrative activities of the internal affairs department the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 110, Lermontov str., Irkutsk, Irkutsk region, 664074, Russia. E-mail: pdv20141@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье описываются современные технологии активной и пассивной безопасности транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения, для предотвращения несчастных случаев, защиты водителей, пассажиров и других участников дорожного движения в случае в случае дорожно транспортного происшествия.

Abstract: this article describes modern technologies of active and passive safety of vehicles that affect road safety, to prevent accidents, protect drivers, passengers and other road users in the event of a traffic accident.

Ключевые слова: автоматизированные транспортные средства, дорожно-транспортное происшествие, активная безопасность, пассивная безопасность.

Keywords: automated vehicles, traffic accident, active safety, passive safety.

Для цитирования: Паршин Д.В. Технические устройства, используемые в транспортных средствах, влияющие на безопасность дорожного движения // Право и государство: теория и практика. 2022. № 5(209). С. 139-141. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_139.

For citation: Parshin D.V. Technical devices used in vehicles that affect road safety // Law and state: theory and practice. 2022. No. 5(209). pp. 139-141. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_139.

Статья поступила в редакцию: 13.02.2022

Дорожно-транспортное происшествие сопровождается образованием в окружающей среде всевозможных изменений, которые носят как субъективный характер в идеальных отражениях сознания участников дорожно-транспортного происшествия, так и материально фиксированные изображения изменения положения и взаиморасположения транспортных средств и пешеходов, исчезновение и появление определённых предметов и веществ, перемены в состоянии контактирующих систем предметов. В научной литературе можно увидеть предложения о систематизации объектов на местах ДТП. Выделим четыре групповых объекта, взаимодействующих между собой: водитель, транспортное средство, дорожная инфраструктура, среда. Современный автомобиль по своей природе представляет собой устройство повышенной опасности. Учитывая социальную значимость автомобиля и его потенциальную опасность при эксплуатации, производители оснащают свои автомобили средствами, способствующими его безопасной эксплуатации. С появлением на дорогах автомобилей остро встал вопрос о безопасности, как пешеходов, так и тех, кто ими управляет. Для решения этого вопроса производители автомобиля постоянно улучшают его безопасность. Технология безопасности может полностью предотвратить несчастные случаи или, по крайней мере, активно помочь водителю снизить воздействие чрезвычайной ситуации. С этой целью различные системы безопасности, которые разработали инженеры, постоянно контролируют работу и влияние транспортного средства на окружающую среду.

Выделяют несколько систем активной безопасности. Активные системы дают водителю больше контроля в опасных ситуациях. Проще говоря, системы активной безопасности предотвращают или смягчают последствия несчастного случая до столкновения - то есть до того, как это произойдет или произойдет контакт.

Активная система безопасности уже широко применяется в современных легковых и грузовых автомобилях. Примерно 80-90% автомобилей оснащены такими технологиями. Например, широко распространена антиблокировочная тормозная система (АВБ). Данная система помогает предотвратить блокировку колес транспортного средства при сильном торможении, что позволяет водителю сохранять рулевое управление.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 5(209)

Активной системой безопасности является и электронный контроль устойчивости (англ. Electronic Stability Control, ESC; ЭКУ) или динамическая система стабилизации автомобиля - активная система безопасности автомобиля, позволяющая предотвратить занос посредством управления компьютером момента силы колеса (одновременно одного или нескольких). Является вспомогательной системой автомобиля.

Однако в настоящее время внедряется вторая волна активных мер безопасности с использованием передовых технологий, таких как бортовые датчики, радары, камеры, GPS и лазеры.

Вторая волна инноваций в области активной безопасности включает такие технологии, как:

- автономное экстренное торможение (АЕВ), то есть система автоматически начинает торможение, если столкновение неизбежно, а водитель не предпринимает никаких действий (или недостаточно быстро). Данная система может обнаружить потенциальное столкновение и активировать тормоза, чтобы избежать его или, по крайней мере, смягчить его воздействие.

- автономное предупреждение о выезде с полосы проезжей части (LDW), то есть система предупреждает водителя, если он или она покидает обозначенную полосу движения без использования указателя или если транспортное средство съезжает с полосы движения.

- автономная помощь в удержании полосы движения ^КАБ), данная система предназначена для оказания помощи водителю в удержании транспортного средства в пределах текущей полосы движения. Система LKAS собирает информацию о положении транспортного средства в пределах полосы движения и по мере необходимости посылает команды исполнительным механизмам, чтобы повлиять на поперечное смещение транспортного средства.

-автономная система обнаружения сонливости и внимания ^DAS). Автомобили оснащаются электроникой, датчиками, сенсорами, радарами, которые позволяют чувствовать себя на дороге чуть более спокойными. Одна из них - технология «А^те Safety» - это различные стабилизационные системы, которые берут на себя управление автомобилем в критических ситуациях.

- автономная система об ограничении скорости (SLI). Система информирует водителя о текущем ограничении скорости, отображая его на приборной панели или в навигационной системе. Они используют камеры для распознавания дорожных знаков или используют данные об ограничении скорости из навигационной системы. Многие системы (SLI) сочетают в себе то и другое.

- автономная система контроля давления в шинах (ТРМS), отслеживает давление воздуха в шинах транспортного средства и сообщает эту информацию водителю в режиме реального времени, например, используя сигнальную лампу «низкое давление» для индикации недостаточно накаченных шин (что может привести к несчастным случаям).

- автономная система интеллектуальной поддержки скорости (^А)может активно предотвращать превышение скорости водителями с помощью камер распознавания дорожных знаков и баз данных об ограничении скорости, связанных с GPS

Если столкновение транспортных средств действительно неизбежно, технология активной безопасности, также способна уменьшить его воздействие. Например, замедление скорости транспортного средства на несколько метров до столкновения может спасти жизни людей. Действительно, системы активной безопасности способны не только снизить количество несчастных случаев, но и уменьшить последствия аварии, если столкновения избежать невозможно.

За последние годы можно наблюдать снижение дорожно-транспортных происшествий, благодаря строительству новой дорожной инфраструктуры, обновление парка транспортных средств и более жёстких требований к их эксплуатации. Тем не менее, все эксперты согласны с тем, что число жертв на дорогах должно быть еще больше сокращено, с целью достижения в будущем нулевой смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. Единственный способ достичь этой цели -обеспечить, чтобы безопасные транспортные средства управлялись безопасными водителями на безопасных дорогах. Действительно, дальнейшее повышение безопасности дорожного движения зависит не только от оснащения транспортных средств дополнительными функциями безопасности.

Человеческие ошибки (такие как рассеянность, плохое ожидание и нарушение правил дорожного движения) являются причиной 90% сегодняшних аварий. Это означает, что нам необходимо сочетать передовые технологии транспортных средств с улучшенным поведением водителей, улучшенным дизайном и обслуживанием дорог, а также более строгим соблюдением существующих правил дорожного движения.

Автомобильная промышленность активно инвестирует в рассмотрение конструкции транспортного средства меры безопасности. Такие меры можно разделить на две категории: Системы активной безопасности и системы пассивной безопасности.

Вместе они значительно сократили число несчастных случаев и связанных с ними травм за последние несколько де-

сятилетий. Технология активной безопасности может полностью предотвратить несчастные случаи или, по крайней мере, активно помочь водителю снизить воздействие чрезвычайной ситуации.

С другой стороны, существуют и системы пассивной безопасности, которые защищают пассажиров транспортного средства и других участников дорожного движения в случае аварии. Они делают это за счет снижения последствий несчастного случая или уровня травматизма. Сегодня существует целый ряд встроенных механизмов, защищающих пассажиров автомобиля в случае аварии, таких как предварительно натянутые ремни безопасности, подушки безопасности и зоны деформации, поглощающие энергию (также известны как зоны замятия).

Другими словами, технология пассивной безопасности направлена на смягчение последствий аварии во время и после удара, начиная с момента первого контакта.

Кроме того, существуют системы безопасности после аварии. Например, электронный вызов автоматически информирует экстренные службы в случае серьезного дорожно-транспортного происшествия. Однако технология пассивной безопасности достигает определенного уровня зрелости, поэтому возможности для дальнейшего совершенствования ограничены, в то время, как активные меры безопасности открывают огромный потенциал для дальнейшего повышения безопасности дорожного движения, полностью избегая чрезвычайных ситуаций или, по крайней мере, активно помогая водителю правильно ими управлять.

Рассматривая негативное влияние дополнительных мер пассивной и активной безопасности можно обратить внимание на увеличение веса транспортного средства, а также повышение его стоимости. Существует небольшой процент поломки данных сложных технических устройств (или их неправильное использование), что может привести к негативным последствиям.

Безопасность дорожного движения - сложное явление, зависящее от множества различных факторов и взаимодействий. Другими словами, для достижения максимально возможного эффекта нам необходимо обеспечить, чтобы безопасные транспортные средства управлялись безопасными водителями на безопасных дорогах.

Современные транспортные средства оснащены технологиями активной безопасности для предотвращения несчастных случаев и системами пассивной безопасности, для защиты пассажиров и других участников дорожного движения в случае аварии.

Внедрение новых технологий - это лишь одна часть этой сложной головоломки безопасности дорожного движения. Не менее важными факторами являются: поведение водителей и других участников дорожного движения, техническое обслуживание и проектирование инфраструктуры, знание правил дорожного движения и их соблюдение, а также возраст парка транспортных средств, и это лишь некоторые из них.

Сосредоточение внимания на одном из этих факторов, игнорируя другие, не принесет наибольшей пользы в данной проблеме. Поэтому, если мы хотим добиться прогресса в области безопасности дорожного движения, нам необходимо уделять больше внимания комплексной стратегии. Другими словами, мы должны допускать к участию в дорожном движении безопасные транспортные средства, управлять которыми и будут опытные водители, на безопасных дорогах. Образование и профессиональная подготовка водителей являются одним из ключевых факторов привития надлежащего поведения и отношения к другим участникам дорожного движения. Крайне важно, чтобы водители осознавали свои собственные ограничения, опасности и риски. Вопросы безопасности дорожного движения не могут оставаться на откуп везению, а должны серьезно приниматься во внимание.

Библиография:

1. Швалёв С.Г. Устройство и принцип работы системы ESP // Наука, техника и образование. 2017. № 2 (32). С. 51-53.

2. Колпаков К.С. Активная и пассивная безопасность транспортных средств / Колпаков К.С. В сборнике: Инновации технических решений в машиностроении и транспорте. Сборник статей IV Всероссийской научно-технической конференции для молодых ученых и студентов с международным участием. Под общ. ред. В.В. Салмина. 2018. С. 60-64.

3. Лебедева А.С., Максимов В.Ю. Инновационные технологии обеспечения активной безопасности управления транспортным средством // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2016. № 2 (48). С. 56-62.

4. Гайсин С.В. Об оптимизации нормативных требований по пассиной и активной безопасности к конструкции автотранспортных средств // Труды НАМИ. 2016. № 3 (266). С. 6-14.

References:

1. Shvalev S.G. The device and the principle of operation of the ESP system // Science, technology and education. 2017. No. 2 (32). pp. 51-53.

2. Kolpakov K.S. Active and passive safety of vehicles / Kolpakov K.S. In the collection: Innovations of technical solutions in mechanical engineering and transport. Collection of articles of the IV All-Russian Scientific and Technical Conference for young scientists and students with international participation. Under the general editorship of V.V. Salmin. 2018. pp. 60-64.

3. Lebedeva A.S., Maksimov V.Yu. Innovative technologies for ensuring active safety of vehicle management // Bulletin of the Siberian State Automobile and Road Academy. 2016. No. 2 (48). pp. 56-62.

4. Gaisin S.V. On optimization of regulatory requirements for passive and active safety to the construction of motor vehicles // Proceedings of US. 2016. No. 3 (266). pp. 6-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.