Научная статья на тему 'Технические средства правотворчества'

Технические средства правотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
972
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ТЕХНИКА ПРАВОТВОРЧЕСТВА / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / LAW CREATION / LEGAL TECHNOLOGY / LAW-MAKING TECHNIQUE / LEGAL CONSTRUCTION / TECHNICAL OPERATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулажников В. В.

Статья посвящена средствам и приёмам юридической техники в правотворческой деятельности, которые в совокупности образуют юридическую (правовую) технологию. Показаны основные средства юридической техники правотворчества, дана краткая характеристика.Выявлена и обоснована необходимость использования приемов юридической техники как способов рационального использования средств юридической техники в процессе правотворчества. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить средства правотворчества, как способа повышения качества законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL MEANS OF LAWMAKING

Article is devoted to the tools and techniques of legal techniques in law-making activities, which together form the juridical (legal) technology. Fixed assets of the legal techniques law-making are determined and they are given the brief characteristic.The author is revealed and the necessity of using techniques of legal techniques as ways of rational use of means of legal technique in making. The author proposes to consider means of law-making as a way to improve the quality of legislation.

Текст научной работы на тему «Технические средства правотворчества»

5. Kazakova E.B. Vozmozhnosti i perspektivy rossijskogo ipotechnogo kreditovanija // Rossijskaja justicija. 2011. №2.

6. Kazakova E.B. Problemy ipotechnogo kreditovanija v Rossii // Rossijskaja justicija. 2010. №5.

7. Kazakova E.B., Ermolaev K.A. Potrebitel'skij kredit v Rossii: problemnye aspekty pravovogo regulirovanija // Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma «Nadezhnost' i kachestvo». 2012. T.2.

8. Sviridenko O. Pravovoe regulirovanie zaloga i ego realizacija v bankovskom kreditovanii // Hozjajstvo i pravo. 1998. №7.

Кулажников В. В.

Кандидат юридических наук, Дальневосточный юридический институт МВД России (Владивостокский филиал)

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Аннотация

Статья посвящена средствам и приёмам юридической техники в правотворческой деятельности, которые в совокупности образуют юридическую (правовую) технологию. Показаны основные средства юридической техники правотворчества, дана краткая характеристика.Выявлена и обоснована необходимость использования приемов юридической техники как способов рационального использования средствюридическойтехники в процессе правотворчества. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить средства правотворчества, как способа повышения качества законодательства.

Ключевые слова: правотворчество, юридическая техника, техника правотворчества, юридическая конструкция, технические операции.

Kulazhnikov V. V.

PhD in Law, The far Eastern law Institute of MIA of Russia (Vladivostok branch)

TECHNICAL MEANS OF LAWMAKING

Abstract

Article is devoted to the tools and techniques of legal techniques in law-making activities, which together form the juridical (legal) technology. Fixed assets of the legal techniques law-making are determined and they are given the brief characteristic.The author is revealed and the necessity of using techniques of legal techniques as ways of rational use of means of legal technique in making. The author proposes to consider means of law-making as a way to improve the quality of legislation.

Keywords: law creation, legal technology, law-making technique, legal construction, technical operations.

Одним из важнейших видов государственной деятельности является правотворчество. Активное развитие и совершенствование действующего законодательства являются характерными чертами системы права России, провозгласившей себя правовым государством. Вместе с построением российского правового государства возникает необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества.

Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества [5, 415]. Правотворчество -это специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Чтобы быть действенным регулятором общественной жизни, законодательство должно быть качественным. Несовершенное (пробельное, коллизионное, избыточное) законодательство создает условия для произвола публичной власти, принятия ситуативных правовых актов, исходя из целесообразности, а не законности [4, 3].

В настоящее время проблемам технических приемов юридической деятельности уделяется большое внимание. Правила юридической техники реализуются в правоприменительной, правоохранительной, интепретационной юридической деятельности. Но, на наш взгляд, наибольшее значение имеет применение средств юридической техники в процессе правотворчества и особенно законотворчества. Эффективность, качество принимаемых нормативных правовых актов (особенно - законов) всецело зависит от юридической техники правотворчества. Кроме того, по качеству законов можно судить о степени построения правового государства, которым Конституцией Российской Федерации провозглашена Россия.

Понятие юридической техники в литературе постоянно обсуждается, в юридических вузах введена учебная дисциплина с таким названием. Что же представляет собой юридическая техника?

С. С. Алексеев под юридической техникой понимает совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов [1, 483]. Другие ученые расширяют понятие «юридической техники», учитывая работу не только с нормативными правовыми актами, но и с другими юридическими документами. Так, Т.В. Кашанина считает, что юридическая техника - это правила ведения юридической работы и составление в процессе ее юридических документов [3, 48].

В юридической литературе юридическая техника подразделяется на:

1) правотворческую технику;

2) технику опубликования нормативных актов;

3) технику систематизации нормативных актов;

4) интерпретационную технику;

5) правореализационную технику;

6) правоприменительную технику.

Целью нашей статьи является рассмотрение технических средств именно в правотворческой деятельности. Правила техники правотворчества распространяются на создание, изменение и отмену нормативного правого акта. Под правотворческой техникой понимается система правил и приемов подготовки проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.

Основными чертами правотворческой техники являются: технические средства и технические операции.

К средствам правотворческой техники относятся все способы, с помощью которых в нормах права отражаются общественные отношения: а) нормативное построение, б) юридические конструкции, в) отраслевая типизация.

Нормативное построение выражается в структурной организации правовых предписаний (гипотеза, диспозиция, санкция), в употреблении их различных разновидностей (регулятивных, охранительных) и т.д.

Юридическая конструкция - это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой. Примерами юридических конструкций являются:

• общие юридические конструкции, которые используются во всех отраслях права. Их довольно много (например, юридическая конструкция субъективного права, юридической обязанности, законодательства);

• конструкции прямой демократии, представительной демократии, легитимности, гражданства, федерализма и др. (конституционное право);

94

• конструкция общего интереса, породившая понятие публичной власти (административное право). Здесь приходится оперировать конструкциями административных актов, консультативных заключений, государственных служащих, мер по поддержанию общественного порядка, предоставления общественных услуг и проч.;

• конструкции бюджетного финансирования государственных органов, прямые налоги, косвенные налоги, налоговые сборы, пошлины и др. (финансовое право);

• конструкция собственности (гражданское право). Другие конструкции имеют характер дополняющих, т. е. развиваются как ответвления от одной базовой концепции. Таковыми являются конструкции государственной, муниципальной, совместной, интеллектуальной собственности [3, 193].

Отраслевая типизация выражается в использовании таких конструкций, нормативных построений и терминологии, которые рассчитаныименно на данную отрасль права.

Технические операции - это методы, приемы, с помощью которых создаются правовые нормы: абстрактный и казуистический способы обобщения конкретных показателей; прямое, отсылочное и бланкетное изложение отдельных элементов нормы права[7, 47].

Важной разновидностью правотворческой техники можно назвать законодательную технику. Правовая реформа, начавшаяся в России полтора десятилетия назад, восстановила статус закона как основного юридического источника, как нормативного правового акта, регламентирующего наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающего наивысшей юридической силой [8, 9]. Законодательная техника представляет собой совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса, для организации и осуществления законодательной деятельности.

Техника законодателя классифицируется по предмету (перечню решаемых задач и вопросов), назначению и содержанию. Классификация по этим признакам позволяет выделить три основных вида законодательной техники: техника организации законодательной деятельности, техника разработки проектов законодательных решений, техника написания и оформления текстов законопроектов.

В юридической литературе наряду с юридической техникой существует понятие юридической (правовой) технологии. Вообще, понятие «технология» связано с совокупностью средств, приёмов, способов какой-либо деятельности. Под юридической (правовой) технологией следует подразумевать порядок применения и использования методов и приёмов по подготовке и принятию юридического решения, которое здесь понимается как итог, результат юридической деятельности, осуществлённой в соответствии с принципами и приёмами технологических операций [8, 25].

Среди основных средств правотворческой техники можно выделить следующие:

• средства юридического выражения воли законодателя, которые выражаются в отнесении нормы права к определенной отрасли права, определённом построении нормы;

• средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, заголовок, дата принятия и т.д.).

• структурное построение: определённый порядок расположения материала.

• правовые презумпции - предположение о наличии или отсутствии определённых фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтверждённых предшествующим опытом. В ст. 49 Конституции РФ установлена презумпция невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Однако жизнь показывает, что подавляющее большинство привлеченных к ответственности людей оказываются виновными. Но установление этой презумпции диктуется соображениями законности и обоснованности процессуальных действий, которые серьезно могут повлиять на судьбу человека. [3, 196];

• правовые фикции - несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Применение фикций связано с тем, что на практике встречаются настолько сложные жизненные ситуации, что крайне трудно установить их абсолютную достоверность. Здесь законодатель использует фикцию как прием правотворческой техники (своего рода ухищрение), для того чтобы добиться бесспорных решений.

• правовые аксиомы - положения, не требующие в юридическом процессе доказательств. Правовые аксиомы - это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права [3, 203];

• одним из средств юридической техники являются правовые оговорки - имеющие специальную нормативно-лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Вариантность юридически значимого поведения, которая закрепляется в оговорках, выступает правовой основой допустимой активности управомоченного субъекта[6, 4].

Если средства юридической техники - это инструментарий юридического выражения и внешнего изложения воли законодателя, то технико-юридические приемы (юридическая технология) представляют собой порядок, способы рационального использования указанных средств.

Очевидно, что грамотное использование научно обоснованных приемов и средств, строгое соблюдение правил юридической техники и технологии позволяет повысить качество правовых актов[2]. В свою очередь, технико-юридические дефекты сказываются на стабильности законодательства: на его прямом и длительном действии, единообразном толковании и применении [8, 12].

Литература

1. Алексеев С. С. Общая теория права. - М., 2009.

2. Долотова Д. В. Техника и технология правовых актов: автореф. дис. .. .канд. юрид. наук. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2012.

3. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник / Т.В. Кашанина. - 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 496 с.

4. Кострицкая М. В. Экспертная законопроектная деятельность: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. .канд. юрид. наук. - Белгород, 2009. - 23 с.

5. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

6. Шутак И. Д. Оговорки в праве (теоретический и историко-правовой анализ): автореф. дис. .канд. юрид. наук. - СПб, 1999.

7. Юков М. К. Место юридической техники в правотворчестве // Правоведение. 1979. - № 5. - С. 45-49.

8. Юридическая техника: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2010. - 272 с.

References

1. Alekseev S. S. Obschaya teoriya prava. - M., 2009.

2. Dolotova D. V. Technika I technologiya pravovyh aktov: avtoref. dis. .kand. jurid. nauk. - Vladimir: VUI FSIN Rossii, 2012.

95

3. Kashanina T. V. Juridicheskaya technika: uchebnick / T. V. Kashanina. - 2-e izd., peresmotr. - M.: Norma: INFRA-M, 2011. - 496 s.

4. Kostritskaya M. V. Expertnaya zakonoproektnaya deyatelnost: teoretiko-pravovoye issledovaniye: avtoref. dis. .. .kand. jurid. nauk. -Belgorod, 2009. - 23 s.

5. Teoriya gosudarstva I prava: kurs lekciy / pod. red. N. I. Matuzova I A. V. Malyko. - 2-e izd., pererab. I dop. - M.: Jurist, 2001.

6. Shutak I. D. Ogovorki v prave (teoreticheskiy I istoriko-pravovoy analiz): avtoref. dis. .. .kand. jurid. nauk. - Spb, 1999.

7. Ukov М. К. Mesto juridicheskoy techniki v pravotvorchestve // Pravovedeniye. - 1979. - № 5. - S. 45-49.

8. Juridicheskaya technika: ucheb. posobiye. - M.: Eksmo, 2010. - 272 s.

Хомяков И.Д.

кандидат юридических наук, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД

России

К ВОПРОСУ О ПРОИЗВОДСТВЕ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОМАНДИРОМ ВОИНСКОЙ

ЧАСТИ

Аннотация

В статье автор поднимает проблему о деятельности командира воинской части как органа дознания на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительном расследовании.

Ключевые слова: внутренние войска, орган дознания, неотложные следственные действия, предварительное расследование

Khomyakov I.D.

PhD in Law, Novosibirsk military institute of internal troops of a name of the general I.K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs

of Russia

TO THE QUESTION OF PRODUCTION OF URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS BY THE COMMANDER OF

MILITARY UNIT

Abstract

In article the author lifts a problem about activity of the commander of military unit as body of inquiry at stages of initiation of legal proceedings and preliminary investigation.

Keywords: internal troops, body of inquiry, urgent investigative actions, preliminary investigation

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в пункте 19 статьи 5 дает толкование этому понятию, да и в ст. 1 Инструкции [2] оно выглядит также: «неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования» [1].

Рассматривая определение можно выделить несколько важных (на взгляд авторов) признаков. Во-первых, данные действия могут производить только органы дознания; во-вторых, они проводятся только по преступлениям, по которым предварительное следствие обязательно (в п. 2 ст. 150 УПК РФ указано, что предварительное следствие проводится обязательно по всем уголовным делам, за исключением преступлений, по которым проводится дознание); в-третьих, они проводятся только после возбуждения уголовного дела; в-четвертых, имеют строго указанную в законе цель - обнаружение и фиксация следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Сам перечень неотложных следственных действий законодатель как в УПК РФ, так и в Инструкции не определил, хотя в ст. 63 указанной Инструкции указаны процессуальные действия, которые орган дознания не вправе производить[2]. Это принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ), соединении уголовных дел (ст. 153 УПК РФ), выделении уголовного дела (ст. 154 УПК РФ), выделении в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 155 УПК РФ), приостановлении предварительного следствия (ст. 208 УПК РФ), прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования в отношении подозреваемого.

Исходя из определения неотложных следственных действия и полномочий, которыми наделен командир части (начальник военной образовательной организации и др.) как органы дознания, решимся предложить такой список:

- допрос (потерпевшего, свидетелей, подозреваемого и т.п.);

- осмотр;

- освидетельствование;

- следственный эксперимент;

- обыск;

- выемка;

- очная ставка;

- предъявление для опознания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проверка показаний на месте;

- назначение судебной экспертизы;

- получение образцов для сравнительного исследования.

Круг неотложных следственных действий определяется с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления и должен согласовываться с военным прокурором[2]. Каким образом они должны согласовываться нигде не указано. Поэтому авторы считают, что лучше это согласование происходило письменно, как вариант в виде поручения или отметки о согласовании в постановлении дознавателя о принятии уголовного дела к своему производству.

Как правило, процессуальный порядок производства неотложных следственных действий включает в себя общие условия, относящиеся к порядку производства следственных действий и общие правила производства следственных действий.

Первым условием является наличие возбужденного уголовного дела. Неотложные следственные действия, как и любые следственные действия, могут осуществляться в рамках возбужденного уголовного дела. Хотя некоторые следственные действия возможно производить до возбуждения уголовного дела, например такие как осмотр места происшествия, документов и предметов, освидетельствование[1] и др. Но исходим из определения, которое дано в п. 19 ст. 5 УПК, где говорится, что это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела.

Вторым общим условием авторы считают наличия основания для принятия решения о производстве того или иного следственного действия. Наверное целесообразно исходить в первую очередь из фактических оснований, то есть наличия достаточной совокупности сведений. О том, какие конкретно сведения образуют основание принятия решения о производстве следственного действия формулирует уголовно-процессуальный закон [3].

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.