Алешков М. В., Безбородько М. Д., Плосконосов А. В., Ольховский И. А.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОДАЧИ ОГНЕТУШАЩИХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ
В статье проведён анализ действий по предотвращению и ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций на объектах энергетики. Даны тактико-технические характеристики и особенности современных пожарных насосно-рукавных комплексов высокой производительности. Обоснована необходимость исследовательских работ в области обоснования параметров рукавных систем этих комплексов.
Ключевые слова: энергетика, пожарный автомобиль, насосно-рукавная система и комплекс.
Aleshkov M., Bezborodko M., Ploskonosov A., Olkhovsky I. TECHNICAL MEANS FOR FIRE EXTINGUISHING
SUBSTANCES DELIVERY TO ELIMINATE EMERGENCIES AT POWER INDUSTRY OBJECTS
The article analyzes the activities in eliminating and preventing accidents at power industry facilities Tactical and technical characteristics and peculiarities of modern fire pump - hose complexes of high productivity are given. The necessity of carrying out the research work to substantiate the parameters of hose systems of the complexes is considered.
Keywords: power facilities, high production, pump hose system, pump hose complex.
Пожары и чрезвычайные ситуации (далее ЧС) представляют особую опасность на промышленных предприятиях, и, в частности, объектах энергетики. Они способны вызвать масштабные последствия - гибель людей, выбросы отравляющих веществ и загрязнение окружающей среды, остановку производства.
В результате аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года погибли 75 человек. Из-за ЧС непродолжительное время полностью или частично были лишены энергоснабжения объекты и население в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, Алтайском крае, Хакасии. Большое количество воды, поступившее в машинный зал, значительно осложняло проведение спасательной операции. В ходе работ по ликвидации ЧС из помещений станции было откачано более 277 тысяч м3 воды.
В июне 2010 года лесные пожары поставили под угрозу безопасность федерального ядерного центра в Сарове Нижегородской области (РФЯЦ-ВНИИЭФ). Подпустить огонь к Сарову было равносильно провокации ядерной катастрофы: лес подходит к городу почти вплотную, и остановить огненный шторм в случае его прорыва к городу было бы практически невозможно. В Выксе для предотвращения ЧС были сосредоточены дополнительные силы и средства МЧС России, армейские подразделения, на помощь пришли местные добровольцы; в операции участвовало 42 единицы специальной техники. Общими усилиями удалось отвести зону пожаров от Сарова.
11 марта 2011 года землетрясение и цунами спровоцировали аварию на японской АЭС «Фукусима-1». Без достаточного охлаждения на трёх работавших энергоблоках начал снижаться уровень теплоносителя, стало повышаться
давление, создаваемое образующимся паром. Последовавший 12 марта взрыв на первом энергоблоке АЭС обрушил часть бетонных конструкций. Его причиной стало образование водорода в результате пароциркониевой реакции при высоких температуре и паросодер-жании. Корпус реактора не пострадал, но была разрушена внешняя оболочка блока из железобетона. Уровень радиации на границе промплощадки станции сразу после взрыва достиг 1 015 мкЗв/час, через 4 минуты -860 мкЗв/час, через 3 часа 22 минуты - 70,5 мкЗв/час.
Было принято решение заливать энергоблоки и бассейны с отработавшим ядерным топливом морской водой; для этого безуспешно применялись полицейские машины с водомётами, китайские насосные станции с мощностью подачи воды 3 тысячи литров в минуту... Наиболее же результативным стало применение автомобилей с насосами высокой производительности. По средним подсчётам, при ликвидации аварии в каждый энергоблок и бассейн с отработанным ядерным топливом для охлаждения было подано по 3 тысячи м3 воды.
Исходя из анализа трёх наиболее значимых ЧС на объектах энергетики за последние годы, можно утверждать, что при ликвидации каждой ЧС потребовалось задействовать все имеющееся средства для откачки воды (на примере Саяно-Шушенской ГЭС) или для охлаждения и тушения (на примере АЭС «Фукусима-1» и ядерного центра в Са-рове). Рассмотрим, какими техническими возможностями для выполнения этих работ обладают подразделения пожарной охраны.
В 60-е годы XX века для тушения крупных пожаров была разработана пожарная насосная станция (далее ПНС) на шасси ЗиЛ с номинальной подачей насосной установки до 100 литров в секунду [1].
Рисунок 1. Пожарная насосная станция ПНС-110 (131)
Это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи крупного пожара. ПНС-110 может снабжать четыре пожарных автомобиля с насосными установками 0 = 40 л/с на расстоянии 4-5 км. Для обеспечения подачи воды от ПНС на такое расстояние требуется прокладка напорных пожарных рукавов 0 77 мм и 0 150 мм, для чего применяется рукавный автомобиль АР-2, который вывозил до 2 800 метров рукавов 0 77 мм или до 1 900 метров рукавов 0 150 мм. Совместно с АР и передвижными лафетными стволами ПНС обеспечивает тушение крупных пожаров на лесобиржах, а также нефтяных и газовых фонтанов.
Высокая скорость движения шасси, небольшой расход топлива, возможность преодоления трудных участков позволяла успешно эксплуатировать ПНС и АР по дорогам различных категорий, в том числе и по пересечённой местности. Из находящихся в настоящее время в боевом расчёте пожарных
200 150
t loo
со
m
<
vo
cd q
20
40
60 80
Подача Q, л/с
100
120 140
Рисунок 2. Напорно-энергетические характеристики насоса нЦпН-110/100
автомобилей ПНС-110 обладает самой большой производительностью насосной установки (см. рис. 2).
ПНС и АР были разработаны около полувека назад и их общая конструкция практически не изменилась. С учётом опыта борьбы с участившимися пожарами, ликвидации последствий ЧС стала совершенно очевидной потребность в более мощных средствах подачи огнетушащих веществ [2]. В настоящее время одной из самых актуальных задач является разработка насосно-рукавных комплексов и пожарно-технического вооружения повышенной производительности.
Одной из современных разработок Варгашинского завода противопожарного
Рисунок 3. Пожарная автоцистерна АЦ-7,0-150 (6339)
и специального оборудования является автоцистерна АЦ-7,0-150 (6339) на шасси Iveco-AMT Trakker (см. рис. 3), предназначенная для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной с подачей воды из цистерны или открытого водоисточника по магистральным рукавным линиям с номинальной подачей насоса 150 л/с.
В мае 2011 на выставке «День инноваций и передовых технологий» на базе ВНИИПО производственная компания «Велмаш-сервис» представила насосно-рукавный комплекс НРК «Поток» на шасси КамАЗ 6520 (см. рис. 4).
НРК «Поток» обеспечивает подачу воды посредством погружного насоса до 130 л/с воды из оборудованных и труднодоступных водоисточников, включая обрывистые или слабозаболоченные берега, а также мосты, эстакады, причальные сооружения и т. п. при удалении насосного модуля от водоисточника до 60 метров как по вертикали, так по горизонтали. Ещё одним преимуществом данного автомобиля является оперативная прокладка рукавной линии со скоростью до 40 км/ч в зависимости от состояния дорог, а также её механизированная уборка при сворачивании комплекса.
Рисунок 4. Насосно-рукавный комплекс НРК «Поток»
На ежегодном Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций был представлен ещё более мощный комплекс НРК «Шквал», состоящий из насосного и рукавного модуля, на шасси IVECO Trakker (см. рис. 5).
Данный комплекс обеспечивает подачу 350 л/с огнетушащих веществ на расстояние не менее 1 500 метров по рукавам диаметром 300 мм. Особенностью НРК «Шквал» является наличие насоса-повысителя, установленного в насосном модуле (см. рис. 6) стационарно
Рисунок 6. Насосный модуль с погружными насосами (вид сзади)
Рисунок 5. Насосно-рукавный комплекс НРК «Шквал» (насосный модуль)
(см. рис. 7), подачу воды в который обеспечивают два погружных насоса.
Ещё одним насосно-рукавным комплексом, представленным на Всероссийском сборе, стал пожарный автонасосный рукавный комплекс ПАНРК-4/130-1,8 на шасси «Урал», изготовленный на предприятии «Приоритет» из Миасса. ПАНРК имеет ёмкость для огнетушащих веществ объёмом 4 м3, в то время как насосно-рукавная система способна обеспечить их подачу со скоростью до 130 л/с на расстояние до 1 800 метров.
Рассматриваемые современные технические средства подачи огнетушащих
Рисунок 7. Насос-повыситель стационарный
веществ значительно расширяют тактико-технические возможности пожарно-спасательных подразделений. Это особенно важно при ликвидации ЧС на наиболее значимых объектах энергетики - в случаях, подобных тем, что были проанализированы в первой части статьи. При этом надо учитывать, что для подачи большого количества огнетуша-щих веществ необходимо формирование насосно-рукавных систем, в состав которых входят и пожарные напорные рукава большего диаметра.
Работоспособность всей системы определяется её гидравлическими
и техническими характеристиками [4]. В связи с этим предполагается проведение исследований, направленных на изучение гидравлических сопротивлений для различных типов пожарных напорных рукавов с диаметром условного прохода от 150 до 300 мм. Это позволит прогнозировать максимальную длину рукавных линий и определит возможности пожарно-спасательных подразделений при ликвидации пожаров и ЧС на объектах энергетики с использованием средств, способных к подаче большого количества огнетушащих веществ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М. Д. Безбородько. - М., 2004.
2. Основные направления развития пожарной техники в системе ГПС: Уч. пособие / Под ред. М. В. Алешкова. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.
3. ГОСТ Р 53247-2009. Техника пожарная. Пожарные автомобили. Разработан ВНИИПО
МЧС России. Утверждён и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 года № 19-ст.
4. Пушкин Д. С., Алешков М. В. Обзор применяемых пожарных напорных рукавов в мире // Вестник Академии Государственной противопожарной службы. - 2008. - № 1. - С. 128-133.