УДК 614.843
DOI 10.25257/FE.2020.2.58-65
ЛЕБЕДЕВ Алексей Николаевич Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: [email protected]
ОЛЬХОВСКИЙ Иван Александрович Кандидат технических наук Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail. [email protected]
МЕЖЕНОВ Владимир Алексеевич Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: [email protected]
ДОРОТЮК Антон Александрович Департамент образовательной и научно-технической деятельности МЧС России, Москва, Россия E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАСОСНО-РУКАВНЫХ СИСТЕМ, КОМПЛЕКСОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
В статье рассматриваются исторические аспекты развития насосно-рукавных систем, комплексов и оборудования. Представлен анализ технических характеристик современных насосно-рукавных комплексов и обобщён международный опыт. В результате исследования определено основное направление развития насосно-рукавных систем, комплексов и оборудования для борьбы с пожарами и авариями в современных условиях.
Ключевые слова: пожарная техника, пожарный насос, насосно-рукавная система, огнетушащее вещество, пожаротушение, безопасность.
Быстрые темпы развития науки, технологий и техники являются неотъемлемыми условиями процветания государства и общества. Уровень оснащённости высокотехнологичными средствами автоматизации и механизации свидетельствует о способности своевременно и качественно решать задачи в той или иной сфере жизнедеятельности общества. С учётом того, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, в Российской Федерации вопрос эффективности пожаротушения является приоритетным, а техническое оснащение пожарных подразделений передовыми образцами техники и современным оборудованием становится одной из главных задач. Несмотря на
Рисунок 1. Схема поршневого насоса Ктесибия:
1 - цилиндр; 2.3- клапаны; 4 - поршень; 5 - уравнительный воздушный колпак; 6 - насадок
58
регулярное переоснащение подразделений пожарной охраны, основным средством механизации подачи огнетушащих веществ в очаг пожара продолжают оставаться насосно-рукавные системы, история развития которых неразрывно связана с этапами становления общества [1-6].
Первые упоминания о насосах для перекачки жидкости относят к двухсотым годам до н. э., когда грек Ктесибий изобрёл простейший ручной рычажно-поршневой водяной насос (рис. 7) [7].
Рывок в развитии насосных установок был осуществлён европейскими учёными в эпоху просвещения, в XVI—XVII вв., а ключевые события произошли в XVIII—XIX вв. благодаря отечественным изобретателям Андрею Нартову и его последователю Александру Саблукову [8, 9]. Результат их кропотливого труда - «водогон», представленный обществу А. А. Саблуковым в 1832 г., изображён на рисунке 2.
Общее развитие пожарной техники не могло не сказаться на эволюции пожарных насосов. С середины XIX в. насосы стали значительно эффективнее вследствие использования в качестве привода парового двигателя вместо мускульной силы людей. В 1910 г. благодаря австрийскому инженеру Иоганну Розенбауэру и его сыну Конраду была осуществлена возможность применения бензинового двигателя в пожарном насосе.
В 1926 г. в СССР начинается производство пожарных автонасосов на шасси АМО-Ф-15 (см.рис. 3).
Грузоподъёмность шасси AMO составляла 1,5 тонны, мощность двигателя около 30 кВт, а коловратный насос, принцип работы которого основывается на вытеснении жидкости из корпуса насоса при
©Лебедев А. Н, Ольховский И. А., Меженов В. А., ДоротюкА. А., 2020
Рисунок 2. Схема водогона - центробежного вентилятора с быстрым вращением: 1 - коллектор; 2 - рабочее колесо; 3 - корпус; 4 - вал рабочего колеса
Рисунок 3. Автонасос пожарный на шасси АМО-Ф-15
помощи кулачкового ротора, обеспечивал подачу воды около 12 л в секунду.
Роторы коловратных насосов имели различную форму и количество рабочих валов. На территории нашей страны наибольшее распространение получили двухкулачковые коловратные насосы (рис. 4), которые могли подавать 720-940 л воды в минуту. Запас воды в имеющейся на автомобиле бочке был равен 350 л, боевой расчёт составлял 8 человек. Этот автонасос становится первым серийным пожарным автомобилем отечественного производства [10, 11].
В 1946-47 гг. в Центральном научно-исследовательском институте противопожарной обороны был разработан и изготовлен опытный образец двухступенчатого центробежного насоса ПН-25, которым стали оснащать пожарные автомобили [12].
Развитие насосно-рукавных систем продолжает стремительно набирать обороты и во второй половине XX в. после успешно проведённых испытаний начинается серийное производство линейки насосов серии ПН для нужд пожаротушения: ПН-40, ПН-60, ПН-70 (рис. 5), обладающих более высокими напор-но-энергетическими показателями.
Наиболее мощный пожарный насос N60 с подачей 100 л в секунду был разработан в 1960 г.
Рисунок 4. Чертёж двухкулачкового коловратного насоса
австрийской компанией «Rosenbauer International AG», а уже в 1966 г. свет увидел базовый и самый мощный советский пожарный насос ПН-100 (рис. 6) с аналогичной подачей 100 л в секунду, который с немногочисленными модификациями выпускается и поныне.
В том же 1966 г. была разработана пожарная насосная станция ПНС-100 (157) 66 на шасси ЗИЛ-157 (рис. 7). Приводом для насоса, который
Рисунок 5. Пожарные насосы серии ПН отечественного производства: а) ПН-40УВ.01; б) ПН-60; в) ПН-70
Рисунок 7. Пожарная насосная станция ПНС-100 (157) 66 Рисунок 6. Насос ПН-100 на шасси ЗИЛ-157
90 --
80 Ч-1-1-1-1-1-
70 80 90 100 110 Q. л/с
Рисунок 8. Напорно-энергетическая характеристика ПНС-110 и НЦПН-100
обладал достаточно высокими напорно-энергетиче-скими показателями (рис. 8), стал автономный дизельный двигатель 2Д-12 мощностью 300 л.с. [9, 13].
Для обеспечения транспортировки такого объёма огнетушащих веществ совместно с ПНС применялся рукавный автомобиль АР-2 (157) (рис. 9) с диаметром напорных рукавов 150 мм [14, 15]. Совместное использование ПНС и АР успешно применяется в настоящее время.
В 1969 г. началось массовое производство модифицированной пожарной насосной станции ПНС-110 (131) 131А на шасси ЗИЛ с подачей насосной установки 110 л в секунду.
В 1988 г. была предпринята первая попытка кооперации отечественного производителя с компанией «Rosenbauer International AG», итогом которой стало создание совместного предприятия «Розенбауэр-По-жмашина» и подписание соглашения о совместном производстве пожарных автомобилей на территории СССР. Советский персонал был обучен на заводе компании «Rosenbauer International AG» в г. Лиондинге, где в последующем была изготовлена первая автоцистерна TLF-7600 на шасси Камаз-53211. На При-лукском заводе пожарного оборудования (Украина)
было локализовано производство двухступенчатого австрийского пожарного насоса. Этот насос был усовершенствован и в 1993 г. стал выпускаться под наименованием НЦПК-40/100-4/400 (рис. 10) [9, 15].
Только спустя 15 лет, в 2003 г. компанией «Rosenbauer» был выпущен пожарный насос с подачей 167 л в секунду при давлении 10 атм.
Сегодня наиболее мощной отечественной пожарной насосной станцией является ПНС-130 с подачей 130 л в секунду, на которой установлен немецкий насос «Johstadt NP8000» (рис. 11), приводимый в действие двигателем «Cummins» мощностью 180 л.с.
Говоря о современном облике пожарных насосных станций и насосно-рукавных комплексов, можно выделить три основных их вида:
1) пожарные автомобили общего применения с подачей до 95 л в секунду, в которых на внешних кронштейнах размещены уложенные «гармошкой» напорные рукава диаметром 148 и 160 мм (причём имеющееся рукавное соединение не является симметричным, и у рукава есть «начало» и «конец»);
2) мотопомпы с подачей 40 л в секунду и более мощные пожарные насосные станции прицепного или контейнерного типа с установленными на них насосами
с подачей 100, 130 либо 167 л в секунду (при этом используются напорные рукава с диаметром условного прохода 150, 200 и 250 мм, смотанные на соответствующие катушки) [12, 16];
3) мощные насосно-рукавные системы и комплексы с подачей до 400 л в секунду, дополнительно оборудованные погружными насосами с гидравлическим приводом, позволяющие обеспечивать максимальную производительность и осуществлять водозабор с глубины до 40 м. Подобные комплексы разрабатывались в рамках опытно-конструкторских работ «Шквал», «Поток», «Магистраль» для МЧС России в 2011-2012 гг., и за прошедший период показали свою эффективность и востребованность (рис. 12) [14].
Данные комплексы обеспечивают подачу воды посредством погружного насоса до 400 л/с из оборудованных и труднодоступных водоисточников, включая обрывистые или слабо заболоченные берега, а также мосты, эстакады, причальные сооружения и т. п. [9]. Существующие образцы погружных насосов по массогабаритным характеристикам значительно превосходят стационарные центробежные насосы. Например, известен образец массой 16 кг и производительностью 40 л/с.
Для разработки современного отечественного продукта необходимо изучить текущий мировой научно-технический уровень и определить целевые критерии. При анализе имеющихся образцов насосов с подачей более 170 л/с особое внимание было уделено изучению насоса «Rosenbauer N130» с подачей до 200 л/с. Данный насос устанавливается только на аэродромном пожарном автомобиле «Panther» (рис. 13) модификации 2020 г. и приводится в действие автономным дизельным двигателем компании «Volvo» мощностью 500 л.с.
Российское двигателестроение потенциально готово обеспечить страну современными двигателями с подходящими для поддержки работоспособности таких насосов характеристиками:
1) для насоса с подачей 170 л/с может быть использован серийно выпускаемый двигатель ЯМЗ-6587 (рис. 14) мощностью 420 л.с. или его аналоги;
2) для насоса с подачей 200 л/с предлагается рассмотреть перспективный двигатель серии ЯМЗ-770 (рис. 15) мощностью свыше 500 л.с.
Для бесперебойной подачи огнетушащих веществ необходимы и современные пожарные напорные рукава.
Следует отметить, что для транспортировки 200 л/с огнетушащих веществ при давлении 1 0 атм. необходимо применять пожарные напорные рукава диаметром от 150 до 250 мм.
Увеличение диаметра благоприятно влияет на пропускную способность напорной магистрали и снижает потери напора. Так два рукава диаметром 150 мм можно заменить одним, но диаметром 200 мм, при сохранении показателей расхода и потерь напора. Следует отметить возможность использования
Рисунок 9. Рукавный автомобиль АР-2
Рисунок 10. Насос центробежный пожарный
комбинированный с подачей на ступенях нормального/высокого давления
Рисунок 11. Насос Johstadt NP8000
Рисунок 13. Пожарный аэродромный автомобиль Rosenbauer Panther 6*6 CA5
Рисунок 14. Двигатель ЯМЗ-6587
Рисунок 15. Двигатель серии ЯМЗ-770
различных материалов рукава. Промышленность выпускает рукава текстильные с внутренним покрытием типа «Гетекс», экструзионные с резиновым покрытием типа «Армтекс», поливинилхлоридные и полиуретановые (последние выпускаются с диаметрами до 700 мм).
При выборе альтернативного рабочего диаметра (например, 225 мм) мы используем все преимущества повышенного диаметра (понижение внутреннего сопротивления и увеличение эффективности) и сохраняем приемлемый вес напорной линии в целом.
Недостаточной можно считать обеспеченность соединительной и запорной рукавной арматурой. Мы имеем полный ассортимент отечественной арматуры лишь для диаметра 150 мм, это станет проблемой при появлении на рынке новых рукавов альтернативного рабочего диаметра. В настоящее время соединение напорных рукавов больших диаметров осуществляется при помощи арматуры иностранного производства, имеющей значительные эксплуатационные недостатки. Для соединения напорных рукавных линий должны использоваться симметричные элементы с возможностью соединения без применения ключей или дополнительных инструментов.
Сегодня при тушении пожаров и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций применяются насосы, разработанные в 1950-х гг. За прошедшие десятилетия пожарная нагрузка зданий и сооружений изменилась и стала более концентрированной, что говорит об острой необходимости в модернизации имеющихся насосов для эффективного, рационального и качественного их применения. Кроме этого, надлежит разработать и внедрить средства оценки фактических напорно-энергетических характеристик имеющихся насосных систем.
В настоящее время для тушения пожаров применяется большой типоразмерный ряд пожарных насосов, однако спрогнозировать возможность их применения на том или ином пожарном автомобиле не представляется возможным, так как заводы-изготовители в технической документации к насосам зачастую устанавливают требования ГОСТов,
но не учитывают их реальные показатели. В связи с этим авторы считают целесообразным сформировать экспериментальную базу для проведения исследований по оценке реальных возможностей насосных установок и получить актуальные коэффициенты для расчёта согласования работы двигателя и насоса. Современные двигатели оборудуются достаточно эффективными системами охлаждения в отличие от двигателей автомобилей ЗИЛ, УРАЛ, созданных во второй половине XX в., и обеспечивают возможность отбора более 70 % мощности без перегрева и повышенного износа.
В заключение приведём слова видного советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля: «Технологический прорыв возможен при одновременном совпадении трёх величин: научной проблемы, технических возможностей и твёрдого упорства человека». Сегодня нам представляется уникальный случай. Имеется объективная проблема, технические и организационные возможности, а также желание достичь нужного результата для министерства и государства в целом. Поэтому авторы считают целесообразным продолжить изучение тактико-технических характеристик насосов и насосных систем для нужд пожаротушения.
ЛИТЕРАТУРА
1. История пожарной охраны. Курс лекций / под ред. проф. В. А. Абрамова. М. Академия ГПС МВД России, 2001. 151 с.
2. Малютин О. С., Васильев С. А, Осавелюк П. А. Прямой и обратный методы расчёта насосно-рукавных систем // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2019. № 3 (14). С. 54-60.
3. Чуприян А. П., Бондар А. И., Доротюк А. А. Ключевые аспекты развития водоподающих технических средств нового поколения и тактики их применения // Пожарное дело: техника и технологии. 2020. № 6. С. 46-51.
4. Хоанг З. Б. Гидравлическое сопротивление напорных пожарных рукавов и его снижение при введении в поток воды геля полиакриламида при тушении пожаров на объектах энергетики: автореферат дис. ... канд. тех. наук / Академия гос. противопожарной службы МЧС России. М.:, 2011. Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=30350459.
5. Рассохин М. А, Перевалов А. С, Сащенко В. Н. Опыт применения насосно-рукавного комплекса на шасси Урал 63701 (6x6) в ходе проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации наводнений // Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции «Пожарная и аварийная безопасность» Иваново. 2018. С. 475-477.
6. Меженов В. А, Ольховский И. А, Неровных А. Н, Скворцов С. С. К вопросу достоверности применяемых исходных данных для расчёта сил и средств в документах предварительного планирования // Материалы III Международной научно-практической конференции «Гражданская оборона на страже мира и безопасности». М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 155-161.
7. Ильин В. В., Мешалкин Е. А. История пожарной охраны России: Учебник. М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. 348 с.
8. Некрасов А. Водогон // Пионер. 1951. № 8 август. Режим доступа: https://coollib.net/b/425428-pioner-pioner-1951-n-8-avgust/read. (Дата обращения 13.04.2020)
9. Алешков М. В., Безбородько М. Д., Плосконосов А. В., Ольховский И. А. Технические средства подачи огнетушащих веществ для ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций на объектах энергетики // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2012. № 1. С. 10-14.
10. Яковенко Ю. Ф, Зайцев А. И., Кузнецов Л. М. и др. Эксплуатация пожарной техники: Справочник. М.: Стройиздат, 1991. С. 190-252.
11. Безбородько М. Д., Цариченко С. Г. Роенко В. В. и др. Пожарная и аварийно-спасательная техника / Учебник: в 2 ч. Ч. 1 Ч.2 под ред. М. Д. Безбородько. М.: Академия ГПС МЧС России, 2013. 353 с.
12. Алешков М. В., Безбородько М. Д., Роенко В. В. и др. Основные направления развития пожарной техники в системе Государственной противопожарной службы: Учебное пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. 276 с.
13. Алешков М. В., Пушкин Д. С. Обзор применяемых пожарных напорных рукавов в мире // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2008. № 1. С. 128-133.
14. Ольховский И. А. Технология применения рукавных систем с пропускной способностью более 100 л/с для тушения пожаров на объектах энергетики: дис. ... канд. техн. наук: 05.26.03 / Ольховский Иван Александрович. М.: Академия ГПС МЧС России 2014. 145 с.
15. Безбородько М. Д., Алешков М. В. Развитие механизированных средств подачи воды на пожарах // Пожаровзрывобезопас-ность. 2003. № 3. С. 65-69.
16. Крамаренко Г. В. и др. Техническая эксплуатация автомобилей. М.: Транспорт, 1983. 288 с.
Материал поступил в редакцию 13 мая 2020 года.
Aleksey LEBEDEV
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Ivan OLKHOVSKY PhD in Engineering
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Vladimir MEZHENOV
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Anton DOROTUK
Educational and Scientific Technical Department of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
HISTORY AND PROSPECTS FOR DEVELOPING PUMP AND HOSE SYSTEMS, COMPLEXES AND EQUIPMENT
ABSTRACT
Purpose. The article presents the history of creating pump and hose systems, the main stages in their development, as well as a review of existing modern pumping systems. The aim of the authors was to determine the development trend of pump and hose systems, to identify pressure, power and other indicators that require experimental research in order to further work out and improve pump and hose systems.
Methods. Analysis and generalization of the characteristics of existing pump samples for pumping liquids have been used.
Findings. Based on the current world scientific and technological level, target criteria for working out a modern domestic product are determined. In the analysis of existing pump samples with a flow rate of more than 170 l/s, special attention was paid to the study of «Rosenbauer N130» pump with a flow rate of up to 200 l/s.
The Russian engine industry is potentially ready to provide the country with modern engines with the characteristics suitable for supporting the operability of such pumps:
1) for a pump with a feed rate of 170 l/s, a mass-produced YaMZ-6587 engine with a power of 420 l/s or its analogues can be used;
2) for a pump with a feed rate of 200 l/s it is proposed to consider a promising engine of YaMZ-770 series with a power of more than 500 l/s.
Research application field. Formation of an experimental base for conducting studies to assess the real capabilities of pumping units will allow obtaining relevant coefficients for calculating the coordination of the engine and pump work. The research results can be used in preparing documents for fire extinction and emergency elimination pre-planning; they can be used in the training process in educational institutions of EMERCOM of Russia as well.
Conclusions. The prospect of the study is working out a set of devices that allows experimentally assessing pressure and power indicators. Based on the obtained indicators it will be possible to develop improved pumps with the best pressure and power characteristics, which will increase the efficiency of fire and rescue units when fighting fires at power facilities.
Key words: fire appliances, fire pump, pump and hose system, extinguishant, fire-fighting, safety.
REFERENCES
1. Istoriia pozharnoi okhrany [The History of Fire Protection]: Lecture Course. Moscow. State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2001. 151 p. (in Russ.).
2. Maliutin O.S., Vasilev S.A., Osaveliuk P.A. Straight and reverse pump-hose systems computation methods. Sibirskii pozharno-spasatel'nyi vestnik (Siberian Fire and Rescue Bulletin). 2019, no. 3 (14), pp. 54-60. (in Russ.).
3. Chupriyan A.P., Bondar A.I., Dorotuk A.A. Key aspects of the development of water-supplying technical environments of a new generation and tactics of their application. Pozharnoe delo: tekhnika i tekhnologii (Fire Business: equipment and technologies) 2020, no. 6, pp. 46-51.
4. Khoang Z.B. Gidravlicheskoe soprotivlenie napornykh pozharnykh rukavov i ego snizhenie pri vvedenii v potok vody gelia poliakrilamidapri tusheniipozharovna ob"ektakh energetiki [Hydraulic resistance of pressure fire hoses and its reduction when introducing polyacrylamide gel into the water stream when extinguishing fires at energy facilities. Abstract of PhD in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State
Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2011. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=30350459.
5. Rassokhin M.A., Perevalov A.S., Sashchenko V.N. Opyt primeneniia nasosno-rukavnogo kompleksa na shassi Ural 63701 (6kh6) v khode provedeniia avariino-spasatel'nykh rabot pri likvidatsii navodnenii. Sbornik materialov XIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Pozharnaia i avariinaia bezopasnost'» [The Experience of Using a Pump and Hose Complex on the Chassis Ural 63701 (6x6) in the Course of Rescue Works at Liquidation of Floods. Collection of materials of the XIII International scientific and practical conference "Fire and emergency safety"]. Ivanovo. 2018, pp. 475-477. (in Russ.).
6. Mezhenov V.A., Olkhovsky I.A., Nerovnykh A.N., Skvortsov S.S. K voprosu dostovernosti primeniaemykh iskhodnykh dannykh dlia rascheta sil i sredstv v dokumentakh predvaritel'nogo planirovaniia. Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Grazhdanskaia oborona na strazhe mira i bezopasnosti» [On the Reliability of the Applied Source Data for Calculating Forces and
64
© Lebedev A., Olkhovsky I., Mezhenov V., Dorotuk A., 2020
Means in the Documents of Preliminary Planning]. Moscow. State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2019, pp. 155-161.
7. Ilin V.V., Meshalkin E.A. Istoriia pozharnoi okhrany Rossii [History of Fire Protection of Russia]. Moscow. State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ. 2003. 348 p.
8. Nekrasov A. Vodogon. Pioner (Pioneer). 1951, no. 8, August. Available at: https://coollib.net/b7425428-pioner-pioner-1951-n-8-avgust/read (accessed April 13, 2020), (in Russ.).
9. Aleshkov M.V., Besborodko M.D., Ploskonosov A.V., Olkhovsky IA Technical means of supplying fire-extinguishing substances for fire and emergency situations at energy facilities. Pozhary i chrezvychajnye situacii: predotvrashhenie, likvidacija (Fire and emergencies: prevention, elimination). 2012, no. 1, pp. 10-14. (in Russ.).
10. Yakovenko Yu.F., Zaitsev A.I., Kuznetsov L.M. Ekspluatatsiia pozharnoi tekhniki: Spravochnik. [Operation of Fire Equipment: Directory]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1991, pp. 190-252.
11. Bezborodko M.D., Tsarichenko S.G. Roenko V.V. Pozharnaia i avariino-spasatefnaia tekhnika [Fire and Rescue Equipment]. Moscow. State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2013. 353 p.
12. Aleshkov M.V., Bezborod'ko M.D., Roenko V.V. Osnovnye napravleniia razvitiia pozharnoi tekhniki v sisteme Gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby [Main directions of fire engineering development in the GPS system]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2010. 276 p.
13. Aleshkov M.V., Pushkin D.S., Overview of used fire pressure hoses in the world. Pozhary i chrezvychajnye situacii: predotvrashhenie, likvidacija (Fire and emergencies: prevention, elimination). 2008. no 1, pp. 128-133. (in Russ.).
14. Olkhovsky IA. Tekhnologiia primeneniia rukavnykh sistem s propusknoi sposobnost'iu bolee 100 l/s dlia tusheniia pozharov na ob"ektakh energetiki [Technology of the use of hose systems with a throughput of more than 100 l/s for extinguishing fires at energy facilities. PhD in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2014. 145 p.
15. Bezborodko M.D., Aleshkov M.V. Development of the firefighting equipment for water supply. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety) 2003, no. 3, pp. 65-69. (in Russ.).
16. Kramarenko G.V. Tekhnicheskaia ekspluatatsiia avtomobilei [Technical operation of fire trucks]. Moscow. Transport Publ., 1983. 288 p.