Научная статья на тему 'Технические средства фиксации доказательств как альтернатива участию понятых в правоприменительной деятельности полиции'

Технические средства фиксации доказательств как альтернатива участию понятых в правоприменительной деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТЫЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФИКСАЦИИ / TECHNICAL MEANS OF RECORDING / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ADMINISTRATIVE LAW ENFORCEMENT / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ATTESTING WITNESSES / PARTICIPANTS OF VEHICULAR TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романькова Светлана Александровна

Акцентируется внимание на целесообразности сокращения случаев обязательного участия понятых в процессе применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения и замены такого участия процессуальной фиксацией техническими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романькова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical Means of Recording Evidence as an Alternative to Attesting Witnesses in Police Law Enforcement

The article analyzes participation of attesting witnesses in administrative procedures connected with administrative measures used by police in traffic law enforcement. The author underlines that police should reduce mandatory participation of attesting witnesses in dealing with administrative offences and substitute it for recording by technical means.

Текст научной работы на тему «Технические средства фиксации доказательств как альтернатива участию понятых в правоприменительной деятельности полиции»

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Потребление несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ, —

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».

1 Берталанфи Л. Общая теория систем: обзор проблем и результатов // Системные исследования . М ., 1969. С . 30-54.

2 Философский энциклопедический словарь / под ред . А . М . Розенталя . 4-е изд . М ., 1989. С . 1226 .

3 Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности . М ., 1978 . С . 14-15 .

4 Севрюгин В. Е. Теоретические проблемы административного проступка : автореф . дис . ... д-ра юрид . наук . М ., 1994. С . 27-32 .

5 Пудич В. С. Введение в системологию менеджмента : учеб . пособие для студ . экон . спец . вузов . М ., Воронеж, 2006. С . 40 .

6 См ., напр . Газизов Д. А. Некоторые проблемы привлечения к административной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача // Актуальные проблемы административной ответственности : мат-лы Всерос . науч .-практ. конф . (Омск, 28 мая 2010 г.) . Омск, 2010 ; Газизов Д. А. Практика назначения административных наказаний за правонарушения в сфере оборота наркотических средств // Вестник Барнаульского юридического института МВД России . 2011 . № 14 ; Газизов Д. А., Газизова Т. Г. Проблемы применения законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ // Административное право и процесс . 2012 . № 3 .

7 Коротков Э. М. Исследование систем управления . М ., 2000 С 30

8 Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // Собрание законодательства Российской Федерации . 2010 . № 24, ст . 3015 .

УДК 342.9 © С. А. Романькова, 2015

Технические средства фиксации доказательств как альтернатива участию понятых в правоприменительной деятельности полиции

С. А. Романькова

Акцентируется внимание на целесообразности сокращения случаев обязательного участия понятых в процессе применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения и замены такого участия процессуальной фиксацией техническими средствами.

Ключевые слова: понятые, технические средства фиксации, меры административного принуждения,

участники дорожного движения.

В административном законодательстве институт понятых используется достаточно широко . В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), выделившем и объединившем в самостоятельную группу институт понятых, в ч . 2 ст. 25 . 7 закреплена позиция об обязательном присутствии понятых в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Данное положение

значительно затрудняет процедуру применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения

В свое время автор «Курса уголовного судопроизводства» И . Я . Фойницкий объяснял необходимость рассматриваемого института тем, что понятые из числа авторитетных местных жителей оказывают

«содействие своими знаниями лиц и местных условий», а также «возбуждают живой интерес населения к правосудию и укрепляют связь между ними» Однако приведенную цитату увязать с современными реалиями правоприменительной деятельности сотрудников полиции в области дорожного движения достаточно сложно .

Нежелание граждан исполнять роль понятых, отмечаемое подавляющим большинством исследователей и практических работников, достоверно свидетельствует о том, что совершеннолетние не заинтересованные в исходе дела лица, во-первых, ничем не рискуют в случае отказа от участия, во-вторых, обычно не проявляют никакой активности и исполняют свои почетные процессуальные обязанности как наказание, в-третьих, стремятся побыстрее их завершить 2. Участники дорожного движения свое нежелание быть понятыми в процессе правоприменительной деятельности полиции в области дорожного движения объясняют не только большой потерей времени, требуемой при фиксации административных процедур, но и опасением подвергнуться незаконному давлению со стороны лица, совершившего правонарушение. Эту позицию высказали 89% опрошенных нами водителей и пешеходов

Анализ административного законодательства позволяет обозначить удостоверительную функцию понятого. В части 2 ст. 25. 7 КоАП РФ закреплена процессуальная обязанность понятого удостоверить в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты Практика деятельности дорожной полиции США, Канады, Великобритании показывает высокую эффективность использования средств видеофиксации с точки зрения закрепления доказательств по административному делу и контроля законности действий сотрудников полиции 3 .

Сегодняшние реалии позволяют указать на динамичное развитие технических средств фиксации доказательств, позволяющих аккумулировать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию и в России Некоторые средства фиксации, используемые в области дорожного движения, подлежат обязательной сертификации и метрологической поверке. К ним относятся измерительные приборы: фиксации скорости, светопропускаемости, алкоте-стер, рулетка и др . 4 Мобильный телефон или видеокамера не являются приборами измерения, запретов на их использование для фиксации доказательств законодательством не предусмотрено. Таким образом, сотрудник ГИБДД имеет право фиксировать административные процедуры по применению мер административного принуждения даже на собственный мобильный телефон или видеокамеру В таком случае сотруднику приходится приобретать за свой счет

носитель информации (например, SD-карту), который в дальнейшем прилагается к материалам административного производства

Зачем привлекать понятых при отстранении водителя от управления транспортным средством, освидетельствовании, направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, ход и результаты которых, помимо отражения в процессуальных документах, фиксируются средствами видеозаписи? Последняя более полно, наглядно и достоверно отражает вид, состояние и поведение водителя, а также степень законности соблюдения полицией порядка и содержания процессуальной процедуры применения мер административного принуждения в области дорожного движения

Один из выдающихся ученых отечественной криминалистики Р С Белкин справедливо подчеркивает, что «понятые в силу своей некомпетентности не могут оценить законность, целесообразность и объективность... действия, не понимают смысла происходящего...» 5 . Это замечание о том, что понятые, привлекаемые к присутствию и фиксации процедуры применения той или иной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, должны разбираться в ее существе, обладать минимальными специальными знаниями в установленной области, на наш взгляд, вполне обоснованно Участие понятых предполагает, что последние должны понимать действия сотрудника ГИБДД и полноценно зафиксировать ход и результаты применения мер административного принуждения Например, к осмотру места дорожно-транспортного происшествия целесообразно привлекать водителей и т. д . Эту позицию поддержали 59% опрошенных нами сотрудников

Однако исторический опыт, в том числе накопленный и проанализированный российской административно-правовой наукой, свидетельствует о том, что закон должен учитывать жизненные реалии В правоприменительной деятельности сотрудников полиции имеют место случаи, когда обеспечить присутствие понятых при реализации административных процедур объективно невозможно .

Во-первых, существует множество участков дорог в малонаселенных местностях, на которых сложно найти не только человека, обладающего специальными знаниями в области дорожного движения, но и любого понятого. Такая же проблема возникает в ночное время. Кроме того, не всякий пешеход, встречающийся на таких дорожных участках, имеет при себе документ, удостоверяющий личность, что исключает возможность его привлечения в статусе понятого

Во-вторых, нередко возникают ситуации, когда водителя, находящегося в неадекватном состоянии,

необходимо немедленно извлечь из транспортного средства в целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранения жизни и здоровья граждан При этом сотрудникам полиции приходится действовать без промедления, что объективно исключает возможность поиска и привлечения понятых Как следствие, в таких ситуациях понятые расписываются в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не присутствуя при самой процедуре, после совершения с правонарушителем всех необходимых процессуальных действий Нередки случаи, когда понятые фиксируют свою подпись в не заполненном до конца протоколе Итогом всего является нарушение законности применения мер административного принуждения, влекущее исключение из материалов дела об административном правонарушении протокола, так как п. 3 ст. 26. 2 КоАП РФ не допускает использования доказательств, полученных с нарушением закона . В результате суды не удовлетворяют ходатайства сотрудников полиции о привлечении лица, совершившего административное правонарушение в области дорожного движения, к административной ответственности, ввиду отсутствия доказательств по делу, что позволяет правонарушителю уйти от административной ответственности Это ведет к несоблюдению одного из основополагающих и общепризнанных принципов административно-правовой науки — неотвратимости наказания лиц, совершивших противоправное деяние

В-третьих, при составлении протокола о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении необходимо указать данные о личности водителя-правонарушителя, однако нередки случаи, когда последний отказывается либо не в состоянии назвать свои данные и не имеет при себе документов, удостоверяющих личность В такой ситуации правонарушитель доставляется в орган внутренних дел для установления личности Анализ правоприменительной деятельности позволяет говорить, что в данной ситуации понятые, как правило, отказываются ехать в территориальный орган и ждать, пока будет установлена личность правонарушителя Более того, они ничем не рискуют в случае отказа от участия в процедуре, так как в КоАП РФ отсутствует норма об ответственности за отказ выступать в качестве понятого

Таким образом, в настоящее время институт понятых значительно затрудняет работу полиции в указанной области, что негативно отражается на качестве производства административных процедур и процессуальных действий, культуре делопроизводства, протоколирования и оформления приложений

к материалам дела об административном правонарушении в области дорожного движения В уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Федеральным законом № 23 от 4 марта 2013 г. «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса РФ и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» 6 институт понятых значительно сокращен В настоящее время обязательное участие понятых предусмотрено лишь в четырех следственных действиях — обыске, личном обыске, предъявлении для опознания, а также при выемке, связанной с изъятием электронных носителей информации В случаях, предусмотренных ст. ст. 115, 177, 178, 181, ст. 183 (за исключением случаев, предусмотренных ч . 31), ч . 5 ст. 185, ч. 7 ст. 186 и ст. 194 Уголовно-процессуального кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя По решению следователя участие понятых заменяется фиксацией хода и результатов следственного действия техническими средствами

Большинство опрошенных нами сотрудников территориальных органов внутренних дел считают целесообразной замену участия понятых процессуальной фиксацией техническими средствами фото-и видеосъемки хода и содержания административных процедур в случаях применения отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, запрещения эксплуатации транспортного средства, задержания транспортного средства, досмотра транспортного средства, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, изъятия вещей и документов, ареста вещей, доставления, административного задержания Не стоит забывать, что понятые как распространенная и многочисленная категория лиц, вовлекаемых в административный процесс в области дорожного движения, наравне со свидетелями и потерпевшими могут быть объектами незаконного давления со стороны правонарушителей

Полагаем, что приведенные доводы, мировой опыт, а также российская правоприменительная практика предварительного расследования убедительно свидетельствуют в пользу решения о существенном ограничении случаев обязательного участия понятых в процедурном производстве применения полицией мер административного принужде-ниявобластидорожногодвижения,предусмотренных главой 27 КоАП РФ, и их замене на процессуальную фиксацию техническими средствами фото- и видеосъемки

1 Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб. , 1996. Т. 2. С. 260.

Тоточенко Д. А. Основания привлечения сотрудников органов внутренних дел.

2 Загвоздкин Н. Н. О сокращении института понятых и изменениях в проверке сообщения о преступлении // Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе : сб . мат-лов междунар . науч .-практ. конф . (30-31 мая 2013 г.) . Хабаровск, 2013 . С . 254 .

3 Обзорнов О. А. Организация обеспечения безопасности дорожного движения в зарубежных странах (на примере США, Канады и стран Европейского Союза) . М ., 2007. С . 51.

4 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполне-

ния государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения : приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 // Рос . газета . 2009. 7 июля .

5 Белкин Р. С. Очерки криминалистической тактики : учебное пособие . Волгоград, 1993 . С . 139-140 .

6 О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ : федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ // Рос . газета . 2013 . 6 марта .

УДК 340 © Д. А. Тоточенко, 2015

Основания привлечения сотрудников

органов внутренних дел к полной материальной ответственности

Д. А. Тоточенко

В статье рассматриваются особенности материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел. Исследуются основания привлечения сотрудников органов внутренних дел к полной материальной ответственности и предлагаются меры по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения, связанные с материальной ответственностью сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: материальная ответственность, возмещение вреда, сотрудник органов внутренних дел, полная материальная ответственность, прямой действительный ущерб.

Материальная ответственность наряду с другими видами юридической ответственности является эффективным средством защиты права собственности . При этом на основании ст. 8 Конституции РФ равным образом подлежат защите частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности . Бережное отношение к имуществу организации остается одной из основных обязанностей работника по трудовому договору В случаях, когда он нарушает эту обязанность, в результате чего работодателю причиняется ущерб, у работника появляется обязанность по возмещению ущерба В такой ситуации работник привлекается к материальной ответственности, которая определяется как мера государственного принуждения, заключающаяся в возложении на него обязанности возместить в установленных законом порядке и размерах ущерб, причиненный по его вине той организации, с которой он состоит в трудовых правоотношениях 1 .

В отличие от гражданско-правовой (имущественной) ответственности, где причиненный ущерб возмещается в полном объеме, одной из особенно-

стей материальной ответственности работника является наличие ограниченной ответственности, когда ущерб возмещается лишь в пределах среднего месячного заработка Помимо этого, имущественная ответственность может возникать и при отсутствии вины, например при причинении вреда источником повышенной опасности, в то время как материальная ответственность возникает лишь при наличии вины работника . Анализ особенностей материальной и гражданско-правовой ответственности позволяет констатировать, что материальная ответственность, в отличие от имущественной, более надежно защищает права и интересы работника как более слабой стороны трудовых отношений В полной мере это положение относится и к сотрудникам органов внутренних дел

Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел возникает в рамках трудовых отношений в случае причинения вреда сотрудником имуществу органов внутренних дел или третьих лиц . Например, при утере специальных средств, находящихся на балансе органа внутрен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.