УДК 614
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ШУМА НА ЛЕТНЫЙ СОСТАВ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ АВИАПЕРВОЗКАМИ
А. И. Лемешевский, Ю. Я. Симкин
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
По результатам проведенной проверки в фирме ООО АК «Турухан» были определены потенциальные ВОПФ, влияющие на здоровье работников летного состава пагубным образом. В частности, таким ВОПФ является повышенный уровень шума на рабочих местах пилотов, который является причиной развития такого профессионального заболевания, как тугоухость. Были предложены методы по снижению воздействия шума на работников и, как следствие, их заболеваемости.
Ключевые слова: шум, лётный состав, нейросенсорная тугоухость, профзаболеваемость, кабина самолёта и вертолёта.
TECHNICAL AND ORGANIZATIONAL METHODS TO REDUCE NOISE EXPOSURE FOR FLIGHT CREWS ENGAGED IN AIR TRANSPORT
А. I. Lemeshevsky, Yu. Ya. Simkin
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
According to the results of the carried out special evaluatuion of working conditions of flight personnel AK "Turuhan" revealed the harmful factor is the increased noise level. Its impact on the body of pilots leads tj the development of professional disease - sensorineural hearing loss. The paper assesses the methods of reducing noise levels in the cockpit and its impact on the body.
Keywords: noise, flight crew, sensorineural hearing loss, occupational morbidity, cabin of aircraft and helicopter.
Работа пилотов гражданской авиации связана с влиянием множества опасных и вредных факторов. Большая высота над поверхностью земли приводит к снижению содержания кислорода в салоне и кабине летящего самолёта, повышенному содержанию озона и уровней радиации. В полёте лётчики пассажирских самолётов подвергаются психологической нагрузке вследствие ответственности за судьбы пассажиров и членов экипажа. Особое влияние на состояние лётчиков оказывает постоянное воздействие шума, часто приводящее к профессиональным заболеваниям и отстранению пилотов от полётов.
В последние годы отмечается [1], что в 80 % случаев причиной профессиональной дисквалификации явилась хроническая нейросенсорная тугоухость. Тугоухость возникает в результате воздействия повышенных шумов и вибрации в кабине самолета, а также от использования авиагарнитуры для радиообмена. Постепенное развитие тугоухости происходит при уровнях шума более 80 дБА. В зоне риска по профзаболеваемости находится летный состав гражданской авиации со стажем 15 и более лет. Как правило, тугоухость развивается у лиц трудоспособного возраста 40-60 лет. При обследовании 338 лиц возрастом 55 лет и старше нейросенсорная тугоухость была установлена у 70 %, что составило 94,8 процента от всех оториноларингологических заболеваний.
Секция « ТЕХНОСФЕРНАЯБЕЗОПАСНОСТЬ »
Специалистами авиакомпании S7 прогнозируется, что к 2020 году отраслевые выплаты по профзаболеваниям вследствие тугоухости могут достичь 3,5 млрд руб. в год. Европейская авиакомпания Lufthansa более 40 % всех финансовых затрат вынуждена направлять на пенсионные выплаты бывшим сотрудникам.
Допустимые уровни звукового давления на рабочих местах лётного состава составляют 80 дБА, оптимальные - 65 дБА [2]. Вместе с тем, уровни шума в кабинах экипажей многих отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации в большинстве случаев превышают допустимые уровни. Так, например, базирующаяся в Красноярске и выполняющая, в основном, северные перевозки авиакомпания «Турухан» эксплуатирует исключительно отечественную авиатехнику - самолеты Як-42, Ту-134, Ан-24, Ан-26 и вертолеты Ми-8 различных модификаций. Средние значения уровней шума в условиях крейсерского полета составляют в кабинах Як-42 -83 дБА, Ту-134 - 89 дБА, Ан-24 - 92 дБА, Ан-26 - 92 дБА, вертолетов Ми-8 - 89 дБА [3]. По итогам проведенной Ассоциаций дополнительного профессионального образования «Центр условий охраны труда» специальной оценки условий труда в 2015 году в ООО АК «Турухан» на 319 рабочих местах выявлено, что, к итоговому классу вредных условий труда 3.1 отнесено 31 рабочее место; к итоговому классу вредных условий труда 3.2 - 172 рабочих места. Причём практически все рабочие места лётного состава относятся к вредным условиям труда.
Полёты в этой авиакомпании проводятся уже больше 20 лет. То есть, практически весь летный состав с большим стажем работы находится в зоне риска по профзаболеваемости тугоухостью. Наиболее рациональный выход из создавщейся ситуации - замена устаревших модификаций летательных средств на более современные, которых в России, в настоящее время не хватает. Тем не менее, существующие авиасредства вполне обеспечивают потребности местных авиалиний, что обуславливает необходимость разрабатывать связанные с их эксплуатацией способы снижения профессиональных заболеваний.
Для борьбы с тугоухостью в данных условиях могут осуществляться разные методы. Прежде всего устанавливаются причины появления шума в кабинах самолётов и вертолётов. Основными источниками шума в полете являются: силовые установки, трансмиссии, винт или реактивная струя, аэродинамические эффекты обтекающей струи, оборудование кондиционирования и системы наддува, гидравлические системы и устройства связи.
Характеристика шума от самолета в кабине зависит от этапа полета, т. е. от режима работы двигателя на взлете, при крейсерском полете и посадке. Шум в кабине экипажа обусловлен конструктивными особенностями различных типов летательных аппаратов. Основная роль в развитии шумовой патологии принадлежит интенсивности шума. Использование перспективных шу-мопоглощающих материалов, таких как Пенотерм НПП ЛЭ и Виброфильтр ВФ-100 и других в наушниках, ушных шлемах, антифонах, берушах позволяет значительно снизить воздействие шума на слуховой анализатор [4]. Вместе с тем, наиболее рационально снизить уровень шума в самой кабине летательного аппарата.
Уменьшение интенсивности авиационного шума в источниках его образования технологическими и конструктивными мерами является наиболее эффективным способом борьбы с авиационным шумом [5]. Снизить его уровень в кабине и салоне можно созданием малошумных узлов и механизмов использованием оптимальных конструктивных форм деталей фюзеляжа, плавным обтеканием его газовоздушными потоками. Общий шум от воздушного судна снижается также за счёт оптимального подбора закрутки лопаток газотурбинных двигателей, установки шевронов волнообразной формы на срезе сопла, скошенных воздухозаборников, использования современных звукопоглощающих конструкций, углепластика и других композитных материалов в конструкциях крыла и фюзеляжа [5]. Такие конструкционные изменения широко используются в новых конструкциях самолётов и вертолётов. Вместе с тем, в настоящее время особенно на местных линиях ещё массово используются отечественные летательные аппараты 60-90-х годов прошлого века, во многих из которых такие элементы отсутствуют. Для снижения шума в кабинах этих самолётов и вертолётов можно использовать такие материалы как «Батиз», поропласт ППУ-ЭТ, порфирит с коэффициентами звукопоглощения 0,9 и выше, заменяя ими старые звуко-поглотители, установленные ещё при сборке этих аппаратов.
Авиакомпаниям, таким как ООО АК «Турухан», эксплуатирующим на местных авиалиниях отечественные транспортные средства, выпущенные до 2000 года, следует проводить плановые
мероприятия по снижению шума в кабине самолетов. Поскольку в результате продолжительного шумовибрационного воздействия происходит гибель звуковоспринимающих волосковых клеток с лётным составом нужно проводить ряд профилактических мероприятий, направленных на снижение профзаболеваемости нейросенсорной тугоухостью, в том числе:
- использование витаминов группы В, витаминов-антиоксидантов, метаболических средств, препаратов, улучшающих кровоток;
- применение физиотерапевтических процедур, таких как эндауральный электрофорез, массаж шейно-воротниковой зоны и других;
- использование наушников с функцией активного шумоподавления;
- тщательное нормирование труда и отдыха летного состава;
- обязательные периодические медосмотры с обследованием в центрах профпатологии при интенсивности шума от 81 до 99 дБ 1 раз в 5 лет, 100 дБ и выше - 1 раз в 3 года;
- оздоровление лиц, контактирующих с шумом, в условиях профилактория, дома отдыха, пансионата и групп здоровья,
- исключение чрезмерно длительного стажа работы в контакте с шумом,
- исключение сверхурочных работ.
Библиографические ссылки
1. Нейросенсорная тугоухость летного состава - угроза будущему гражданской авиации 11 ноября 2014 года [Электронный ресурс] // Aviation EXplorer. URL: http://www.aex.ru/docs/ 4/2014/11/11/2145/ (дата обращения: 12.03.2018).
2. СанПиН 2.5.1.2423-08. Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации. М. : Стандартинформ, 2010.
3. Тугоухость у пилотов гражданской авиации (диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии) : метод. рекомендации для врачей гражд. авиации ; Рос. мед. акад. последипломного образования. М., 2004. 91 с.
4. Человек и авиационный шум / С. К. Солдатов, В. Н. Зинкин, А. В. Богомолов и др. // Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 9. Приложение. С. 2-17.
5. Кузнецов В. М. Эффективность методов снижения шума реактивных струй двигателей пассажирских самолетов // Акустический журнал. 2010. Т. 1. С. 91-102.
© Лемешевский А. И., Симкин Ю. Я., 2018