Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГОЛОСА СОПРАНО'

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГОЛОСА СОПРАНО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное искусство / академический вокал / вокальная педагогика / исполнительские навыки / женские голоса / сопрано / musical art / academic vocal / vocal pedagogy / performance skills / female voices / soprano

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шан Ибин

В статье анализируются технические аспекты воспитания сопрано, учитывающие особенности тембра и диапазона высокого женского голоса. Рассматриваются базовые вокальные навыки, требуемые от профессиональных исполнительниц. Автор акцентирует внимание на необходимости внедрения в образовательный процесс индивидуального подхода, позволяющего подстроить воспитание голоса под каждую конкретную вокалистку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL ASPECTS OF SOPRANO VOICE TRAINING

The article analyzes the technical aspects of soprano education, taking into account the peculiarities of the timbre and range of the high female voice. The basic vocal skills required of professional female singers are considered. The author emphasizes the necessity of introducing an individual approach to the educational process, which allows to adjust the voice education for each particular vocalist.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГОЛОСА СОПРАНО»

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГОЛОСА СОПРАНО Шан Ибин, магистрант

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-238-240

Аннотация. В статье анализируются технические аспекты воспитания сопрано, учитывающие особенности тембра и диапазона высокого женского голоса. Рассматриваются базовые вокальные навыки, требуемые от профессиональных исполнительниц. Автор акцентирует внимание на необходимости внедрения в образовательный процесс индивидуального подхода, позволяющего подстроить воспитание голоса под каждую конкретную вокалистку.

Ключевые слова: музыкальное искусство, академический вокал, вокальная педагогика, испол-

нительские навыки, женские голоса, сопрано.

В данной статье фокус внимания акцентирован на высоком женском голосе сопрано и тех технических аспектах, которые необходимо соблюдать педагогам вокала при работе с исполнительницами. В общепринятой классификации голосов сопрано определяют, как высокий женский голос с диапазоном от первой до третьей октавы, включая переходные ноты во второй октаве. В оперной практике существует более детальная классификация (драматическое сопрано, лирико-

драматическое, лирическое и колоратурное сопрано). Основные характеристики сопрано включают несколько важных аспектов. Во-первых, сопрано отличаются исполнительским репертуаром, это самая высокая голосовая партия среди женщин, часто используемая в опере и других классических жанрах, сопрано исполняют главные партии в самых известных операх. Во-вторых, голос сопрано способен передать широкий спектр чувств и эмоций, выразительные характеристики не ограничиваются исключительно драматическими или лирическими проявлениями. В-третьих, для сопрано характерны особые технические сложности: исполнение требует высокой точности интонации и контроля дыхания, высокие ноты предполагают владение резонаторами и мощным вибрато. Именно технические аспекты являются основой для воспитания профессиональной вокалистки, способной исполнить любую партию на самом высоком уровне [1, с. 24].

Для сопрано тесситура определяется наиболее комфортной высотой звучания, при которой голос звучит естественно и уверенно.

Чаще всего в более высоких голосах низкие ноты звучат менее плотно. Если сравнить, например, меццо-сопрано и классическое сопрано, то у них может быть почти одинаковый диапазон, но тесситура у каждого из них находится на разных уровнях диапазона. Для педагога определение тесситуры каждой во-калистки является базовым этапом профессиональной работы [2, с. 187]. Важно сразу же выявить технические возможности голоса и перспективы его развития. В процессе обучения сопрано стоит уделить внимание грамотному освоению навыка певческого дыхания, формирования звука и его резонирования.

Правильное дыхание - это основа хорошо поддерживаемого, стабильного, последовательного и резонансного голоса. Голосовым связкам нужен воздух, чтобы вибрировать, и его должно быть достаточно, чтобы другим мышцам не пришлось компенсировать это и сближать складки. Когда происходит такое компенсаторное действие мышц, это влияет на высоту тона, тембр и устойчивость голоса. Как следствие, мышцы быстро устают и работают неэффективно. Чтобы обеспечить постоянный поток воздуха, выходящий из легких и поддерживающий голос, исполнительнице необходимо делать полный вдох и контролировать воздушный поток. Воздушный поток включает в себя воздух, который вдыхается и выдыхается вокалистом при исполнении. Существуют инструменты и упражнения для отработки каждого из них в отдельности, но в конечном итоге они должны быть связаны в циклическую схему. Необходимо научиться делать глубокий, низкий (диафрагмальный)

вдох. Затем вокалистка должна научиться раскрывать грудную клетку и расслаблять живот, чтобы вдохнуть наибольшее количество воздуха. После исполнения музыкальной фразы необходимо научиться эффективно выпускать воздух, чтобы использовать его для создания и поддержания звука. Для освоения этого типа дыхания требуется развивать сознательное внимание и мышечную память. Педагогу следует планомерно давать учащимся дополнительные упражнения для развития дыхания и отрабатывать навык на каждом занятии.

Формирование вокального звука зависит, в первую очередь, от артикуляции и положения губ исполнителя. Форма, которую вокалист создает при открытии рта, влияет на округлость звука: при собранных губах внутри рта создается округлое пространство, при широко разомкнутых губах полость внутри будет меньше, что сделает звук более «плоским». Гласный звук, исполняемый на конкретной ноте, определяет необходимую форму, однако особенности звучания зависят от самого вокалиста и типа его голоса. Сопрано может понадобиться приподнять мягкое нёбо и создать более вертикальное внутреннее пространство на высоких нотах [3, с. 44]. Для более ровного дыхания диафрагмы и проецирования голоса поза и лицо исполнительницы должны находиться в расслабленном состоянии. На более высоких нотах, вопреки естественному желанию напрячь мышцы и сосредоточиться на исполнении, вокалистке стоит, наоборот, еще больше расслабить мышцы лица и голосовые связки. Особое внимание следует уделить работе с мышцами во время исполнения вибрато. Вибрато - это быстрая модуляция высоты певческого тона, из-за резонанса голосового тракта частотная модуляция обычно сопровождается также амплитудной модуляцией.

Ключевым элементом в развитии голосового диапазона является формирование его центральной части и работа с переходными нотами. Если звук правильно сформирован в центральной зоне диапазона, учитывая параметры динамики, дыхания и «высокой позиции», то это способствует правильному звучанию на переходных нотах [4, с. 19]. Процесс расширения диапазона происходит постепенно. Нельзя спешить с работой над экстремальными нотами в диапазоне и пытаться «вытяги-

вать» голос вверх или вниз. Упорная практика по сглаживанию регистров создает условия для естественного роста диапазона. Важнейшим фактором является регулярное выполнение тщательно подобранных упражнений в терпеливом режиме, что обеспечивает естественное развитие диапазона без потери характеристик тембра. Основной техникой вокального обучения является кантилена, представляющая собой плавное и связное пение, требующее свободного и легкого звука. Для развития кантилены необходимо умение исполнять legato, то есть связывать ноты. Идеальная кантилена предполагает полноценное длинное звучание каждого гласного звука в назначенное время, будь то четверть, восьмая или шестнадцатая.

Гласный звук должен звучать в полной мере, не сжимаясь и не искажаясь из-за преждевременно произнесенных согласных. Для развития кантилены требуется хорошее дыхание, высокий и свободный звук, а также четкая и качественная дикция. Важность правильного звукопроизводства в различных мелодических движениях нельзя переоценить. Упражнение или музыкальную фразу следует исполнять так, чтобы звук оставался в одной позиции, а вибрато сохранялось стабильным при плавных переходах между нотами. Освоение техники беглости считается необходимым для развития профессионального певческого голоса. Беглость помогает певцу преодолеть возникновение напряженности. Упражнения в быстром темпе выполняют роль гимнастики для голосовых связок, особенно для гортани, которая становится более подвижной и готовой к выполнению сложных задач. Правильный выбор упражнений способствует снятию лишнего напряжения, скованности и чрезмерной расслабленности мышц вокального аппарата.

На формирование звучания голоса также влияют резонаторы, такие как глотка, носовая полость, гортань и трахео-бронхиальная полость, создающие уникальный тембр и усиливающие определённые частоты голоса, делая его более выразительным. Громкость звука зависит не только от резонаторов, но и от интенсивности исходной звуковой волны. Это связано с тем, что энергичность и сжатие звука влияют на его амплитуду: чем сильнее давление в голосовых связках, тем громче звук.

Для сопрано необходимо владеть резонаторами и уметь направлять звук в зал, особенно на высоких нотах [5, с. 107]. Оперное пение требует от исполнителя глубокого понимания работы своего голосового аппарата и навыков, недоступных тем, кто использует современные звукозаписывающие устройства и усиление. Современные стили пения могут фокусироваться на других аспектах, таких как микст или использование микро-дизайна звука, но основополагающие принципы работы голосового аппарата остаются неизменными. Правильная техника дыхания и знание акустических свойств своего голоса позволяют расширить диапазон и выразительность ис-

В процессе обучения вокалу перед педагогом стоит ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. Основной остается проблема бережного и планомерного развития исполнительских навыков обучающихся, поскольку голос является главным инструментом вокалиста. Голос каждого вокалиста уникален и требует индивидуального подхода. Стандартная методика не может быть применена ко всем вокалистам, необходимо учитывать тембр, диапазон и технические характеристики конкретного голоса [6, с. 164]. Только при таком условии появляется возможность воспитания цельного артиста, владеющего всеми исполнительскими навыками.

полнения.

Библиографический список

1. Алакина, О.А. Особенности вокально-педагогической работы с высокими женскими голосами / О.А. Алакина // Проблемы теории и практики постановки голоса: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Саратов, 09-10 ноября 2021 года. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. - С. 21-26.

2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968. - 676 с.

3. Жук, Е.А. Особенности работы с высокими женскими голосами / Е.А. Жук // Научная палитра. - 2017. - № 1(15). - С. 38-45.

4. Куфтырева, Е.Л. Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2013. - 23 с.

5. Нгуен, Б.И. Особенности голоса сопрано и его интерпретация: традиция пения и возможные образные воплощения / Б.И. Нгуен // Художественное образование и наука. - 2024. - № 2(39). -С. 102-109.

6. Юдин, С.П. Формирование голоса певца. - М.: Музгиз, 1962. - 168 с.

TECHNICAL ASPECTS OF SOPRANO VOICE TRAINING

Shang Yibing, Graduate Student

Herzen Russian State Pedagogical University

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article analyzes the technical aspects of soprano education, taking into account the peculiarities of the timbre and range of the high female voice. The basic vocal skills required of professional female singers are considered. The author emphasizes the necessity of introducing an individual approach to the educational process, which allows to adjust the voice education for each particular vocalist.

Keywords: musical art, academic vocal, vocal pedagogy, performance skills, female voices, soprano.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.