Научная статья на тему 'Техническая подготовка лыжников-гонщиков 12-13 лет'

Техническая подготовка лыжников-гонщиков 12-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
460
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНИКИ-ГОНЩИКИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / CROSS-COUNTRY SKIERS / TRAINING PROCESS / TECHNICAL TRAINING / LEVEL OF TECHNICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дюкина Лариса Александровна, Игнатьев Сергей Викторович

Предложен комплекс специальных упражнений, направленный на совершенствование технической подготовки лыжников-гонщиков 12-13 лет и доказана эффективность его применения в учебно-тренировочном процессе подготовительного периода.A set of special exercises is proposed aimed at improving the technical training of skiers-racers of 12-13 years old and the effectiveness of its use in the educational process of the preparatory period is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническая подготовка лыжников-гонщиков 12-13 лет»

УДК 796.92 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10613

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ

Л.А. Дюкина, С.В. Игнатьев

Предложен комплекс специальных упражнений, направленный на совершенствование технической подготовки лыжников-гонщиков 12-13 лет и доказана эффективность его применения в учебно-тренировочном процессе подготовительного периода.

Ключевые слова: лыжники-гонщики, учебно-тренировочный процесс, техническая подготовка, уровень технической подготовленности.

Изменение условий организации и проведения соревнований по лыжным гонкам обращает внимание на более тщательное изучение данного вопроса с целью внесения корректировок в подготовку спортсменов и применения нестандартных технологий. Внедрение в учебно-тренировочный процесс современных технологий должно способствовать повышению уровня спортивной подготовленности в более короткие сроки и сохранению его на протяжении всего соревновательного сезона.

Высокие спортивные результаты спортсмены показывают при условии соответствующего уровня развития двигательных качеств, психологической подготовки и, особенно, технической подготовленности.

В связи с чем значимость технической подготовленности возрастает и выходит на первую позицию. Решить данную проблему специалисты пытаются на протяжении многих лет [1, 3, 6]. Важность эффективного разрешения этой проблемы подчеркивается учеными и специалистами в области физической культуры и спорта. В исследованиях подробно рассматривают вопросы технической подготовки лыжников, чаще всего вопросы последовательности обучения технике лыжных ходов, и особое внимание уделяют вопросам различных сочетаний средств и методов обучения [1-6, 8].

Современные требования к технике передвижения на лыжах постоянно изменяются и совершенствуются вместе с возрастающими результатами [5]. Проводимые специалистами научные исследования позволяют открывать новые закономерности, в связи с чем традиционные положения и представления о технической подготовке подвергаются пересмотру.

Объективный анализ содержания технической подготовки позволит выявить способы решения и совершенствования техники передвижения на лыжах с учетом современных тенденций ее развития.

Методы и организация исследования. Проведенное исследование направлено на изучение технической подготовленности лыжников -гонщиков.

Цель исследования - определить уровень технической подготовленности лыжников-гонщиков в возрасте 12-13 лет.

Для выявления уровня владения техникой испытуемые участвовали в соревнованиях по лыжным гонкам на дистанции 3000 м классическим стилем. Данный результат показал умения применять технику лыжных ходов исходя из рельефа трассы, условий скольжения и погодных условий.

На результат лыжных гонок также влияет уровень развития физических качеств и психологической подготовленности, в связи с чем дополнительно была оценена техника владения классическими лыжными ходами. У испытуемых для оценивания уровня владения техникой классических лыжных ходов были выбраны попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы.

Оценивание техники владения лыжными ходами осуществлялось экспертами по следующей шкале:

5,0-4,5 балла - отличный показатель, у испытуемого выполняемые движения экономичные, рациональные, вариативные;

4,4-3,0 балла - удовлетворительный результат, испытуемый выполняет движения нерационально, с большими затратами энергии;

2,9-2,0 балла - неудовлетворительный результат, испытуемый при выполнении упражнения показывает несогласованность движений, низкую скорость передвижения, большую утомляемость.

Базой исследования являлось муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа им. олимпийского чемпиона В.П. Воронкова» г. Канаши Чувашской Республики. В ходе проведенного исследования были сформированы две группы испытуемых. В состав групп вошли лыжники, занимающиеся лыжными гонками и имеющие I юношеский разряд. Всего в исследовании участвовало 12 чел., по 6 испытуемых в каждой группе. Занятия в группах проводились согласно плану учебно-тренировочных занятий. Систематичность занятий составляла 5 тренировок в неделю, продолжительность одного занятия - от 1,5 до 2 ч. Все занятия у испытуемых проходили на хорошо подготовленной лыжной трассе.

В экспериментальной группе во время проведения исследования на учебно-тренировочных занятиях были применены упражнения, направленные на совершенствование их технической подготовки. Упражнения были подобраны с учетом выявленных у занимающихся технических ошибок. С целью эффективности обучения на занятиях применялась следующая схема изучения технического действия. Сначала проводился анализ техники изучаемого способа передвижения на лыжах. Все действия разбивались на периоды и фазы. Затем применялись

имитационные упражнения, направленные на формирование представления об изучаемом движении. Проводился анализ выполненных двигательных действий с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. В дальнейшем изучаемый лыжный ход осваивался, а затем и совершенствовался по учебному кругу под наблюдением тренера с указанием ошибок. После завершения работы по учебному кругу занимающиеся продолжали работу на совершенствование своей техники по лыжной трассе в условиях самоконтроля и под наблюдением тренера. После завершения учебно-тренировочного занятия проводился анализ качества выполнения техники изучаемого способа передвижения на лыжах по результатам наблюдения тренера и самооценки испытуемых [2].

Комплекс упражнений включал в себя имитационные упражнения для совершенствования техники работы рук и ног. Сначала способ передвижения выполняли с применением имитационных упражнений, затем применялись имитационные упражнения с предметами, использовался эспандер. Успешно завершив выполнение имитационных упражнений, спортсмены переходили к выполнению специально-подготовительных и основных (соревновательных) упражнений. В бесснежное время часть занятий проходила с применением лыжероллеров [7].

Качество выполнения двигательных действий испытуемыми зависело от того, насколько правильно были выявлены причины, приводящие к искажению изучаемого лыжного хода, и подобраны упражнения, способствующие исправлению выявленных ошибок.

У испытуемых контрольной группы учебно-тренировочные занятия проводились согласно действующему утвержденному плану. В плане предусматривалось изучение и совершенствование техники классических лыжных ходов. На техническую подготовку отводилось от 15 до 30 мин на каждом занятии. Испытуемые контрольной группы сначала работали на технику по учебному кругу под наблюдением тренера. Он давал объяснения по технике изучаемых лыжных ходов, а затем делал указания или замечания спортсменам или подбирал другое упражнение. После работы на технику спортсмены проходили заданную дистанцию, самостоятельно контролируя правильность выполнения лыжного хода.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью выявления уровня технической подготовленности испытуемых обеих групп было проведено тестирование. Тестирование лыжников-гонщиков проводилось в подготовительном периоде дважды. Первое тестирование было проведено с целью выявления исходного уровня владения испытуемыми обеих групп техникой классических способов передвижения на лыжах. Данные тестирования представлены в табл. 1. После завершения опытно -экспериментального исследования было проведено второе тестирование, результаты представлены в табл. 2.

Таблица 1

Показатели технической подготовленности испытуемых обеих групп до эксперимента

Группа Попеременный двухшажный ход, балл Одновременный бесшажный ход, балл Бег на лыжах 3000 м (классика), с

Контрольная 3,71 3,93 807,931±43,80

Экспериментальная 3,92 3,11 797,932±42,81

Анализ проведенного тестирования выявил, что у испытуемых в обеих группах наблюдается значительное количество ошибок. Для спортсменов из контрольной группы характерны такие ошибки, как чрезмерное сгибание рук в локтевом суставе при навале на палки - 69 %, излишнее сгибание ног в коленном суставе в период одноопорного скольжения - 81 %, двухопорное скольжение в попеременном двухшажном ходе - 83 %.

Результаты тестовых испытаний у лыжников экспериментальной группы при передвижении попеременным двухшажным ходом 99 % ошибок - это чрезмерное сгибание рук в локтевом суставе, 73 % ошибок -двухопорное скольжение. При выполнении передвижения одновременным бесшажным ходом испытуемые допустили 51 % ошибок - это сгибание ног в коленном суставе в период скольжения.

Средний показатель уровня владения техникой попеременного двухшажного хода в контрольной группе составил 3,71 балла, в экспериментальной группе - 3,92 балла. Уровень владения техникой одновременного бесшажного хода в контрольной группе имеет показатель 3,93 балла, в экспериментальной - 3,11 балла.

Сравнивая полученные результаты со шкалой, видим, что у испытуемых в обеих группах уровень владения техникой оценивается на удовлетворительно.

Дополнительно, с целью выявления уровня владения техникой классических способов передвижения на лыжах, испытуемые участвовали в соревновании на дистанции 3000 м классическим стилем.

Результат испытуемых экспериментальной группы оставил 797,932±42,81 с, контрольной группы - 807,931±43,80 с.

Проведенный анализ выявил, что испытуемые в обеих группах не имеют существенного различия в уровне технической подготовленности.

После завершения опытно-экспериментального исследования было проведено тестирование с целью выявления произошедших изменений в технической подготовленности спортсменов. Второе тестирование проказало у испытуемых обеих групп положительные изменения во всех тестовых упражнениях (табл. 2).

Таблица 2

Показатели технической подготовленности испытуемых обеих групп после эксперимента

Группа Попеременный двухшажный ход, балл Одновременный бесшажный ход, балл Бег на лыжах 3000 м (классика), с

Контрольная 4,72 4,13 707,932±43,81

Экспериментальная 4,91 4,92 697,933±42,82

Результаты второго тестирования показали, что количество ошибок у испытуемых в обеих группах снизилось. В контрольной группе всего было допущено 50-72 % ошибок, при первом показателе - 78-89 %, в экспериментальной группе допущено спортсменами 44-72 % ошибок, по сравнению с первым тестировании - 78-94 %.

Произошли изменения и во владении техникой классических лыжных ходов. Техника попеременного двухшажного хода у испытуемых контрольной группы была оценена в 4,72 балла, в экспериментальной -в 4,91 балла. В контрольной группе спортсмены получили за технику одновременного бесшажного хода оценку 4,13 балла, в экспериментальной - 4,92 балла.

Сравнивая данные показатели со шкалой, видим, что в обеих группах испытуемые имеют отличный результат.

Дополнительно для достоверности исследования спортсмены также участвовали в беге на дистанции 3000 м классическим стилем.

Во второй раз данная дистанция была пройдена с лучшими результатами. Результат в контрольной группе - 707,932±43,81 с, в экспериментальной - 697,933±42,82 с.

Выводы. Спортивный результат - это комплексный показатель, на который влияют все виды подготовки спортсмена, различные факторы и условия. Одним из существенных видов подготовки, который оказывает существенное влияние на спортивный результат, - это техническая подготовка.

Проведя первое тестирование и выявив недостаточный уровень технической подготовленности у лыжников 12-13 лет, в содержание учебно-тренировочных занятий были внесены изменения. На занятиях стали больше времени уделять технической подготовке. Все выполняемые упражнения анализировались, разбивались на фазы. Выявляли основные ошибки и подбирали упражнения для их устранения. Введены были имитационные упражнения, после их успешного выполнения спортсмены переходили к совершенствованию изучаемых способов передвижения на лыжах на учебных и тренировочных кругах в различных условиях на основе самосознания и самоконтроля.

Анализ результатов лыжной гонки на дистанции 3000 м показал, что результат в экспериментальной группе увеличился на 2,3 %, в контрольной - на 1,3 %.

Уменьшилось количество допускаемых испытуемыми ошибок в экспериментальной группе на 28 %, в контрольной - на 23 %.

Таким образом, можно заключить, что применение в подготовительном периоде у юных лыжников упражнений, направленных на совершенствование технической подготовки, способствует повышению уровня владения изучаемых способом передвижения на лыжах.

Список литературы

1. Бутин И. М. Лыжный спорт: учеб. пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2015. 368 с.

2. Дюкина Л.А. Методические и организационные основы обучения технике передвижения на лыжах: учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2008. 132 с.

3. Ковязин В.М., Потапов В.Н., Субботин В.Я. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта: учеб. пособие. Ч. 1. 2-е изд-е, перераб. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2017. 179 с.

4. Плохой В.Н. Подготовка юных лыжников-гонщиков: науч.-метод. пособие. М.: Спорт, 2016. 184 с.

5. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжные гонки: учебник. М.: Буки Веди, 2015. 564 с.

6. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт: учебник. М.: Физическая культура, 2005. 320 с.

7. Раменская Т.И., Бурдина М.Е. Техническая подготовка лыжников в бесснежный период: учеб. пособие. М.: Дивизион, 2015. 144 с.

8. Теория и методика обучения базовым видам спорта: лыжный спорт : учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. Г.А. Сергеева. 4-е изд. М.: Академия, 2015. 176 с.

Дюкина Лариса Александровна, канд. пед. наук, доц., dyukinala@,mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

Игнатьев Сергей Викторович, старший преподаватель, sega_ffk@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

TECHNICAL PREPARATION OF SKI-RACERS 12-13 YEARS L.A. Dyukina, S.V. Ignatiev

A set of special exercises is proposed aimed at improving the technical training of skiers-racers of 12-13 years old and the effectiveness of its use in the educational process of the preparatory period is proved.

Key words: cross-country skiers, training process, technical training, level of technical preparedness.

Dyukina Larisa Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dyukinala@,mail. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva,

Ignatiev Sergey Viktorovich, senior lecturer, dyukinala@,mail. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovleva

References

1. Butin I. M. Lyzhnyj sport [Skiing]: textbook. allowance for ped. universities. M.: Academy, 2015. 368 p.

2. Dyukina L.A. Metodicheskie i organizacionnye osnovy obucheniya tekhnike peredvizheniya na lyzhah [Methodological and organizational fundamentals of teaching skiing techniques]: textbook. allowance. Cheboksary: ChSPU I. Yakovleva, 2008. 132 p.

3. Kovyazin V.M., Potapov V.N., Subbotin V.Ya. Metodika trenirovki v lyzhnyh gonkah ot novichka do mastera sporta [Methods of training in cross-country skiing from beginner to master of sports]: textbook. allowance. Part 1. 2nd ed., rev. Tyumen: Publishing house of Tyumen State University, 2017. 179 p.

4. Plohoj V.N. Podgotovka yunyh lyzhnikov-gonshchikov [Training young skiers-racers]: scientific method. allowance. M.: Sport, 2016. 184 p.

5. Ramenskaya T.I., Batalov A.G. Lyzhnye gonki [Cross-country skiing]: a textbook. M.: Buki Vedi, 2015. 564 p.

6. Ramenskaya T.I., Batalov A.G. Lyzhnyj sport [Skiing]: a textbook. M.: Physical culture, 2005. 320 p.

7. Ramenskaya T.I., Burdina M.E. Tekhnicheskaya podgotovka lyzhnikov v bessnezhnyj period [Technical training of skiers in the snowless period]: textbook. allowance. M.: Division, 2015. 144 p.

8. Teoriya i metodika obucheniya bazovym vidam sporta: lyzhnyj sport [Theory and methodology of teaching basic sports: skiing] a textbook for students. institutions of higher Education / ed. G.A. Sergeeva. 4th ed. M.: Academy, 2015. 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.