Научная статья на тему 'Техническая диагностика наземных транспортно-технологических машин'

Техническая диагностика наземных транспортно-технологических машин Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
252
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ТРАНСПОРТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА / ОПИСАНИЕ / DIAGNOSTICS / TRANSPORT / MODELING / SYSTEM DESCRIPTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Евтюков Станислав Сергеевич, Шавыраа Чечек Деспи-ооловна

В статье представлены основная техническая диагностика наземных транспортно-технологических машин, в частности, использование методов математического моделирования и программирования. Техническое диагностирование рассмотрено как сложная система, имеющая определенные цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Евтюков Станислав Сергеевич, Шавыраа Чечек Деспи-ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL DIAGNOSTICS OF GROUND TRANSPORTATION AND PROCESSING VEHICLES

The article presents the main technical diagnostics of ground transportation and processing vehicles, in particular the use of mathematical modeling and programming. Technical diagnosis is considered as a complex system, which has specific goals.

Текст научной работы на тему «Техническая диагностика наземных транспортно-технологических машин»

4. Evtyukov S.A., Medres E.P Proektirovanie i stroitelstvo oblegchennykh na sypej s primeneniem EPS-blokov // Zhurn. "Avtomobilnye dorogi", №10, 2007, s.73-75.

5. Evtyukov S.A., Medres E.P., Ryabinin G.A. Spektor stroitelstvo, raschet i proektirovanie oblegchennykh nasypej //Izd. ID "Petropolis". - SPb.,2009. 260 s.

Евтюков Сергей Аркадьевич - доктор технических наук, профессор ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург, E-mail: evsa@online.ru

Евтюков Станислав Сергеевич - аспирант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, г. Санкт-Петербург.

Evtyukov Sergey - Professor, Doctor of Technical Sciences, FGBOU "Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering", St. Petersburg, E-mail: evsa@online.ru

Evtyukov Stanislav - graduate of St. Petersburg State University of Architecture and Construction, St. Petersburg.

УДК 62-7+629.11-7

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН

Евтюков С.С., Шавыраа Ч.Д.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург Тувинский государственный университет, Кызыл

TECHNICAL DIAGNOSTICS OF GROUND TRANSPORTATION AND PROCESSING VEHICLES

Evtyukov S.S., Shavyraa Ch.D.

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,

Saint-Petersburg Tuvin State University, Kyzyl

В статье представлены основная техническая диагностика наземных транспортно-технологических машин, в частности, использование методов математического моделирования и программирования. Техническое диагностирование рассмотрено как сложная система, имеющая определенные цели.

Ключевые слова: диагностика, транспорт, моделирование, система, описание.

The article presents the main technical diagnostics of ground transportation and processing vehicles, in particular the use of mathematical modeling and programming. Technical diagnosis is considered as a complex system, which has specific goals.

Keywords: diagnostics, transport, modeling, system description.

Функциональное представление системы технической диагностики наземных транспортно-технологических машин (НТТМ) можно реализовать в общем виде, воспользовавшись предлагаемым М. Месаровичем и Я. Текахарой математическим описанием теории общих систем, представляя систему диагностирования в виде множества совокупностей всех правильных комбинаций составляющих его компонентов, так называемым теоретико-множественным представлением:

8^х{уь1£1}5 (1)

где: 8 - система, заданная на семействе множеств У= { V,. ¿е1}, как некоторое собственное подмножество декартова произведения х V; V,-компоненты декартова произведения х V; I- множество индексов.

Организация системы диагностирования наземных транспортно-технологических машин в значительной мере определяется перечнем задач, решаемых системой: определение работоспособности объекта - Ъ\, поиск дефектов - ¿2, прогнозирование — ¿3.

В большинстве случаев перед решается Ъ\.

Наиболее вероятны сочетания: Х\={Х\ ¡: Ъ2={Ъ\, Т2) ; Ъ-}=\Ъ\. }: г4={гь ъ2, Zз}.

Ъ\\\ Ъ-,, характерны для невосстанавливаемых объектов, Ъ2 и Ъ^ для восстанавливаемых.

Задачи Ъ\, являются компонентами декартова произведения У;. Поскольку 1-конечное число, выражение (1) можно представить в более простой форме в зависимости от вида решаемых задач, например, в случае используя свойство ассоциативности декартова произведения:

8су2х(у1ху3). (2)

Система диагностирования НТТМ проявляет все признаки системы типа «вход-выход». Если предположить, что множество индексов I разбивается на два

подмножества 1х и 1у таких, что г'] \, = 0 и 1х ^ 1у = I, то выражение (1) можно представить в виде: 8 с { Уъ 1е 1х} х { Уъ 1е 1у}, (3)

где: 1х-под множество индексов, соответствующих всем возможным состояниям объектов системы, определяемых состоянием объекта диагностирования (входным объектам X);

1у- подмножество индексов, соответствующих всем возможным состояниям объектов системы, отражаемым выходными объектами У, (диагностической информацией, получаемой техническими средствами диагностирования и исполнителями).

Выражение (3) имеет вид X—>У, по определению такая система является функциональной. Функциональное представление объекта дает возможность рассмотреть его как иерархически организованную систему. Подобное представление системы в виде иерархического образования имеет ряд особенностей и преимуществ:

- представление системы можно использовать для описания того, как влияют изменения приоритетов на верхних уровнях на приоритеты элементов на нижних уровнях;

- иерархии представляют более подробную информацию о структуре и функции системы на нижних уровнях и обеспечивают рассмотрение элементов и их целей на высших уровнях;

- по имеющимся исследованиям, системы, построенные иерархически, т.е. посредством модульного построения и затем сборки модулей, строятся намного эффективней, чем системы собранные в целом;

- иерархии устойчивы (малые изменения имеют незначительные проявления в системе) и гибки (добавления к хорошо сконструированной иерархии не разрушают ее основных характеристик).

Основываясь на теоретико-множественном представлении системы технической диагностики, можно реализовать второй и третий этапы программно-целевого метода управления сложными производственно-экономическими системами.

Дерево целей и дерево системы являются иерархически построенными конструкциями, т.к. группируют элементы по принципу взаимного влияния, образуя тем самым уровни (кластеры), что является признаком иерархий.

Дерево целей представляет собой классический пример иерархии с типовым набором уровней: уровень 1 - общая цель, уровень 2 - подцели, уровень 3 -функции, уровень 4 - факторы. Факторы разрабатывают сценарии реализации функций.

В свою очередь, дерево систем, построенное по принципу «субординации» элементов базового системотехнического комплекса, на «младшем» третьем уровне имеет исполнителей, реализующих сценарии. Подобным образом осуществляется взаимодействие дерева систем и дерева целей, возникают системные значимые связи.

Схема взаимодействия дерева целей и дерева систем представлена на рис. 1. Возникающие между уровнями дерева систем и дерева целей связи в большей степени относятся к связям взаимодействия, строения, функционирования и управления.

Блоки Г1-1-1 и 3-1, представляющие собой отражение влияния технической диагностики на систему технического обслуживания и ремонта и, опосредованно, на метасистему эксплуатации НТТМ, обладают наибольшим количеством динамических связей (рис. 1) I, т,п-доля реализации с учетом важности и весомости каждого фактора.

Исследования в области качества эксплуатации НТТМ проводились на кафедре наземных транспортно-технологических машин СПбГАСУ. Экспертным методом определен ряд показателей качества системы эксплуатации наземных транспортно-технологических машин, которые можно использовать для определения доли реализации системных связей с учетом важности влияния каждой. Эти исследования рассматривали два направления обеспечения качества эксплуатации парка НТТМ: обеспеченность всеми видами ресурсов и организованность, параметры весомости которых 5В, соответственно, составляют: обеспеченность ресурсами - (5В = 0,5); в свою очередь,

обеспеченность основными НТТМ - 5в<здм = 0,2; эксплуатационной базой - §ВЭб = 0,22 ; трудовыми ресурсами — §втр — 0.2: технологической обеспеченностью работ - 5вто=0,25; материалами и энергоносителями для обслуживающих работ -5вмэн= 0,03; управляемостью - §ву= 0,25 и т.д.

Рис. 1. Схема взаимодействия дерева целей и дерева систем НТТМ

В этом случае весомость связей 1Ь...,17 можно оценить, считая техническую диагностику обязательным элементом системы технического обслуживания и ремонта:

-II как технологическая обеспеченность обслуживающих работ, 0.5 * 0.25 * 0.1 0.01:

-Ь и 13 как эксплуатационные и технологические качества совокупности элементов базы, 5В2,з = 0,5 х 0,22 я 0,4 = 0,02;

-14 как структура эксплуатационной базы, §В4= 0,5 х 0,22 х 0,6 = 0,06;

-15 как связность и организованность основных и вспомогательных обслуживающих подразделений, 8В5 = 0,5 х 0,25 х 0,15 = 0,018;

-16 как технологическая обеспеченность, 5В6= 0,5 х 0,25 х 0,1 = ().() 125:

-1| как обеспеченность материалами и энергоносителями обслуживающих работ, 8В7= 0,5 х 0,03 = 0,015.

В итоге, суммарная доля реализации системы технической диагностики в системе эксплуатации НТТМ может быть оценена как сумма значений коэффициентов 5Ы...5В7 ,§втд = 0,01 + 0,02 + 0,06 + 0,018 + 0,0125 + 0,015 я 0,14.

На этом основании можно заключить, что система технической диагностики играет значительную роль в системе эксплуатации машин: суммарная доля ее реализации в общей структуре системотехнического комплекса эксплуатации строительно-дорожных машин составляет около 14%.

Воспользовавшись типологией системных связей, связи I]... 17, возникающие при взаимодействии дерева целей и дерева систем (рис. 1), можно охарактеризовать как связи функционирования, так как системы 3 уровня дерева систем в процессе своего существования способствуют реализации сценариев: уровень Г-дерева целей-достижение главной цели системы эксплуатации НТТМ: обеспечение и повышение качества эксплуатации для выполнения автотранспортных задач и безопасности движения.

Схему реализации системы технической диагностики НТТМ можно представить в виде классически выстроенной иерархии по методу Т. Саати, основываясь на дезагрегированный главной цели применения системы технической диагностики на составляющие элементы (цель—>■ подцели—»-функции (факторы)—»-сценарии). Очевидно, поскольку АТП (автомобильно-транспортные предприятия) в своей массе не идентичны по количеству и составу имеющихся автомобильных средств, различна будет и степень специализации работ по диагностированию, что означает отличный состав и различное функциональное назначение подразделений диагностического комплекса.

Таким образом, главная цель применения технической диагностики в автомобильно-транспортных предприятиях-обеспечение и повышение эффективности эксплуатации НТТМ в автомобильно-дорожном комплексе для успешного выполнения задач организации перевозок и безопасности дорожного движения-достигается реализацией сценариев, представленных на 4 уровне структурного графа использования технической диагностики в АТП.

Библиографический список

1. Евтюков С.А., Ахтямов А.Г. Алгоритм определения экономического эффекта применения дагностических комплексов// Актуальные проблемы современного строительства. Часть II, 2006. С. 160-166.

Bibliograflcheskij spisok

1. Evtyukov S.A., Akhtyamov A.G. Algoritm opredeleniya ekonomicheskogo effekta primeneniya dagnosticheskikh kompleksov// Aktualnye problemy sovremennogo stroitelstva. Chast II, 2006. S. 160-166.

Евтюков Станислав Сергеевич - аспирант ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург, E-mail: Evtyukov@mail.ru

Шавыраа Чечек Деспи-ооловна - кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой Транспортно-технологические средства ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: Shavyraa@mail.ru

Evtyukov Stanislav - graduate student FGBOU "Saint-Petersburg State University of Architecture and Construction, Saint-Petersburg, E-mail: Evtyukov@mail. ra

Shavyraa Chechek - Ph.D., Associate Professor, Head of Department of Transportation and technological means of FGBOU VPO "Tuvan State University", Kyzyl, E-mail: Shavyraa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.