Научная статья на тему 'Technologigal education: problems of modern stage of development'

Technologigal education: problems of modern stage of development Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
140
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNOLOGY EDUCATION / GOALS OF EDUCATION / WORK WITH INFORMATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шишов С.Е., Кальней В.А.

Авторы размышляют о современном этапе технологического образования, под кото-рым в самом общем виде понимают способы получения знаний и правила деятельно-сти. В условиях технологического образования особое внимание необходимо уделить таким ключевым навыкам работы с информацией, как формирование рефлексивного мировоззрения, понимающего изменчивую природу информации и остающегося откры-тым к новым данным, готовность работать с противоречивой информацией, разви-тие культуры аргументации и дискутирования в целях достижения согласия и др

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologigal education: problems of modern stage of development

The authors reect on the present stage of technological education, under which, in General terms, I understand: «ways of acquiring knowledge and rules of operation». In terms of technological education, special attention must be given to the following key skills: the formation of the reexive worldview, understanding the changing nature of the information and remaining open to new data; willingness to work with conicting information, the development of a culture of reasoning and discuss to achieve consent; etc

Текст научной работы на тему «Technologigal education: problems of modern stage of development»

УДК 37.01

С.Е. ШИШОВ, В.А. КАЛЬНЕЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ

Авторы размышляют о современном этапе технологического образования, под которым в самом общем виде понимают способы получения знаний и правила деятельности. В условиях технологического образования особое внимание необходимо уделить таким ключевым навыкам работы с информацией, как формирование рефлексивного мировоззрения, понимающего изменчивую природу информации и остающегося открытым к новым данным, готовность работать с противоречивой информацией, развитие культуры аргументации и дискутирования в целях достижения согласия и др. Ключевые слова: технологическое образование, цели образования, работа с информацией.

The authors reflect on the present stage of technological education, under which, in General terms, I understand: «ways of acquiring knowledge and rules of operation». In terms of technological education, special attention must be given to the following key skills: the formation of the reflexive worldview, understanding the changing nature of the information and remaining open to new data; willingness to work with conflicting information, the development of a culture of reasoning and discuss to achieve consent; etc. Keywords: technology education; goals of education; work with information.

Работы А.М. Новикова и особенно его «Основания педагогики» [1] заставляют задумываться над целями современного этапа развития образования.

В прошлом задача, которую ставили люди перед образованием, заключалась в том, чтобы научить ребенка чему-либо, передать ему накопленный предыдущими поколениями опыт материальной, культурной, духовной жизни. Ранее учитель исходил из того, что передаваемые подростку знания будут верными спутниками на протяжении всей жизни ученика.

А как сегодня? Согласно заветам А.М. Новикова [1] стоит оглянуться на окружающую нас действительность. Современность социально-экономического (но не социально-политического) состояния России характеризуется рядом факторов.

© Шишов С.Е., Кальней В.А., 2017

• Серьезная востребованность индивидуализма как необходимого элемента успешного развития рыночной экономики в стране. Молодые люди все меньше связаны традициями страны, семьи, коллективов учебных или профессиональных. Они не только знают свои права (правда, часто надуманные), но и вступают в борьбу, отстаивая их, сами формируют свою линию жизни и карьеры. Молодежь в сетевой псевдореальности активно общается, копирует образцы поведения, учится на множестве «нарисованных» образов «звезд интернета». Некоторые запоздало начинают понимать, что им предстоит самим нести личную ответственность за все свои промахи, ошибки, поражения или успехи.

• Многообразие вариантов возможного развития событий во всех сферах общественной и личной жизни. Существует практически неограниченное

разнообразие профессий, которые требуют от молодого человека различных навыков, компетенции, уровня образования, растет число специализаций. Немыслимое разнообразие товаров, услуг, информационных технологий становится проблемой для человека, поскольку ежедневно и ежечасно требует от него выбора. Широкий спектр научных и мировоззренческих концепций, идеологических и политических платформ, сетевых проектов и общественных движений, религиозных доктрин постоянно ставит проблему выбора перед социально неокрепшим индивидом. В настоящее время от образовательной организации требуется готовить учеников к скоротечным экономическим и социальным переменам, к профессиям, которых еще нет в классификаторах, да и в жизни, к использованию технологий, которые еще не изобретены.

• «Обожествление рациональности и экономизма»: верховенство закона, логики, расчета, разума, науки, секуляризации, стремление к объективности, эффективности, в первую очередь экономической. Финансы и потребление - теперь доминирующие мотивы деятельности человека (в традиционном обществе в основном доминировали такие мотивы, как семья, религия, магия, общественные (клановые) интересы и т.д.) [6]

• Технологичность жизни во всем многообразии этого понятия. Изменяются вкусы и нравы, обычаи и нормы морали, непрерывно рождаются художественные стили, доминирует массовая культура, множатся формы отдыха и развлечений, видоизменяются формы семейной жизни. Важнейшие ресурсы современного мира - интеллект и финансы - не знают геогра-

фических границ и легко перемещаются в виртуальном пространстве. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий резко повышает скорости бизнес-процессов и масштабы инновационной активности, обусловливает серьезные изменения в формах производства, как следствие -в торгово-обменных отношениях между предприятиями и странами. Ускоренно формируются цифровые платформы межотраслевого характера, обеспечивающие автоматизированную координацию и оптимизацию деятельности значительной части участников рынка за счет исключения посредников. Это приводит к резкому сокращению устаревающих профессий и специальностей, усечению транзакцион-ных расходов и увеличению скорости коммуникации [2].

Все это с неизбежностью влияет на характер образования и требует осмысления его целей на современном этапе.

Из этого следует, что для современного понимания образования характерна помощь подрастающему поколению в формировании личностных качеств и навыков, включая навыки це-леполагания, чтобы найти свой собственный путь во все более неопределенном, непостоянном и технологически усложняющемся мире.

Парадокс ситуации как раз в том, что проще всего молодого человека научить именно тем навыкам и компетенциям, которые также легче оцифровать, автоматизировать и отдать на аутсорсинг. Абсолютизируя эту мысль, можно условно говорить о том, что современное профессиональное образование готовит будущих безработных, которым предстоит конкурировать с роботами и информационными системами, постоянно проигрывая в этом

соперничестве. Надежда есть только у изобретателей и творческих людей, в большинстве случаев владеющих теоретическими и практическими специализированными навыками. По меткому выражению Альберта Эйнштейна, «невозможно решить проблему на том же уровне сознания, на котором мы ее создали».

Авторы размышляют о современном этапе технологического образования, под которым в самом общем виде понимают «способы получения знаний и правила деятельности».

Именно об этом глава государства в своем Послании Федеральному собранию (от 01.12.2016) говорит следующим образом: «...запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения так называемой цифровой экономики»; «для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения. Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни».

Технический и технологический прогресс развивается всевозрастающими темпами, при этом зачастую усугубляет существующие в образовании проблемы. Социум, для которого была создана функционирующая сегодня система образования, разрушается на глазах, а вырастающее из его недр современное социально-технологическое устройство кажется недолговечным в силу галопирующего видоизменения технологий не только в технической сфере, но и в социальной. Даже если

мы создадим по имеющимся лекалам систему образования для сегодняшнего уровня технологий, она устареет ко времени выпуска из вуза нынешних первоклассников.

По данным международных исследований, к 2035 г. будут оцифрованы и обновляемы в реальном времени: данные о загрузке большинства производственных мощностей, текущий объем производства 99% всех товаров, актуальные остатки и цены 99% всех комплектующих, сырья и оборудования на всех складах, текущее потребление 99% всех товаров и их покупатели, цифровые социальные портфолио и занятость большинства работающих, финансовые профили большей части потребителей (имущество - доход - расходы).

Это будет иметь следующие эффекты:

• оптимизация большинства закупок, производственных процессов, логистических цепочек и финансовых расчетов основных товарных сделок;

• выравнивание цен (по регионам потребления);

• роботизация большинства производственных и бытовых функций;

• появление точных прогнозов основных потребностей людей;

• возможность иметь серьезную прибыль только в инновациях.

Кроме того, нельзя не учитывать и такие международные проблемы, как изменение климата, деградация окружающей среды, урбанизация, старение населения, рост неравенства доходов и богатства между людьми и странами, усиливающийся национализм, рост киберзависимости.

Поэтому напрашивается перестройка образовательных программ, нацеленных на неизбежность перемен и подготовку гибких и разносторонних

выпускников. В международных исследованиях, описывающих изменчивость, неопределенность, сложность и двойственность, широко используется аббревиатура VUCA (образована из начальных букв слов volatile - волатиль-ный, изменчивый; uncertain - неопределенный, неясный; complex - сложный; ambiguous - аморфный, двойственный). Она служит для характеристики самых разнообразных сфер человеческой деятельности, от военного дела до экономики и образования, и показывает, что прогнозировать и регулировать нашу жизнь и деятельность становится все сложнее.

Такая ситуация всем нам известна: автомобиль пришел на смену лошади, печатный станок и принтер заменили писцов и каллиграфов, стиральная машина - прачку, сканер штрих-кодов - кассира, банкоматы и кредитные карты -операциониста в банке, платежные чипы в мобильных телефонах пришли на смену оплате наличными деньгами и т.д.

Нынче мы наблюдаем массовую революцию в информации и коммуникациях - в первую очередь, в форме пространства интернета, для которого характерны глобальность, интерактивность. Здесь нет государственных границ; идеи, тексты, изображения распространяются со скоростью света по всему миру, по пути разрушая традиционные культуры. Показательны следующие данные: чтобы достичь аудитории в 50 млн человек, радио понадобилось 38 лет, телевидению - 13, интернету - 4, а Фейсбуку - всего 2 года.

Глобальный институт Маккинзи [4] представил ТОП-12 «экономически разрушительных» технологий, которые грядут на смену существующим:

• геномика (наука об изучении генов) нового поколения;

• мобильный интернет по всему миру, виртуальное образование;

• автоматизация знаний и рабочих процессов;

• продвинутые роботы;

• автономный и полуавтономный транспорт;

• 3Б-печать деталей;

• передовые материалы;

• интернет вещей;

• облачные технологии;

• накопление энергии;

• глубокая переработка нефти и газа;

• возобновляемая энергетика.

Мы видим, что уже сегодня существуют машины, которые управляются компьютерами - они же начинают принимать заказы в ресторанах. Налицо отставание образования от резкого скачка технологий. Если образование отстало от технического прогресса, то население не имеет достаточной квалификации для эффективной профессиональной деятельности и социализации. Таким образом, дискомфорт испытывают как отдельные личности, так и общество в целом — от безработицы, неполной занятости, разницы в доходах, личного стресса и социальных волнений.

В исследовании [3] проанализированы рабочие задачи в экономике США с 1960 по 2009 г. За 50 лет количество нестандартных аналитических (инженерное проектирование, хирургия и т.д.) и нестандартных межличностных (консалтинг и др.) задач увеличилось на 15-17%, при этом нестандартный ручной труд, рутинный ручной труд и рутинные интеллектуальные задачи сократились в среднем до 10%.

Уже достаточно осознаны такие требования к образованию, как доступ к интернету для всех (это требование уже реализуется в качестве федеральной

программы на государственном уровне); развитие информационной обучающей инфраструктуры; всеобщая цифровая грамотность; совместное использование образовательных ресурсов; широкое использование инновационных проектов в обучающей деятельности, вовлеченных в цифровую экономику обучающихся, их родителей, педагогов; развитие мер государственной поддержки инфраструктуры технологического образования; ориентация на потребности обучающихся; формирование механизмов обратной связи в образовании; развитие платформенных решений; безопасная достоверная среда оборота образовательных программ; кибербезопасность [5].

Авторы уверены, что в образовательной программе должны быть представлены современные дисциплины, такие как робототехника, предпринимательство, программирование и медиакоммуника-ции, и все же фундаментом по-прежнему останутся традиционные предметы: математика, литература, языки.

Кроме того, в условиях технологического образования необходимо особое внимание уделить следующим ключевым навыкам работы с информацией:

• формирование рефлексивного мировоззрения, понимающего изменчивую природу информации и остающегося открытым к новым данным;

• анализ роли новых социокультурных идей в интерпретации информации и распространении знания;

• готовность работать с противоречивой информацией, развитие культуры аргументации и дискутирования в целях достижения согласия;

• оценка достоверности источников распространения информации;

• развитие навыков анализа и синтеза фактов, на которые опирается информация.

В условиях технологического общества с его беспрецедентным ростом количества информации, базовые навыки работы с ней становятся все важнее для обучающихся, вне зависимости от того, что конкретно они изучают.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Эгвес, 2010.208 с.

2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Оценка настроений и жизненных планов современной российской молодежи // Теоретические и методические проблемы современного образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М, 2016. С. 17-22.

3. Autor D. The Changing Task Composition of the US Labor Market: An Update of Autor, Levy, andMurnane (2003) (MIT (2013). URL: http:// economics.mit.edu/files/9758

4. ManyikaJames et al, Disruptive Technologies: Advances That Will Transform Life, Business, and the Global Economy, McKinsey Global Institute (May 2013). URL: www.mckinsey.com/insights/ business_technology/disruptive_technologies

5. Professionalization of an Individual Involved in the Educational Process in a Higher Education Institution / V. Bikbulatova, I. Orlova, R. Rabadanova, S. Shishov, G, Yulina // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11, № 14. С. 6671-6686.

6. Shishov S.E. On the definition of the objectives of educational space in the contemporary globalizing world [Электронный ресурс]// SHS Web of Conferences, Том 29 (2016). 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7,2016/ S.V. Ivanova and E.V. Ni-kulchev (Eds.). URL: http://www.shs-conferenc-es.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/ contents.html (дата обращения: 17.10.2016). DOI: 10.1051/shsconf/20162901066

УДК 37.01

А.И. ЗОРИН, И.В. ЗОРИН

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается необходимость в серьезной международной общественной православной цивилизационной и образовательной инициативе. Данная инициатива получила название «Византийский клуб» - в честь великой империи, породившей православную цивилизацию и продолжающей жить в странах поствизантийского мира.

Ключевые слова: византийское наследие, Византийский клуб, благочестие, образ, образование, дидактика, симфония.

This article describes the recent scientific-tourism expedition and shows the necessityfor public orthodox civilization education initiative. Such initiative became known as "Byzantium club" in the memory of great empire that gave birth to orthodox civilization that continues to exist today in the post-Byzantium space.

Keywords: Byzantium heritage, Byzantium club, nobility, image, education, didactics, symphony.

По благословению игумена Иверского монастыря на Афоне архимандрита Василия (Гондикакиса) в 2014 г. была организована греко-российская научно-туристская экспедиция «Наследие Византии», посвященная 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне.

Византия - великая империя-цивилизация, внесшая неоценимый вклад в развитие человечества, задавшая мощный культурный, общественно-политический и духовный вектор развития целого ряда европейских стран, определивший более чем тысячелетнюю историю их развития.

Основой византийской цивилизации явилось православие. Это тот стержень, который стал идейным и ценностным ядром развития уже русского мира, Российского государства - прямого ци-вилизационного наследника Византии. С XV в. Московское княжество, а затем и Российская империя стали также и геополитическим наследником Византии.

© Зорин А.И., Зорин И.В., 2017

Византия оставила России великое духовное и культурное наследие: православные ценности и святыни, письменность и литературу кирилло-мефодиевской традиции, иконопись, византийское церковное пение, византийское летописание, святоотеческие нравственные принципы.

К сожалению, история Византии не просто забыта, а искажена, во многом оболгана, поскольку изначально была написана ее врагами, осуществлявшими ее разгром: западными латинянами-католиками и восточными мусульманами-османами. В последствии их трактовки и оценки вошли во все учебники. Между тем Византия на протяжении более тысячи лет своего существования собрала позитивный опыт и сформировала свой мягкий стиль мирного разрешения конфликтов в империи.

В настоящее время византийское наследие сосуществует в формате нескольких Византий.

Во-первых, Живая Византия -Афон, где Византию и сейчас можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.