Научная статья на тему '«Театры» ноэзиса: «Истинное созерцание и свободное действие»'

«Театры» ноэзиса: «Истинное созерцание и свободное действие» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
199
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОЭЗИС / ПОЭЗИС / ЗНАНИЕ / "ИДОЛЫ ТЕАТРА" / ОБРАЗ / КОНЦЕПТ / "IDOLA THEATRI" / NOESIS / POETHIS / KNOWLEDGE / IMAGE / CONCEPT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Круглов Виктор Леонидович

Опираясь на идеи Ф. Бэкона и Г. Шпета, автор рассуждает о природе ноэзиса: что есть «истинное созерцание» и «свободное действие» ноэзиса в контексте учения об «идолах театра»? Каковы взаимоотношения поэзиса и ноэзиса в процессе становления теоретического знания? Какой путь решения проблемы предлагает традиция русской философской мысли?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leaning upon F.Bacon and G.Shpet's ideas the author argues about the nature of noesis in view of the following theoretical reason: what is noesis`s true contemplation and free action in a context of the doctrine about idola theatri? What is the interaction between poethis and noesis during the process of becoming theoretical knowledge? What decision of a problem is offered within the tradition of Russian philosophical idea? The F.Bacon's project of human reason, free from the consent in error, did not assume the refusal of approach true to be true: methodical eradication of idols had no intention to slight neither feelings, nor personal experience, neither belief, nor cultural traditions and authority of art. Hence, a question is: how much reasons and borders of theoretical reason will be coordinated with other true of the person? instead of in an aggressive temptation of illusive claims of noesis unlimited opportunities. Or, along the same lines, how much the pure reason is capable to avoid last scepticism of theoretical idea? At the crossroads aspirations to true and wanderings in true noesis are also justified by time immemorial critical spirit, connecting ways of reason with judgment of a human way. And in this quality knowledge is always an essence ethos of an epoch, approving the claims to true. In Russia G. Shpet was one of the first who explored an independent theme and has started to study dynamic unity of creative components of consciousness in detail. The thinker has convincingly proved that in dynamics of transformation, noesis cultivates and creates a special space sphere is formal-conceivable, sphere of pure ontological forms, that is, not abolishing but continuing the work of a poetic action. Hence, the historical role of noesis destruction, is more true; it is the exhaustion of a myth; it cannot be executed completely and is expressive-poetic experience of an epoch

Текст научной работы на тему ««Театры» ноэзиса: «Истинное созерцание и свободное действие»»

В. Л. Круглов

«ТЕАТРЫ» НОЭЗИСА: «ИСТИННОЕ СОЗЕРЦАНИЕ И СВОБОДНОЕ ДЕЙСТВИЕ»

Опираясь на идеи Ф. Бэкона и Г. Шпета, автор рассуждает о природе ноэзиса: что есть «истинное созерцание» и «свободное действие» ноэзиса в контексте учения об «идолах театра»? Каковы взаимоотношения поэзиса и ноэзиса в процессе становления теоретического знания? Какой путь решения проблемы предлагает традиция русской философской мысли?

Ключевые слова: ноэзис; поэзис; знание; «идолы театра»; образ; концепт.

Известное выражение Ф. Бэкона «Scientia potentas est» («Knowledge itself is power» - «Знание - сила»), ставшее символом классической эпохи развития европейской научной мысли и культуры, сегодня воспринимается крайне двусмысленно: с одной стороны, звучит зловеще, с другой - не более чем риторическая фраза. За прошедшие столетия роль и статус науки в обществе претерпели такие метаморфозы, что просветительские идеалы единства истины, добра и красоты потеряли генерирующее значение не только в пространстве культуры, но и в среде самих ученых. Став основным поставщиком знаний и технологий, наука так и не смогла использовать выделенный «просвещенным» обществом кредит доверия и разработать эффективный механизм влияния на судьбы человека и истории, более того - практически утратила контроль над вложением и использованием результатов своего труда: «На долю ученых, которые становятся политиками, выпадает обыкновенно комическая роль быть чистой совестью политики» [1. С. 441].

На фоне девальвации научной мысли как социального института происходит ремиссия и так называемых критериев «научности»: на место научного стандарта в формировании легитимного облика знания все более претендуют экономико-потребительские - в своем крайнем проявлении «рыночные», и информационные модели стандартизации. Классическая идеологическая связка «наука - познание - образование - воспитание -культура» сегодня разрушена интеракционизмом рынка и информации, хотя и при соблюдении правил приличия, а именно - под эгидой «знания». Информация стала товаром, а «знание», лишенное конститутивной силы науки, постепенно превращается в «баннер» на рынке профессиональных услуг, частью которого уже стали и образовательные технологии. Архитектура постпарадигмального знания в современном мире настолько неопределенна и размыта, что впору писать «Критику чистого знания».

Так или иначе, несмотря на ошеломляющие достижения научно-технического прогресса, необходимо признать, что техногенная мощь научного разума так и не стала культурно-конструктивной силой современного общества. С другой стороны, вряд ли стоит доказывать, что беспомощный изоляционизм, в котором оказались ученые и философы - дитя времени, но отнюдь не природы ноэзиса (далее мы будем использовать термин не в феноменологическом, но в исконно античном смысле слова, от греческого noesis - мышление). А потому неестественность такой сократической ситуации знакома не только мыслителям, но и всем тем, кто устремлен к знаниям, поскольку в естестве своем ноэзис, пусть и опосредованно, все же стремится участвовать в формировании новых культурных объектов и

универсалий своей эпохи, в силу чего, на наш взгляд, именно сегодня теоретическая мысль нуждается не столько в социально-экономическом, сколько в антропологическом измерениях, что отчасти поможет вывести такое участие «из тени» и сделать ноэзис прямой и непосредственной силой культурного человека, а значит, скорректировать и тенденции, которые объективно определяют то, что так привычно именуется «знанием»: «...ибо поистине мысль есть только одна из способностей человека наряду с другими; а научная мысль нуждается в опыте, для которого необходимо чувственно воспринимать, ощущать, чувствовать, желать, воображать, созерцать и совершать поступки. Настоящий ученый понимает все это и не переоценивает ни отвлеченную мысль, ни науку в целом. Вот почему он не верит в отвлеченные схемы и мертвые формулы и хранит в себе живое ощущение глубокого, таинственного и священного» [2. С. 146].

Под антропологическим измерением ноэзиса мы понимаем не более чем исполнение завета самого основателя классического научного знания - ясности искушения тем, с чем не смогла справиться новоевропейская теоретическая мысль, - преодоление идола театра самой науки (для сравнения: [3. С. 19-20, 26-27]). Бэ-коновский проект «Великого восстановления наук» -очищения «человеческого разума» от «согласия в заблуждении» - вовсе не предполагал на пути «приближения к истине» отказа от согласия в истине [3. С. 5657]. Как ни странно, но у «лорд-канцлера философии» (выражение Вильяма Гарвея, основателя современной физиологии и эмбриологии, личного врача философа («он философствовал, как лорд-канцлер») не было имперских замашек: методическое искоренение «идолов» ни коим образом не имело намерения третировать ни чувства [3. С. 156], ни личный опыт [3. С. 22], ни веру [3. С. 15], ни культурные традиции [3. С. 24], ни авторитет искусства [3. С. 53]: «Честь древних остается незатронутой, у них ничего не отнимается, потому что вопрос касается только пути», - «Наш же путь открытия наук таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарований, но почти уравнивает их (курсив мой. - В.К.)» [3. С. 27]!

Следовательно, вопрос в том, насколько доводы и границы разума согласуются с другими «истинами» человека: «истиной» чувства, «истиной» веры, «истиной» искусства, «истиной» традиций и истории [3. С. 72], а не в воинственном искушении призрачными притязаниями «неограниченных возможностей» ноэзиса [3. С. 32]. Или, что то же самое, в том, насколько «очищенный разум» способен избежать «последнего скепсиса» теоретической мысли: «Что же такое в конце концов человеческие истины? Это - неопровержимые человеческие заблуждения» [1. С. 622]. На перепутье стремления к истине и блужданий в «истинах» ноэзис и

оправдывает свой извечно критический дух, соединяя пути разума с осмыслением пути человека. Вместе с тем критический настрой ноэзиса обнаруживает и его естественно-конструктивный характер, поскольку в глубине своей хранит силу, интенции которой направлены к ответственному «суждению» («критика» от греч. kritike, лат. critica, нем. Kritik, франц. critique - искусство разбирать, судить, выносить приговор, давать оценку, делать выбор в предельно критической ситуации), - на консти-туирование обоснованно значимого - «знания» как системы осмысленных значений, устанавливающего предметно-содержательные «связи, свойства и отношения» медиального соответствия сфер мира и человека. И в этом своем качестве «знание» всегда нормативно - суть свернутый «этос» эпохи, утверждающей свои притязания к истине.

Другими словами, безусловно истинная сила ноэзи-са тем критичней в теории, чем она более конструктивна, и более конструктивна, чем она критичнее относится к условностям, призракам и идолам своей эпохи, что требует от ученого соответствующей позиции, и прежде всего - ответственной позиции человека. Развенчивание беззаботности комедий правдоподобия - крушение превратных кумиров «фантастической учености» (Ф. Бэкон) - очищение разума от антропоморфной косности и консерватизма родовой природы человека, индивидуальной обусловленности и ограниченности опыта, социокультурной инерции языка, догматизма и авторитарности мышления, требует высвобождения и совершенствования критической силы ноэзиса. Но, тем самым, любая программа «очищения и культивирования» разума, так или иначе, предполагает методически рафинированную редукцию разума к исходному акту рефлексии персоны - обращения разума ученого к опыту эстезиса как условия мыслить мир, - и лишь в свете этого опыта критическое обращение к конструктам мира, созданным «воображением и фантазией» истории. Однако теоретическая рефлексия, замкнутая и вновь обращенная к истоку сознания, не только переводит предельное состояние эстезиса в интенциональ-но-критическое состояние ноэзиса, обращающего взор судии на «вольные фантасмагории» измышленных миров, но неминуемо апеллирует и к творческому началу человека. Здесь творческое суждение - конструктивное соображение ученого - и сталкивается с опытом композиционного воображения поэта. Или иначе - критический пафос «образов» поэзиса становится «предметной» сферой критической работы ноэзиса: «Порой, наука с поэзией встречаются в 5-м углу, куда загоняет их тоталитарная идеология» [4. С. 87].

На первый взгляд, критический настрой теоретического познания, неустранимый дух «тотального сомнения», скучен и невыразителен и даже обезоруживающе циничен, поскольку необходимо работает «на понижение» - анатомирует театр представлений «живых образов», размыкая сотканный мир тождества «как» и «что» поэзиса. Стремление вывести на чистую воду, разобрать, развенчать и прояснить сюжетно-содержательный слой смысловых изваяний художника, шаг за шагом вычищает и перекраивает наряды воображения в однотонную, упорядоченную и согласованную материю понятийного фрака отвлеченного разума. В дан-

ном случае метафорически-декоративный момент выражения - образ одежды - осознанно выстроен как типичный пример «театрализации» осмысленной формы логоса. Сравните у Г.Шпета: «Поэтика - наука об фасонах словесных одеяний мысли. Она так же мало, как и логика, предписывает правила и моды, она их учитывает. Логика - история логического, поэтика - поэтического костюма мысли» [7. С. 447].

Но за этим скрывается не менторский тон, но увлекательный мир личности ученого, влекущий к высвобождению творческой силы эстезиса и открытию в то-посе со-знания схваченного рефлексией «знания» (см.: [5. С. 32-35; 6. С. 180-198]). В композиционном строе блуждающих «истин» ноэзис высвобождает и открывает логос тотального, встроенный поэзисом в антропо-мерный миф реального - не отрицает, но подтверждает то, «что» так своеобразно и выразительно хранило воображение человека: логос тотального ноэзис критически перестраивает и творчески конституирует в отвлеченно-теоретический логос реального. На пределе рефлексии, в горизонте «я» и «мира», усилия и ученого, и художника не только критически сталкиваются, встречаются, но сущностно совпадают. Стоит заметить, что это одна из традиционных тем отечественной философской мысли и литературной критики, сравните: «Здесь явное недоразумение: видят, что искусство и наука не одно и то же, а не видят, что их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Философ говорит силлогизмами, поэт - образами и картинами, а говорят оба они одно и то же. ...Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой - картинами. Но первого слушают и понимают немногие, другого - все. Высочайший и священнейший интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов. Путь к этому благосостоянию - сознание, а сознанию искусство может способствовать не меньше науки. Тут и наука и искусство равно необходимы, и ни наука не может заменить искусства, ни искусство науки» [10. С. 357]; «Культура, непосредственно связанная с «Я» (с субъектом, а не объектом), там зрела, где наука и искусство начинают призывать друг друга» [11. С. 308-309]. В рамках проблемы означивания и осмысления бытия человека психологические аспекты такого конструктивного «сродства» науки и поэзии раскрывает

В.П. Зинченко [4. С. 52 и далее].

Поэтический образ, творчески встроенный в теорию, становится теоретическим образом - концептуальной основой утвержденного разумом мира. В ин-тенционально обращенном наложении, или критиче-ски-аналитическом проецировании опыта эстезиса на габитус - образно-телесный мир опыта поэзиса, и творческом преобразовании его в предметно-содержательные формы мышления проявляется конструктивная сила теории, а значит, достигает цели и метод последовательного крушения «призраков театра». Важно лишь не забывать, что речь идет именно о преображении - о творческом взаимоотношении, а не о псевдо-романтическом пафосе взаимоустранения. В отечественной традиции поэтико-теоретическую полярность динамического единства творческой составляющей

сознания человека выделил в отдельную тему и начал детально отслеживать Г. Шпет. В «Эстетических фрагментах» он особо оговаривает: «Очень существенно расширить понятие “образа” настолько, чтобы понимать под ним не только “отдельное слово” (семасиологически часто несамостоятельную часть предложения), но и любое синтаксически законченное сочетание их. Памятник, Пророк, Медный Всадник, Евгений Онегин -образы; строфы, главы, предложения, «отдельные слова» - также образы. Композиция в целом есть как бы образ развитой explicite. И обратно, образ, например метафоричность «отдельного слова», есть композиция implicite. ...Со стороны внутренней противопоставление терминированной и образной речи точно так же относительно. Оно не означает вытеснения одного ряда форм другим - из предыдущего мы уже знаем, что внутренние поэтические формы надстраиваются на внутренних логических, - а лишь относительное развитие одного и относительное обеднение другого ряда. Взаимное отношение их как необходимых членов словесной структуры принципиально не меняется. Следовательно, неправильно мнение, будто в поэтической речи концепт заменяется образом и конципирование -фантазией. Это опровергается и отношением образа к другим членам структуры слова: образ предицируется, что не есть функция фантазии, и образ понимается, что также не есть функция фантазии» [7. С. 444-445].

Опережая время и предвосхитив многие проблемы современной эстетики и философии, мыслитель убедительно показал, что в динамике «преображения», в частности и в процессе конципирования, ноэзис культивирует и творит свое, особое пространство мысли -«сферу формально-мыслимого, сферу чистых онтологических форм» [7. С. 395], - тем самым, не упраздняя, а продолжая работу поэзиса: «Соотносительность терминов “форма” и “содержание” означает не только то, что один из терминов немыслим без другого, и не только равным образом то, что форма на низшей ступени есть содержание для ступени высшей, а еще и то, что чем больше мы забираем в форму, тем меньше содержания, и обратно. В идее можно даже сказать: форма и содержание - одно. Это значит, что чем больше мы будем углубляться в анализ заданного, тем больше мы будем убеждаться, что оно ad infinitum идущее скопление, переплетение, ткань форм. И таков, собственно, даже закон метода: всякая задача решается через разрешение данного содержания в систему форм. То, что дано и что кажется неиспытанному исследователю содержанием, то разрешается в тем более сложную систему форм и напластований форм, чем глубже он вникает в это содержание. Таков прогресс науки, разрешающий каждое содержание в систему форм и каждый «предмет» - в систему отношений, таков же прогресс поэзии. Мера содержания, наполняющего данную форму, есть определение уровня, до которого проник наш анализ» [7. С. 424].

Стихия теоретических форм - суть сфера предметности, в которой ноэзис и низводит «тотальное» с высот «идеального» [7. С. 394]. Посредством конципиро-вания аналитика «заданного» предполагает перевод «конститутивного единства данного» в конструктивное единство динамической полноты «формально-

логического установления», объединяя «подразумевание» [7. С. 393] и «разумение», или момент понимания с моментом «логического полагания»: «Предметное единство, как мы также видели, есть единство данное, не конструктивное, хотя и конститутивное. Логический акт полагания (8е^и^) конструирует формы смысла. Пустое конципирование - иллюзия абстракции; конци-пирование всегда и разумение, т. е. оно не только фиксирование логической точки, но и сознание ее текучей, динамической полноты. Каждая точка конципирующего и вместе разумного внимания - момент на траектории движения мысли, слова и вместе ключ, из которого бьет мыслью и смыслом. Только в этой динамике и постижимо слово до своего объективного конца. Акт понимания или разумения, акт восприятия и утверждения смысла в концепте выступает как бы заключенным в оболочку концепции, формально-логического установления (8е^и^). Кто видит только оболочку, тот конципирует, не понимая, для того мысль и как функция разума есть рассудочное стеснение, тот, в самом деле, рассуждает, но не понимает. Акт 8е^и^ пустой, без смысла внутри его, можно было бы сравнить с выстрелом ружья, заряженного холостым патроном» [7. С. 425-426].

Стало быть, феноменологическая предметность -«ключ, из которого бьет мыслью и смыслом», - есть лишь «некоторый пункт внимания» [7. С. 393], конструктивно-формальная [7. С. 395] медиальная связка композиционно-поэтического единства «образа» (или, если не учитывать предложенное философом «расширение», попросту «слова») и содержательно-

тематического утверждения «концепта»: «место» переплетения результирующих изваяний поэзиса и ноэзиса. И в то же время «предмет» суть грань, определенный предел тождественности «идеального» и «реального», или же вещной определенности мира [7. С. 394], сконструированного очищенным разумом. При всем своем гуссерлианстве Г. Шпет здесь - в «логической точке» траектории движения мысли, вернее, в «месте» фиксированного «логоса», - блестяще размыкает извечный «крест» классической феноменологической стратегии, в который она сворачивает ноэзис посредством мистифицированной интуиции. Сравните размышление из аналитики феноменологической процедуры у К.Свясьяна (из раздела «Вместо заключения. Дополнение к §5 главы 4»): «Что значит «интуитивная» мысль? Принципиально говоря, она есть непредвзятая мысль, мысль, равная себе и протекающая не в русле привычных терминов, а сообразно собственной природе. ...Опыт мысли есть переживание мысли, погружение сознания в допредикативную, дорефлективную, допонятийную жизнь мысли, где она оказывается органом восприятия, поначалу не менее реальным и внятным, чем глаз и ухо, а постепенно и более реальным и внятным, чем глаз и ухо, т.к. сама возможность чувственного восприятия проистекает из возможности мыслительного восприятия идей. Здесь падают все претензии субъективного идеализма, и доступ познания к объекту выглядит уже не логическим ребусом эмпири-стов и рационалистов, а просто самоочевидностью. Но это и есть интуитивная мысль. Отождествляя ее с понятием, мы невольно помещаем ее в голове и тщетно

бьемся над теоретико-познавательной белибердой субъект-объектного отношения. Понятие (дискурсивный срез мысли) может вполне находиться «в» голове; но мысль, не делящаяся на голову без остатка, пребывает своим остатком в самой вещи, составляя ее сущность и смысл. Траектория дискурсивной мысли - из головы к вещи - не познание, а тупик (буквально: апория) познания; любая вещь равна в этой линии безукоризненно бредовой черепахе логического фокусника-элеата. Траектория интуитивной мысли - из вещи к голове - игольное ушко, выводящее познание в многомерные ландшафты “духовной науки ”. Мысль здесь не понятие, а сущность самой вещи, отражающаяся в понятии и через понятие причащающаяся к осмысленности и понятности» [12. С. 247-248].

Исходная за«данность» ноэзиса - конститутивный элемент конструирования логической сферы формально-мыслимого - суть сфера безразличного к вещественному миру логоса «чистых онтологических форм», исходная местность работы и воображения [7. С. 446]. Укорененность конститутивного элемента ноэзиса в природе эстетико-поэтического акта была темой исследований и в работах Михаила Михайловича Бахтина: «Основная особенность эстетического, отличающая его от познания и поступка, - его рецептивный, положи-тельно-приемлющий характер: преднаходимая эстетическим актом опознанная и оцененная поступком действительность входит в произведение (точнее - в эстетический объект) и становится здесь необходимым конститутивным моментом. В этом смысле мы можем сказать: действительность, жизнь находится не только вне искусства, но и в нем, внутри его, во всей полноте своей ценностной весомости: социальной, политической, познавательной и иной» (курсив мой. -В.К.) [13. С. 286]. Однако русского мыслителя интересовал, в первую очередь, не культурно-антропологический, а «словесный» срез эстетического опыта - в перспективе направленный на выявление семиотических аспектов поэтического творчества, что мы сознательно выносим за рамки нашего анализа, поскольку это хоть и сродственная, но другая, большая и отдельная область возможных проблематизаций эстезиса, помимо М. Бахтина также обозначенная в отечественной традиции творчеством таких мастеров мысли, как Ю. Тынянов, Р. Якобсон, В. Шкловский, Ю. Лотман (из последних публикаций см.: [14. Гл. 3. С. 149-181]).

Медиальное пространство и ноэзиса, и поэзиса -пространство «между» - действительно совпадает, а значит, мы находим действительное обоснование совпадения и согласия двух органов человеческой культуры, а не декларируемое намерение благих «наукоуче-ний». Стоит только пустить его топику под каток феноменологической редукции - и мы попадем в гипостазированный мир «теряющего язык платонизма». Характеризуя доминантную линию австрийской философии на рубеже Х1Х-ХХ столетий - от идей Б. Больцано и Ф. Брентано к творчеству А. Мейнонга, Э. Гуссерля, Л. Витгенштейна и Ф. Кафки, - венгерский историк философии Криштоф Нири заметил: «Можно сказать, что оба [Кафка и Витгенштейн] явились представителями своего рода платонизма этической окраски, платонизма, теряющего язык» [15. С. 93]

Вспомним Аристотеля: «...через искусство возникает то, форма чего находится в душе; .формой я называю суть бытия каждой вещи и ее первую сущность» (курсив мой. - В.К.) [8. С. 198]. Таким образом, в горизонте нового - в светотени оформляющих отсветов (от выражения Федора Августовича Степуна, также посвятившего немало страниц проблеме взаимоотношения науки и искусства, но в контексте полярности философем «жизни» и «творчества»: «Кант переложил горизонт философии так, что солнце абсолютного осталось за ее горизонтом. . зашедшее солнце остается в вечернем мире, одевая все предметы светом и тенью, а тем самым и формой, так и покоющееся за горизонтом познаваемости абсолютное Канта одевает все предметы духовного космоса - научные суждения, художественные произведения, религиозные символы и жизнь -своими оформляющими отсветами, то есть их трансцендентально-предметными формами» [16. С. 89-90]), открытого поэзисом мира, - ноэзис выстраивает и дает концептуальное выражение отношений «между», на границе регионов реального и идеального, возможного и действительного, духовной и практической деятельности человека и т.д.

Таким образом, проясняется и удивительное прозрение Ф. Бэкона, лишь на первый взгляд выпадающее из эмпирической логики его программы очищения разума: «Знание того, кто знает причину какой-либо природы (как, например, белизны или теплоты) только в некоторых предметах, несовершенно. Равным образом несовершенно могущество того, кто может производить действие только на некоторые материи (из числа тех, что способны воспринять его). А кто знает только действующую и материальную причины (эти причины переходящи и в некоторых случаях суть не что иное, как носители формы), тот может достигнуть новых открытий в отношении материи, до некоторой степени подобной и подготовленной, но не затронет глубже заложенных пределов вещей. Тот же, кто знает формы, - тот охватывает единство природы в несходных материях. И следовательно, он может открыть и произвести то, чего до сих пор не было, чего никогда не привели бы к осуществлению ни ход природных явлений, ни искусственные опыты, ни самый случай и что никогда не представилось бы человеческому мышлению. Поэтому за открытием форм следует истинное созерцание и свободное действие» (курсив мой. - В.К.) [3. С. 81]. Другими словами, композиционный строй по-эзиса образует формально-ладовую7 основу «охватывающего» мир мифа, набрасывающего из акта рефлексии законченную и совершенную картину «целого». В античной Греции инициированная пифагорейской школой теория мелодических «ладов» - так называемая &у^1ёта /еМоп, «совершенная (или, полная) система», -предполагала полное соответствие каждого «лада» определенному «этосу», внутренний строй и характер воздействия которого на человека противопоставлялся «пафосу» как лишь сопутствующему психо-эмоци-ональному, «душевному» переживанию.

«Истинное созерцание» форм - сотргвквтчо «образа» (в отличие от простейшей реакции арргвквтчо, реакта схватывания и положения в сознание «вещи» без какого-то бы ни было утверждения или отрицания) -

пробуждает, открывает к свободному действию сознание, замкнуто-скованное в медиальной точке эстезиса, и инициирует, посредством конструирования нормативных концептуальных формализаций, процедуры критической реконструкции логоса из покрова одежд воображения. Даже Е.М. Мелетинский, который очень настороженно относился к модернизации и расширению понятия мифа, допускал возможность синхронии двух логических типов или уровней мышления: «Вместе с тем познавательные возможности мифологического мышления (в частности, его особая «полнота» за счет включения эмоционально-интуитивного начала) и историческое сосуществование мифологического и научного мышления не позволяют рассматривать первое исключительно как несовершенного предшественника второго. Диахронический подход оказывается верным, но недостаточным; в известном отвлечении от него (а следовательно, и от диффузности и синкретизма) мы можем рассматривать научное и мифологическое мышление синхронически как два логических «типа» или «уровня», что фактически делается в исследованиях Леви-Брюля, Кассирера и Леви-Строса», и далее: «Для науки структуры первичны по отношению к событиям, а для мифа структуры порождены событиями. Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, уподобляя миф языку собственных имен (вслед за Г. Узенером и О.М. Фрей-денберг), справедливо указывают, что метаязыку научного описания соответствует в мифологическом описании своего рода метатекст, в котором язык описания и описываемый миф изоморфны» [17. С. 167-168].

Тем самым, введенное в образ «целое» задает предельный диапазон возможных интерпретаций «картины мира», получающей в ходе установлений ноэзиса -утвержденного гнозиса - легитимный статус в «данной», конкретно исторической эпохе. Иначе: предельный диапазон как горизонт шансов «открытого разума», опосредованный слогом (мы намеренно ввели далекий от философской традиции термин, играя семиотико-языковыми - слог как исходная единица языка, «речи» и «письма», минимальный элемент «морфемы», и эстетическими контекстами - слог как стиль, этос выражения и организации мысли) - «языком» и «стилем» рефлексивно «остановленного» времени («эпоха» от греч. еросИе буквально - остановка, прекращение; в сущности «эпохе» как воздержание от суждения как в Пирроновской версии, так и в гуссерлианской традиции - от того же истока): и как режим ограничения логических практик теоретической мысли (в духе властных машин дискурса М. Фуко - из беседы философа с К. Божунга и Р. Лобо в ноябре 1975: «- Вчера Вы сказали, что Ваше мышление в своей основе является критическим. Что означает критическая работа? - Я бы сказал, что это попытка по возможности, то есть как можно более глубоко и повсеместно, раскрывать все догматические действия, связанные со знанием, и все воздействия знания, связанные с догматизмом» [18.

С. 188], - и Ж. Делеза), и в то же время как поле для творчески-высвобождающих новаций. Ж. Делез гово-

рил: «Великие философы являются также и великими стилистами. Стиль в философии - это движение концепта. Разумеется, он не существует вне фраз, но фразы не имеют иной цели, кроме как сообщить ему жизнь, независимую жизнь. Стиль - это вклад в изменение языка, в модуляцию, а также напряжение всего языка по отношению к внешнему. В философии все как в романе: здесь следует спрашивать “что же будет?”, “что произошло?”. Только персонажами являются концепты, а обстановка, пейзажи - это пространство и время. Пишут всегда, чтобы дать жизнь, чтобы освободить жизнь там, где она находится в тюремном заключении, чтобы начертить схему побега» [9. С. 183].

Следовательно, роль ноэзиса - «разрушение», вернее исчерпание мифа, - не может быть исполнена до конца, пока не изжит до конца и выразительнопоэтический опыт эпохи. В этом смысле ноэзис на пределе - это всегда лишь открытие, лишь подтверждение извечной истины - акты творчества, «гармония» первична, а «алгебра», бесконечно открытое установление форм «тотального», вторична: язык умирает, когда на нем перестают говорить поэты, художник умолкает, когда лишается разумения своих творений (сравните: «Если литература умрет, то это будет насильственная смерть и политическое убийство» [9.

С. 171]). Отсюда и извечная проблема: можем ли мы оспорить, проблематизировать разум иначе как в формах самого разума? - можем и именно через исчерпание «форм» установлений самого разума, обнажающего границы гнозиса и направленного к новым открытиям: «Тайный образ мысли, благодаря своим движениям, отклонениям, мутациям, внушает необходимость всегда создавать новые концепты не в силу внешнего детерминизма, но в силу становления, которое приносит с собой и свои проблемы» [9. С. 195].

В результате концепт - это отражение архитектонических сдвигов установок сознания, вызванных движением центра эстезиса, т. е. композиционной доминанты акта «Я в со-знании Мира» как творческого позиционирующего свершения «есть»: того, что габитус поэта выражает в качестве возможного и как «идеальное» и того, что гнозис конституирует и утверждает в качестве меры (закона) реального. При этом динамика такого отражения - некая «прямая экспозиция понятий» (Ж. Делез - из беседы мыслителя с Р. Мажьори, «Вскрыть вещи, вскрыть слова»: «Я никогда не порывал со своего рода эмпиризмом, который берет свое начало в прямой экспозиции понятий» [9. С. 119-120]) - не есть непосредственность мистической «очевидности», но опосредованный проявляющей работой критического анализа процесс творческих преображений: от специфицирующего анализа композиционных законов к экземплификации свойств «образа», затем ступеням номических атрибуций и корреляций к номическому прояснению «логоса» и утверждению окказиональных, параллельных, эпифе-номенальных, эмерджентных и каузальных связей сконструированного и оправданного «мира».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. / Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. Т. 1.

2. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1992.

3. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2.

4. ЗинченкоВ.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.

5. КругловВ.Л. «Эстезис» и эстетическое: истоки и клише традиции // Вестник ТГУ. 2008. № 316. С. 32-35.

6. Круглов В.Л. Человек эпохи «модерн»: антропология культуры как критика децентрированного разума. Красноярск: КГ АМиТ, 2009.

7. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989.

8. Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. / Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. Т. 1.

9. ДелезЖ. Переговоры. 1972-1990 / Пер. с франц. В.Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004.

10. Белинский В.Г. Избранные эстетические работы: В 2 т. М.: Искусство, 1986. Т. 2.

11. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

12. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1987.

13. БахтинМ.М. Собрание сочинений. М., 2003. Т. 1.

14. Нестеров А.Ю. Семиотическая схема познания и коммуникации. Самара: Самар. гуманит. акад., 2008.

15. Нири К. Философская мысль Австро-Венгрии. М.: Мысль, 1987.

16. Степун Ф.А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000.

17. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. М.: Восточная литература РАН, 2000.

18. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С.Ч. Офертаса. М.: Праксис, 2002.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 9 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.