УДК [792.03:008](510)
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КИТАЕ
ЦЗЯ ШУЦЗЯЮНЬ
аспирант кафедры истории и теории искусства учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств», Минск, Беларусь
Аннотация. В центре внимания статьи - фестиваль, как уникальная форма артистического обмена, основанная на демонстрации лучших достижений национальных культур. Рассмотрены научные труды, посвященные фестивалю с разных позиций. Особое внимание уделяется современному фестивальному и театральному движению в Китае. Представлен обзор разных видов китайских театральных фестивалей: традиционного китайского театра, европейской драмы и авангардные.
Ключевые слова: театральный фестиваль, театральный фестиваль в Китае, европейская драма, авангардный театр.
Театральные фестивали играют важную роль в поддержании и развитии культурного многообразия, способствуя обмену идеями, опытом и творческими решениями между различными странами и культурами. Они создают возможности для понимания и уважения к различиям, а также содействуют установлению долгосрочных культурных связей и партнерств. Фестивали также способствуют развитию туризма и привлекают внимание культурного сообщества и широкой публики к инновационным искусственным выражениям, новым тенденциям и течениям в мировой культуре. Они становятся площадкой для совместной работы и обмена опытом между художниками, музыкантами, режиссерами, писателями, а также для обучения и развития молодых талантов. Кроме того, международные фестивали способствуют привлечению внимания к социальным и экологическим проблемам, а также к вопросам культурного наследия и сохранения исторических памятников. Они могут выступать важным инструментом в решении глобальных проблем и способствовать формированию глобального культурного сознания и солидарности.
Изучение фестивалей в аспекте межкультурного взаимодействия, с одной стороны, привлекает многих исследователей во всем мире, с другой, фундаментальные труды, освещающие данную проблематику не столь многочисленны. В этой связи особого внимания заслуживают работы Н.М. Боголюбовой [1], В.П. Даровского [2], Ю.В. Николаевой [3] и Е.А. Шмагина [4], рассматривающие не только значение фестивального движения во внешней культурной деятельности разных стран, но и предлагающие собственные классификации международных фестивалей (например, работы В. Бабкова [5], Д. Кланча [6] и В. Медведева [7]).
Множество исследований рассматривает частные проявления фестивального движения, их культурно-историческую и социально-общественную роль. В частности, это исследования по культурологии (например, работа А.М. Меньшикова [8]), истории искусства (например, работа Н.А. Дмитриевой [9]), а также экономические (например, труды Г.М. Галуцкого [10], И.А. Бутенко и К.Э. Разногова [11]) и культурно-социологические (например, работы А.Н. Михеевой и Л.Н. Галенской [12], Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова [13]) исследования.
Слово «фестиваль» (от лат. «festum») означает праздник. Энциклопедии и большинство исследований не предлагают точного определения фестиваля как некой формы театральной или музыкальной деятельности. В русском языке понятие «фестиваль» означает обширную коллективную праздничную встречу, сопутствуемую демонстрацией достижений разнообразных видов искусства. Вместе с тем, подобное определение скорее
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
отображает его трактовку как общественно-политической акции, нежели как разновидности международного культурного сотрудничества.
Международные фестивали, в свою очередь - это «уникальная форма артистического обмена, основанная на демонстрации лучших достижений национальных культур, государственного престижа, а также возможностей формирования новой «планетарной» культуры третьего тысячелетия» [14].
Театральный фестиваль в современном Китае является частью движения профессиональных фестивалей искусств. В форме театральных представлений он фокусируется на местных традициях, культурных особенностях и особенностях города, региона или страны. Успех фестиваля делает его культурной вехой и, следовательно, служит практикой для создания национальных культурных брендов и укрепления культурной «мягкой силы».
Практика театральных фестивалей в Китае широко распространена с 1980-х годов, но в новом веке они основаны на концепции национальной интеграции и прославлении китайских культурных достижений. Эта парадигма также приводит к тому, что китайские труппы все чаще участвуют в фестивалях за рубежом - на Востоке (Япония, Корея) и на Западе (США, Европа, Россия, Беларусь). Все это ведет не только к осознанию ценности и важности китайского театрального фестиваля, но и к обогащению современного китайского театрального искусства.
Современное фестивальное и театральное движение в Китае, а также участие театральных трупп в фестивалях по всему миру изучены недостаточно. Также в искусствоведении не было комплексного исследования этих явлений как факторов развития современного театрального искусства страны. Поэтому актуальность данной статьи очевидна.
В Китае ХХ1 в. ежегодно проходят десятки театральных фестивалей (от многолетнего фестиваля тибетской оперы Лхамо и традиционных паратеатральных новогодних праздников провинции Сычуань до новейших фестивалей авангардной европейской драмы типа Учжэньского театрального фестиваля), которые пользуются вниманием и востребованностью со стороны сообщества профессионалов и любителей театрального искусства Китая и зарубежья. Как известно, традиционный театр Китая имеет тысячелетнюю историю. И если для регионов Китая он является неотделимой частью современной культуры, то для европейцев он до сих пор представляет собой весьма экзотичное зрелище.
Традиционные паратеатральные и театральные действа (новогодние и другие сезонные театрализованные праздники и действа, представления традиционного музыкального театра и т. д.) - не единственные фестивальные тренды, востребованные профессионалами и любителями зрелищ и пространственно-временного искусства современного Китая. Китайские зрители имеют возможность посещения около полусотни ежегодных фестивалей в стране: от мультикультурных «Ice Festival» и «Snow Fair Festival» в Харбине, «New Year Countdown» и «Dragon and Lion Dance Festival» в Гонконге до явно связанных с неосязаемым культурным наследием традиционных «Wong Tai Sin Temple Spring Festival Ceremony» и «Longtan Temple Fair»
Знакомство со способами охраны и трансляции культурного наследия Китая в области театрального и паратеатрального искусства дает возможность другим народам в ХХ1 в. переосмыслить отношение к собственным культуре и традиционным искусствам, а также способствует взаимообогащению искусства и культуры разных народов мира, поэтому данный опыт необходимо продолжать, изучать и популяризировать.
Современные концептуальные подходы к регулированию театрального фестивального движения Китая уже сегодня параллельно транслируют национальное наследие и адаптируют к китайской действительности мировые тренды в данной области.
Но стабильность и востребованность этих поведенческих систем, порождённых искусством, обусловлена их долговременным изучением, коррекцией и совершенствованием, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне.
В Китае на рубеже Х1Х-ХХ вв. важное место начала занимать европейская драма, что было революционным для театральной сцены страны, где до этого царило преимущественно традиционное искусство. Драматический театр Китая с того времени прошел через различные этапы развития, сочетая в себе элементы классической западноевропейской и русской традиции с местным творчеством драматургов и режиссеров. Фестиваль «Приглашение», проводимый Пекинским народным художественным театром, является ярким примером интеграции европейской драмы в китайскую театральную жизнь. В программе фестиваля преобладают произведения европейской классики, а среди участников можно встретить много западноевропейских и российских театральных коллективов. Помимо этого, в Китае проводятся другие фестивали, такие как «АСТ» и «Шанхайский фестиваль искусств», которые также ориентированы на европейскую драму, но сохраняют уникальные черты китайского искусства, такие как стремление к гармонии с природой и взаимосвязь с окружающим миром.
С появлением экспериментального театра Китая в XXI в. молодые театральные деятели начали активные поиски в области формы и содержания актуального и будущего китайского театра, объединяя элементы традиционного театра с западной драмой. Один из самых ярких примеров фестивалей авангардных форм современного контркультурного театра Китая - «Театральный фестиваль в Учжэне», проводящийся с 2013 года в живописном городе, который известен своей архитектурой.
Этот форум стал местом встречи для театралов, представляющих новые имена и идеи в контркультурном театре Китая. В рамках фестиваля звездами стали Чжао Шуань, Линь Чжаохуа, Мэн Цзинхуэй, Сунь Сяосин и Тянь Гэбин, чьи работы привлекли внимание к новым направлениям и подходам в современном китайском театре.
Таким образом, фестивали традиционного китайского театра, такие как, например, «Пекинский фестиваль», позволяют актерам и режиссерам продемонстрировать уникальные традиции китайской театральной культуры, сохранить и передать ее наследие будущим поколениям. Эти фестивали помогают сохранить и продвигать китайскую культуру через искусство и театр.
Фестивали, основанные на европейской драме, такие как «Шанхайский фестиваль», предоставляют возможность китайским театральным деятелям изучать новые техники и методики, адаптировать их к своему творчеству, а также обмениваться опытом с зарубежными коллегами, что способствует развитию китайской театральной сцены и ее интеграции в мировую культуру.
Авангардные фестивали, такие как «Гуанчжоуский фестиваль», дают возможность театральным деятелям экспериментировать, искать новые формы выразительности, выходить за рамки традиционных жанров и стандартов. Эти фестивали способствуют творческой свободе и разнообразию в искусстве, а также помогают привлечь внимание публики к более современным и актуальным вопросам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Внешняя культурная политика России и зарубежных государств. - СПб., 2008. - 120.
2. Даровский В.П. Кинофестивали. Рождение. Становление. Современное состояние. - СПб., 2005. - 172 с.
3. Николаева Ю.В., Боголюбова Н.М. Внешняя культурная политика. Опыт России, Франции, Германии. - Saarbrucken, Germany: LAP: Lambert Academic Publishing, 2012. - 215 с.
4. Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. - 2002. - № 3. - С. 21-34.
5. Бабков В. Фестивальный менеджмент. -М.: ART-менеджер, 2007. - С. 45-48.
6. Кланч Д. Будущее фестивальной формулы // Экология культуры: Инф. бюллетень. - 2002.
- № 3 (28). - С. 74-80.
7. Медведев В. Балетные Оскары // Панорама. - 2012. - № 17 (978). - С. 4-5.
8. Меньшиков А.М. Фестивальный маркетинг. - М.: ООО «Дар-Экспо», 2003. -184 с.
9. Дмитриева Н.А. Краткая истории искусств. - М., «Искусство», 2000. - 117 с.
10. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. Финансы и статистика. - М., 2001. - 312 с.
11. Бутенко И.А., Разногов К.Э. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. - М., 2003. - 150 с.
12. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. - СПб., 2000.
- 212 с.
13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2004. - 245 с.
14. Мельник М.А. Международные музыкальные фестивали как форма межкультурной коммуникации. - URL: https://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/14_01_2015_ aktualnye_problemy_sotsialno_kulturnoy_deyatelnosti/sektsiya_2_sotsialno_kulturnaya_deyate lnost_opyt_problemy_innovatsii/mezhdunarodnye-muzykalnye-festivali-kak-forma-mezhkulturnoy-kommunikatsii/ (дата доступа 13.02.2024).