Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНОЕ ЛЮБИТЕЛЬСТВО В КУРСКОМ КРАЕ: 1930–1980-Е ГОДЫ'

ТЕАТРАЛЬНОЕ ЛЮБИТЕЛЬСТВО В КУРСКОМ КРАЕ: 1930–1980-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
драматический / театральный / народный / любительский / сельский клуб / режиссер / коллектив / репертуар / Курская область / Дом культуры / Дом народного творчества / любительство. / dramatic / theatrical / folk / amateur / village club / director / collective / repertoire / Kursk region / House of Culture / House of Folk Art / amateur.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салтык Г. А.

В статье на материалах государственных архивов Курской области представлена история становления и деятельности любительских драматических коллективов Курской области в 1930–1980-е гг. В научный оборот введены документы, в которых отложились сведения об истории самодеятельных театров, созданных при районных домах культуры и домах народного творчества. Проанализированы репертуары Глушковского, Обоянского, Тимского и других народных театров, названы имена самобытных актеров и режиссеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMATEUR THEATER IN THE KURSK REGION: 1930S-1980S

The article presents the history of the formation and activity of amateur drama groups of the Kursk region in the 1930s-1980s based on the materials of the state archives of the Kursk region. Documents have been introduced into scientific circulation, in which information about the history of amateur theaters created at regional houses of culture and houses of folk art has been deposited. The repertoires of Glushkovsky, Oboyansky, Timsky and other folk theaters are analyzed, the names of original actors and directors are named.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНОЕ ЛЮБИТЕЛЬСТВО В КУРСКОМ КРАЕ: 1930–1980-Е ГОДЫ»

УДК 792.077(470.323) "1930/1980"

ТЕАТРАЛЬНОЕ ЛЮБИТЕЛЬСТВО В КУРСКОМ КРАЕ: 1930-1980-Е ГОДЫ

© 2023 Г. А. Салтык

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры ХОиИИ e-mail: galinasaltyk@ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье на материалах государственных архивов Курской области представлена история становления и деятельности любительских драматических коллективов Курской области в 1930-1980-е гг. В научный оборот введены документы, в которых отложились сведения об истории самодеятельных театров, созданных при районных домах культуры и домах народного творчества. Проанализированы репертуары Глушковского, Обоянского, Тимского и других народных театров, названы имена самобытных актеров и режиссеров.

Ключевые слова: драматический, театральный, народный, любительский, сельский клуб, режиссер, коллектив, репертуар, Курская область, Дом культуры, Дом народного творчества, любительство.

AMATEUR THEATER IN THE KURSK REGION: 1930S-1980S

© 2023 G. A. Saltyk

Doctor of Historical Sciences, Professor e-mail: galinasaltyk@yandex. ru

Kursk State University

The article presents the history of the formation and activity of amateur drama groups of the Kursk region in the 1930s-1980s based on the materials of the state archives of the Kursk region. Documents have been introduced into scientific circulation, in which information about the history of amateur theaters created at regional houses of culture and houses of folk art has been deposited. The repertoires of Glushkovsky, Oboyansky, Timsky and other folk theaters are analyzed, the names of original actors and directors are named.

Keywords: dramatic, theatrical, folk, amateur, village club, director, collective, repertoire, Kursk region, House of Culture, House of Folk Art, amateur.

Одной из составляющих художественной культуры является любительское творчество, под которым подразумевается «самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство» [26, с. 145]. Вместе с тем это вид сценического искусства, в котором исполнителями являются непрофессиональные артисты, занимающиеся творчеством в свободное от основной работы время. По мнению А. С. Каргина, в его основе «лежит добровольное, свободно изъявляемое, непрофессиональное творчество, творчество для "души"» [11, с. 42].

Ряд ученых полагает, что понятие «любительство» сходно с понятием «самодеятельное художественное творчество» (самодеятельный театр, хор, танцевальный коллектив и т. п.), которое стало активно внедряться в общественное сознание советских граждан в 1930-х гг. как понятие, отражающее движение страны

к «бесклассовому обществу». Под ним понималось «внепрофессиональное, социально организованное творчество масс, сочетающее в себе народную инициативу, а также руководящую роль партии и государства» [3, с. 99]. Именно тогда самодеятельные коллективы, в том числе и драматические, стали создаваться при клубах, дворцах культуры, заводах, воинских частях, учебных заведениях, совхозах и колхозах. Их членами были рабочие, колхозники, служащие, учащиеся, совмещающие творческую деятельность со своей основной профессией.

В отечественной историографии данной теме посвящены работы Д. В. Байдиной, Т. С. Злотниковой, С. В. Гиршон и др. [1; 9]. Истоки театрального любительства Курского края представлены в работах Ю. А. Бугрова, Е. А. Геращенко, И. Г. Косихиной [2; 4]. Они посвящены истории крепостных драматических театров князей Барятинских, графа Волькенштейна, помещика Хорвата и др. Некоторые аспекты советского театрального любительства затронуты в статьях И. Ю. Татарской, В. М. Кузьминой, Ю. Н. Медведевой, Г. А. Салтык [12; 14; 23; 27]. Так, к примеру, Ю. Н. Медведева акцентирует внимание на участии драматических коллективов Курской области в смотрах художественной самодеятельности 1943-1953 гг. [16], а также анализирует работу драматических кружков Дмитриевского районного Дома культуры [15].

В Государственном архиве Курской области (далее ГАКО) и Государственном архиве общественно-политической истории Курской области (далее ГАОПИ КО) отложились документы, анализ которых позволил восстановить страницы истории становления и деятельности театральных кружков и самодеятельных народных театров данного региона в 1920-1980-е годы.

Первые в губернском центре музыкальные, вокальные и драматические кружки были организованы в открывшемся в 1918 г. в г. Курске Красноармейском гарнизонном клубе. Их членами стали около 50 человек. Его руководство ставило перед собой задачу «воздействовать на нравственную сторону человека» [18, л. 1].

Небольшие театральные кружки появились и в уездных центрах Курской губернии. Так, к примеру, в с. Глушково был создан драматический кружок «Синие блузы»*, членами которого стали первые комсомольцы. Они выступали перед односельчанами с небольшими пьесами, в которых «бичевали кулачество, духовенство и весь старый порядок» [8, л. 11-18]. С 1919 г. начал работать драматический театр при Льговском доме культуры. О том, что в это же время подобный кружок появился в Судже есть сведения у И.Ю. Татарской [27].

Следует отметить, что театральные и драматические кружки, а затем и любительские театры занимали важное место в системе государственных учреждений культуры, и в первую очередь домов народного творчества и домов культуры. По данным Курского областного дома народного творчества, в 1937 г. в Курской области насчитывалось 49 кружков, 17 из которых являлись драматическими [5, л. 26].

* Первый коллектив под названием «Синие блузы» был организован в 1923 г. в Московском институте журналистики на базе «живой газеты», все участники которой выступали в синей блузе -обычной одежде и символе рабочих. Вскоре аналогичные группы возникли и в других городах, послужив основой создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра и эстрадных представлений. Уже через некоторое время насчитывалось около 400 подобных коллективов, профессиональных и самодеятельных. Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Тематика была злободневна, в ней сочетались героика и патетика, сатира и юмор. Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед рабочими, выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и сёлам страны.

В 1940 г. их количество существенно возросло и составило 843 коллектива, объединивших в своих рядах более 8000 человек [19, л. 19-20]. В это время небольшие театральные группы появились практически во всех колхозах и совхозах. Так, в феврале 1941 г. из 797 театральных коллективов более 600 функционировало в сельской местности [19, л. 19].

В период Великой Отечественной войны многие участники театральных и драматических кружков входили в бригады, которые выступали с концертами перед красноармейцами на фронте и в госпиталях [26]. Самодеятельное народное творчество было настолько массовым и востребованным, что с освобождением территории Курской области от немецко-фашистских захватчиков в 1943 г. был организован областной смотр художественной самодеятельности, в котором приняли участие 38 коллективов из 27 освобожденных районов (среди них 6 драматических). По данным Ю. Н. Медведевой, в 1944 г. в Курске действовало 14 драматических кружков, в районах области - 20 [16, л. 48].

Уже к концу 1945 г. театральные и драматические кружки появились во многих населенных пунктах Курской области. Так, из 61 кружка художественной самодеятельности Тимского района 14 являлись драматическими. В Валуйском районе насчитывалось 11 драматических кружков, в Конышевском - 36 (в них входило 715 человек) [23]. Всего же на 25 августа 1946 г. в Курской области действовал 751 драматический кружок (7568 участников) [21, л. 39].

Следует подчеркнуть, что драматические коллективы Рыльска, Уразово, Ракитного, Борисовки, Грайворона, Глушково, Суджи, Белгорода, Обояни за несколько послевоенных лет выросли не только численно, но и творчески, о чем говорилось в докладной записке директора Курского областного дома народного творчества (далее КОДНТ) А.П. Тузлукова, датированной 6 июня 1946 г. По его мнению, это было связано с тем, что «в данных коллективах работали режиссеры, которые возвратились из Красной Армии по демобилизации». И далее указывалось на то, что большую помощь в творческом росте любительским коллективам оказывали опытные работники, направленные в районы области облкультпросветотделами. В документе также говорилось и о репертуаре кружков. При этом А.П. Тузлуков подчеркивал, что драматические коллективы наряду с высокохудожественной пьесой ставят и многоактные пьесы советских авторов: А. Е. Корнейчука, К. М. Симонова, братьев Тур (творческий псевдоним писавших совместно русских советских писателей Л. Д. Тубельского и П. Л. Рыжея), а также пьесы русских классиков -А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького, Н. А. Некрасова. Среди спектаклей отмечались оперы С. С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и «Наталка Полтавка», а также шутка-комедия А. П. Чехова «Медведь» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина [21, л. 36-37].

С целью повышения исполнительского мастерства драматических коллективов на базе КОДНТ постоянно проводились семинары их штатными и внештатными руководителями и режиссерами. Слушателей знакомили с основными элементами актерского мастерства, изучались особенности музыкального оформления спектаклей. Обсуждались также проблемы, связанные с подбором репертуара и работой со зрителями [20, л. 10-15].

Кроме того, руководство областного Дома народного творчества направляло в районы области методистов «для проведения консультаций и репетиций коллективов художественной самодеятельности», а также занималось «снабжением творческих коллективов гримировальными принадлежностями и изготовлением макетов для оформления сцены спектаклей». «К шефству над самодеятельностью» также привлекали профессиональных работников областного драматического театра,

областной государственной филармонии и кукольного театра. Они проводили консультации, а также оказывали помощь драматическим коллективам в подборе репертуара [21, л. 1].

Как показали материалы исследования, в 1969 г. в Курской области насчитывалось 7 545 драматических коллективов, которые распределялись следующим образом: при сельских клубах - 5 554, сельских домах культуры - 1 636, районных домах культуры - 335 [6, л. 145, 146, 148].

Таблица 1

Список драматических кружков, функционировавших при сельских клубах и районных и сельских домах культуры в 1969 г. [6, л. 146-147].

Районы Сельские клубы Сельские Районные

Курской области дома культуры дома культуры

количество количество количество количество количество количество

клубов кружков домов кружков домов кружков

культуры культуры

Беловский 20 249 5 45 1 12

Глушковский 11 115 7 83 - -

Горшеченский 30 295 3 27 1 5

Дмитриевский 18 215 5 46 1 12

Железногорский 15 128 6 53 2 40

Золотухинский 67 597 20 215 2 21

Касторенский 20 180 9 114 1 13

Конышевский 16 153 6 61 1 12

Кореневский 16 134 4 37 1 12

Курский 17 140 6 84 1 6

Льговский 37 439 9 94 1 32

Обоянский 57 618 17 179 1 35

Пристенский 30 218 7 90 1 9

Рыльский 31 266 6 48 - -

Советский 25 190 7 64 1 8

Солнцевский 17 115 5 50 1 18

Суджанский 38 490 4 48 1 15

Тимский 27 245 8 83 1 15

Фатежский 27 126 5 55 1 17

Хомутовский 22 212 4 32 1 15

Черемисиновский 18 177 5 67 2 18

Щигровский 22 189 6 61 1 8

Всего 587 5554 151 1636 23 335

Постепенно на базе некоторых театральных кружков оформились любительские театры, удостоенные звания «народный». Один из таких кружков был создан в 1956 г. учительницей рисования средней общеобразовательной школы поселка Тим Н.С. Черных. Как отмечалось в «Справке», представленной в июне 1968 г. на запрос Управления культуры РСФСР о присвоении звания народного театра драматическому коллективу Тимского районного дома культуры, Нина Степановна Черных, «не имея специального образования, "хорошо знает основы режиссуры, обладает искусством гримера и художника". Об этом свидетельствует и тот факт, что Черных является постоянным участником выставок художников-любителей» [13, л. 2].

В состав кружка входили учителя, медицинские работники, служащие, учащиеся и пенсионеры:

A. П. Казанов - пенсионер, 1907 года рождения. Исполнитель роль отца Миши в спектакле «Чужой ребенок» (автор В. Шкваркин);

B. А. Барков - учитель, 1914 года рождения. Исполнитель роли С. Перчаткина в спектакле «Чужой ребенок»;

Н. Н. Аболмасова - учитель, 1912 года рождения. Исполнитель роли Тузиковой в спектакле «Барабанщица» (автор А.Д. Салынский), жены почтмейстера в спектакле «Счастливый день» и Шабловской в спектакле «Поздняя любовь» (Н.А. Островский);

Т. А. Тисанова - врач, 1918 года рождения. Исполнитель роли матери Кости в спектакле «Любовь Ани Березко» (автор В. И. Пистоленко), матери Федора в спектакле «Барабанщица»;

C. Н. Русаков - пенсионер, 1904 года рождения. Исполнитель роли Чуфарова в спектакле «Барабанщица», директора совхоза в спектакле «Начало жизни» (автор К. Финн), почтмейстера в спектакле «Счастливый день»;

С. Ф. Михайлова - служащая, 1949 года рождения. Исполнитель роли Зойки в спектакле «Барабанщица»;

Л. М. Бронфалет - учитель, 1930 года рождения. Исполнитель роли Лизочки в спектакле «Барабанщица»;

А. Т. Афанасьев - учащийся, 1952 года рождения. Исполнитель роли мальчишки в спектакле «Барабанщица»;

Н. А. Васильев - служащий, 1924 года рождения. Исполнитель роли С. Курбаева в спектакле «Начало жизни», Антона в спектакле «Любовь Ани Березко», Дормидонта в спектакле «Поздняя любовь»;

Э. Ф. Нелюбова - инспектор-массовик, 1948 года рождения. Исполнитель роли Тузиковой в спектакле «Барабанщица»;

А. Т. Уваров - инструктор РК ВЛКСМ, 1967 года рождения. Исполнитель роли танкиста в спектакле «Барабанщица»;

Н. Г. Переверзев - радиотехник, 1912 года рождения. Исполнитель роли Маргаритова в спектакле «Поздняя любовь»;

Л. М. Путильцева - преподаватель музыки, 1947 года рождения. Исполнитель роли Нилы Снижко в спектакле «Барабанщица»;

Н. Б. Зайцев - секретарь РК ВЛКСМ, 1945 года рождения. Исполнитель роли Круглика в спектакле «Барабанщица»;

М. А. Золотухина - учитель, 1913 года рождения. Исполнитель роли пожилой женщины в спектакле «Барабанщица»;

И. Т. Пожидаев - учитель. Исполнитель роли Круглика в спектакле «Барабанщица».

Репертуар кружка составляли пьесы русских классиков и советских драматургов. Среди них - «Женитьба Бальзаминова», «Женитьба Белугина», «Поздняя любовь» и «Счастливый день» А. Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Любовь Ани Березко» В. И. Пистоленко и др. Особой любовью зрителей пользовались пьеса А. Д. Салынского «Барабанщица», посвященная подвигу советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны, а также комедия в трех действиях А. В. Софронова «Стряпуха» («Мудрая Совушка») [13, л. 2].

По данным Курского областного дома народного творчества, на территории Курской области в 1969 г. успешно работали 18 драматических театров: три в Железногорском районе, по два в Золотухинском, Обоянском, Рыльском, Фатежском, Щигровском, по одному в Касторенском, Курском, Кореневском, Солнцевском и Суджанском районах. Многим из них было присвоено звание «народный» [6, л. 145].

Таблица 2

Сведения о народных театрах Курской области за 1969 г. [25, л. 1-8]._

Название коллектива Год создания Год присвоения звания «народный» Руководитель (-ли) Численность

мужчины женщины всего

Обоянский 1919 1966 А.А. Кудрявцев, 14 3 17

народный театр В.В. Петровский

Глушковский народный 1922 1967 Н.Г. Третьяков 10 13 23

театр В.И. Евсеев Н.Д. Улизко

Дмитриевский народный 1945 1966 В.Ф. Казначеева 4 18 22

театр

Свободинский народный 1949 1970 В.Н. Лысых 6 8 14

театр Золотухинского

района

Тимский народный театр 1956 1969 Н.С. Черных 15 12 27

В.П. Ворошаева

Поныровский народный 1950 1974 И.В. Писклова 7 17 24

театр

Льговский народный театр 1954 1959 А.И. Кривошеев 4 9 13

Михайловский народный 1955 1981 В.М. Бабкина 7 10 17

театр Железногорского

района

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суджанский народный 1959 1967 М.Л. Грибанова 7 11 18

театр

Пристенский народный 1960 1977 Н.И. Машкина 5 10 15

театр

Солнцевский народный 1966 1973 Т.Е. Горасюк 12 8 20

театр

Советский народный 1968 1977 А.А. Жилина 8 9 17

театр

Рыльский народный театр 1972 1977 А.А. Колганова 6 12 18

Как показали материалы исследования, практически все руководители театров имели специальное образование. Так, И. В. Селиванов (Курский народный театр) окончил театральное училище им. Щукина; А. И. Кривошеев (Льговский народный театр) - Орловский филиал Московского государственного института культуры; В. Ф. Казначеева (Дмитриевский народный театр), И. В. Писклова (Поныровский народный театр), Н. И. Машкина (Пристенский народный театр), А. А. Жилина (Советский народный театр), В. Н. Лысых (Свободинский народный театр), Н. Д. Улизко (Глушковский народный театр) являлись выпускниками Курского культпросветучилища. Со средним специальным образованием оставались В. М. Бабкина - руководитель Михайловского народного театра Железногорского района и Т.Е. Горасюк (Солнцевский народный театр). Суджанский народный театр возглавляла М.Л. Грибанова - выпускница филологического факультета Воронежского государственного университета, Обоянский народный театр - В.В. Петровский, выпускник Белгородского культпросветучилища (позже окончил Курский педагогический институт). Выпускником этого же вуза являлась и А.А. Колганова -руководитель Рыльского народного театра [25, л. 10-14].

Нам удалось собрать сведения о деятельности нескольких любительских театральных коллективов Курской области. Старейшим из них является Обоянский

народный театр. Еще в начале 1908 г. инициативная группа местных жителей обратилась с прошением в Курское губернское присутствие об открытии в городе самодеятельного музыкально-драматического кружка, устав которого и был утвержден 8 (21) марта 1908 г. Его руководство возглавил бывший артист императорских театров, драматург Владимир Оже (псевдоним - Оже-де-Морвиль). Будучи выпускником Лазаревского института восточных языков, он всю свою дальнейшую жизнь связал с театром - играл в Общедоступном театре М.В. Лентовского. В 1896 г., гастролируя по югу России, заболел и был вынужден остаться с семьей в Обояни. Здесь В. Оже устраивал любительские спектакли, многие из которых проводились с благотворительной целью. До мая 1918 г. постоянным руководителем и режиссером самодеятельного театра был А. Минутко. В то время труппа ставила спектакли по пьесам А. Н. Островского «Бедность не порок», Н. В. Гоголя «Ревизор» и др. [17].

В 1922 г. в Обояни на постоянной основе начал работать драматический театр, труппа которого насчитывала 30 артистов. Среди них были будущий оперный певец, народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий Георгий Нэлепп. Другой член труппы - начинающий писатель Ю.П. Герман. Позже он вспоминал: «... с 14 лет стал работать в театре. Был суфлером, актером, репортером» [28].

По данным М. Озерова, в 1924 г. в Обоянском драматическом театре работала труппа под руководством Сеницкого и Ильиченко-Залужского - заслуженного артиста РСФСР. С 1946 по 1955 г. он был актёром Московского драматического театра. Самая известная работа актёра в кино - Пантелей Мелехов в фильме «Тихий Дон» [17].

В годы Великой Отечественной войны актеры театра не прекращали репетиции и выступали перед горожанами. Активная деятельность коллектива возобновилась в послевоенные годы. Она была направлена на сохранение и развитие театральных традиций, постановку лучших произведений отечественной и зарубежной классики.

В 1956 г. директором театра Обоянского районного дома культуры стал

A. А. Кудрявцев, художественным руководителем - Л. Грибкова, режиссером -

B. В. Петровский. Среди актеров отметим А. М. Шумакова, Д. Н. Пронину, И. В. Алексееву, А. Роженко, В. И. Бузову, В. М. Партигуль, Л. Пензову, И. Я. Русанова, Л. Леденева, Р. Пустовгар, В. Ф. Костылеву, Т. В. Боеву [7, л. 3]. Старейшими самодеятельными актерами являются С. Тарасовский, Г. Тюленева, Е. Дремова, И. Косинов, Д. Черпаков, Д. Каменев, Н. Тарасова, Н. Ларин, А. Малащук, В. Бобрышева и др. [10].

В 1966 г. за спектакль по пьесе А. Н. Островского и Н.Я. Соловьева «Счастливый день» театру было присвоено звание «народный» (Приказ № 75 от 16 февраля 1966 г.) [24, л. 11]. В это время труппой руководил А. А. Кудрявцев, поставивший спектакли «Трибунал» А. Макаенка и «Солдатская вдова» А.П. Анкилова. Последний из них, посвященный судьбе русской женщины, вынесшей на своих плечах все тяготы Великой Отечественной войны и прошедшей через большие жизненные невзгоды и испытания, пользовался огромной популярностью. В 1980-е гг. в репертуаре труппы были пьесы «Пощечина» С. Михалкова, «Второе апреля» М. Зверева. Особой популярностью у зрителей пользовались спектакли по произведениям В. Шукшина «Характеры» и «Портреты». Их постановка состоялась в 1979 г.

Примечательно, что при театре была создана детская группа в составе 18 человек - учащихся 3-6 классов. Ребята приняли участие в постановке спектакля «По секрету всему свету» В. Шульжик, пьесы А. Хмелика «Гуманоид в небе мчится», а также музыкальной сказки «Новогодняя фантазия» (по сценарию В. В. Петровского) [7, л. 18, 39].

В 1978 г., будучи студентом-заочником Курского педагогического института, В. В. Петровский возглавил любительский театр в Обояни. Главная задача, которую он

ставил перед труппой, - показать внутренний мир человека, заглянуть в тайники его души. По мнению режиссера, «основной показатель успеха спектакля - воздействие на зрителя». Петровский был уверен в том, что, «если он не просто бесстрастно наблюдает за событиями, происходящими на сцене, а сопереживает, грустит и радуется вместе с героями, - можно считать, что спектакль в целом удался» [Там же, л. 20].

По сценарию В. В. Петровского были также подготовлены вечера, посвященные Международному году ребенка, 35-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками (в вечере был показан отрывок из пьесы К. Симонова «Русские люди»), Дню учителя (театрализованный вечер «От всей души») и др. В концертах артисты демонстрировали отрывки из пьес Н. В. Гоголя, Ю. В. Сотника, М. А. Стельмаха. В их исполнении звучали миниатюры М. М. Жванецкого, рассказы Л. С. Ленча, Л. М. Измайлова. В целом же за 1979-1980 гг. члены труппы приняли участие в 35 концертах [7, л. 7].

Еще одним любительским драматическим коллективом Обоянского района являлась агитационно-художественная бригада, созданная в 1963 г. Звание «народная» ей было присвоено в 1981 г. (Приказ № 191 от 21 ноября 1981 г.). В коллектив входило 18 человек (10 мужчин и 8 женщин). Его руководителем был С. Я. Рыженко - выпускник Курского педагогического института. Бригада была удостоена звания лауреата Всероссийского смотра-конкурса агитационных бригад, а также награждена дипломом Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества [Там же].

В 1961 г. Министерство культуры СССР и секретариат Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) приняли постановление «О народных самодеятельных театрах», в котором было рекомендовано присваивать звание «народный» любительским коллективам, в том числе и драматическим [22]. В 1968 г. этого звания был удостоен Глушковский любительский театр, режиссером которого в это время являлся Н. Г. Третьяков. Примечательно, что он не только заведовал постановочной частью, но и более 20 лет «исполнял функции» гримёра, художника, декоратора, артиста. Среди наград Н.Г. Третьякова - диплом 1-й степени Курского областного оргкомитета по проведению фестиваля молодёжи (1957 г.), диплом 1-й степени Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся (1975-1977 гг.), диплом Малого театра СССР (1985 г.).

Одним из старейших членов труппы являлся А. А. Калашников. Работая судебным приставом, он более 44 лет посвящал свободное время сцене. Кроме того, разъезжая по району, он всячески помогал сельским любительским драматическим коллективам. Так, с его практической помощью в Кульбакинском сельском доме культуры был поставлен спектакль по пьесе А. Макаенка «Трибунал».

Более 40 лет посвятила театру Т. И. Цветкова. Она известна и как актриса, и как режиссер. С ее помощью были поставлены спектакли «Бедность не порок», «Не было ни гроша, да вдруг алтын...» А. Н. Островского, а также инсценировки по произведениям М. Горького и А. П. Чехова.

В основном труппа ставила одноактные пьесы и миниатюры, которые успешно использовались в агитационно-массовой работе. Играть их можно было на любой площадке - в клубе, парке, на току, в агитпункте. В репертуарном плане театра были следующие спектакли: «Бесприданница» (А. Н. Островский), оперетта «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова, «Старший сын» и «Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова, «Январский ветер» И. В. Эвальда, «Именем революции» (отрывки) М. Шатрова [7, л. 7].

Только в 1968 г. Глушковским народным театром было дано 33 спектакля (29 выездных и 4 стационарных), которые посетили более 5 000 зрителей. За «добросовестное отношение к работе и перевыполнение производственного плана» почетной грамотой был награжден режиссер театра Н. Г. Третьяков. Театральной же

труппе в качестве поощрения «был выделен магнитофон, приобретена световая аппаратура и сделан заказ на пошив костюмов для предстоящих спектаклей» [8, л. 12].

Таким образом, любительские театры Курской области играли важную роль в культурной жизни не только исследуемого региона, но и страны в целом. Они не только сохраняли нравственно-эстетические устои и традиции, присущие народной культуре, но и воспитывали бескорыстное служение любимому делу и чувство коллективизма. Как показало исследование, любительские театры способствовали развитию досуговой сферы как городских, так и сельских жителей. Они сыграли важную роль в расширении театральной аудитории, вовлекали в театральное творчество людей самых разных профессий. Сегодня именно эти аспекты социокультурной жизни требуют особого внимания.

Библиографический список

1. Байдина, Д. В. Особенности любительского театрального искусства / Д. В. Байдина // Диалог цивилизаций: Восток-Запад: материалы Х1Х научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под редакцией В. Б. Петрова, О. В. Филатовой, В. А. Цвыка. - Москва: РУДН, 2019. - С. 153-160.

2. Бугров, Ю. А. Свет курских рамп: Очерки истории театральной культуры Курского края. Книга 2 / Ю. А. Бугров. - Курск: Славянка, 2009. - 280 с.

3. Геращенко, Е. А. К вопросу о терминологии любительского искусства / Е. А. Геращенко, И. Г. Косихина // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология: сборник научных трудов. Выпуск 3 / под редакцией Т. Н. Арцыбашевой, Г. А. Салтык. - Курск: Курск. гос, ун-т, 2015. - С. 96-101.

4. Геращенко Е.А. Театрально-музыкальное любительство в России: от истоков до начала ХХ в. / Е. А. Геращенко, И. Г. Косихина // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология: сборник научных трудов. Выпуск 9 / под редакцией Т. Н. Арцыбашевой, Г. А. Салтык. - Курск: Курск. гос, ун-т, 2019. - С. 167-176.

5. Докладные записки, отчеты о самодеятельном искусстве, культмассовом обслуживании избирателей. Протоколы совещания работников искусства // ГАОПИ КО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 1057.

6. Докладные записки, справки штатных и внештатных Областного Дома народного творчества о работе районных домов культуры всвязи с предстоящим Всероссийским фестивалем искусств, посвященным 100-летию со дня рождения В. И. Ленина // ГАКО. - Ф. Р-5367. - Оп. 1. - Д. 368.

7. Документы (отчеты, программы спектаклей, списки участников) о работе народного театра) Обоянского Дома культуры за 1979 г. // ГАКО. - Ф. Р-5367. - Оп. 1. - Д. 579.

8. Документы (списки участников, характеристики, репертуарные планы) Глушковского народного театра за 1980 г. // ГАКО. - Ф. Р-5367. - Оп. 1. - Д. 601.

9. Злотникова, Т. С. Любительские театры: советское прошлое и актуальные практики / Т. С. Злотникова, С. В. Гиршон // Ярославский педагогический вестник. -2021. - № 1 (118). - С. 202-209.

10. История Обоянского театра [Электронный ресурс]. - URL: oboyanrdnt.ru>index.. .istoriva-oboyanskogo-teatra (дата обращения: 7.08.2023).

11. Каргин, А. С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика / А. С. Каргин. - Москва, 1998. - 270 с.

12. Кузьмина, В. М. К вопросу об участии творческой интеллигенции в организации художественной самодеятельности на селе в годы индустриальной модернизации / В. М. Кузьмина // Интеллигенция и мир. - 2012. - № 1. - С. 55-56.

13. Материалы на присвоение звания «народный» театрально-драматическому коллективу Тимского народного Дома культуры // ГАКО. - Ф. Р-5367. - Оп. 1. - Д. 374.

14. Медведева, Ю. Н. О праздновании юбилеев и памятных дат в Курской области 1950-1960-е годы / Ю. Н. Медведева // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. - №2 (42). - С. 82-87. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2240 (дата обращения:13.07.2023).

15. Медведева, Ю. Н. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий на территории Курской области в послевоенный период (1945-1963 гг.) / Ю. Н. Медведева // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - №2 (46). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v 1/get pdf/2552 (дата обращения: 21.08.23).

16. Медведева Ю.Н. Смотры художественной самодеятельности в Курской области (1943-1953 гг.) / Ю. Н. Медведева // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - №1 (45). - С. 47-52. -URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2512 (дата обращения:13.07.2023).

17. Озеров, М. Театральные звезды Обояни [Электронный ресурс] / М. Озеров. - URL: обоянская-газета.рф>.. .569.. .oboyanskaya.. .5.. .teatralnye... (дата обращения: 7.08.2023).

18. Отчеты о работе Курского дома народного творчества, планы работы, сведения о коллективах и отдельных исполнителях художественной самодеятельности. // ГАКО. - Ф. Р-5367. - Оп. 1. - Д. 324.

19. Переписка с Курским областным домом народного творчества. 1941 г. // ГАКО. - Ф. Р-5367. - Оп. 1. - Д. 122.

20. Планы проведения семинаров народных театров, творческой театральной секции, руководителей танцевальных коллективов на 1977 г. Положение о театральной секции // ГАКО. - Ф. Р-5367. - Оп. 1. - Д. 561.

21. Планы работы, докладные записки о работе Дома народного творчества за 1946 г. // ГАКО. - Ф. Р-5367. - Оп. 1. - Д. 16.

22. Постановление Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 9 января 1961 года [Текст]: О народных самодеятельных театрах профсоюзов. - Москва: [б. и.], 1961. - 7 с.

23. Салтык, Г. А. История Курского областного Дома народного творчества в документах Государственного архива Курской области / Г. А. Салтык // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. - 2022. -№ 4 (64). - С. 81-90. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4678 (дата обращения: 10.08.2023).

24. Сведения о кружках художественной самодеятельности и о подготовке их к смотру самодеятельности по районам. Докладные записки о результатах обследования работы кружков // ГАКО. - Ф. Р-5367. - Оп. 1. - Д. 8.

25. Сведения о народных коллективах Курской области // ГАКО. - Ф. Р-5367. -Оп. 1. - Д. 605.

26. Стрельцова, Е. Ю. Художественное любительство как социокультурный феномен / Е. Ю. Стрельцова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 5 (73). - С. 145-149.

27. Татарская И.Ю. Художественная самодеятельность [Электронный ресурс] / И. Ю. Татарская. - URL: http://kva.kursk.su>cyclopedia/HUDOZhESTVENNAYa. (дата обращения: 20.08.2023).

28. Филиппов, Г. В. Юрий Павлович Герман. Библиографический указатель [Электронный ресурс] / Г. В. Филиппов. - URL: http://hrono.ru>biograf/bio g/german jury.php (дата обращения: 25.08.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.