Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (1950–1960 Г'

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (1950–1960 Г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Учреждения культуры / досуг / культурно-просветительская работа / Областной драматический театр / краеведческий музей / Областная картинная галерея / Клуб железнодорожников / Областная государственная филармония / университеты культуры / дома культуры / библиотеки / кинотеатры / Дом народного творчества. / Cultural institutions / leisure / cultural and educational work / Regional Drama Theater / Museum of Local Lore / Regional Art Gallery / Railway Workers Club / Regional State Philharmonic Society / Universities of Culture / houses of culture / libraries / cinemas / House of Folk Art.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Ю. Н.

На основе документов Государственного архива общественно-политической истории Курской области в статье рассматривается значение учреждений культуры Курской области в формировании национальной идентичности и гражданско-патриотическом воспитании в 1950–1960 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CULTURAL INSTITUTIONS IN THE FORMATION OF NATIONAL IDENTITY AND CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN THE KURSK REGION (1950–1960)

Based on the documents of the State Archive of the Socio-Political History of the Kursk region, the article discusses the role and importance of cultural institutions of the Kursk region in the formation of national identity and civic-patriotic education in the 1950s and 1960s.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (1950–1960 Г»

УДК 325

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (1950-1960 ГГ.)

© 2023 Ю. Н. Медведева

старший преподаватель кафедры музыкального образования и исполнительства

e-mail: www-m.n.n@yandex.ru

Курский государственный университет

На основе документов Государственного архива общественно-политической истории Курской области в статье рассматривается значение учреждений культуры Курской области в формировании национальной идентичности и гражданско-патриотическом воспитании в 1950-1960 гг.

Ключевые слова: учреждения культуры, досуг, культурно-просветительская работа, Областной драматический театр, краеведческий музей, Областная картинная галерея, Клуб железнодорожников, Областная государственная филармония, университеты культуры, дома культуры, библиотеки, кинотеатры, Дом народного творчества.

THE ROLE OF CULTURAL INSTITUTIONS IN THE FORMATION

OF NATIONAL IDENTITY AND CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN THE KURSK REGION (1950-1960)

© 2023 Yu. N. Medvedeva

Senior Lecturer of the Department of Music Education and Performance e-mail: www-m.n.n@yandex.ru

Kursk State University

Based on the documents of the State Archive of the Socio-Political History of the Kursk region, the article discusses the role and importance of cultural institutions of the Kursk region in the formation of national identity and civic-patriotic education in the 1950s and 1960s.

Keywords: cultural institutions, leisure, cultural and educational work, Regional Drama Theater, Museum of Local Lore, Regional Art Gallery, Railway Workers Club, Regional State Philharmonic Society, Universities of Culture, houses of culture, libraries, cinemas, House of Folk Art.

2022 год был объявлен Президентом РФ В.В. Путиным Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Значение учреждений культуры и искусства в решении задач патриотического воспитания возрастает в связи с современной внешнеполитической обстановкой. Данная статья посвящена роли учреждений культуры в формировании национальной идентичности и гражданско-патриотическом воспитании. Эти вопросы будут рассмотрены посредством анализа исторического опыта учреждений культуры и искусства Курской области.

Учреждения культуры занимали важную роль в массово-политической и культурно-просветительской работе среди населения г. Курска. Рассмотрим исторический опыт 1950-1960 гг.

В 1954 г. в г. Курске было 5 профсоюзных клубов, 3 красных уголка, 26 библиотек, Областной драматический театр, краеведческий музей, Областная картинная галерея, 3 кинотеатра, 25 киноустановок в клубах, красных уголках и учебных заведениях, 4 кинопередвижки, работающие в городе [1, л. 10].

Основной целью работы учреждений культуры в 1954 г. было коммунистическое воспитание жителей г. Курска, рост культурного уровня населения, подъем трудовой и политической активности.

Клубом железнодорожников г. Курска проводилась значительная массово-политическая и культурно-просветительская работа. За несколько месяцев клубом было проведено свыше 70 лекций, которые прослушали 26 000 человек. Тематика докладов была разнообразной. Читались лекции об атомной энергетике и ее использовании в мирных целях, о реактивной технике, новых методах выращивания картофеля и овощей, мичуринском методе закладки садов. Также велись беседы по литературе и искусству [Там же].

К чтению лекций и докладов привлекались лекторы Всесоюзного общества по распространению политических знаний, партийные работники, работники дорожного комитета профсоюзов железнодорожного транспорта. Большую роль в привлечении слушателей и повышении их интереса к лекциям играли разнообразность тематики, высокий уровень лекций, хорошо проведенная организационная работа, установление постоянных расписаний чтения лекций [1, л. 11].

В Клубе железнодорожников проходили вечера отдыха, массовые гуляния в дни празднования Всесоюзного дня железнодорожников, Дня воздушного флота и др. В целях пропаганды художественной и политической литературы проводились читательские конференции, литературные вечера, обзоры, беседы, читки произведений. При клубе были организованы кружки художественной самодеятельности, которыми в 1954 г. было дано 115 концертов и спектаклей. Этими мероприятиями было обслужено свыше 43 000 человек [Там же].

После XXI съезда КПСС учреждения культуры и искусства стали перестраивать свою работу, приближая ее к обычной жизни, к потребностям народных масс. Областной драматический театр им. А.С. Пушкина пересмотрел и пополнил репертуар сезона 1958-1959 г. произведениями русской драматургии о борьбе за мир, о героическом труде, о коммунистической морали. Так, театр в 1958 г. познакомил зрителей с новыми по сценическому решению спектаклями «Навстречу ветру» В. Овечкина, «Вишневый сад» А. Чехова, «Тайфун» С. Юи.

Областной драматический театр перестроил свою работу по обслуживанию зрителей, организовывал привоз зрителей из районов области на спектакли. Основной формой обслуживания населения области в этот период стала организация дней отдыха колхозников в театре с показом лучших спектаклей репертуара с последующим их обсуждением. За 3 месяца 1958 г. Областной драматический театр посетило свыше 10 000 человек из 15 районов Курской области, которые просмотрели спектакли «Именем революции» М. Шатрова, «Навстречу ветру» В. Овечкина, «Опасная профессия» В. Соловьева [2, л. 28].

Областная государственная филармония пересмотрела репертуар каждого исполнителя, исключив из него устаревшие и малохудожественные произведения, пополнила творческий состав высококвалифицированными исполнителями. Для обслуживания районов Курской области Областная государственная филармония укомплектовала 5 эстрадных бригад, из них одну с профилем «Русская песня».

За первый квартал 1958 г. концертные бригады Курской областной филармонии поставили 233 концерта, обслужив свыше 44 000 человек городов и районов Курской области [2, л. 26].

В Советском, Щигровском, Льговском, Кореневском, Рыльском, Дмитриевском районах, с. Калиновка Хомутовского района были организованы концерты бригад Областной государственной филармонии с участием солиста Большого театра СССР, заслуженного артиста республики И. Скобцова.

Музыкально-литературным лекторием филармонии в 1958 г. было проведено 5 творческих встреч с бригадами коммунистического труда. На предприятиях Курска за 3 месяца было организовано 120 концертов [Там же, л. 28].

С 1958 г. Курская картинная галерея стала активнее и разнообразнее проводить работу по эстетическому воспитанию трудящихся Курска и области. С этой целью были организованы 4 выставки-передвижки: «Выставка произведений западноевропейского искусства из фондов Государственного Эрмитажа», «Выставка произведений советских художников, «Выставка китайского искусства», «Выставка произведений Народного художника Армянской ССР А. Коджояна» [Там же, л. 29]. Данные экспозиции просмотрели 10 956 зрителей, было проведено 248 экскурсий.

Для молодежи в лекториях картинной галереи читались лекции по советскому искусству на темы: «Русское искусство накануне Октября», «Советское искусство в 20-е годы», «Искусство восстановительного периода (1921-1932 гг.)», «Искусство в период 1932-1941 гг. », «Искусство в период Великой Отечественной войны», «Советское искусство в послевоенный период», «Советская архитектура» и др.

Лекции прослушали 418 человек. Кроме того, в картинной галерее состоялось 4 торжественных вечера, посвященных юбилейным датам художников В. Перова, И. Бродского, Ван-Дейка, Леонардо да Винчи, на которых присутствовало 230 человек.

К юбилейным датам картинная галерея организовывала выставки-передвижки в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Так, в 1958 г. обучающиеся школ №13, 14, 18 и Дома пионеров и школьников смогли посмотреть выставки на темы: «Советская Армия в произведениях советских художников», «Образ женщины в изобразительном искусстве», «Образ В.И. Ленина в произведениях советских художников», «Творчество художника И. Репина».

В лекториях картинной галереи проводились торжественные сборы и линейки школьников, посвященные памятным датам.

В районы Курской области направлялись передвижные выставки. Так, в г. Рыльске и п. Черемисиново жители смогли познакомиться с репродукциями картин Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея [2, л. 30].

С ростом материального уровня жителей Курской области серьезно возросли культурные запросы населения городов и сел, повысился интерес к кино, значительно увеличилось число зрителей, просматривающих кинофильмы.

Готовясь к XXI съезду КПСС, работники учреждений культуры Курской области включились в социалистическое соревнование, досрочно выполнив годовой план кинообслуживания населения как по городу, так и в сельской местности. По всем показателям к 15 декабря 1958 г. план по сеансам был перевыполнен на 115,5%, охват зрительской аудитории - на 104,1%, валовой сбор - на 105,8%. Дополнительно было обслужено 565 000 человек, дано 24 079 киносеансов. В 1958 г. средняя посещаемость киносеансов на одного городского жителя составила 27,2 раза в год, в сельской местности - 8 раз.

В этом же году значительно увеличилась сеть киноустановок области. Вместо 60 установок по народнохозяйственному плану было введено 100. На 1 января 1959 г. киносеть Курской области состояла из 453 киноустановок.

За первый квартал 1959 г. развитие киносети в области активно продолжалось. К 1 апреля 1959 г. составило 492 киноустановки. В том числе: 13 городских кинотеатров, 2 летние площадки, 5 городских кинопередвижек, 21 кинотеатр в районных центрах, 155 сельских стационарных киноустановок, 296 сельских передвижных установок [2, л. 31]. План кинообслуживания населения в 1959 г. был значительно увеличен из-за большого спроса населения Курской области [2, л. 32].

Таким образом, к 1959 г. учреждения культуры Курской области улучшили пропаганду решения XXI съезда КПСС, стали выстраивать свою работу совместно с производственными задачами районов, колхозов. Увеличилось количество лекций, тематических вечеров, вечеров чествования передовых людей производства, концертов художественной самодеятельности, улучшилось оформление и содержание наглядной агитации.

В работе учреждений культуры появились новые формы работы с населением: выпуск устных журналов, проведение молодежных диспутов, в г. Курске и трех районах области создали самодеятельные народные театры, районные дома культуры стали выпускать световые озвученные газеты, 50 библиотек Курской области начали осуществлять свободный доступ читателей к книжным фондам, 150 библиотек перешли на частичный доступ. Книжные магазины перешли на торговлю без продавцов, открыв покупателям свободный доступ к книгам. Возросло количество коллективов художественной самодеятельности, улучшился их репертуар.

Лучших показателей в работе добились Советский, Обоянский и Льговский районные дома культуры, Октябрьский и Ивановский сельские клубы Рыльского района, Кобылковский сельский клуб Глушковского района, Захарковский сельский клуб Конышевского района, Ново-Ивановский, Махновский сельские клубы Суджанского района, Обоянская, Михайловская, Льговская, Медвенская и Щигровская районные библиотеки, Лещано-Плотавская сельская библиотека Солнцевского района, Спасская сельская библиотека Медвенского района, Курская городская библиотека №1.

Значительные результаты были достигнуты в кинообслуживании населения. В 1958 г. киносеть Курской области обслужила 14 383 000 человек. В области развернулась работа по сплошной кинофикации колхозов.

К работе учреждений культуры повысилось внимание со стороны общественных организаций, руководителей сельсоветов и колхозов, что способствовало укреплению материально-технической базы клубов и библиотек. В 1958 г. в Курской области было построено 35 колхозных клубов, 7 помещений для библиотек, более 150 красных уголков. На строительство и оборудование учреждений культуры было привлечено 9 000 000 общественных средств [2, л. 35].

С целью повышения квалификации руководителей коллективов художественной самодеятельности был проведен ряд семинаров, для заведующих сельскими клубами и библиотеками проводились месячные курсы [Там же, л. 36].

При Областном доме народного творчества был создан народный хор. Объявлены конкурсы на лучший оркестр народных инструментов, лучший хоровой коллектив, лучшего солиста-вокалиста, лучшую световую озвученную газету. В районах области велась активная работа по созданию кружков художественной самодеятельности в каждом колхозе. Дом народного творчества оказывал организационно-методическую помощь кружкам и отдельным исполнителям в районах области и по г. Курску [3, л. 2].

В этот период был намечен ряд других мероприятий по улучшению работы учреждений культуры области. Председатели колхозов, где не было центров культуры, должны были в течение двух лет построить в центре района клуб, а в бригадах оборудовать красные уголки. Все районы области должны были иметь не менее одной

киноустановки. Помещения Областного управления связи, Городского Совета, Областного Дома политического просвещения были переоборудованы под Областную детскую библиотеку, иностранный отдел Областной библиотеки, вечернее отделение музыкальной школы и народного хора Областного Дома народного творчества [2, л. 37].

К 1960 г. в Курской области работали 27 университетов культуры в Глушковском, Касторенском, Ленинском, Льговском, Медвенском, Поныровском, Советском, Фатежском, Черемисиновском, Суджанском районах. Большинство из них создавались при районных домах культуры или при сельских клубах, например Ивановский сельский университет культуры в Щигровском районе или Калиновский сельский университет культуры в Хомутовском районе.

Всего в университетах культуры Курской области насчитывалось около 6 000 слушателей. Это были в основном учащиеся, служащие, рабочие, колхозники. Работали университеты культуры на общественных началах.

Университеты культуры были одногодичные. В их программе и учебных планах предусматривались циклы лекций по литературе, театру, живописи, музыке, хореографии, киноискусству. Лекции сопровождались показом диафильмов, диапозитивов, кинофильмов, концертами художественной самодеятельности, экскурсиями в музей и картинную галерею, коллективными посещениями слушателей университетов культуры спектаклей драматического театра и концертов филармонии.

Занятия проводились на разные темы, например: «Что значит быть культурным?», «Как правильно понимать и ценить произведения изобразительного искусства?», «Образ В.И. Ленина в творчестве скульптора Н.А. Андреева» и др. [4, л. 7].

Лекции читались работниками Курской картинной галереи, драматического театра им. А.С. Пушкина, музыкального училища, учителями Медвенской средней школы. Чтение сопровождалось показом репродукций картин известных художников, демонстрацией кинофильмов: «Третьяковская галерея», «Композитор М. Глинка», «В.И. Ленин» и др., концертами коллективов художественной самодеятельности.

Успешно работал университет культуры в Ленинском районном доме культуры. Здесь в 1960 г. прошла встреча слушателей с режиссером и актерами Курского областного драматического театра им. А.С. Пушкина. Главный режиссер театра рассказал о работе и творческих планах коллектива. Актеры показали слушателям университета отрывки из пьес «Трехминутный разговор» Л. Левидовой и «Сын века» А. де Мюссе. Для слушателей были прочитаны циклы лекций по литературе, продемонстрированы фильмы «Отцы и дети», «Накануне», «Лебединое озеро», «В людях», «Мои университеты».

Активное участие в работе университета культуры принимала интеллигенция Ленинского района: А. А. Одинцова - преподаватель средней школы, И.Р. Солодилов -второй секретарь РК ВЛКСМ, С.И. Зубец - директор средней школы.

Для колхозников с. Калиновка Хомутовского района университет культуры был создан при Доме культуры. Руководил работой совета университета культуры секретарь партийной организации колхоза «Родина Хрущева» Д.В. Орлова.

Колхозники прослушали лекции на темы: «Как слушать и понимать музыку?», «Советская литература - самая прогрессивная и демократическая литература в мире», «Советское изобразительное искусство», «В.И. Ленин о коммунистическом воспитании молодежи».

Значительно оживило литературную жизнь города и области Курское отделение Союза советских писателей, организованное в конце 1958 г. [6, л. 16]. Курские писатели В. Овечкин, М. Колосов, Н. Корнеев, Ф. Голубев, Е. Полянский,

Н. Григорьева, Ю. Лебедев проводили много встреч с читателями в разных аудиториях Курска и области.

Курское отделение Союза советских писателей создало в районах Курской области литературные объединения и литературные кружки, в которых обсуждались произведения начинающих поэтов и прозаиков. В целях повышения творческого мастерства молодых авторов проводились литературные вечера, областные семинары, совещания, дискуссии [5, л. 90].

Кроме обсуждений новых произведений в Союзе писателей проводились мероприятия, направленные на подъем идейно-художественного уровня молодых литераторов. Например, по теме «Творческая лаборатория писателя» была проведена беседа В. Овечкина о работе над своими основными произведениями; состоялась дискуссия на тему: «Особенности рассказа, новеллы как литературного жанра»; было проведено общее собрание писателей по вопросу: «Творчество курских писателей и проблема современности». На собрании обсуждались вопросы писательской этики [6, л. 17].

В отделении Союза писателей были организованы регулярные дежурства поэтов и прозаиков. Любой начинающий автор мог получить консультацию.

В 1959 г. состоялся межобластной семинар драматургов. На мероприятие приехали 20 драматургов из 7 областей. 10 драматургов представляли Курскую область. Куряне получили высокую оценку на семинаре [Там же].

Среди наиболее значимых произведений, созданных курскими писателями, Союзом писателей были выделены пьесы В. Овечкина «Навстречу ветру», «Летние дожди», «Время пожинать плоды», очерк «Рассказ об одной поездке». В своих произведениях автор ставил актуальные проблемы современности, утверждал творческое отношение к жизни, обличал обывательское равнодушие, консерватизм. Творчество В. Овечкина является примером тесной связи литературы с жизнью народа, активного участия писателя в воспитании советского человека.

Ряд рассказов для юного читателя написал М. Колосов. В повести «Мальчишка» автор поднял важную тему воспитания в труде. В литературном произведении рассказывается о том, что формирование человека в обществе невозможно без активного участия в трудовой деятельности [5, л. 89]. Повесть имеет воспитательное значение, поскольку прививает читателю любовь к труду, высмеивает лень и пренебрежительное отношение к работе. В рассказах «Звезда», «Это наш», «Волчок» М. Колосов на эпизодах Великой Отечественной войны ярко рисует патриотизм детей, ненависть к немецко-фашистским захватчикам, предателям Родины.

Больших успехов в работе к 1960 г. добился курский писатель Е. Носов, рассказы которого стали появляться на страницах центральной печати. В его рассказах ярко раскрывается красота родного края, духовное богатство простых людей. Автору присущи тонкая наблюдательность, точность и живописность языка.

Из курских поэтов выделяется Н. Корнеев. Его книга «Янтарь и гранит» отличается оригинальностью и глубиной, ясностью авторской позиции. Он славит красоту подвига. Герои его стихов - люди разных поколений: от пенсионера, ветерана революционных битв до юных нахимовцев, продолжающих дело отцов, или молодого рабочего, славящего трудом свое Отечество [5, л. 90].

Поэтом Е. Полянским было опубликовано 2 сборника стихотворений «В пути» и «Метелица». В его поэме «Железноград» описывается повседневная жизнь родного края. Он пишет о трудовых подвигах, о простых людях.

Лирические поэты Курской области Н. Григорьева, А. Говоров, Н. Истомин отличаются своей непосредственностью, душевностью, любовью к Родине, к родному краю, воспевают труд советских людей.

Сборник Ю. Лебедева «Мартовский ручей» отличался от творчества современников автора. Особенно следует выделить басни, в которых были даны сатирические портреты бюрократов и обывателей [5, л. 91].

Курские писатели добились успехов в своем творчестве. Но к темам современности относились осторожно. Важнейшей задачей, которую ставили перед собой авторы, было повышение художественного мастерства, развертывание принципиальной аргументированной критики [Там же, л. 92].

Таким образом, в рассматриваемый исторический период учреждения культуры и искусства играли большую роль в воспитании патриотических и эстетических чувств. Изучение данного исторического опыта необходимо для решения актуальных задач формирования национальной идентичности, духовно-нравственного развития граждан России.

1. ГАОПИ КО. Ф. П-2878. Оп. 1. Д. 1252.

2. ГАОПИ КО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3312.

3. Салтык Г. А. История Курского областного дома народного творчества в документах Государственного архива Курской области // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 4 (64). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4678 (дата обращения: 17.02.2023).

4. ГАОПИ КО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3318.

5. ГАОПИ КО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3518.

6. ГАОПИ КО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 3311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.