Научная статья на тему 'Театральная трагедия как игра жизни'

Театральная трагедия как игра жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театральная трагедия как игра жизни»

поклонников. Захватит она со временем и позднее большинство, которое тоже составляет до 35 %. 70 % - это те люди, на которых делается ставка, они готовы покупать тенденцию через 1-1,5 года, правда в весьма нивелированном виде. 13% составляют консерваторы, которые одеваются "вне моды"» (См.: Гаспарян А., Долгин А. Кто повелевает модой? // Критическая масса. 2004. № 4. С. 25. Долгин А. Экономики символического обмена. М., 2007).

Итак, герой - это:

• личность, являющаяся, по Гегелю, выражением «национального Духа», чаяний большинства, олицетворением того, на что большинство не способно;

• человек, почитаемый в качестве предка и создателя социокультурного пространства в городах;

• творец, преобразующий хаос и окружающую действительность для блага людей.

Выполняют ли эти функции современные «культовые» фигуры? Несомненно, ибо «в демократических сообществах каждый гражданин обычно занимается наблюдением за довольно незначительным объектом: самим собой. Если он поднимет глаза, то увидит лишь огромную структуру всего общества или ещё более грандиозную структуру всего человечества. Его идеи либо чрезвычайно конкретны и точны, либо чрезвычайно общи и размыты. Между этими двумя крайностями лежит пустота. Следовательно, когда его вырывают из своей сферы, он всегда ожидает появления какого-либо интересного объекта. И только на таких условиях человек соглашается устраниться от всех тех мелких и непростых забот, что составляют очарование и интерес его жизни» (Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992. С. 373-374).

Иначе говоря, лишь герою в современной культурной ситуации удается вытянуть современного индивидуалиста из дома, заставить его пойти на концерт, в театр или кинотеатр, в музей или библиотеку.

Т. А. Мотина

Театральная трагедия как игра жизни

По театральной игре можно судить об эпохе и её культуре. Попытаемся рассмотреть трагедию, как игру жизни на примере театральной игры. Почему на примере театра, да потому что игрок - это актер, а, по мнению Ницше, самое высокое воплощение игры - в театре. Поэтому было совершенно не случайно обращение к Дионису в ранней работе «Рождение трагедии из духа музыки». С точки зрения значения слова «игра», оно может быть употреблено и для обо-

104

значения театрального представления, спектакля. И спектакль остается игрой, ибо удовлетворяет всем требованиям к структуре игры, и является миром, замкнутым в себе. Именно в форме представления для зрителя игра «мыслится» игроком как превосходящая его действительность. Бытие игры осуществляется не в сознании и поведении играющих, а наоборот: игра сообщает игроку свой дух. Зрелище, представление, игра в театре открыта зрителям. Сама игра - это духовное единство актера и зрителей.

Однако реализация игры в театре, имеет особый момент, ибо игра как таковая вовсе не предполагает зрителя, она играется для себя и ради себя. «...Скорее закрытость игры в себе и создает ее открытость для зрителя. Зритель лишь осуществляет то, чем является игра как таковая».

Почему же, говоря о театральной игре, обращаемся к трагедии? Ф. Ницше в трагедии, в античной трагедии пытается найти мощный «источник пьянящей радости» жизни. Ибо трагическое искусство умеет возвышенно сказать «да» жизни. В трагедии сосредоточена сила, способная остановить «болезнь» духа. При этом речь может идти о болезни социума, которая лечится революциями либо реформами. Речь может идти и об индивидууме. Взгляд Ф. Ницше -это взгляд на личность под углом зрения жизни. Вот почему его работа «Рождение трагедии из духа музыки» представляет интерес и при рассмотрении игры. Атрибуты спектакля: маски, костюмы, сами актеры, - атрибуты игры. Сбылось предсказание Ницше о трагическом веке, о том, что «высшее искусство в утверждении жизни, трагедия» возродится. Слабые decadents нуждаются во лжи, она условие их существования, а трагедия - игра - вещает правду о жизни. Трагическая мудрость. Трагедия как игра сильных, избранных. Она необходима, эта игра, для становления жизни.

И комедия, и трагедия генетически вытекают из игры. По мнению Й. Хейзинга, трагедия в ее истоках была не отражением индивидуальной человеческой судьбы, а священной игрой, неким богослужением на сцене. Атмосфера трагедии - это дионисийский экстаз, который ощущает перемещенный в иное «я», в плоскость игры, актер. Он не представляет, а воплощает, чем «заражает» и зрителя. «Власть необычного слова, гигантизм образов и пафос выражения. соответствуют священному характеру игры и из него проистекают».

Игра для и ради становления истинной жизни, жизненности, ищет выход, путь становления и находит его во взаимодействии и борьбе двух начал: Апполон как олицетворение основного принципа, явления, т. е. принципа, который контролирует мир как представление и Дионис - в искусстве, где оно представлено музыкой. У Г. Гессе музыка выступает как одно из оснований возникновения иг-

105

ры. Сочетание и борьба этих начал - суть трагедия. Музыка выступает как аналог мировой воли, некий неоформленный прорыв мировой воли, прорыв первоначала, через который и можно соприкоснуться с этой стихийной, неоформленной, находящейся вне времени и вне пространства основой мира.

Анализ генезиса трагедии дает основания говорить о тождестве с игрой. Феномен трагедии находит свое отражение не только в самой трагедии, но и в других видах искусства. Так же рассматривать трагическое можно и как феномен этико-метафизический. Размышляя и давая определение трагедии, Аристотель выделяет ее воздействие на зрителя, специфическое воздействие трагедии. То, что познается как трагический процесс не только на сцене, но и в жизни, является «замкнутой смысловой сферой», которая сопротивляется вторжению. Этим трагедия подтверждает свои истоки из игры.

Игра не может возникнуть из недостатка, она возникает из переизбытка: если же игра играется из желания восполнить недостаточное, то это не игра. Когда, по мнению Х.-Г. Гадамера, человеком овладевают жалость и тревога, то наступает мучительное раздвоение, в котором коренится невозможность единения с тем, что происходит. Трагическое потрясение действует как соединение с тем, что есть. «Трагическая скорбь отражает вид утверждения, возврат к самому себе...». Герой участвует в утверждении и принимает свою судьбу. Это необходимая подготовка для формирования восприятия реальности, осознания упадка и фигуры сверхчеловека (игрока) как свободного, творящего этот мир, реального, необходимого, подтверждающего жизнь, являющегося жизнью. «Не для того, чтобы освободиться от ужаса и сострадания, не для того, чтобы очиститься от опасного аффекта бурным его разряжением - а для того, чтобы наперекор ужасу и состраданию, быть самому вечной радостью становления - той радостью, которая заключает в себе также и радость уничтожения .».

Идея христианской трагедии, с этой точки зрения, спорна, поэтому Ф. Ницше и ищет этот трагический пафос у греков и находит в древнегреческой трагедии. Отсюда же и корни критики христианства, христианской морали в учении Ницше. Поиск жизнеспособной формы, по Ницше, отвергает формы слабые. Что же обретает зритель-игрок? В переизбытке трагического зла познается общее. Зритель-игрок перед лицом силы судьбы познает себя и свое собственное бытие, он обретает проницательность, освобождается от ослепления, в котором он до сих пор жил. Трагический спектакль возвышает и потрясает, углубляя внутреннюю целостность зрителя-игрока. Трагедия - необходимая игра жизни, для того, чтобы научиться жить. Это противоположность мнению Шопенгауэра о трагическом, о его роли. Мир и жизнь у Ницше стоят нашей

106

привязанности, ибо могут дать истинное удовлетворение, поэтому трагический дух ведет не к отречению, а к утверждению!

Однако в театральном действии участвует и актер-игрок. Он сам, философ Ницше, - актер, его Заратустра - это он, новый игрок, который не сторонится роли актера, скомороха. Этот новый актер умеет сохранить мужество и умеет перевоплощаться по случаю в кого угодно, он располагает целым набором масок, «чтобы не быть разорванным на куски каким-нибудь минотавром совести». Здесь вся вызывающая противоречивость, весь табель о рангах философского и культурного порядка списан в театральный реквизит масок. Актер не выдержал бы и мгновения, доведись ему «зажить» в какой-нибудь одной маске, это не его суть. Сам Ницше в предисловии к «Веселой науке» отождествляет это «искусство трансфигурации» с собственно философией. Игрок-актер еще и философ. «Я должен научиться играть на своем стиле, как на клавиатуре, но играть не заученные пьесы, а свободные фантазии, свободные в максимальной степени и, тем не менее, всегда логичные и основательные» (из письма к К. фон Герсдорфу от 6 апреля 1867 г.) (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.

С. 30).

Заратустра - актер, возвещающий о новом человеке, сверхчеловек. Он игрок, ведущий нас, зрителей, по пути к сверхчеловеку. Он играет свой спектакль, свою трагедию, чтобы мы прониклись и приняли участие, чтобы тоже стали игроками. Игра Ницше под названием «Сверхчеловек» и ее пока единственный игрок - Заратустра, игрок-актер. Сверхчеловек - некая награда в этой игре, цель пути, но не цель самого себя, пожалуй, как и во всякой игре. Итак, Заратустра - это глашатай и путь, он актер. Его путь - это путь самопреодоления и отказа от прежнего (будь то маска или ценности). Постоянное преодоление самого себя, его тождественность самому себе обретается в отрицании тождественности, он может оставаться самим собой, только постоянно изменяясь. Путь Заратустры -путь одиночества, игрок одинок, у него не может быть друзей или последователей. Его игра - это только его игра. Он и игра - трагическая пара.

Эта игра - рождение нового, а не борьба, это утверждение жизни. «...Тот, кто обладает самым жестоким, самым страшным познанием действительности, кто придумал «самую бездонную мысль», не нашел, несмотря на это, возражения против существования, даже против его вечного возвращения, - напротив, нашел еще одно основание, чтобы самому быть вечным утверждением всех вещей»... На этом пути игроку необходимо обращение к аскезе, но это будет новая аскеза. Это будет не аскетическое отрицание мира ради другого мира, по ту сторону, эта аскеза будет проявляться в са-

107

мообладании. Это новое свойство нового игрока должно быть самопожертвованием. Во имя того, что мыслится как высшая ценность, а это сверхчеловек.

Возможно, в отрицании узреть «идеал человека», полного крайней жизнерадостности и мироутверждения, человека, который не только научился довольствоваться и мириться с тем, что было и есть, но хочет повторения всего этого так, как оно было и есть. Игра и ее смысл внутри игрока, он зритель, он актер и он выигрыш в этой игре; он играет для себя, своей игры, делая себя нужным, обретая себя как личность.

В. А. Айрапетова

Образ обывателя как культурного героя эпохи в живописи малых голландцев и бидермайере

В последнее время в научной литературе, касающейся проблем повседневности, всё чаще обращаются к изучению массового сознания и поведения людей. И так называемый «среднестатистический» носитель этого массового сознания является, собственно говоря, и главным культурным героем нашего времени. Причём, некоторые учёные ставят перед собой такую насущную и вместе с тем перспективную задачу для современной культурологи, как реабилитация обывателя, которая должна последовать за осуществлённым в гуманитарном знании осознанием культурной ценности повседневной жизни.

Мещанин, обыватель, рядовой человек осмысливается в последнее время как главный герой, основное действующее лицо современной культуры.

Примером тому является монография В.П. Козырькова, в которой автор констатирует, что на протяжении двух последних веков фигура обывателя рисовалась философами, поэтами, революционерами как «источник всевозможного социального зла. Но на самом деле такая позиция односторонняя», так как «обыватель и обыденный мир достойны более серьёзного внимания философии и других гуманитарных наук» (Козырьков В.П. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999. С. 159).

Искусство гораздо раньше науки исследовало и утвердило культурную ценность обыденной жизни. Достаточно вспомнить живопись «малых голландцев» и немецко-австрийский «бидермай-ер» - духовное движение и художественное течение 1820-1850 гг., незаслуженно обойдённое вниманием отечественной науки. Бидер-майер как выражение жизненных ценностей и мировоззрения не-

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.