Научная статья на тему 'Театральная среда: сущностно-смысловые характеристики и условия формирования'

Театральная среда: сущностно-смысловые характеристики и условия формирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
639
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / THEATRE / ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / THEATRE CULTURE / ТЕАТРАЛЬНАЯ СРЕДА / THEATRE ENVIRONMENT / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Точилкина Алла Сергеевна

Данная статья посвящена осмыслению сущности и условий формирования театральной среды в современном городе. Автор обобщает существующие определения театральной среды и предлагает собственную трактовку смысловых и функциональных особенностей ее развития. На примере города Челябинска, формирование и эффективное функционирование театральной среды определяется как значимое направление в реализации культурно-художественной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRE SPACE: SUBSTANTIAL AND CONCEPTUAL CHARACTERISTICS AND THE CONDITIONS PREREQUISITE FOR ITS FORMATION

The article is aimed at grasping the substance of the «theatre space» notion outlining the necessary conditions for its functioning in a contemporary urban environment. The author summarises the existing definitions of the theatre space and steps in with her own treatment of conceptual and functional properties that influence its development. In this article Chelyabinsk city serves as a model for designing and giving an impulse to an effective functioning of theatre space that is considered an important feature in the implementation of a coordinate policy in art and culture.

Текст научной работы на тему «Театральная среда: сущностно-смысловые характеристики и условия формирования»

А.С. Точилкина

Челябинский государственный драматический «Молодежный театр», Челябинск, Россия

ТЕАТРАЛЬНАЯ СРЕДА:

СУЩНОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация:

Данная статья посвящена осмыслению сущности и условий формирования театральной среды в современном городе. Автор обобщает существующие определения театральной среды и предлагает собственную трактовку смысловых и функциональных особенностей ее развития. На примере города Челябинска, формирование и эффективное функционирование театральной среды определяется как значимое направление в реализации культурно-художественной политики.

Ключевые слова: театр, театральная культура, театральная среда, культурная политика.

A. Tochilkina

Chelyabinsk State Drama «Youth Theatre» Chelyabinsk, Russia

THEATRE SPACE: SUBSTANTIAL AND CONCEPTUAL CHARACTERISTICS AND

THE CONDITIONS PREREQUISITE FOR ITS FORMATION

Abstract:

The article is aimed at grasping the substance of the «theatre space» notion outlining the necessary conditions for its functioning in a contemporary urban environment. The author summarises the existing definitions of the theatre space and steps in with her own treatment of conceptual and functional properties that influence its development. In this article Chelyabinsk city serves as a model for designing and giving an impulse to an effective functioning of theatre space that is considered an important feature in the implementation of a coordinate policy in art and culture.

Key words: theatre, theatre culture, theatre environment, cultural policy.

В современных культурологических трактовках понятие «театральная культура» всё чаще заменяется категорией «театрального пространства» [2; 4; 12; 14], позволяя конкретизировать внимание исследователей на вопросах глубинного анализа внешних и внутренних подсистем существования театра в границах конкретного пространства, локуса, территории. Именно данный ракурс исследования (обобщающий пространственно-территориальную составляющую бытования театра) и может рассматриваться нами как основание для изучения понятия «театральная среда».

Изучение пространственных характеристик культуры, равно как и самой категории «культурного пространства», имеет давнюю традицию в культурологических исследованиях. Смысловая неограниченность данной категории порой сопоставима с пониманием культуры вообще, что подтверждается мнением А. С. Кармина: «Культурное пространство — это всё многообразие моделей и идеалов человеческой деятельности и все отношения культуры» [11, с. 203]. Конкретизируя данное определение, И. И. Свирида выделяет два пути, ведущие к пониманию культурного пространства: 1) как пространство концептуальное, творимое в текстах культуры — претворение в образе, картине мира; 2) как пространство бытования культуры — это та среда, в которой существуют и развиваются культурные явления [16]. Если же сужать ракурс исследовательского внимания до конкретных вариаций представленности сфер в общекультурном пространстве, то в рамках данной статьи следует обратиться к феномену театрального пространства. К. И. Возгривцева рассматривает театральное пространство как «подвижную структуру, в которой осуществляется появление и взаимодействие элементов театральной культуры; театральное пространство возникает в результате освоения, преобразования человеком действительности самого себя при помощи феноменов и институтов театральной культуры» [2, с. 60]. Е. В. Орлова дополняет определение театрального пространства введением специфических особенностей его функционирования, к числу которых относит: диалоговый характер, значимую насыщенность, знако-вость, ценностную составляющую, временную протяженность, деятельностную природу [14].

Наиболее тщательная попытка в структурировании театрального пространства была предпринята французским театроведом

П. Пависом, выделившим следующие подсистемы: драматическое — абстрактное пространство, воссоздаваемое при помощи воображения; сценическое пространство — реальное пространство сцены, визуализированное режиссером; сценографическое пространство — пространство нахождения публики и актеров во время спектакля; игровое пространство — создается жестикуляцией актеров; текстовое пространство — представление текста; внутреннее пространство — авторское видение спектакля драматургом или персонажем [15] . Как можно убедиться, с одной стороны, «границы выхода» весьма расширены (воображение, внутреннее видение), с другой — структура театрального пространства замкнута внутри реально воссоздаваемого театрального действа — конкретного спектакля. Тем не менее, театр активно и полно включен в многообразие не только художественных практик, но и в целом вписан в городское пространство как единую площадку взаимодействия с различными институциональными и внеинституциональными образованиями, что, собственно, и позволяет говорить о театральности самого города. Осмысление внешних и внутренних аспектов пространственной включенности театра в культурные локусы оказывается неразрывно связанным с понятием городской среды.

Средовая парадигма города, обоснованная В. Л. Глазычевым, акцентирует внимание не только на сугубо пространственно-предметной составляющей, сколько подчеркивает необходимость фиксации культурных оснований урбанизации (традиция, которую также развивали и В. М. Долгий, А. Г. Левинсон, Ч. Лэндри): «Обжитое пространство всего города, сложенное из пространств человеческого общения, прямого или косвенного, всё это — городская среда» [3, с.5].

В ряде источников понятие «среда» и «культура» выступают необходимыми компонентами в суммирующем концепте «культурная среда». Так, С. В. Барышников говорит о процессах функционирования городской культуры как бытийственной среды социума. [1, с. 11]. При этом, несмотря на явно выраженный акцент исследователей в поиске духовных оснований жизни города, художественно-эстетические проявления не в полной мере содержательно осмыслены культурологами именно в исследовании театральной среды мегаполиса. Оговоримся

сразу, что художественная культура как базовый компонент городской инфраструктуры неоднократно становилась объектом изучения авторов. Так, М. С. Каган, выделяя ключевые факторы, обеспечивающие своеобразие городской культуры, наряду с природным (климат, ландшафт), предметно-архитектурным, социально-ориентированным (направленность деятельности жителей) аспектом, подчеркивал необходимость анализа эстетически-художественного фактора как особой роли художественной культуры в индивидуализации городского «лица», формировании «души города» [10]. И тем не менее конкретизация внимания именно на театральной среде как значимой составляющей городской среды не нашла комплексного решения в исследованиях культурологов.

Предметом рассмотрения в нашей статье является осмысление понятия «театральная среда города», выступающее специфическим образованием по отношению к более крупным категориям — городская среда, культурная среда. Театральную среду мы понимаем как пространство культуры, возникающее посредством отношений и взаимодействий совокупности субъектов, активность которых определяется театральным искусством как субстратом этой среды.

Выделим ключевые сущностно-смысловые характеристики, конкретизирующие представление о театральной среде:

— деятельность субъектов театральной среды определяется культурным статусом акторов и включает такие варианты, как: профессиональная, непрофессиональная и сопутствующая;

— театральная среда включает все модальности и формы направленности деятельных интересов к искусству театра, как прямо выраженных, так и опосредованных;

— содержание театральной среды задается не только собственно театральным искусством как таковым и деятельностью активных субъектов, но и объективными аспектами этого подпространства;

— субстанциальность театральной среды представлена как идеально-духовными основаниями феномена театра, так и предметными воплощениями значений и смыслов этого явления.

Эффективное функционирование театральной среды оказывается возможным при ряде условий и характеристик развития городского пространства, способствующих появлению и опти-

мальному поддержанию театральной среды. В числе первых можно говорить об интенсивности театральной жизни: количественном многообразии театральных площадок, обеспечивающих единовременный выбор предложений и конкуренцию художественных потоков, а также о воспроизводимо-устойчивом характере их функционирования. И речь в данном случае не идет лишь о статусно-закрепленном институциональном взаимодействии театра и публики, но связывается с учетом и внеинститу-циональных художественно-театральных организаций (студии, неформальные объединения). Интенсивность как значимое свойство и качество театральной среды обеспечивает столь необходимое городу восприятие театра как «живого» организма, не заключенного в рамки мемориально-статичного позиционирования культурно-художественного наследия («театр — музей»), а включенного в многообразие социокультурных связей и контактов («театр — народный дом»).

Показателем успешно-динамичного роста театрального «организма» можно считать гастрольно-фестивальную деятельность, обеспечивающую, на наш взгляд, еще одно важное условие — открытости театральной среды, которую можно связать с пространственно-временным движением культурных образцов, внедрением их в новые локусы, включением и удержанием разнообразных групп аудитории в поле театрально-художественного воздействия.

Интенсивность и открытость театральной среды связана и с обеспечением доступности художественно-театрального предложения для различных аудиторий города и области: центра и периферии.

Безусловно, когда речь идет о формировании и эффективном поддержании развития театральной среды города, значимым ее условием видится насыщенность художественного предложения: жанровое многообразие и обновляемость репертуарного ресурса, соотношение традиционного и новаторского в выборе театральных постановок.

Еще одно важное условие эффективного развития театральной среды — это ее конвергентность — особая стратегия слияния, соединения, взаимодействия различных культурных потоков. Для того чтобы являться активным субъектом городской жизни, театру необходимо быть в режиме активного

включения в актуальные практики современности. Данный показатель приобретает особую значимость в условиях информационной культуры, преобладающей роли массмедиа и особенно Интернет-коммуникаций, обрушивающих на потребителя информационно-виртуальные потоки. Именно эта стратегия способствует грамотной корректировке художественного уровня зрителя, поскольку, как показывают социологические исследования, театр и аудитория нередко находятся на несовпадающих смысловых позициях [5; 6; 7; 8].

Для того чтобы театр был органично вписан в городское пространство, необходимым видится условие театрализации внете-атрального бытования города — придание театральных черт личностно-повседневному бытию, насыщение его театрализо-вано-перформативным смыслом. Феномен театрализации повседневности как наделение межличностных взаимодействий чертами театральности связывается с понятием перформанс-коммуникации, означающей «субъективно конструируемые сценарии реальности, основанные на особом типе игровой интеракции, презентуемые и оцениваемые индивидом как событийно-драматургическая форма взаимодействия» [9, с. 110].

Эффективное взаимодействие театра и зрителя рассматривается нами не только как оптимизация театральной среды, но и как ориентир культурно-художественной политики территории. На проблеме оценки внедряемой культурной политики, измерении ее действенных эффектов и результатов акцентируется внимание в Указе президента Российской Федерации об утверждении основ государственной культурной политики (24 декабря 2014 г.) [13].

Безусловно, поиск критериев и измеряемых показателей эффективности реализации культурной политики — задача, требующая консолидации усилий самых разнообразных социальных институтов и организаций, субъектов и акторов социокультурного процесса. Но в их ряду, на наш взгляд, именно театру как живому искусству, определяющему функционирование театральной среды города, принадлежит особая роль.

Список литературы References

1. Барышников С.В. Городская культурная среда: становление и развитие. Социально-философский аспект: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ. наук. Воронеж, Воронежский гос. ун-т, 1999.

Baryshnikov S. Urban culture space: formation and development. The social and philosophical aspects. PhD thesis in Philosophy. Voronezh, Voronezh state university, 1999.

BaryshnikovS.V. Gorodskaja kul'turnaja sreda: stanovlenie i razvitie. So-cial'no-filosofskij aspekt: Diss. na soisk. uch. step. kand. filosof. nauk. Voronezh, Voronezhskij gos. un-t, 1999.

2. Возгривцева К.И. Театральное пространство: культурологический аспект // Известия Уральского государственного университета. 2005. № 35.

Vozgrivtseva K. Theatre space: the culturological aspect // Izvestiya Ural-skogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. No. 35.

Vozgrivceva K.I. Teatral'noe prostranstvo: kul'turologicheskij aspect // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. No. 35.

3. Глазычев В.Л. Урбанистика. М., 2008.

Glazychev V. Urban planning. Moscow, 2008.

Glazychev V.L. Urbanistika. M., 2008.

4. Гуткина И. М. Культурное пространство: проблемы и перспективы изучения // Философия и современность. Саратов, 2003.

Gutkina I. Cultural space: research challenges and perspectives. Filoso-fiya i sovremennost. Saratov, 2003.

Gutkina I.M. Kul'turnoe prostranstvo: problemy i perspektivy izuchenija // Filosofija i sovremennost'. Saratov, 2003.

5. Дадамян Г.Г. Проектирование культурных процессов по «образцам». Социальное проектирование в культуре: методологические проблемы / Сост. и науч. ред. Д.Б. Дондурей. М., 1986.

Dadamyan G. The projecting of cultural processes from certain «patterns». Social project management in culture: methodological problems / Compiled and edited by D. Dondurey. Moscow, 1986.

Dadamjan G.G. Proektirovanie kul'turnyh processov po «obrazcam». So-cial'noe proektirovanie v kul'ture: metodologicheskie problem / Sost. i nauch. red. D.B. Dondurej. M., 1986.

6. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театра. М., 1982.

Dadamyan G. Social and economic problems of theatre. Moscow, 1982.

Dadamjan G.G. Social'no-jekonomicheskie problemy teatra. M., 1982.

7. Дадамян Г.Г. Специфика современной культурной ситуации и проблемы ее научного изучения: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.Г. Дадамян // Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984.

Dadamyan G. The peculiarities of the current situation in culture and the challenges in its academic study / A symposium of articles, executive editor G. Dadamyan // The questions of the social functioning of culture. Moscow, 1984.

Dadamjan G.G. Specifika sovremennoj kul'turnoj situacii i problemy ee nauchnogo izuchenija: Sb. nauch. tr. / О^. red. G.G. Dadamjan // Voprosy social'nogo funkcionirovanija hudozhestvennoj kul'tury. M., 1984.

8. Дадмян Г.Г., Дондурей Д.Б. Социальные функции искусства: в ожидании новых концепций / Г. Г. Дадамян, Д. Б. Дондурей // Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.

Dadamyan G, Dondurey D. The social functions of art: waiting for new concepts / G. Dadamyan, D. Dondurey // Social functions of art and its fields, Moscow, 1980.

Dadmjan G.G., Dondurej D.B. Social'nye funkcii iskusstva: v ozhidanii novyh koncepcij / G.G. Dadamjan, D.B. Dondurej // Social'nye funkcii iskusstva i ego vidov. M., 1980.

9. Зубанова Л.Б. Театрализация повседневности: социологический анализ истории жизненного события // Социологические исследования. 2013. №4.

Zubanova L. The theatricalisation of everyday life: the sociological analysis of the history behind a life occurrence. // Sotsiologicheskie issledovania. 2013, No.4.

Zubanova L.B. Teatralizacija povsednevnosti: sociologicheskij analiz is-torii zhiznennogo sobytija // Sociologicheskie issledovanija. 2013. No.4.

10. Каган М.С. Культура города и пути ее изучения / М.С. Каган // Город и культура. СПб., 1992.

Kagan M. Urban culture and approaches to its study / M. Kagan // Town and culture. Saint Petersburg, 1992.

Kagan M.S. Kul'tura goroda i puti ee izuchenija / M.S. Kagan // Gorod i kul'tura. SPb., 1992.

11. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997.

Karmin A. The basics of cultural studies: the morphology of culture. Saint Petersburg, 1997.

Karmin A.S. Osnovy kul'turologii: morfologija kul'tury. SPb., 1997.

12. Осипова Э.В. История театральной культуры Дальнего Востока России: Автореф. дисс. к.и.н. Владивосток, 2012.

Osipova E. The history of the theatre culture in Russia's Far East: PhD thesis in History, Vladivostok, 2012.

Osipova Je.V. Istorija teatral'noj kul'tury Dal'nego Vostoka Rossii: Avto-ref. diss. k.i.n. Vladivostok, 2012.

13. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102 364581 (дата обращения: 12.05.2015).

The Edict of the President of the Russian Federation from the 24th of January 2014 No. 808 «Concerning approval of culture policy Guidelines». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&last-

Doc=1&nd=102364581 (access date: 12.05.2015).

Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 N 808 «Ob utverzhdenii Osnov gosu-darstvennoj kul'turnoj politiki». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc-body=&firstDoc= 1 &lastDoc= 1 &nd= 1023645 81 (data obrashhenija: 12.05.2015).

14. Орлова Е.В. К вопросу о культурологическом анализе театрального пространства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. №6 (88).

Orlova E. The question of theatre space culturological analysis // Vest-nik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. No.6 (88).

Orlova E.V. K voprosu o kul'turologicheskom analize teatral'nogo pro-stranstva // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. No.6 (88).

15. Павис П. Словарь театра. М., 2003.

Pavis P. Dictionary of the theatre. Moscow, 2003.

16. Свирида И.И. Пространство и культура: аспекты изучения // Славяноведение. 2003. №4.

Svirida I. Space and culture: aspects of study // Slavyanovedenie. 2003, No.4.

Svirida I.I. Prostranstvo i kul'tura: aspekty izuchenija // Slavjanovede-nie. 2003. No.4.

Данные об авторе:

Точилкина Алла Сергеевна — директор ОГБУ «Челябинский государственный драматический «Молодежный театр»«. E-mail: alla-tochil-kina@mail.ru

Data about the author:

Tochilkina Alla — Chelyabinsk State Drama «Youth Theatre», Director. E-mail: alla-tochilkina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.